Младшие школьники с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:48, доклад

Краткое описание

Девиантное поведение может выражаться в форме: а) поступка (ударить человека по лицу); б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией); в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).

Оглавление

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической поддержки семье младшего школьника с девиантным поведением в условиях школы
1.1. Проблемы семьи младшего школьника с девиантным поведением
1.2. Средства социально-педагогической поддержки семье младшего школьника с девиантным поведением
1.3. Деятельность социального педагога по работе с семьей младшего школьника с девиантным поведением

Файлы: 1 файл

младшие школьники с девиантным поведением.docx

— 18.76 Кб (Скачать)

Содержание

 

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической поддержки  семье младшего школьника с девиантным поведением в условиях школы

1.1. Проблемы семьи младшего  школьника с девиантным поведением

1.2. Средства социально-педагогической  поддержки семье младшего школьника  с девиантным поведением

1.3. Деятельность социального  педагога по работе с семьей  младшего школьника с девиантным  поведением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы социально-педагогической поддержки  семье младшего школьника с девиантным поведением в условиях школы

1.1. Проблемы семьи  младшего школьника с девиантным  поведением

Прежде чем рассматривать  проблемы семьи младшего школьника  с девиантным поведением необходимо рассмотреть понятие девиантное поведение и его проявления в  младшем возрасте, а также особенности  данного возраста.

По мнению Дивициной Н.Ф.,  девиантное поведение – это:

1.  Поведение, отклоняющее  от норм психического здоровья, т.е. наличие у человека явной  или скрытой психопатологии.

2. Поведение, отклоняющее  от морально-нравственных норм  человеческого общежития и проявляющееся  в различных формах социальной  патологии – пьянстве, наркомании, проституции и пр. Подобный вид  девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений. [Основы социальной работы: Учеб. пособие/ Отв. ред. П.Д.Павленок. 2 изд., испр. и доп., М., 2003, - с. 248]

В «Словаре по социальной педагогике» автора-составителя Л.В.Мардахаева дается следующее определение:

Девиантное поведение  – система поступков или отдельные  поступки человека в зависимости  от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам. [Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Авт.-сост. Л.В.Мардахаев. – М.: Идательский центр «Академия», 2002. - с.61]

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам  личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения.

1. Деструктивное поведение.  Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.

2. Асоциальное поведение,  причиняющее вред личности и  социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3. Противоправное поведение,  представляющее собою нарушение  как моральных, так и правовых  норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Девиантное поведение  может выражаться в форме: а) поступка (ударить человека по лицу); б) деятельности (постоянное занятие вымогательством  или проституцией); в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной  группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).

Негативные явления свидетельствуют  о наличии исторических предпосылок, объективных и субъективных условий, о противоречивости общественного  развития, в котором тесно переплелись  как трудности становления и  развития, так и деформация экономических, социальных и политических и духовных процессов.

Отклоняющееся поведение  людей, во-первых, существует потому, что  новая социальная система возникает  не на пустом месте, а вырастает из ряда элементов прежней, разрушенной  системы – идет ли речь о людях  или об элементах производительных сил, духовной или материальной культуры. Во- вторых, процесс развития новой  социальной системы обычно неравномерен, а это порождает диспропорции в соотношении ее элементов и  приводит к отстаиванию некоторых  из них и тем или иным дефектам функционирования. В- третьих, может  наблюдаться неполная адаптация  развивающейся системы к внешним  и внутренним условиям ее существования. Говоря иными словами, социальное, культурное или техническое развитие может подчас не поспевать за вновь возникающими общественными, духовными или экономическими потребностями. В-четвертых, нельзя сбрасывать со счетов случайные события.

Все это в совокупности и служит конкретным источником различных негативных явлений.[дивицина, 23]

Социально-педагогические факторы, обуславливающие девиантное поведение  младших школьников, выражаются в  дефектах школьного, семейного или  общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и  индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям  в ранней социализации ребенка в  период детства с накоплением  негативного опыта: в стойкой  школьной неспешности ребенка с  разрывом связей с школой (периодическая запущенность), ведущей к несформированности познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации.

Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:

- учебной декомпенсации  - состояние ребенка, характеризующееся  возникновением затруднений в  изучении одного или нескольких  предметов при сохранении общего  интереса к школе;

- школьной дезадаптации - состояние ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;

- социальной дезадаптации - состояние ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;

- криминализации среды  свободного времяпровождения.

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка  является неблагополучие семьи. Следует  выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения:

- дисгармоничный стиль  воспитательных и внутрисемейных  отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство  желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой - провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи - одни правила поведения, для общества - совершенно другие;

- нестабильный, конфликтный  стиль воспитательных влияний  в неполной семье, в ситуации  развода, длительного раздельного  проживания детей и родителей;

- асоциальный стиль отношений  в дезорганизованной семье с  систематическим употреблением  алкоголя, наркотиков, аморальным образом  жизни, криминальным поведением  родителей, проявлениями мало  мотивированной «семейной жестокости»  и насилия.

Жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в  школе, детских домах, больницах  и других детских учреждениях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Это  приводит к осознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения  с детьми ведет к самым разнообразным  последствиям, но их объединяет одно - ущерб для здоровья ребенка или  опасность для его жизни и  адаптации.

Тип реагирования детей на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. Для детей, подвергшихся сексуальному насилию (или посягательству), характерно также и нарушение полоролевой идентификации, страх перед любыми видами проявления сексуальности и др. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.[ Социальная педагогика: Курс лекций. / Под общей ред. М. А. Галагузовой - М., 2000.]

Путь человека в жизни  начинается с семьи. Семья была, есть и будет ведущим социальным институтом формирования личности.

Именно в младшем школьном возрасте закладываются те основы, формируются личностные черты и  качества, начинают складываться определенные установки, которые в дальнейшем определяют поведение ребенка в  подростковом и юношеском возрасте. [М.А.Ковальчук. Как организовать работу по профилактике девиантных отклонений в поведении детей младшего школьного возраста. /Начальная школа - № 2 - 2002]

Как считают Л.Я.Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф.Дементьева, в трудностях поведения детей очень часто отражаются проблемы самих родителей, корнями, уходящие в их собственное детство. Психологами доказано, что большинство родителей, имеющих трудных, проблемных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На основании многих фактов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно запечетлеваетс\я в психике ребенка.

1.2. Средства социально-педагогической  поддержки семье младшего школьника  с девиантным поведением

1.3. Деятельность  социального педагога по работе  с семьей младшего школьника  с девиантным поведением


Информация о работе Младшие школьники с девиантным поведением