Развитие мышления ребенка в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть особенности развития различных форм мышления у младших школьников.
Задачи:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
Провести диагностику уровня развития мышления;
Проанализировать результаты исследования;
Выявить особенности мышления младших школьников.

Оглавление

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Характеристика младшего школьного возраста 6
1.2 Особенности мышления младших школьников 13
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 22
2.1 Процедура исследования особенностей мышления 22
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 25
ВЫВОДЫ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

развитие мышления в школьном возрасте.docx

— 74.90 Кб (Скачать)

    Из  данных результатов можно сделать  следующий вывод.

    В данных классах имеются большие перспективы для работы по развитию логического, индуктивного и понятийного мышления как у детей со слабым и средним уровнем, так и у детей с высоким уровнем. Эта работа будет направлена на развитие и совершенствование многих операций мышления.

 

    

    ВЫВОДЫ

 
  1. Испытуемые  показали хорошие результаты в смысловой обработке запоминаемого материала, это значит, что дети хорошо оперируют образами и могут выявить общие черты и признаки, определяя их по группам.
  2. У всех испытуемых средний уровень интеллектуального развития. Нет детей опережающих свое развитие.
  3. Высокий уровень понятийного мышления. Испытуемые могут отнести образы предметов к определенному классу понятий.
  4. Средний уровень развития индуктивного мышления, но многие испытуемые не могут из частных суждений прийти к общему.
  5. В целом уровень развития мышления соответствует оптимальному уровню. Дети подготовлены к переходу из младшего звена в среднее, что подтверждает нашу гипотезу.
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Из  курса дидактики известно, что  деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Репродуктивная деятельность сводится к воспроизведению воспринимаемой информации. Лишь продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит своё выражение в  таких мыслительных операциях, как  анализ и синтез, сравнение, классификация  и обобщение. Эти мыслительные операции в психолого-педагогической литературе принято называть логическими приёмами умственных действий.

    Включение этих операций в процесс усвоения содержания  обеспечивает реализацию продуктивной деятельности, которая  оказывает положительное влияние  на развитие всех психических функций.

    Если  говорить о настоящем состоянии  современной начальной школы  в нашей стране, то основное место  все еще продолжает занимать репродуктивная деятельность. На уроках по двум основным учебным дисциплинам - язык и математика - дети почти все время решают учебно-тренировочные  типовые задачи. Их назначение состоит в том, чтобы  поисковая деятельность детей с  каждой последующей задачей одного и того же типа постепенно свертывалась и, в конечном счете, совсем исчезла.

    С одной стороны - засилье деятельности по усвоению знаний и умений, которое  существовало, тормозит развитие интеллекта детей, в первую очередь, логического  мышления. В связи с такой системой преподавания дети привыкают решать задачи, которые всегда имеют готовые  решения, причем, как правило, только одно решение. Поэтому дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет  решения или, наоборот, имеет несколько  решений. Кроме того, дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, поэтому они не в состоянии действовать самостоятельно, чтобы найти какой - то новый способ.

    Развитие  логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство  учащихся, даже старших классов, не овладевают начальными приемами логического  мышления, а этим приемам необходимо начинать учить с начальной школы.

    Прежде  всего, из урока в урок нужно развивать  у ребенка способности к анализу  и синтезу. Острота аналитического ума позволяет разобраться в  сложных вопросах. Способность к  синтезу помогает одновременно держать  в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между  явлениями, овладевать длинной цепью  умозаключений, открывать связи  между единичными факторами и  общими закономерностями.

    Логическое  мышление лежит в основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без мышления невозможна нормальная жизнь ни личности, ни общества. Благодаря мышлению, человек выделился  из животного мира и достиг высокого уровня.

    В рамках исследования проблемы состояния  и развития форм мышления у младших  школьников был проведен анализ психолого-педагогической литературы, рассмотрены вопросы  развития форм мышления. В рамках проведения диагностики были подобраны методы диагностики мышления применительно  к младшему школьному возрасту, проведен анализ полученных результатов.

 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998.
  2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – Москва – Воронеж, 1997.
  3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность. // Семья и школа, 1990, №9.
  4. Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. – М. – Воронеж, 1998.
  5. Смирнов А.А.Психология ребенка и подростка // Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т.– М.: Педагогика, 1987. – Т.1.
  6. Зеньковский В.В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.
  7. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. -М.: Просвещение, 1985.
  8. Мухина В.С. “Детская психология” - М: Просвещение, 1985 г.
  9. Немов Р.С. “ Психология” в 3 кн. Кн. 2 Психология образования изд. - М: Просвещение: Владос. 1995 г.
  10. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – ч.1 - М: Просвещение, 1980 г.
  11. Обухова Л.Ф “Детская психология: теория, факты, проблемы, - М: Тривола, 1995 г
  12. Фридман Л. М. Задачи на развитие мышления. -М.: Просвещение, 1963.
  13. Курс общей, возрастной и педагогической психологии: 2/под. Ред. М. В. Гамезо. -М.: Просвещение, 1982.
  14. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. Москва. «Просвещение», «Владос». 1994 г.
  15. Алексеева Л.Г., Воронин А.Н.. Развитие и диагностика способностей.- Москва. Наука 1991 г.
  16. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось – 89, 2001.
  17. Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа - 1994 - №11.
  18. Эльконин Д.Б. “Детская психология” - М: Педагогика 1960 г.
  19. Эльконин Д.Б. “Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии” П.ред. Д.И. Фельдштейна - М: Международная педагогическая академия, 1995.
  20. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991.
  21. Возрастные возможности усвоения знании / Под ред. Д.Б. Эльконина и В. В. Давыдова. – М., 1966.
 
 

 

    

    Приложение 1 

     
    Солнце     Шапка     Липа     Небо
    Тополь     Медведь     Блюдце     Елка
    Чашка     Сосна     Звезда     Белка
    Заяц     Ложка     Лиса     Кружка
    Луна     Юбка     Платье     Кофта
 
 
 

 

    

    Приложение 2 

    
  • стол, кровать, пол, шкаф;
  • молоко, сливки, сало, сметана;
  • ботинки, сапоги, шнурки, валенки;
  • молоток, топор, пила, гвоздь;
  • трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
  • берёза, сосна, дерево, дуб;
  • самолёт, телега, человек, корабль;
  • Василий, Фёдор, Семён, Иванов;
  • сантиметр, метр, килограмм, километр;
  • токарь, учитель, врач, книга;
  • дедушка, учитель, папа, мама.

 

    

    Приложение 3

1) 24 21 19 18 15 13 - - 7

2) 1 4 9 16 - - 49 64 81

3) 16 17 15 18 14 19 - -

4) 1 3 6 8 16 18 - - 76 78

5) 7 16 9 5 21 16 9 - 1

6) 2 4 8 10 20 22 - - 92 94

7) 24 22 19 15 - - 

 

    

    Приложение 4

Таблица №1. Диагностика способности к смысловой обработке запоминаемого материала.

     
         Смысловая обработка запоминаемого материала
      I Восп Группы Слов II восп Группы Слов III

Восп

Группы Слов
    1     7 1 группа     14 3 группа 15     4 группа
    2     15           16           6     4 группа
    3     7           10 2 группа     6     4 группа
    4     11           12 2 группа     3     3 группа
    5     9           7 1 группа     5     3 группа
    6     9 2 группа     13 3 группа     5     4 группа
    7     11 1 группа     13 2 группа     6     4 группа
    8     10           11 1 группа     6     4 группа
    9     7           11 4 группа     4     5 группа
    10     9           7 1 группа     5     3 группа
    11     9           12 3 группа     7     5 группа
    12     10 1 группа     12 3 группа     6     3 группа
    13     10 2 группа     15 3 группа     6     5 группа
    14     8 1 группа     8           8     2 группа
    15     9           14 4 группа     6     3 группа
    16     10 1 группа     12 3 группа     6     5 группа
    17     9 2 группа     14 4 группа     3     5 группа
    18     8           11 2 группа     5     4 группа
    19     6 1 группа     8 1 группа     4     3 группа
    20     9           7 1 группа     5     3 группа
    21     9           12 3 группа     7     5 группа
    22     10 1 группа     12 3 группа     6     3 группа
    23     10 2 группа     15 3 группа     6     5 группа
    24     8 1 группа     8           8     2 группа
    25     9           14 4 группа     6     3 группа
    26     10 1 группа     12 3 группа     6     5 группа
    27     9 2 группа     14 4 группа     3     5 группа
    28     8           11 2 группа     5     4 группа
    29     6 1 группа     8 1 группа     4     3 группа
    30     9           7 1 группа     5     3 группа
    31     9 2 группа     13 3 группа     5     4 группа
    32     11 1 группа     13 2 группа     6     4 группа
    33     10           11 1 группа     6     4 группа
    34     7           11 4 группа     4     5 группа
    35     7 1 группа     14 3 группа 15     4 группа
    36     15           16           6     4 группа
    37     7           10 2 группа     6     4 группа
    38     11           12 2 группа     3     3 группа
 

 

    Приложение 5

    Таблица №2. Методика Равена.

     
         Методика  Равена
          А     В     С     Д     Е Кол. балл.     В %
    1 4-12-67% 6-26-100% 3-13-42% 3-20-50% 1-4-10% 75     48%
    2 4-12-67% 4-17-65% 4-19-61% 3-20-50% 1-7-18% 75     48%
    3 18-100% 21-81% 17-55% 33-83%     0 89     57%
    4 5-13-72% 5-20-77% 4-20-65% 2-12-30% 1-7-18% 72     47%
    5 5-17-94% 4-17-65% 2-10-32% 4-27-68%     0 71     46%
    6 6-18-100% 5-20-77% 2-11-36% 4-26-65%     0 75     48%
    7 6-18-100% 5-20-77% 3-13-42% 2-12-30%     0 63     41%
    8 15-83% 14-54% 13-42% 27-60%     0 69     45%
    9 6-18-100% 18-100% 4-20-65% 33-83% 1-8-20% 91     63%
    10 18-100% 20-77% 17-55% 13-33%     0 68     44%
    11 17-94% 21-81% 14-46% 26-65%     0 78     50%
    12 13-72% 20-77% 3-13-42% 13-33%     0 59     38%
    13 18-100% 18-100% 17-55% 33-83%     0 86     56%
    14 6-18-100% 5-20-77% 2-7-23% 2-13-33% 0-8% 58     37%
    15 5-13-72% 4-14-54% 2-11-36% 2-13-33% 1-8-20% 59     38%
    16 13-72% 20-77% 11-36% 33-83%     0 77     50%
    17 6-18-100% 18-10% 19-61% 33-83% 1-7-18% 95     61%
    18 7-39% 23-89% 0% 33-83%     0 63     41%
    19 6-18-100% 5-20-77% 2-10-32% 2-13-33%     0 61     39%
    20 5-17-94% 4-17-65% 2-10-32% 4-27-68%     0 71     46%
    21 6-18-100% 5-20-77% 2-11-36% 4-26-65%     0 75     48%
    22 6-18-100% 5-20-77% 3-13-42% 2-12-30%     0 63     41%
    23 15-83% 14-54% 13-42% 27-60%     0 69     45%
    24 6-18-100% 18-100% 4-20-65% 33-83% 1-8-20% 91     63%
    25 18-100% 20-77% 17-55% 13-33%     0 68     44%
    26 17-94% 21-81% 14-46% 26-65%     0 78     50%
    27 13-72% 20-77% 3-13-42% 13-33%     0 59     38%
    28 4-12-67% 6-26-100% 3-13-42% 3-20-50% 1-4-10% 75     48%
    29 4-12-67% 4-17-65% 4-19-61% 3-20-50% 1-7-18% 75     48%
    30 18-100% 21-81% 17-55% 33-83%     0 89     57%
    31 5-13-72% 5-20-77% 4-20-65% 2-12-30% 1-7-18% 72     47%
    32 13-72% 20-77% 11-36% 33-83%     0 77     50%
    33 6-18-100% 18-10% 19-61% 33-83% 1-7-18% 95     61%
    34 7-39% 23-89%     0% 33-83%     0 63     41%
    35 6-18-100% 5-20-77% 2-10-32% 2-13-33%     0 61     39%
    36 18-100% 18-100% 17-55% 33-83%     0 86     56%
    37 6-18-100% 5-20-77% 2-7-23% 2-13-33% 0-8% 58     37%
    38 5-13-72% 4-14-54% 2-11-36% 2-13-33% 1-8-20% 59     38%
 

 

    Приложение 6

    Таблица №3. Уровень развития логического мышления младших школьников.

          кол-во баллов     уровень развития мышления
    1     7     средний
    2     10     высокий
    3     9     высокий
    4     9     высокий
    5     5     средний
    6     7     средний
    7     10     высокий
    8     4     низкий
    9     4     низкий
    10     10     высокий
    11     9     высокий
    12     6     средний
    13     9     высокий
    14     10     высокий
    15     8     высокий
    16     8     высокий
    18     9     высокий
    17     8     высокий
    19     7     средний
    20     8     высокий
    21     8     высокий
    22     9     высокий
    23     8     высокий
    24     7     средний
    25     10     высокий
    26     9     высокий
    27     6     средний
    28     9     высокий
    29     10     высокий
    30     7     средний
    31     10     высокий
    32     4     низкий
    33     4     низкий
    34     7     средний
    35     5     средний
    36     7     средний
    37     10     высокий
    38     4     низкий

Информация о работе Развитие мышления ребенка в младшем школьном возрасте