Дошкольный возраст

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:04, контрольная работа

Краткое описание

Дошкольный возраст — период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом — от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3 — 4 года), средний (4 — 5 лет) и старший (5 — 7 лет) Д. в. Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20—25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….4
1. Социальная ситуация развития……………………………………….....5
2. Ведущая деятельность……………………………………………………5
3. Основные психологические новообразования……………………….....6
4. Развитие личности………………………………………………………..7
4.1 Развитие самосознания дошкольника…………………………….....7
4.2 Развитие воли в дошкольном возрасте………………………………8
4.3 Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте………………….9
4.4 Нравственное развитие в дошкольном возрасте……………………9
5. Развитие познавательных процессов……………………………………10
5.1 Память………………………………………………………………...10
5.2 Речь……………………………………………………………………10
5.3 Внимание……………………………………………………………...11
5.4 Воображение………………………………………………………….12
5.5 Сенсорное развитие………………………………………………….12
6. Кризис 7 лет………………………………………………………………13
Заключение …………………………………………………………………16
Список литературы…………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

контрольная психология 2012.docx

— 40.49 Кб (Скачать)

 

 

 

 

                         Контрольная работа

 

Специальность  «Дошкольное  образование»

 

 

Студентки:

 

Дисциплина: «Психология»

 

Тема: «Дошкольный возраст»

 

Преподаватель:

 

 

 

Дата представления:

 

 

Дата рецензирования:

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

1. Социальная ситуация развития

2. Ведущая деятельность

3. Основные психологические новообразования

4. Развитие личности

5. Развитие познавательных процессов

6. Кризис 7 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………….4

1. Социальная ситуация развития……………………………………….....5

2. Ведущая деятельность……………………………………………………5

3. Основные психологические новообразования……………………….....6

4. Развитие личности………………………………………………………..7

    4.1 Развитие самосознания  дошкольника…………………………….....7

    4.2 Развитие воли в  дошкольном возрасте………………………………8

    4.3 Эмоциональное развитие  в дошкольном возрасте………………….9

    4.4 Нравственное развитие  в дошкольном возрасте……………………9

5. Развитие познавательных процессов……………………………………10

    5.1 Память………………………………………………………………...10

    5.2 Речь……………………………………………………………………10

    5.3 Внимание……………………………………………………………...11

    5.4 Воображение………………………………………………………….12

    5.5 Сенсорное развитие………………………………………………….12

6. Кризис 7 лет………………………………………………………………13

Заключение …………………………………………………………………16

Список литературы…………………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Дошкольный возраст — период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом — от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3 — 4 года), средний (4 — 5 лет) и старший (5 — 7 лет) Д. в. Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20—25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                1. Социальная ситуация развития

Социальная ситуация развития - это  своеобразное сочетание того, что  сформировалось в психике ребенка  и тех отношений, которые устанавливаются  у ребенка с социальной средой. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных  отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии  реально участвовать в жизни  взрослых. Данное противоречие разрешается  в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая  позволяет смоделировать жизнь  взрослых и действовать в ней.


 

                                        2. Ведущая деятельность

Игра - ведущий вид деятельности ребенка  дошкольного возраста. Предметом  игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в  определенные отношения с другими  людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение  в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят  на второй план, и на первый план выходит  четкое выполнение правил игры.

В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение  логики реальных действий людей; содержанием  игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием  игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Роль игры в  развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок учится  полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои  импульсивные желания правилам  игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".

3) В игре интенсивно  развиваются все психические  процессы, формируются первые нравственные  чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы  и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются  новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)


 

                    3. Основные психологические новообразования

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения «Ребенок не может жить в беспорядке». Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. У ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы - результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек.

2. Возникновение первичных этических инстанций "Что такое хорошо и что такое плохо" .Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими "Красивое не может быть плохим".

3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип "данного слова"). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.

4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением. В дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного дознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: "Ты какой?" Он ответит - "Я большой" Если спросить ребенка семи лет:"Ты какой?", он ответит: "Я маленький".

У дошкольника возникает  осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все  может (начало самооценки) Говоря о  самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т. п. ). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. 3 года - внешнее "Я сам", 6 лет - личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее


 

                                             4. Развитие личности

4.1 Развитие самосознания дошкольника: Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. 
Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной. 
Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит". 
Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки - аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.  
Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой".

4.2 Развитие воли в дошкольном  возрасте: В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.

Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает  целеполагание - умение ставить цель деятельности. Элементарная целенаправленность наблюдается уже у младенца (А.В.Запорожец, Н.М.Щелованов). Он тянется к заинтересовавшей его игрушке, ищет ее, если она выходит за пределы его поля зрения. Но такие цели задаются извне (предметом).

В связи с развитием  самостоятельности у малыша уже  в раннем детстве (в возрасте около 2 лет) возникает стремление к цели, но достигается она только с помощью  взрослого. Зарождение личных желаний  ведет к появлению «внутренней» целенаправленности, обусловленной  стремлениями и потребностями самого малыша. Но у преддошкольника целенаправленность проявляется скорее в постановке, чем в достижении цели. Под влиянием внешних обстоятельств и ситуации малыш легко отказывается от цели и заменяет ее другой.

У дошкольника целеполагание  развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые  с возрастом изменяются и по содержанию. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие  могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих. Как  подчеркивал Л.С.Выготский, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком. Мотив, побуждая детей к деятельности, объясняет, почему выбрана та или иная цель.

4.3 Эмоциональное развитие в дошкольном  возрасте: Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения. 
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.

4.4 Нравственное развитие в дошкольном  возрасте: Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.


 

                            5. Развитие познавательных процессов

5.1 Память: Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий - подготовки детей к школьному обучению.

Дошкольникам свойственно  не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное  запоминание. К механическому запоминанию  они прибегают лишь тогда, когда  затрудняются понять и осмыслить  материал.

В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и  эмоциональная память.

5.2 Речь: В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года - 1000-1100, в 6 лет - 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения "взрослых" слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно - оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К.И. Чуковский в своей замечательной книге "От двух до пяти" собрал много примеров детского словотворчества (От мятных лепешек во рту - сквознячок; У лысого голова - босиком; Смотри, как налужил дождь; Уж лучше я непокушанный пойду гулять; Мама сердится, но быстро удобряется; ползук - червяк; мазелин - вазелин; мокрес - компрес).

5.3 Внимание: Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Развитие произвольного внимания. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

5.4 Воображение: Для 3—5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т.е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию.

Первые проявления воображения  можно наблюдать у детей-трехлеток. К этому времени у ребенка  накапливается некоторый жизненный  опыт, дающий материал для воображения. Важнейшее значение в развитии воображения  имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка.

Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение  скупо.

5.5 Сенсорное развитие: Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает речь - ребенок начинает активно использовать название качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, - видит и понимает реальные отношения между ними. 
Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, ребенок адекватно понимает содержание картины, если взрослые дают соответствующие пояснения, помогают рассмотреть детали в определенной последовательности или подбирают картину с особой композицией, облегчающей ее восприятие. В то же время образное начало, очень сильное в этом периоде, часто мешает ребенку сделать правильные выводы относительно того, что он наблюдает. В экспериментах Дж.Брунера многие дошкольники верно судят о сохранении количества воды в стаканах, когда воду переливают из одного стакана в другой за ширмой. Но когда ширму убирают и дети видят изменение уровня воды, непосредственное восприятие приводит к ошибке - снова возникает феномен Пиаже. Вообще у дошкольников восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.


 

                                             6. Кризис 7 лет

    Ребенок прощается с детским  садом (если посещал его), и  вот он на пороге еще одной  ступеньки детства, впереди новая,  школьная жизнь. Там он уже  не будет « малышом», потому  что становится взрослым! Однако, чтобы успешно подняться по этой лестнице взросления, ребенок должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться в школе. В психологии есть термин «школьная зрелость», т.е. ребенок должен «созреть», чтобы успешно преодолеть кризис семи лет, выдержать нагрузки школы, ее мир требований, отношений со сверстниками и учителями, изменение отношений между ним и Вами.

    Каковы  предпосылки успешной адаптации  к школе? 

    1. Умственная, интеллектуальная  готовность.

    К 6-и годам  ребенок должен иметь элементарные  познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой  и неживой природе. Он должен  уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное. У малыша появляется жажда  знаний, игры и развлечения уходят  на второй план, усиливается любознательность (ребенок задает вопросы больше  философские или касающиеся определенных  наук, чем житейские). Ребенок уже  интересуется не только конечным  результатом проделанной работы, но и способами ее выполнения, умеет сам оценивать свою работу. Также у него должны быть  развиты произвольная память  и речь (если необходимо, обратитесь  к логопеду).

    2. Эмоционально-социальная (личностная) готовность.

    Чтобы успешно  заниматься в школе, ребенок  должен быть готовым к роли  ученика, который имеет свои  права и обязанности. Это умение  владеть собой и подчинять  свои желания необходимости (произвольное  поведение) - ребенок постепенно  теряет свою трогательную непосредственность. Большое значение имеет умение  налаживать контакт со сверстниками, умение уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и  отстаивать свое мнение. У ребенка  должна быть эмоциональная независимость,  которая развивается (или угнетается) с Вашей помощью. Готовым к  школьному обучению считается  ребенок, которого школа привлекает  не только внешней стороной (тетради,  учебники, красивый ранец), но и  возможностью получить новые знания, обрести друзей.

    Уровень школьной  зрелости проверяют психологи,  работающие при детских садах  и центрах развития, они помогут  заранее (за 4-5 месяцев до школы) выявить проблемы и подскажут, как помочь ребенку.

    Если уровень  школьной зрелости высок, кризис  семи лет( на который наслаивается  и адаптация к новой жизни), пройдет гладко, его признаки  быстро (в течении 3-4 месяцев) пройдут без негативных последствий. Но если ребенок еще «не дорос» до школы лучше повременить, иначе кризис будет проходить бурно, оставляя последствия на всю жизнь.

    Признаки  кризиса 

    Повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность (ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив), низкая самооценка (см. статью «Самооценка»).

    Возможные  неблагоприятные последствия 

    Нежелание учиться,  посещать школу; низкая успеваемость; проблемы в общении со сверстниками; закрепленная высокая тревожность  в сочетании с неадекватной  самооценкой; может развиться  невроз, который необходимо лечить  с помощью психолога, психиатра.

Информация о работе Дошкольный возраст