Проблема лидерства в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы лидерства в младшем школьном возрасте.
Объектом исследования являются внутригрупповые процессы в коллективе младших школьников.
Предметом исследования является лидерство в младшем школьном возрасте.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1.Понятие коллектива и внутригрупповые процессы.......................................5
1.2. Основные теории лидерства............................................................................9
1.3.Роль учителя в формировании лидерских качеств………………………...14
ГЛАВА II. КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКО
2.1 Игры, направленные на выявление лидера...................................................17
2.2 Игры, направленные на развитие лидерских качеств..................................19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….....................................................................................22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

курсовая работа Проблема лидерства в младшем школьном возрасте.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

Комитет образования и науки Курской области

Государственное образовательное учереждение

Среднего профессионального образования

Курский педагогический колледж

Курской области

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Проблема лидерства

в младшем школьном возрасте

 

 

 

                                                                                            Выполнила:                

                                                                        студентка 3 «Б» группы:

                                                    Рыжкова Кристина Александровна

                                                                                         Руководитель:                                        

                                                                  Иванова Ирина Сергеевна

 

 

 

Курск-2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

 

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1.Понятие коллектива и внутригрупповые процессы.......................................5

1.2. Основные теории лидерства............................................................................9

1.3.Роль учителя в формировании лидерских качеств………………………...14

ГЛАВА II. КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКО

2.1 Игры, направленные на выявление лидера...................................................17

2.2 Игры, направленные на развитие  лидерских качеств..................................19

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….....................................................................................22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….23

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время достаточно актуальной является проблема лидерства её рассматривали как зарубежные, так и отечественные ученые: Д. Майерс, А.С Чернышов, М. Вебер, Л.И Уманский, И.П. Волков и т.д. На протяжении долгих лет изучения данной темы учеными были разработаны основные теории лидерства, на основе которых мы можем уяснить формирование лидерских качеств в коллективе.

Но так как лидерство является не столь давним предметом изучения, то данная проблема не получила особого освящения в младшем школьном возрасте. Но сейчас в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания по формированию лидерских качеств, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. Особенно это актуально для младшего школьника.

В данном возрасте одним из направлений работы является использование игр, как средства выявления и формирования лидеров в коллективе. Для этого учителя проводят различные внеурочные мероприятия, включающие игровую деятельность, направленную на выявление и формирование лидерских ткачеств. Игровые мероприятия проводятся в различной форме, что бывает интересно учащимся и, что позволяет им наиболее сильно раскрывать и формировать лидерские качества.

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы лидерства в младшем школьном возрасте.

Объектом исследования являются внутригрупповые процессы в коллективе младших школьников.

Предметом исследования является лидерство в младшем школьном возрасте.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Рассмотреть понятие коллектива и внутригрупповые процессы.
  3. Рассмотреть основные теории лидерства.
  4. Показать роль учителя в формировании лидерских качеств.
  5. Подобрать игры на выявление лидера и на формирование лидерских качеств.

Гипотезой курсовой работы является предположение о том, что если учитель знает основные положения теории лидерства, формы и приемы работы по формированию лидерских качеств, то это поможет ему правильно и рационально использовать игровые технологии для формирования лидерских качеств младших школьников.

Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки исходной гипотезы нами был использован метод анализа психолого-педагогической литературой.

Методологической основой курсовой работы являются труды Кудряшова Е.В, Вебера М, Макаренко А.С, Майерса Д, Уманского, Л.И. и др.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 20 наименований. Общий объем работы составил 24 страницы.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

1.1 Понятие коллектива и внутригрупповых процессов

Наиболее стабильное звено в официальной структуре школьного коллектива — коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников — учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого, он выполняет роль своеобразного фундамента, на базе которого формируются различные школьные коллективы[11].                                  

Таким образом, будем отожествлять понятия классный коллектив и ученический коллектив.

Латинское слово collectivus переводят по-разному: сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивительно, что оно стало нечетким. Ясно лишь, что коллектив — это группа людей. Но любая ли группа — коллектив? В современной литературе употребляются два значения   понятия  «коллектив». 

Первое —  под  коллективом  понимается любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия); второе — только высокоорганизованная группа[18].

В том значении, которое приобрело это понятие в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков.

•   Общая социально значимая цель.

 Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие  в трамвай, и преступники, создавшие  воровскую шайку. Все дело в  том, какая это цель, на что  она направлена. Цель коллектива  обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.

•   Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности.

Люди объединяются в коллективы, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

•   Отношения ответственной зависимости.

Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие единство не только цели и деятельности (рабочее сплочение), но и связанных с ними переживаний, оценочных суждений (моральное единение).

•   Общий выборный руководящий орган.

В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива[11].

Эти характеристики могут быть присущи и другим видам групповых объединений.

Кроме названных признаков, коллектив отличается и другими очень важными особенностями, которые отражают внутри-коллективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких особенностей — сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества[18].

В коллективе, обладающем всеми перечисленными признаками, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует   ясную   и   уверенную   позицию   каждого   члена   коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия[11].

Проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив — это группа учеников, объединенных общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности. Группа имеет общие выборные органы и отличается сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Ученический коллектив как система — это:

—   органичная часть более сложного объединения — воспитательного коллектива, включающего, помимо детского, и коллектив педагогов-воспитателей;

—   относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;

—   скоординированное единство двух структур: официальной, которая складывается под влиянием взрослых, определяющих организационное строение и деятельность коллектива, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения;

—   субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей;

—   носитель общего интегративного свойства — его поля (атмосферы, психологического климата), характеризующего коллектив как целостное образование, отличное от суммы составляющих его индивидов и входящих в него микрогрупп, и проявляющегося в общественном мнении коллектива, в его эмоциональных реакциях и ценностных ориентациях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов;

—   субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов[18].

При этом ученический коллектив рассматривается как система динамическая, развитие которой детерминировано изменениями во внутреннем мире воспитанников и в жизни общества в целом, в непосредственно окружающей коллектив среде, в характере педагогического руководства деятельностью коллектива. Движет процесс развития коллектива, как везде и всюду, борьба противоречий, возникающих между перспективами достигнутыми и планируемыми, между интересами коллектива и отдельных членов, между потребностями учеников и возможностями их удовлетворения в коллективе[11].

Так же выделяют такие внутригрупповые процессы как:

Феномен группового давления

Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы.

Лидерство и руководство в малых группах

Лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что и дает право при рассмотрении проблемы зачастую описывать эту деятельность как идентичную, хотя это, строго говоря, не является вполне точным. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, а руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе[11].

Процесс принятия группового решения

Процесс принятия группового решения тесно связан с проблемой лидерства и руководства, потому что принятие решения – одна из важных функций руководителя, а организация группы на принятие такого решения – особенно сложная функция. Так же неоднократно замечалось, что групповые решения во многих случаях являются более эффективными, чем индивидуальные.

Групповая сплоченность

Это особый вид психологической связи в группе, которая превращает ее в психическое единство. Проблема групповой сплоченности также имеет определенную традицию ее исследования, которая опирается на понимание группы прежде всего как некоторой системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу.

Эффективность групповой деятельности

Все динамические процессы, происходящие в коллективе, обеспечивают определенным образом эффективность коллективной деятельности. Эффективность деятельности учащихся может быть исследована на различных уровнях. Чаще всего большинство экспериментальных работ по данной проблеме выполняются как лабораторные эксперименты[11]..

Таким образом, мы можем говорить о том, что благодаря работе по сплочению коллектива более активно развиваются отношения между учащимися и коллективом в общем.

 

1.2 Основные теории лидерства

Под лидерством мы понимаем явление активного, ведущего влияния личности — члена группы — на группу в целом. Лидерство — одна из форм общественной активности личности в группе. Лидерство объективно возникает только на реальной основе различных схер групповой жизнедеятельности. В большинстве случаев у отдельных личностей могут сочетаться различные виды лидерства, в итоге можно полагать, что реальный организатор, руководитель группы — всегда лидер, но лидер далеко не всегда организатор[1].

Информация о работе Проблема лидерства в младшем школьном возрасте