Проблема лидерства в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы лидерства в младшем школьном возрасте.
Объектом исследования являются внутригрупповые процессы в коллективе младших школьников.
Предметом исследования является лидерство в младшем школьном возрасте.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1.Понятие коллектива и внутригрупповые процессы.......................................5
1.2. Основные теории лидерства............................................................................9
1.3.Роль учителя в формировании лидерских качеств………………………...14
ГЛАВА II. КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКО
2.1 Игры, направленные на выявление лидера...................................................17
2.2 Игры, направленные на развитие лидерских качеств..................................19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….....................................................................................22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

курсовая работа Проблема лидерства в младшем школьном возрасте.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

 

Игра «Ощущения».

 Участники становятся в одну линию (в затылок). Человек стоящий сзади, без слов, прикасаясь к  стоящему перед ним игроку, передает какое либо чувство тот передает следующему и т.д. Игрок, который стоит самым первым, должен сказать, что за чувство дошло до него. Затем стоящий в конце становится в начало, а тот, кто стоял первым становится последним.

 

Игра «Общежитие».

Задача группы: «Вы приехали ни Тихоокеанский курорт. В гостинице, где вы остановились, имеется 2 двухместных, 2 трехместных, ..... четырехместных номера. Ваша задача расселить всех членов группы. Первыми заселяются 2-х и 3-х местные номера»

 

Игра «Портрет моего друга».

 Каждый из членов группы  рисует портрет своего друга (знакомого), сидящего в кругу. Карточки мешаются. Задача членов группы: узнать  свой портрет, определить какие  качества подмечены на портрете, отношение художника к нарисованному.

 

Игра «Воздушный шар».

 «Вы экипаж воздушного шара, терпящего бедствие. Среди вас  есть: капитан, штурман, пассажир, заяц. Что бы уберечься от падения  необходимо избавиться от части  лишнего груза. Первым за борт может отправиться «заяц», последним - капитан. Распределите роли между членами вашей группы» (Кто распределяет? Кто какую роль выбирает?).

 

Игра «Пуговки».

В коробочку высыпается большое количество  камушков различной формы и цвета. Группа садится в круг за один стол. Коробочка кладется на середину. Участникам говориться, что необходимо выбрать тот камушек, который им больше всего нравится. Далее дается задание, молча, не прикасаясь к камушкам других участников, выстроить камушки в линию по убыванию, составить из них букву, расположить от самого темного к самому светлому.

 

Игра «Пчела».

Чертится круг. Дети становятся по контуру круга. Все, закрыв глаза, жужжат как пчелы и ходят в любом порядке. Детям дается команда « Стоп!» и все останавливаются на своих местах. Те, кто стоит в центре круга , или ближе к центру круга являются по своим возможностям лидерами. Те, кто стоит по линии круга, обладают лидерскими качествами. Те, кто стоит за кругом, не стремится быть лидерами. Те, кто стоит далеко от круга, дети не принятые коллективом.

 

 

2.2 Игры, направленные на развитие лидерских качеств

 

Деловая игра «Лидер»

Определений, характеризующих, на их взгляд, лидера. Далее группа знакомит остальных со своим мнением. Группа делится на подгруппы по 3-5 человек, каждой из них необходимо найти 10 ходе организованного общего обсуждения группа составляет портрет-характеристику лидера.

 

Деловая игра «Качества и умения лидера».

Работу можно организовать в подгруппах по 5 – 7 человек. Ребятам предлагается составить перечень качеств и умений, которыми, по их мнению, должен обладать лидер, чтобы эффективно руководить деятельностью в группе. Общее обсуждение после групповой работы должно закончиться составлением общего списка.

 

Деловая игра «Рецепт».

 Подгруппы, состоящие из 3-5 человек должны составить «рецепт»: как стать лидером. «Рецепт» может содержать только перечень компонентов, может быть дополнен «технологи приготовления». Можно заменить компоненты и технологию перечнем из 10-15 глаголов, последовательно описывающих путь становления лидера.

 

Игра «Хочу все знать».

 Лидерам дается список фактов, которые они должны выяснить  в группе. Например:                                                                                   

           -сколько пуговиц всего на одежде членов группы,

-общий рост в сантиметрах всех членов группы,

-общий возраст всех членов группы.

-список хобби членов группы.

 

Игра «Дискуссия».

В кругу 3 человека: 1 - глухонемой (общается только жестами, зрением, пантомимой. Не слышит, что ему говорят, не произносит звуки), 2 - глухой и паралитик (может только говорить и видеть. Не слышит, не может двигаться), 3 - слепой и немой (может слышать и показывать). Задача для троих: договориться о встрече в 19.00 в парке им. Горького рядом с эстрадой.

 

Игра «Большая семейная фотография».

Задача играющих распределить роли на изображении семейной фотографии.

 

Игра «Построй машину».

Задачей является построить машину из участников, т. е каждый человек должен быть  какой – то частью машины.

 

Игра «Объявление о знакомстве»

 

Задачей является  как можно ярко, эмоционально рассказать о себе, более интересно прорекламировать свою личность.

 

Игра «Оратор»

 

Перед началом игры объясняются примеры невербального реагирования.

Выборы 1 оратора - добровольца. Задача: произнести речь на любую тему. Оратора просят покинуть аудиторию

Между членами группы распределяются роли: сторонники, противники, нейтралы, переменные. Задача группе: во время произнесения речи при помощи невербальных методов реагировать в соответствии со своей ролью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из гипотезы курсовой работы о том, что если учитель знает основные положения теории лидерства, формы и приемы работы по формированию лидерских качеств, то это поможет ему правильно и рационально использовать игровые технологии для формирования лидерских качеств младших школьников. Так же игровой материал влияет правильно, с учетом психологических особенностей на личность учащихся, что способствует полноценному проявлению и формированию лидерских качеств.

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Современная литература рассматривает два значения   понятия  «коллектив». Первое — под  коллективом  понимается любая организованная группа людей (например, коллектив предприятия); второе — только высокоорганизованная группа.

2. Выделяют такие теории лидерства, как: теория «героев», теория «черт», теория среды, мотивационная теория лидерства и др., которые показывают формирование лидера в коллективе.

3. Коллективно-творческое воспитание сформированное учителем позволяет более ясно определять лидеров в коллективе.

4. Различная игровая деятельность более продуктивна в младшем школьном возрасте. Поэтому учитель в своей работе может использовать игры, направленные на формирование и выявление лидеров в коллективе.

 

Таким образом, гипотеза о том, что если учитель знает основные положения теории лидерства, формы и приемы работы по формированию лидерских качеств, то это поможет ему правильно и рационально использовать игровые технологии для формирования лидерских качеств младших школьников.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е. В. Андриенко. - М. : Академия, 2001.
  2. Алифанов, С.А. Основные направления анализа лидерства / С. А. Алифанов // Вопросы психологии. - 1991. № 3. 125 с.
  3. Вебер, М. Избранные произведения, - М. : Прогресс, 1990.
  4. Волков, И.П. Исследование лидерства как физической групповой задачи В кн.: Соиальная психология в трудах отечественных психологов /И. П. Волков. Сост. Свенцицкий А.Л. - Спб.: Издательство «Питер» , 2000.
  5. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики. Собр. Соч. В 6 тт. М.: 1983.
  6. Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности /А.И. Донцов. М.: 1979.
  7. Кон , И.С. Социология личности / И.С Кон. М.: 1991.
  8. Кудряшова, Е.В. Издательство Поморского международного педагогического университета / Е.В Кудряшов. - 1996.
  9. Макаренко, А.С. Трудовое воспитание: Отношения, стиль, тон в коллективе. Собр. Соч. М.: 1980. Т. 5.
  10. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - Спб.: Питер, 1997.
  11. Парыгин, Б.Д. Руководство и лидерство / Б. Д. Парыгин. - Л.: ЛГУ, 1973.
  12. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. М.: 1997.
  13. Уманский, Л.И. К проблеме лидерства и его эксперементального изучения в конкретных группах школьников и студентов./ Л.И. Уманский., И.А Френкель.,А.С Чернышов. - Вопросы психологии
  14. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального образования 2010 г.
  15. Федоров, Ю.М. Социальная психология. Сочинения в 2 кн. - Тюмень, 1997.
  16. Чернышов, А.С.  Психологическая школа молодежных лидеров / А. С. Чернышов, Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. - М.: Московский психолого — социальный институт, 2005.
  17. Яковлева, Л.Д. Лидер или руководитель? / Л. Д. Яковлева. - Эко. 2004.  
  18. http://www/management/com/ua/ld/ld013/.htm
  19. http://psyfactor.org/lib/lidertheory.htm
  20. http://festival. 1 september. ru

 

 


Информация о работе Проблема лидерства в младшем школьном возрасте