Агрессия в младшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:27, реферат

Краткое описание

Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”.
Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось
не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое
активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее,
значение этого слова изменилось, стало более узким.

Файлы: 1 файл

агрессия дошкольного возраста.docx

— 48.76 Кб (Скачать)

Агрессия в  младшем дошкольном возрасте

Глава I. ПРИРОДА И СТРУКТУРА  АГРЕССИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ 
ЛИТЕРАТУРЕ.

Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. 
Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось 
не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое 
активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, 
значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали 
понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. 
Для того, чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в младшем 
дошкольном возрасте для начала поясним, каково общее понятие агрессии, 
какова ее структура и природа.

Существует множество  теоретических обоснований возникновения  агрессии, ее 
природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под 
следующие четыре категории. Агрессия относится к: 
1. Врожденным побуждениям и задаткам; 
2. Потребностям, активизируемым внешними стимулами; 
3. Познавательным и эмоциональным процессам; 
4. Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением. 
Расмотрим наиболее известные теоретические положения.

I. Теория влечения (психоаналитический  подход).

Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что 
агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В 
человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный(либидо) и 
инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на 
упрочнение, сохранение и вопроизведение жизни. Энергия же второго типа 
направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все 
человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих 
инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что 
существует острый конфликт между сохранением жизни ( эросом) и ее 
разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели 
направлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”. А если энергия 
танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению 
самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что 
агрессия выводится наружу и направляется на других. 
Эту теорию можно отобразить следующей схемой:

 
Разрушение 
Сохранение 
Танатос----------------------( Я (----------- 
-------------- Эрос 

Изменение направления энергии 

Агрессия, направленная на других

Уменьшить вероятность появления  опасных действий может внешнее  проявление 
эмоций, сопровождающих агрессию.

II. Экологический подход.

Новое звучание эта тема получила благодаря работам К.Лоренца, который 
придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией 
З.Фрейда. 
Согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного 
инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же , как и 
у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим 
источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме 
спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с 
течением времени. Таким образом развертывание явно агрессивных действий 
является совместной функцией: 
1. Количества накопенной агрессивной энергии. 
2. Наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

Это можно проиллюстрировать  схемой. Представленной на рис.1.1.

Но, чем большее количество агрессивной энергии имеется  в данный момент. Тем 
меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. 
агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно. 
Лоренц отмечал, что кроме врожденного инстинкта борьбы все живые существа 
наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют сдерживающее 
начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида. А 
люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем 
животные. Отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может 
привести к уничтожению человека как вида. 
Ослабление агрессиивозможно путем различных действий. Также Лоренц 
утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми 
с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.

III. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель).

Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противоставляется двум, выше 
описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а 
не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так: 
. Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме. 
. Агрессия всегда является результатом фрустрации.

В отношении побуждения к  агрессии решающее значение имеют три  фактора: 
1. Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели; 
2. Сила препятствия на пути достижения цели; 
3. Количества последовательных фрустраций. 
Т.е., чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее 
препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет 
толчок к агресивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, 
то их сила может быть совокупной и это может вызвать агресивную реакцию 
большей силы. 
Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на 
фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не 
проявляется в тот же момент фрустрации прежде всего из-за угрозы наказания. 
В этом случае происходит “смещение”, в результате которого агрессивные 
действия напарвляются на другого человека, нападение на которого 
ассоциируется с наименьшим наказанием. 
Эта теория смещения продемонстрирована на графике, представленном на 
Рис.1.2. 
Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против 
фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок, 
направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного 
индивидуума не действует сдерживающий 
Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот воспрос 
следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не 
приносят ущерба, снижаеют уровень побуждения к агрессии.(оскорбление, 
агрессивные фантазии, удар по столу кулаком - акты агрессии, которые 
снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии).

IV. Теория социального научения (бихевиоральная модель).

В отличие от других, эта  теория гласит, что агрессия представляет собой 
усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение 
соотвествующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет 
изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. 
Эта теория была предложена Балдурой и представлена в работе в виде таблицы 
1.1., объясняющей усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного 
поведения. 

 

Таблица 1.1. Теория социального научения Балдуры. 
|Агрессия, приобретаемая |Биологических факторов (например,| 
|просредством: |гормоны, нервная система) | 
| |Научения (например, | 
| |непосредственный опыт, | 
| |наблюдение) | 
|Агрессия провоцируется: |Воздействием шаблонов (например, | 
| |возбуждение, внимание) | 
| |Неприемлемым обращением | 
| |(например, нападки, фрустрация) | 
| |Побудительными мотивами ( | 
| |например, деньги, восхищение) | 
| |Инструкциями (например, приказы) | 
| |Эксцентричными убеждениями | 
| |(например, параноидальными | 
| |убеждениями) | 
|Агрессия регулируется: |Внешним поощрением и наказанием | 
| |(например, материальное | 
| |вознаграждение, неприятные | 
| |последствия) | 
| |Викарным подкреплением (например,| 
| |наблюдение за тем, как поощеряют | 
| |или наказывают других) | 
| |Механизмами саморегуляции | 
| |(например, гордость, вина) | 

 

С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует  учета трех 
моментов: 
1. Способов усвоения подобных действий; 
2. Факторов, провоцирующих их появление; 
3. Условий, прикоторых они закрепляются. 
Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных 
посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей 
агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей 
может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей 
обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение 
человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого 
поеведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивнвые действия повышает 
вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. 
Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. 
достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится 
и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное 
поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и 
самонаказание - модели открытой агресии, регулируемые поощрением и 
наказанием, которые человек устанавливает для себя сам. 
Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей 
предотвратить и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две 
причины: 
1. Согласно теории, агрессия - приобретенная модель социального поведения. 
Отсюда может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий). 
2. социальное научение преполагает проявление агрессии людьми только в 
определенных социальных услловиях. 
В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной 
в пресказании агрессивного поевдения, особенно если есть сведения об 
агрессоре и ситуации социального развития.

Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу агрессивности, 
можно сделать следующие выводы: 
. Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы; 
. Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией 
индивидуума в ходе борьбы за выживание; 
. Арессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально 
приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного 
поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение 
условий, способствующих проявлению агресии.

Рассмотрев основные теории объясняющие природу агрессивности, определим 
основные понятия. 
Р.Бэрон и Д.Ричардсон ( ), считают, что агрессия, в какой бы форме она не 
проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда 
или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать 
подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя 
следующие частные положения: 
1. Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное 
причинение вреда жертве; 
2. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, 
которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; 
3. Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой 
(Р.Бэрон, Д.Ричардсон “Агрессия”).

Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любые действия, которые 
причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе 
людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому 
объекту. 
Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается как враждебность - поведение 
человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить 
им неприятности, нанести вред. 
“Психологический словарь” под редакцией Зинченко предлагает следующее 
определение: Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, 
противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, 
наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), 
приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический 
дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, 
подавленности). 
Проявление агрессии весьма разнообразно. 
Различают два основных типа агрессивных проявлений: 
. Целевая агрессия 
. Инструментальная агрессия 
Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее 
спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. 
Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который 
сам по себе не является агрессивным актом. 
Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Заградова Й( 
), Осинский А.К. ( ), Левитов Н.Д. ( ): 
1. По направленности: 
. Агрессия, направленная вовне; 
. Аутоагрессия - направленная на себя. 
4. По цели: 
. Интеллектуальная агрессия; 
. Враждебная агрессия. 
7. По методу выражения: 
. Физическая агрессия; 
. Вербальная агрессия. 
10. По степени выраженности: 
. Прямая агрессия; 
. Косвенная агрессия. 
13. По наличию инициативы: 
. Инициативная агрессия; 
. Оборонительная агрессия. 
Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поедение, 
агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл. 
Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной 
реакции. Если же агрессивны действия периодично повторяются, то в этом 
случае следует говорить об агрессивном поведении. 
Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, 
психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессиного 
действия. 
Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной 
степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой 
характеристикой активности и адаптивности человека. 
В.Клайн ( ) считает, что в агрессивности есть определенные здоровые 
черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость, 
инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти 
качества присущи лидерам. 
Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со 
стремлением к справедливости. 
Реан А.А., Бютнер К. и другие рассматривают некотроые случаи агрессивного 
проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и 
тревоги. 
Состояние фрустрации - это психическое состояние, характеризующееся 
наличием стимулированной потребности ненашедшей своего удолетворения 
(“Психологический словарь” под редакцией Давыдова). Это состояние 
сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, 
отчаянием. 
Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную 
форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой 
стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее 
позитивной сущности людей. 
Так какой акт поведения можно считать агрессивным? 
Румянцева Т.Р. ( ) считает, что сегодня на первый план выдвигается 
нормативный подход. Согласно этой точке зрения, в оределении поведения как 
агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы. Нормы 
формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных 
действий. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка. 
Отсюда, Поведение будем назвать агрессивным при наличии двух обязательных 
условий: 
1. Когда имеют место губительные для жертвы последствия; 
2. Когда нарушены нормы поведения. 
Важную роль в становлении агрессивного поведения играют обучение и 
воспитание. Р.Кратчфилд и Н.Левинсон ( ) признают, что над агрессивными 
проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации. 
Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных 
агрессивных устремлений и выражения их в формах, примелемых в рамках данной 
цивилизации. В результате социализации многие учатся регулировать свои 
агрессвные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. 
Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более 
тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные 
требования и прочее. 
Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в 
физическом насилии. 
И здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной 
культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей 
к ребенку. 
По мнению Й. Заграфовой ( ) податливость к агрессивным действиям 
формируется по мере накопления недостатков в процессе социализации. Она 
выделяет две степени социализации: 
. Усвоение социального опыта, ценностей, норм культурного поведения; 
. Усвоение субкультурного опыта меньшего объема, но содержащего нормы 
поведения, допускающие агрессивность. 
Таким образом, податливость к агрессивным действиям формируется при 
недостаточно сбалансированной социализации.

2. Детская агрессивность.  Возрастные особенности проявления  детской 
агрессивности.

Агрессивные действия у ребенка  можно наблюдать уже с самого раннего 
детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в 
импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению 
взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, 
сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. 
Согласно Б.Споку ( ), в годовалом возрасте нормальными явлениями могут 
считаться: замахивание ребенка на мать за то, что она сделала что-то 
неприятное ему. 
Как отмечает Е.Гаспарова ( ), на втором году жизни возрастает 
активностьребенка. С расширением возможностей самостоятельных действий 
возратает независимость в поведении ребенка. Подчас это стремление к 
независимости - знаменитое “Я сам!” - выливается в первые попытки 
маленького человека настоять на своем, вопреки желанию родителей. 
К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот 
период дети 2х - 3х лет попадают в детские сады, где, как отмечают 
М.Д.Лисина, В.С.Мухина, Л.Д.Кошелева, начинает формироваться опыт 
взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного 
поддержания и расзвертывания действий, направленных на другого. 
В этот период агрессия носит интруентальный характер. Конфликты между 
детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой. 
Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от 
реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если 
родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой 
агрессии, то в результате могут формироваться символические формы 
агрессивности, такие как нытье, фыркание, упрямство, непослушание и другие 
виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии. 
Как отмечает И.А.Фурмнов ( ), что в этом возрасте усиливается 
“исследовательский инстинкт”, и в это же время малыш сталкивается с целой 
системой новых, для его опыта, запретов, ограничений и социальных 
обязанностей. Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и 
родительским “нельзя”, ребенок невольно испытывает сильнейшую депривацию - 
ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Другими словами, 
приводит к состоянию фрустрации. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт 
отвержения со стороны родителей. Невозможность рзрешения этого конфликта 
приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные 
тенденции. 
Однако, если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, 
то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции. 
А. Фромм ( ), указывает на существование феномена “перенесения”, который 
в три-четыре года является одной из самых обычных примет агрессивности. 
Суть его в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто 
изливать свою злость на мать и переносит ггнев и агрессивность на другой, 
гораздо более безобидный объект. Ребенок не может взять верх над матерью с 
отцом прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным 
авторитетом. К тому же ребенку уже привито чувство уважения и послушания, 
пусть даже с применением уроз и наказаний. 
По мнению С.А.Заваражкина ( ), что ребенок к актам насилия может относить 
довольно широкий спектр действий, в который включаются даже такие, как 
лишение лакомства, игрушки, вербальные внушения, произнесенные повышенным 
тоном. 
К шести-семи годам к инструментальной агрессии начинает примешиваться 
агрессия, адресованная другому человеку лично. Происходит смена форм 
агрессии: частота просто физического нападения уменьшается за счет роста 
более “социализированных” форм (оскорбление, борьба). 
Сделав обширный обзор, хочется подробнее остановиться на возрастных 
особенностях младшего школьного возраста.

Информация о работе Агрессия в младшем дошкольном возрасте