Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать проблемы гиперактивности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности адаптации к школе гиперактивных детей младшего школьного возраста.
3. Выявить особенности гиперактивных детей.
4. Разработать программу работы психолога, направленную на успешную адаптацию детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением к школе и проследить динамику результатов по итогам программы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....3
Глава I. Проблема адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением………………………………………....8
1.1. История изучения адаптации в работах отечественных и зарубежных психологов……………………………………………………...…..8
1.2. Особенности адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением…………………………………...……15
1.3. Причины формирования и проявления гиперактивного поведения……………………………………………………………...…………22
Выводы по I главе………………………………………………...………29
Глава II. Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе………………….32
2.1. Изучение особенностей процесса адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………….32
2.2. Программа работы психолога, направленная на успешную адаптацию к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением……………………………………………………………………….41
2.3. Динамика результатов по итогам реализации программы………..49
Выводы по II главе…………………………………………..……………54
Заключение…………………………………………………………….….57
Литература………………………………………………………….……..60
Приложение……………………………………………………….………64

Файлы: 1 файл

отличная курсовая, 41, окончательно!.doc

— 470.50 Кб (Скачать)

2.1. Изучение особенностей  процесса адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением

Теоретическое изучение проблемы адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением послужило основанием для проведения экспериментального исследования. Исследование процесса адаптации к школе младших школьников с гиперактивным поведением проводилось на базе МОУ Лицей. В исследовании принимали участие 30 детей с гиперактивным поведением, учащиеся первых классов, в возрасте 6-7 лет, которые были разделены на две группы зкспериментальную и контрольную.

Объект исследования: профессиональная деятельность психолога.

Цель данного исследования состоит в определении особенности психологической помощи  детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе.

В экспериментальную группу вошли 15 ребят 1 «а» класса,  из которых 10 мальчиков и 5 девочек в возрасте 6-7 лет. Класс характеризуется сплоченностью коллектива, доброжелательным отношением друг к другу, общительностью, жизнерадостностью, подвижностью, целеустремленностью. Многие дети любят играть в компьютерные игры, слушать сказки, гулять. Девочки очень любят рисовать. Класс имеет хорошую успеваемость, в эмоционально – волевой сфере в целом уравновешен. Дети дружат, всегда помогают друг другу (дети, которые поняли материал урока, стараются помочь соседу по парте, у которого возникли трудности с усвоением материала). Большинство учащихся с удовольствием ходят в школу, на экскурсии, охотно принимают участие в классных вечерах, активно общаются. У детей хорошо развита речь, богат словарный запас, умеют отвечать на вопросы, любят много читать. Уравновешены. Но некоторые учащиеся не всегда выделяют признаки, с трудом анализируют, сравнивают. Дети активно работают на уроках, но некоторые часто переспрашивают. В данной группе есть дети, которые мало общаются в коллективе, неохотно выполняют задания учителя, отвлекаются во время занятий. Дети охотно участвовали в исследовании,  с большим интересом и желанием отвечали на вопросы, рисовали рисунки.

Контрольная группа состояла из 15 человек, учащихся 1 «б» класса, из них 7 мальчиков и 8 девочек, в возрасте 6-7 лет. Класс также характеризуется сплоченностью коллектива, доброжелательным отношением друг к другу, общительностью, жизнерадостностью, подвижностью, целеустремленностью. Многие дети  тоже любят играть в компьютерные игры, слушать сказки, гулять. Девочки очень любят рисовать. Все дети посещали дошкольные учреждения, у них есть навык работы в коллективе, точно определен режим дня, лучше развиты коммуникативные навыки.

В ходе диагностики особенностей адаптации к школе младших школьников с гиперактивным поведением были проведены следующие методики: анкета для выявления детей с гиперактивным поведением для родителей и педагогов, диагностический инструментарий для изучения адаптации первоклассников к школе (тест «Мое настроение в школе», тест Керна – Йирасика, методика Гинзбурга), анкета для определения школьной мотивации (Лусканова), методика «Несуществующее животное»

  • Анкета для выявления детей с гиперактивным поведением для родителей и педагогов (см. Приложение 1,2).

Анкеты обрабатываются следующим образом. При обработке данных анкет необходимо учитывать следующее: поведение ребенка можно считать гиперактивным, если общее число баллов в анкете для родителей 8 и более, в анкете для педагогов 11 и более для девочек, 15 и более  для мальчиков. В анкетировании участвовали родители и классные  руководители  детей (Монина Г, Лютова Е., 2001).

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап - анкетирование родителей и педагогов для выделения детей в гиперактивную и негиперактивную группы с целью дальнейшего изучения их адаптации.  Для этого использовались анкеты для педагогов и для родителей, разработанные И.П. Брязгуновым и Е.В. Касатиковой И.П. (Брязгунов И.П., Касатикова Е.В., 2001). Тестирование родителей проводилось индивидуально. Использовались анкеты, разработанные И.П. Брязгуновым и Е.В. Касатиковой (см. Приложение 1,2).  Те дети, у которых в результате анкетирования родителей (матерей и отцов) средний балл 9 и выше и одновременно в анкете педагогов 15 баллов и выше у мальчиков, 11 баллов и выше у девочек, были признаны гиперактивными. Эта пороговая граница установлена на основе рекомендаций, предложенных разработчиками использованных анкет И.П. Брязгуновым, Е.В. Касатиковой  (Брязгунов И.П., Касатикова Е.В., 2001).

После  обработки анкет  были выделены две группы детей с гиперактивным поведением: в первую (экспериментальную) группу вошли 15 человек (10 мальчиков, 5 девочек); во вторую (контрольную) группу тоже вошли 15 человек (8 девочек, 7 мальчиков). Результаты анкетирования родителей и педагогов детей, поведение которых характеризуется как гиперактивное указано в таблице 1.

  • Диагностический инструментарий для изучения адаптации первоклассников к школе:

1. Тест «Мое настроение  в школе»,

2. Тест Керна – Йирасика,

3. Методика Гинзбурга (см. Приложение 3).

  1. Тест «Мое настроение в школе» (Рогов Е.И., 2003).

           Цель: диагностика эмоционального  состояния ребенка в школе (его  адаптации к школе).

Инструкция: на доске изображены лица трех человечков – один веселый, один спокойный, один грустный. Детям задается 6 вопросов о их настроении, а они должны с помощью этих человечков нарисовать свое настроение.

Обработка: нужно подсчитать сколько раз из шести ребенок нарисовал грустное лицо.

Тест позволяет сразу установить направления помощи ребенку, если у того есть проблемы с адаптацией (слабая учебная мотивация, учитель, семья, тревожность).

  1. Тест Керна – Йирасика (Рогов Е.И., 2003).

Цель: диагностика интеллектуальной готовности ребенка к школе.

Тест состоит из трех заданий, выполнение которых занимает не более 10 минут.

Задание 1. «Срисовывание группы точек».

Инструкция: в тетрадях у детей нарисованы точки. Им нужно скопировать их рядом с образцом как можно точнее.

Задание 2. «Подражание письменным буквам».

Инструкция: на иностранном языке написана фраза. Детям нужно ее скопировать как можно точнее.

Задание 3. «Рисунок мужской фигуры».

Инструкция: Детей просят нарисовать мужчину. Они могут рисовать ручкой, а могут цветными карандашами.

Обработка данных: Нужно оценить качество выполнения каждого задания по 5 бальной системе, где 1 балл соответствует самому высокому качеству исполнения, а 5 баллов – самому низкому.

  1. Методика Гинзбурга (Рогов Е.И., 2003).

Цель: изучение школьной мотивации.

Результаты проведенной методики «Мое настроение в школе» в экспериментальной группе представлены в таблице 3 (см. Приложение 4).

Были получены следующие данные: эмоциональное благополучие выявлено у 11 учащихся как высокое (73%) и у 4 человек как среднее (27%).

Высокая учебная мотивация наблюдается у 4 учащихся, что составляет 27%, средняя – у 10 человек (67%) и низкая у одного человека (6%).

Высокая учебная тревожность не выявлена ни у кого, средняя – у 11 человек (73%), низкая – у 4 человек (27%).

Высокая интеллектуальная готовность выявлена у 7 учащихся (47%), хорошая – у 5 учащихся (33%), средняя – у 3 человек (20%). Удовлетворительная и низкая интеллектуальная готовность не выявлена ни у одного учащегося.

Высокий уровень адаптации выявлен у 4 учащихся (27%), средний – у 11 человек (73%). Все дети в экспериментальной группе имеют уровень адаптации выше низкого.

Результаты проведенной методики «Мое настроение в школе» в контрольной группе представлены в таблице 4 (см. Приложение 5).

Были получены следующие данные: эмоциональное благополучие выявлено у 10 учащихся как высокое (67%) и у 5 человек как среднее (33%).

Высокая учебная мотивация наблюдается у 7 учащихся, что составляет 47%, средняя – у 7 человек (47%) и низкая у одного человека (6%).

Высокая учебная тревожность не выявлена ни у кого, средняя – у 10 человек (67%), низкая – у 5 человек (33%).

Высокая интеллектуальная готовность выявлена у 8 учащихся (53%), хорошая – у 4 учащихся (27%), средняя – у 3 человек (20%). Удовлетворительная и низкая интеллектуальная готовность не выявлена ни у одного учащегося.

Высокий уровень адаптации выявлен у 7 учащихся (47%), средняя – у 8 человек (53%). Все дети в контрольной группе имеют уровень адаптации выше низкого.

Таким образом, предложенные методики позволяют нам исследовать процесс адаптации к школе детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением. Проанализируем результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группе в первом диагностическом срезе.

Рис.1

Данные, полученные в первом диагностическом срезе по методике «Мое настроение в школе» в контрольной и экспериментальной группах.

 

 

Из рисунка 1 видно, что в обеих группах уровень адаптации выше низкого, но в контрольной группе количество учащихся с высоким уровнем адаптации преобладает над количеством учащихся с высоким уровнем в экспериментальной группе.

Детям, у которых высокий уровень адаптации к школе, характерна большая внимательность на занятиях, активность в выполнении заданий, повышенный интерес к учебе, преобладание узнать как можно больше. Все это говорит об успешном протекании процесса адаптации у детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением к школе и школьному обучению.

    • Анкета для определения школьной мотивации (Лусканова) (см. Приложение 6).

Анкета состоит из 10 вопросов, на каждый из которых есть 3 варианта ответа. Первый ответ оценивается в 3 балла, второй – в 1 балл, третий – 0 баллов. Максимальная оценка 30 баллов; чем выше балл, тем выше школьная мотивация.

После проведения анкетирования в экспериментальной группе были получены следующие данные: что у 5 гиперактивных детей (33%) отношение к себе как к школьнику не сформировано совсем. У 4 человека (27%) выявлено  положительное отношение к школе, но школа привлекает больше неучебными сторонами. У 6 человек (40%) выявлено отношение к себе как к школьнику, высокая школьная мотивация, учебная школьная активность.

После проведения анкетирования в контрольной группе были получены следующие данные: что у 4 гиперактивных детей (27%) отношение к себе как к школьнику не сформировано совсем. У 6 человек (40%) выявлено  положительное отношение к школе, но школа привлекает больше неучебными сторонами. У 5 человек (33%) выявлено отношение к себе как к школьнику, высокая школьная мотивация, учебная школьная активность.

1. Отношение к себе  как к школьнику не сформировано

2. Положительное отношение  к школе, но школа привлекает дольше неучебными сторонами

3. Отношение к себе как к школьнику практически сформировано

 

Рис. 2

Данные, полученные в первом диагностическом срезе при анкетировании для определения школьной мотивации (Лусканова) в контрольной и экспериментальной группах.

 

С помощью полученных данных, которые представлены на рисунке 2, можно сделать вывод, что в обеих группах есть учащиеся, у которых отношение к себе как к школьнику не сформировано, это тоже отрицательно влияет на процесс адаптации детей к школе.

  • Методика «Несуществующее животное» (Рогов Е.И., 2010).

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование состояния моторики. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует человека к пространству, т. е. возникшую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания (так, на листе бумаги – модели пространства – левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными эмоциями, с неуверенностью, пассивностью, а правая часть листа и верх – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действий). Рисунки выполняются карандашом, ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Инструкция: детям предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, а также назвать его несуществующим названием. Эта методика проводилась с целью выявления агрессии, страха, тревожности.

Интерпретация: Глаза. Если сильно выделены глаза, - это символ присущего человеку страха. Рот. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерненный, - признак опасения, страхов, недоверия. Рот с зубами – признак вербальной агрессии (огрызается, грубит, задирается). На голове животного могут быть дополнительные детали: рога – агрессия, в сочетании с другими признаками агрессии – ногтями, щетиной, иглами определяется характер этой агрессии» спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и демонстративности. Агрессивная защита – если рисунок выполнен с острыми углами; тревога – если есть затемнение контурной линии; подозрительность – если поставлены щиты, «заслоны». Особенно следует обратить внимание на продавленные линии, видимые даже с обратной  стороны листа (высокий тонус мышц рисующей руки – резкая тревожность).

Информация о работе Психологическая помощь детям младшего школьного возраста с гиперактивным поведением в период адаптации к школе