Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:04, контрольная работа
Дошкольный возраст — период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом — от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3 — 4 года), средний (4 — 5 лет) и старший (5 — 7 лет) Д. в. Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20—25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность.
Введение…………………………………………………………………….4
1. Социальная ситуация развития……………………………………….....5
2. Ведущая деятельность……………………………………………………5
3. Основные психологические новообразования……………………….....6
4. Развитие личности………………………………………………………..7
4.1 Развитие самосознания дошкольника…………………………….....7
4.2 Развитие воли в дошкольном возрасте………………………………8
4.3 Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте………………….9
4.4 Нравственное развитие в дошкольном возрасте……………………9
5. Развитие познавательных процессов……………………………………10
5.1 Память………………………………………………………………...10
5.2 Речь……………………………………………………………………10
5.3 Внимание……………………………………………………………...11
5.4 Воображение………………………………………………………….12
5.5 Сенсорное развитие………………………………………………….12
6. Кризис 7 лет………………………………………………………………13
Заключение …………………………………………………………………16
Список литературы…………………………………………………………19
Контрольная работа
Специальность «Дошкольное образование»
Студентки:
Дисциплина: «Психология»
Тема: «Дошкольный возраст»
Преподаватель:
Дата представления:
Дата рецензирования:
План:
1. Социальная ситуация развития
2. Ведущая деятельность
3. Основные психологические
4. Развитие личности
5. Развитие познавательных
6. Кризис 7 лет
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Социальная ситуация развития……
2. Ведущая деятельность…………………………
3. Основные психологические
4. Развитие личности…………………………………
4.1 Развитие самосознания дошкольника…………………………….....7
4.2 Развитие воли в
дошкольном возрасте……………………………
4.3 Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте………………….9
4.4 Нравственное развитие в дошкольном возрасте……………………9
5. Развитие познавательных
5.1 Память………………………………………………………………
5.2 Речь……………………………………………………………………
5.3 Внимание…………………………………………………………
5.4 Воображение…………………………………………………
5.5 Сенсорное развитие………………………………
6. Кризис 7 лет………………………………………………………………13
Заключение …………………………………………………………………16
Список литературы…………………………………
Введение
Дошкольный возраст — период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом — от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3 — 4 года), средний (4 — 5 лет) и старший (5 — 7 лет) Д. в. Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20—25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.
|
Социальная ситуация развития - это
своеобразное сочетание того, что
сформировалось в психике ребенка
и тех отношений, которые устанавливаются
у ребенка с социальной средой.
Ребенок выходит за пределы своего
семейного круга и |
|
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры. В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. Роль игры в развитии психики ребенка. 1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. 2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо". 3) В игре интенсивно
развиваются все психические
процессы, формируются первые 4) Формируются новые мотивы
и потребности ( 5) В игре зарождаются
новые виды продуктивной |
3. Основные психологические |
1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения «Ребенок не может жить в беспорядке». Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. У ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы - результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. 2. Возникновение первичных этических инстанций "Что такое хорошо и что такое плохо" .Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими "Красивое не может быть плохим". 3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип "данного слова"). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям. 4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением. В дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками. 5. Возникновение личного дознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: "Ты какой?" Он ответит - "Я большой" Если спросить ребенка семи лет:"Ты какой?", он ответит: "Я маленький". У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки) Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т. п. ). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. 3 года - внешнее "Я сам", 6 лет - личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее |
|
4.1 Развитие самосознания 4.2 Развитие воли в дошкольном возрасте: В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем. Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание - умение ставить цель деятельности. Элементарная целенаправленность наблюдается уже у младенца (А.В.Запорожец, Н.М.Щелованов). Он тянется к заинтересовавшей его игрушке, ищет ее, если она выходит за пределы его поля зрения. Но такие цели задаются извне (предметом). В связи с развитием самостоятельности у малыша уже в раннем детстве (в возрасте около 2 лет) возникает стремление к цели, но достигается она только с помощью взрослого. Зарождение личных желаний ведет к появлению «внутренней» целенаправленности, обусловленной стремлениями и потребностями самого малыша. Но у преддошкольника целенаправленность проявляется скорее в постановке, чем в достижении цели. Под влиянием внешних обстоятельств и ситуации малыш легко отказывается от цели и заменяет ее другой. У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются и по содержанию. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих. Как подчеркивал Л.С.Выготский, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком. Мотив, побуждая детей к деятельности, объясняет, почему выбрана та или иная цель. 4.3
Эмоциональное развитие в 4.4
Нравственное развитие в |
5. Развитие познавательных процессов |
5.1 Память: Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий - подготовки детей к школьному обучению. Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал. В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память. 5.2 Речь: В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года - 1000-1100, в 6 лет - 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения "взрослых" слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно - оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К.И. Чуковский в своей замечательной книге "От двух до пяти" собрал много примеров детского словотворчества (От мятных лепешек во рту - сквознячок; У лысого голова - босиком; Смотри, как налужил дождь; Уж лучше я непокушанный пойду гулять; Мама сердится, но быстро удобряется; ползук - червяк; мазелин - вазелин; мокрес - компрес). 5.3 Внимание: Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Развитие произвольного внимания. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам. 5.4 Воображение: Для 3—5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т.е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию. Первые проявления воображения
можно наблюдать у детей- Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо. 5.5
Сенсорное развитие: Восприятие в дошкольном возрасте
утрачивает свой первоначально аффективный
характер: перцептивные и эмоциональные
процессы дифференцируются. Восприятие
становится осмысленным, целенаправленным,
анализирующим. В нем выделяются произвольные
действия - наблюдение, рассматривание,
поиск. Значительное влияние на развитие
восприятия оказывает речь - ребенок начинает
активно использовать название качеств,
признаков, состояний различных объектов
и отношений между ними. Называя те или
иные свойства предметов и явлений, он
тем самым и выделяет для себя эти свойства;
называя предметы, он отделяет их от других,
определяя их состояния, связи или действия
с ними, - видит и понимает реальные отношения
между ними. |
|
Ребенок прощается с детским
садом (если посещал его), и
вот он на пороге еще одной
ступеньки детства, впереди Каковы
предпосылки успешной 1. Умственная, интеллектуальная готовность. К 6-и годам
ребенок должен иметь 2. Эмоционально-социальная (личностная) готовность. Чтобы успешно
заниматься в школе, ребенок
должен быть готовым к роли
ученика, который имеет свои
права и обязанности. Это Уровень школьной зрелости проверяют психологи, работающие при детских садах и центрах развития, они помогут заранее (за 4-5 месяцев до школы) выявить проблемы и подскажут, как помочь ребенку. Если уровень
школьной зрелости высок, Признаки кризиса Повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность (ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив), низкая самооценка (см. статью «Самооценка»). Возможные неблагоприятные последствия Нежелание учиться,
посещать школу; низкая |