Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:48, доклад
Девиантное поведение может выражаться в форме: а) поступка (ударить человека по лицу); б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией); в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической поддержки семье младшего школьника с девиантным поведением в условиях школы
1.1. Проблемы семьи младшего школьника с девиантным поведением
1.2. Средства социально-педагогической поддержки семье младшего школьника с девиантным поведением
1.3. Деятельность социального педагога по работе с семьей младшего школьника с девиантным поведением
Содержание
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической поддержки семье младшего школьника с девиантным поведением в условиях школы
1.1. Проблемы семьи младшего
школьника с девиантным
1.2. Средства социально-
1.3. Деятельность социального
педагога по работе с семьей
младшего школьника с
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической поддержки семье младшего школьника с девиантным поведением в условиях школы
1.1. Проблемы семьи
младшего школьника с
Прежде чем рассматривать проблемы семьи младшего школьника с девиантным поведением необходимо рассмотреть понятие девиантное поведение и его проявления в младшем возрасте, а также особенности данного возраста.
По мнению Дивициной Н.Ф., девиантное поведение – это:
1. Поведение, отклоняющее от норм психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии.
2. Поведение, отклоняющее
от морально-нравственных норм
человеческого общежития и
В «Словаре по социальной педагогике» автора-составителя Л.В.Мардахаева дается следующее определение:
Девиантное поведение
– система поступков или
В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения.
1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.
2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.
3. Противоправное поведение,
представляющее собою
Девиантное поведение может выражаться в форме: а) поступка (ударить человека по лицу); б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией); в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).
Негативные явления
Отклоняющееся поведение
людей, во-первых, существует потому, что
новая социальная система возникает
не на пустом месте, а вырастает из
ряда элементов прежней, разрушенной
системы – идет ли речь о людях
или об элементах производительных
сил, духовной или материальной культуры.
Во- вторых, процесс развития новой
социальной системы обычно неравномерен,
а это порождает диспропорции
в соотношении ее элементов и
приводит к отстаиванию некоторых
из них и тем или иным дефектам
функционирования. В- третьих, может
наблюдаться неполная адаптация
развивающейся системы к
Все это в совокупности и служит конкретным источником различных негативных явлений.[дивицина, 23]
Социально-педагогические факторы, обуславливающие девиантное поведение младших школьников, выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта: в стойкой школьной неспешности ребенка с разрывом связей с школой (периодическая запущенность), ведущей к несформированности познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации.
Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:
- учебной декомпенсации
- состояние ребенка,
- школьной дезадаптации - состояние ребенка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;
- социальной дезадаптации - состояние ребенка, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками, наркотиками;
- криминализации среды свободного времяпровождения.
Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения:
- дисгармоничный стиль
воспитательных и
- нестабильный, конфликтный
стиль воспитательных влияний
в неполной семье, в ситуации
развода, длительного
- асоциальный стиль отношений
в дезорганизованной семье с
систематическим употреблением
алкоголя, наркотиков, аморальным образом
жизни, криминальным
Жестокому обращению дети
подвергаются в семье, на улице, в
школе, детских домах, больницах
и других детских учреждениях. Дети,
которые подверглись таким
Тип реагирования детей на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. Для детей, подвергшихся сексуальному насилию (или посягательству), характерно также и нарушение полоролевой идентификации, страх перед любыми видами проявления сексуальности и др. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.[ Социальная педагогика: Курс лекций. / Под общей ред. М. А. Галагузовой - М., 2000.]
Путь человека в жизни начинается с семьи. Семья была, есть и будет ведущим социальным институтом формирования личности.
Именно в младшем школьном возрасте закладываются те основы, формируются личностные черты и качества, начинают складываться определенные установки, которые в дальнейшем определяют поведение ребенка в подростковом и юношеском возрасте. [М.А.Ковальчук. Как организовать работу по профилактике девиантных отклонений в поведении детей младшего школьного возраста. /Начальная школа - № 2 - 2002]
Как считают Л.Я.Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф.Дементьева, в трудностях поведения детей очень часто отражаются проблемы самих родителей, корнями, уходящие в их собственное детство. Психологами доказано, что большинство родителей, имеющих трудных, проблемных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На основании многих фактов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно запечетлеваетс\я в психике ребенка.
1.2. Средства социально-
1.3. Деятельность
социального педагога по
Информация о работе Младшие школьники с девиантным поведением