Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:47, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть особенности развития различных форм мышления у младших школьников.
Задачи:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
Провести диагностику уровня развития мышления;
Проанализировать результаты исследования;
Выявить особенности мышления младших школьников.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Характеристика младшего школьного возраста 6
1.2 Особенности мышления младших школьников 13
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 22
2.1 Процедура исследования особенностей мышления 22
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 25
ВЫВОДЫ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………
Из данных результатов можно сделать следующий вывод.
В данных классах имеются большие перспективы для работы по развитию логического, индуктивного и понятийного мышления как у детей со слабым и средним уровнем, так и у детей с высоким уровнем. Эта работа будет направлена на развитие и совершенствование многих операций мышления.
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из
курса дидактики известно, что
деятельность может быть репродуктивной
и продуктивной. Репродуктивная деятельность
сводится к воспроизведению
Включение
этих операций в процесс усвоения
содержания обеспечивает реализацию
продуктивной деятельности, которая
оказывает положительное
Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то основное место все еще продолжает занимать репродуктивная деятельность. На уроках по двум основным учебным дисциплинам - язык и математика - дети почти все время решают учебно-тренировочные типовые задачи. Их назначение состоит в том, чтобы поисковая деятельность детей с каждой последующей задачей одного и того же типа постепенно свертывалась и, в конечном счете, совсем исчезла.
С одной стороны - засилье деятельности по усвоению знаний и умений, которое существовало, тормозит развитие интеллекта детей, в первую очередь, логического мышления. В связи с такой системой преподавания дети привыкают решать задачи, которые всегда имеют готовые решения, причем, как правило, только одно решение. Поэтому дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения или, наоборот, имеет несколько решений. Кроме того, дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, поэтому они не в состоянии действовать самостоятельно, чтобы найти какой - то новый способ.
Развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старших классов, не овладевают начальными приемами логического мышления, а этим приемам необходимо начинать учить с начальной школы.
Прежде
всего, из урока в урок нужно развивать
у ребенка способности к
Логическое мышление лежит в основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без мышления невозможна нормальная жизнь ни личности, ни общества. Благодаря мышлению, человек выделился из животного мира и достиг высокого уровня.
В рамках исследования проблемы состояния и развития форм мышления у младших школьников был проведен анализ психолого-педагогической литературы, рассмотрены вопросы развития форм мышления. В рамках проведения диагностики были подобраны методы диагностики мышления применительно к младшему школьному возрасту, проведен анализ полученных результатов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
1
Солнце | Шапка | Липа | Небо |
Тополь | Медведь | Блюдце | Елка |
Чашка | Сосна | Звезда | Белка |
Заяц | Ложка | Лиса | Кружка |
Луна | Юбка | Платье | Кофта |
Приложение
2
Приложение 3
1) 24 21 19 18 15 13 - - 7
2) 1 4 9 16 - - 49 64 81
3) 16 17 15 18 14 19 - -
4) 1 3 6 8 16 18 - - 76 78
5) 7 16 9 5 21 16 9 - 1
6) 2 4 8 10 20 22 - - 92 94
7) 24 22 19
15 - -
Приложение 4
Таблица №1. Диагностика способности к смысловой обработке запоминаемого материала.
№ | Смысловая
обработка запоминаемого | |||||
I Восп | Группы Слов | II восп | Группы Слов | III
Восп |
Группы Слов | |
1 | 7 | 1 группа | 14 | 3 группа | 15 | 4 группа |
2 | 15 | 16 | 6 | 4 группа | ||
3 | 7 | 10 | 2 группа | 6 | 4 группа | |
4 | 11 | 12 | 2 группа | 3 | 3 группа | |
5 | 9 | 7 | 1 группа | 5 | 3 группа | |
6 | 9 | 2 группа | 13 | 3 группа | 5 | 4 группа |
7 | 11 | 1 группа | 13 | 2 группа | 6 | 4 группа |
8 | 10 | 11 | 1 группа | 6 | 4 группа | |
9 | 7 | 11 | 4 группа | 4 | 5 группа | |
10 | 9 | 7 | 1 группа | 5 | 3 группа | |
11 | 9 | 12 | 3 группа | 7 | 5 группа | |
12 | 10 | 1 группа | 12 | 3 группа | 6 | 3 группа |
13 | 10 | 2 группа | 15 | 3 группа | 6 | 5 группа |
14 | 8 | 1 группа | 8 | 8 | 2 группа | |
15 | 9 | 14 | 4 группа | 6 | 3 группа | |
16 | 10 | 1 группа | 12 | 3 группа | 6 | 5 группа |
17 | 9 | 2 группа | 14 | 4 группа | 3 | 5 группа |
18 | 8 | 11 | 2 группа | 5 | 4 группа | |
19 | 6 | 1 группа | 8 | 1 группа | 4 | 3 группа |
20 | 9 | 7 | 1 группа | 5 | 3 группа | |
21 | 9 | 12 | 3 группа | 7 | 5 группа | |
22 | 10 | 1 группа | 12 | 3 группа | 6 | 3 группа |
23 | 10 | 2 группа | 15 | 3 группа | 6 | 5 группа |
24 | 8 | 1 группа | 8 | 8 | 2 группа | |
25 | 9 | 14 | 4 группа | 6 | 3 группа | |
26 | 10 | 1 группа | 12 | 3 группа | 6 | 5 группа |
27 | 9 | 2 группа | 14 | 4 группа | 3 | 5 группа |
28 | 8 | 11 | 2 группа | 5 | 4 группа | |
29 | 6 | 1 группа | 8 | 1 группа | 4 | 3 группа |
30 | 9 | 7 | 1 группа | 5 | 3 группа | |
31 | 9 | 2 группа | 13 | 3 группа | 5 | 4 группа |
32 | 11 | 1 группа | 13 | 2 группа | 6 | 4 группа |
33 | 10 | 11 | 1 группа | 6 | 4 группа | |
34 | 7 | 11 | 4 группа | 4 | 5 группа | |
35 | 7 | 1 группа | 14 | 3 группа | 15 | 4 группа |
36 | 15 | 16 | 6 | 4 группа | ||
37 | 7 | 10 | 2 группа | 6 | 4 группа | |
38 | 11 | 12 | 2 группа | 3 | 3 группа |
Приложение 5
Таблица №2. Методика Равена.
№ | Методика Равена | ||||||
А | В | С | Д | Е | Кол. балл. | В % | |
1 | 4-12-67% | 6-26-100% | 3-13-42% | 3-20-50% | 1-4-10% | 75 | 48% |
2 | 4-12-67% | 4-17-65% | 4-19-61% | 3-20-50% | 1-7-18% | 75 | 48% |
3 | 18-100% | 21-81% | 17-55% | 33-83% | 0 | 89 | 57% |
4 | 5-13-72% | 5-20-77% | 4-20-65% | 2-12-30% | 1-7-18% | 72 | 47% |
5 | 5-17-94% | 4-17-65% | 2-10-32% | 4-27-68% | 0 | 71 | 46% |
6 | 6-18-100% | 5-20-77% | 2-11-36% | 4-26-65% | 0 | 75 | 48% |
7 | 6-18-100% | 5-20-77% | 3-13-42% | 2-12-30% | 0 | 63 | 41% |
8 | 15-83% | 14-54% | 13-42% | 27-60% | 0 | 69 | 45% |
9 | 6-18-100% | 18-100% | 4-20-65% | 33-83% | 1-8-20% | 91 | 63% |
10 | 18-100% | 20-77% | 17-55% | 13-33% | 0 | 68 | 44% |
11 | 17-94% | 21-81% | 14-46% | 26-65% | 0 | 78 | 50% |
12 | 13-72% | 20-77% | 3-13-42% | 13-33% | 0 | 59 | 38% |
13 | 18-100% | 18-100% | 17-55% | 33-83% | 0 | 86 | 56% |
14 | 6-18-100% | 5-20-77% | 2-7-23% | 2-13-33% | 0-8% | 58 | 37% |
15 | 5-13-72% | 4-14-54% | 2-11-36% | 2-13-33% | 1-8-20% | 59 | 38% |
16 | 13-72% | 20-77% | 11-36% | 33-83% | 0 | 77 | 50% |
17 | 6-18-100% | 18-10% | 19-61% | 33-83% | 1-7-18% | 95 | 61% |
18 | 7-39% | 23-89% | 0% | 33-83% | 0 | 63 | 41% |
19 | 6-18-100% | 5-20-77% | 2-10-32% | 2-13-33% | 0 | 61 | 39% |
20 | 5-17-94% | 4-17-65% | 2-10-32% | 4-27-68% | 0 | 71 | 46% |
21 | 6-18-100% | 5-20-77% | 2-11-36% | 4-26-65% | 0 | 75 | 48% |
22 | 6-18-100% | 5-20-77% | 3-13-42% | 2-12-30% | 0 | 63 | 41% |
23 | 15-83% | 14-54% | 13-42% | 27-60% | 0 | 69 | 45% |
24 | 6-18-100% | 18-100% | 4-20-65% | 33-83% | 1-8-20% | 91 | 63% |
25 | 18-100% | 20-77% | 17-55% | 13-33% | 0 | 68 | 44% |
26 | 17-94% | 21-81% | 14-46% | 26-65% | 0 | 78 | 50% |
27 | 13-72% | 20-77% | 3-13-42% | 13-33% | 0 | 59 | 38% |
28 | 4-12-67% | 6-26-100% | 3-13-42% | 3-20-50% | 1-4-10% | 75 | 48% |
29 | 4-12-67% | 4-17-65% | 4-19-61% | 3-20-50% | 1-7-18% | 75 | 48% |
30 | 18-100% | 21-81% | 17-55% | 33-83% | 0 | 89 | 57% |
31 | 5-13-72% | 5-20-77% | 4-20-65% | 2-12-30% | 1-7-18% | 72 | 47% |
32 | 13-72% | 20-77% | 11-36% | 33-83% | 0 | 77 | 50% |
33 | 6-18-100% | 18-10% | 19-61% | 33-83% | 1-7-18% | 95 | 61% |
34 | 7-39% | 23-89% | 0% | 33-83% | 0 | 63 | 41% |
35 | 6-18-100% | 5-20-77% | 2-10-32% | 2-13-33% | 0 | 61 | 39% |
36 | 18-100% | 18-100% | 17-55% | 33-83% | 0 | 86 | 56% |
37 | 6-18-100% | 5-20-77% | 2-7-23% | 2-13-33% | 0-8% | 58 | 37% |
38 | 5-13-72% | 4-14-54% | 2-11-36% | 2-13-33% | 1-8-20% | 59 | 38% |
Приложение 6
Таблица №3. Уровень развития логического мышления младших школьников.
кол-во баллов | уровень развития мышления | |
1 | 7 | средний |
2 | 10 | высокий |
3 | 9 | высокий |
4 | 9 | высокий |
5 | 5 | средний |
6 | 7 | средний |
7 | 10 | высокий |
8 | 4 | низкий |
9 | 4 | низкий |
10 | 10 | высокий |
11 | 9 | высокий |
12 | 6 | средний |
13 | 9 | высокий |
14 | 10 | высокий |
15 | 8 | высокий |
16 | 8 | высокий |
18 | 9 | высокий |
17 | 8 | высокий |
19 | 7 | средний |
20 | 8 | высокий |
21 | 8 | высокий |
22 | 9 | высокий |
23 | 8 | высокий |
24 | 7 | средний |
25 | 10 | высокий |
26 | 9 | высокий |
27 | 6 | средний |
28 | 9 | высокий |
29 | 10 | высокий |
30 | 7 | средний |
31 | 10 | высокий |
32 | 4 | низкий |
33 | 4 | низкий |
34 | 7 | средний |
35 | 5 | средний |
36 | 7 | средний |
37 | 10 | высокий |
38 | 4 | низкий |
Информация о работе Развитие мышления ребенка в младшем школьном возрасте