Дошкольный возраст

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:04, контрольная работа

Краткое описание

Дошкольный возраст — период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом — от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3 — 4 года), средний (4 — 5 лет) и старший (5 — 7 лет) Д. в. Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20—25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….4
1. Социальная ситуация развития……………………………………….....5
2. Ведущая деятельность……………………………………………………5
3. Основные психологические новообразования……………………….....6
4. Развитие личности………………………………………………………..7
4.1 Развитие самосознания дошкольника…………………………….....7
4.2 Развитие воли в дошкольном возрасте………………………………8
4.3 Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте………………….9
4.4 Нравственное развитие в дошкольном возрасте……………………9
5. Развитие познавательных процессов……………………………………10
5.1 Память………………………………………………………………...10
5.2 Речь……………………………………………………………………10
5.3 Внимание……………………………………………………………...11
5.4 Воображение………………………………………………………….12
5.5 Сенсорное развитие………………………………………………….12
6. Кризис 7 лет………………………………………………………………13
Заключение …………………………………………………………………16
Список литературы…………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

контрольная психология 2012.docx

— 40.49 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

Заключение

На границе раннего и дошкольного  детства принципиально меняется характер совместной деятельности ребенка  и взрослого: ребенок уже способен к определенной доле самостоятельности  и испытывает острую потребность  в реализации этой новой способности. Удовлетворение потребности в самостоятельности, предполагающее изменение всей сложившейся  к этому времени системы отношений  взрослого и ребенка, снимает  негативные симптомы периода перехода от раннего детства к дошкольному.

В концепции ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.) в качестве ведущей деятельности дошкольного возраста рассматривается сюжетно-ролевая игра. Помимо игровой, для Д. в. характерны разные формы продуктивной деятельности: конструирование, рисование, лепка, аппликация и пр. Можно наблюдать также элементы учения и труда, хотя учебной и трудовой деятельности в развитой форме у дошкольника еще нет.

В дошкольном возрасте мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему (иерархию), в которой выделяются более и менее значимые. Ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному представлениями или образами. Образ поведения и результата действия становится его регулятором и выступает в качестве образца. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от случайных действий и подражания готовым образцам дети переходят к созданию и воплощению собственных замыслов. К концу дошкольного возраста управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, что означает новую ступень в развитии произвольности и самосознания. С развитием произвольного поведения и усвоением нравственных норм дети начинают руководствоваться в своих действиях не только непосредственными желаниями, но и требованиями окружающих.

При преобладании наглядно-действенных  и наглядно-образных форм мышления, в дошкольном возрасте закладываются основы логического мышления, смысловой памяти, произвольного внимания, совершенствуется координация психических функций. Средний дошкольный возраст — пик эмоционального развития ребенка, расцвета воображения и творческих форм детской деятельности. В то же время, повышенная эмоциональность дошкольника создает основу для возникновения различных неврозов и трудностей поведения.

Для дошкольного возраста характерны внеситуативные речевые формы общения со взрослым. Более богатым и содержательным становится общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника является более предпочитаемым партнером по совместной деятельности, чем взрослый.

Дошкольный возраст — сензитивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знаний и умений. Поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым направлением педагогики. Однако обучение в дошкольном возрасте имеет свою ярко выраженную специфику. Ребенок в дошкольном возрасте уже может учиться по программе взрослого (учителя), однако лишь в меру того, насколько программа учителя становится его собственной программой, т. е. насколько он принимает ее. Поэтому формы и методы обучения в дошкольном возрасте связаны с игрой и предметной деятельностью. Рисование, лепка, аппликация, конструирование и другие виды деятельности дошкольника, предъявляющие особые требования к различным психическим функциям, предоставляют широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. Важно и то, что все их отличает способность к взаимной компенсации с точки зрения развивающего эффекта, что позволяет учитывать интересы и склонности самого ребенка.

В старшем дошкольном возрасте большое  внимание уделяется подготовке к  школе, в результате чего у детей  начинают формироваться такие элементы учебной деятельности как умение действовать по образцу, ориентироваться  на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. — М., 1997.
  2. Туревская Е.И. Возрастная психология. - Тула, 2002.
  3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений, 5-е изд., стереотип. - М., 2001.
  4. Восприятие, внимание и память дошкольника. - http://psylist.net
  5. Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте. - http://www.hr-portal.ru
  6. Восприятие дошкольника. - http://website-seo.ru http://website-seo.ru
  7. Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология. М., 1996.

 


Информация о работе Дошкольный возраст