Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:47, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть особенности развития различных форм мышления у младших школьников.
Задачи:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
Провести диагностику уровня развития мышления;
Проанализировать результаты исследования;
Выявить особенности мышления младших школьников.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Характеристика младшего школьного возраста 6
1.2 Особенности мышления младших школьников 13
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 22
2.1 Процедура исследования особенностей мышления 22
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 25
ВЫВОДЫ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………
Третьей,
более высокой, формой определения
являются определения посредством
включения понятия в систему
определяющих его объективных связей
(вместо формальных отношений подчинения).
Таковы так называемые генетические
определения, которые определяют физическое
явление через связь с
Первый школьный возраст характеризуется обычно сугубым реализмом установок, господством интереса к конкретным фактам объективной действительности (проявляющегося в коллекционировании, составлении гербариев и пр.). Конкретные факты стоят в центре интеллектуальных интересов ребенка. Это сказывается на содержании и структуре его суждений. В них значительное место занимают, говоря языком диалектической логики, "суждения наличного бытия" и "суждения рефлексии"; из "суждений понятия" представлены преимущественно ассерторические, значительно слабее проблематические и аподиктические. Сами доказательства, к которым прибегает ребенок, сводятся сплошь и рядом к ссылке на пример. Ссылка, например, и аналогия являются типичными приемами, "методами" доказательства маленького школьника. Очень распространенное представление о том, что мышление ребенка характеризуется в первую очередь неспособностью раскрывать связи и давать объяснения, явно несостоятельно; наблюдения опровергают его. Для ребенка, скорее, характерна легкость, с которой он устанавливает связи и принимает любые совпадения как объяснения. Первая попавшаяся связь, часто случайная и субъективная, без всякой проверки принимается за универсальную закономерность; первая представившаяся мысль без всякой критики и взвешивания - за достоверное объяснение. Мысль ребенка работает сначала короткими замыканиями. Лишь по мере того как ребенок, расчленяя мыслимое от действительного, начинает рассматривать свою мысль как гипотезу, т. е. положение, которое нуждается еще в проверке, суждение превращается в рассуждение и включается в процесс обоснования и умозаключения[14].
По
данным ряда исследований, у младших
школьников наблюдается значительное
развитие в способности умозаключения.
В первом школьном возрасте (7 - 10 лет)
формируются индуктивные и
Все эти данные свидетельствуют о большом качественном сдвиге в мышлении школьника по сравнению с мышлением дошкольника; вместе с тем они обнаруживают и границы этой новой ступени мышления; мысль еще с трудом выходит за пределы сопоставления ближайших фактов; сложные системы опосредований ей еще мало доступны. Овладение ими характеризует следующую ступень развития мысли.
Оперируя уже на этой ступени многообразными понятиями вещей, явлений, процессов, мышление ребенка подготовляется, таким образом, к осознанию самих понятий в их свойствах и взаимоотношениях. Тем самым внутри этой ступени мышления создаются предпосылки, возможности для перехода на следующую ступень. Эти возможности реализуются у ребенка по мере того, как в ходе обучения он овладевает системой теоретического знания.
Были
проведены диагностика
Были проведены тесты:
1. «Группировка».
Определение способностей к смысловой обработке запоминаемого материала.
Для запоминания предъявляется ряд из 20 группирующихся по смыслу слов, всего 5 групп по 4 слова в каждой (см. приложение 1). Запоминание осуществляется по методу неполного заучивания (материал предъявляется и воспроизводится трижды).
Инструкция. Для первого воспроизведения: «Я сейчас прочитаю ряд слов. Ты внимательно послушай, а потом повтори в удобном для тебя порядке. Внимание!»
Для второго воспроизведения: «Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, что ты первый раз говорил и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!»
Для третьего воспроизведения: «Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем скажи все слова, которые запомнил. Назови слова, что ты говорил первый и второй раз и вновь запомненные. Все понятно? Внимание!»
Обработка. Фиксируются и подсчитываются воспроизведенные слова, определяется их объединенность в группы.
Нормативы.
Ограничение объема кратковременного
запоминания сказывается обычно
при первом и втором воспроизведении.
Первое воспроизведение
Данные по исследованию приведены в таблице № 1 (см. Приложение 4).
2. Таблица Равена
С
помощью теста Равена исследователи
судят о способности
3. Методика «Четвёртый лишний».
Позволяет
выделить уровень развития понятийного
мышления, умения оперировать образами
предметов и способность
Ребёнку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребёнку предлагается найти «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».
Cтимульный материал: 11 карточек с четырьмя словами (или четырьмя изображениями), одно из которых лишнее (см.приложение 2).
Инструкция: «Прочитай эти слова (или «Посмотри на эти картинки»). Одно из них здесь лишнее, оно не связано с остальными словами. Подумай, какое это слово и назови его. Объясни почему?»
Ход проведения. В первом задании нужно добиться от ребёнка правильного ответа. Оно не оценивается. В процессе тестирования ребёнку последовательно предъявляются все двенадцать карточек. Помощь взрослого заключается только в дополнительных вопросах типа: «Хорошо ли ты подумал?», «Ты уверен, что выбрал правильное слово?», но не в прямых подсказках. Если ребёнок после такого вопроса исправляет свою ошибку, ответ считается правильным. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.
10-8
баллов – высокий уровень
7-5
баллов – средний уровень
4 и менее баллов – логическое мышление развито слабо.
Полученные результаты приведены в таблице 3 (см. Приложение 6).
Анализ индуктивного мышления, способности оперировать с числами.
Детям предъявлялись письменно ряды чисел (см. приложение 3). Испытуемым необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения.
Все показатели переводились в 100-бальную систему. Очень низкий уровень развития логического мышления предполагался при показателе низкий – от 20 баллов, средний – от 40 баллов, высокий – от 70 баллов.
Полученные результаты приведены в таблице 4 (см. Приложение 7).
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
«Группировка» | Таблицы Равена | «Четвертый лишний» | «Закономерность числового ряда» | |
Высокий уровень | 10 | 0 | 22 | 2 |
Средний уровень | 26 | 38 | 11 | 19 |
Низкий уровень | 2 | 0 | 5 | 17 |
Для диагностики возможностей обработки материала использовали методику «Группировка». После первого запоминания слов ребята разделились на 2 группы, половина ребят воспроизвела слова, выделяя по одной группе (6 чел. – по 2 группы), а половина запоминала слова в той последовательности, в которой их произносили. Особых приемов запоминания учащиеся не использовали. После второго прослушивания слов 34 человек догадались, что для полного воспроизведения слов их следует разбить на группы по признакам. При третьем воспроизведении появилось от 3 до 5 групп. За счет группировки слов увеличилось количество запоминаемых слов.
При предъявлении методики Равена дети продемонстрировали средние интеллектуальные способности, что вполне соответствует их возрасту.
Проанализируем уровень развития понятийного мышления. Для большинства детей характерен высокий уровень развития понятийного мышления (64%), 26% детей имеют средний уровень развития интеллекта, а у 10 % учеников понятийное мышление развито слабо.
Методика
«Закономерность числового
Два ребенка из всех испытуемых быстро пришли от частных выводов к общему и смогли быстро составить числовые ряды. У 17 испытуемых числовые ряды вызвали затруднения – они долго думали и часто приходили к неверным выводам.
Информация о работе Развитие мышления ребенка в младшем школьном возрасте