Креативность в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 06:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический обзор литературы по данной теме.
2. Определить, что входит в понятие творческих способностей. Исследовать факторы, способствующие развитию творческих способностей, в частности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести сравнительный эксперимент по изучению творческого мышления дошкольника.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3

Глава 1 Проблема креативности и творческих способностей в
психологии…………………………………………………………. …...5
Понятие креативности и творческие способности..................................5
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте………...11
Выводы по первой главе………………………………………………………...14

Глава 2 Эмпирическое исследование творческих способностей детей дошкольного возраста…………………………………………………………...15
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...15
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………16
Выводы по второй главе…………………………………………………….......19
Заключение.............................................................................................................20
Список используемой литературы.......................................................................22

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 47.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

                                                                                                                              стр.

Введение...................................................................................................................3

 

Глава 1 Проблема креативности и творческих способностей в            

              психологии…………………………………………………………. …...5               

    1. Понятие креативности и творческие способности..................................5
    2. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте………...11

Выводы по первой главе………………………………………………………...14

 

Глава 2 Эмпирическое исследование творческих способностей детей дошкольного возраста…………………………………………………………...15

2.1. Организация и методы  исследования……………………………………...15

2.2. Анализ результатов  исследования…………………………………………16

Выводы по второй главе…………………………………………………….......19

 

Заключение.............................................................................................................20

 

Список используемой литературы.......................................................................22

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

На протяжении многих лет  проблема развития творческих способностей привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных  областей научного знания – философии, педагогики, психологии, лингвистики  и других. Это связано с постоянно  возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных  ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности  выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний[6].

Актуальность изучения проблемы творчества в психологии объясняется, прежде всего, возникшим противоречием  между социальным заказом общества на творческую личность, недостаточной  разработанностью общих основ, теории и методологии креативности. Необходимость  формирования креативности обусловливается  тем, что она определяет продуктивную направленность личности, творческую индивидуальность.

Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок  делает значительно больше, чем может  сделать самостоятельно. Ориентация психологической помощи на уровень  развития дошкольника «выше» текущего, а не на уже имеющиеся возможности, дает ребенку шанс обратиться к собственным, еще не использовавшимся внутренним ресурсам.

Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь  пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.

Процесс творческого развития дошкольника неизбежно сопровождается определенными эмоциями и чувствами. Не научив ребенка понимать и принимать  собственные чувства, мы не научим его  проявлять свою индивидуальность, быть творческой личностью.

Цель исследования: изучить развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 
1. Провести теоретический обзор литературы по данной теме. 
2. Определить, что входит в понятие творческих способностей. Исследовать факторы, способствующие развитию творческих способностей, в частности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. 
3. Провести сравнительный эксперимент по изучению творческого мышления дошкольника.

Предметом исследования являются творческие способности детей старшего дошкольного возраста.

Объектом – дети старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: уровень творческих способностей детей старшего дошкольного возраста зависит от пола испытуемых.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в сфере воспитания и развития детей, поскольку позволяют раскрыть связь креативности  и творческих способностей от половой пренадлежности  т. о. данное исследование представляет интерес, так как полученные результаты могут быть использованы на практике. 

 

ГЛАВА I Проблема креативности и творческих способностей в              психологии.

    1. Понятие креативности и творческие способности.

 

Понятие креативности (от лат. creatio — создание, сотворение), являясь аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом). Несмотря на значимость и большую историю, проблемы творчества и творческих способностей до сих пор недостаточно разработаны. Как отмечает известный исследователь этой проблематики Д. Б. Богоявленская, принципиальная спонтанность творческого процесса делает его практически неуловимым для естественнонаучных методов. Эта спонтанность проявляется, как в невозможности прогнозировать момент озарения и творческого решения, так и в неопределенности (неожиданности) самого предмета творчества, творческой идеи, которые могут возникать вне связи с целью данной познавательной деятельности («чтобы изобретать, надо думать около») [1].

По определению В.Н.Дружинина, способности  – это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. К способностям относят не все психологические  свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого. Способности  облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к  дальнейшему развитию способностей [4].

 Исследования творчества ведутся в трех основных направлениях. Первое направление – изучения жизни, работ известных ученых, исследователей, проживших плодотворную жизнь в науке, обогативших ее первостепенными открытиями. Однако, авторы не могут сказать о механизмах творческого процесса, не могут судить о его психологической структуре.

Второе направление - метод модельных экспериментов. Например, моделью творческого решения может служить задание, в котором предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, четырьмя отрезками "пройти" через девять точек, расположенных в три ряда, по три точки в ряду. Даже на такой примитивной модели удается получить ценную информацию. Но в модельных экспериментах есть важный недостаток. Испытуемому предлагают сформулированную задачу и предупреждают, что она имеет решение. Уже само по себе это подсказка. Между тем творческий процесс включает в себя не только решение проблемы, но и особую зоркость в поисках проблем.

Третий путь исследования творчества - изучение особенностей творческой личности, где используются психологическое тестирование, анкетный метод, статистика. Здесь, конечно, не может быть и речи о проникновении в интимные механизмы творческого процесса[6].

Творческие способности  представляют  собой  сплав  многих  качеств.  И вопрос о компонентах творческого потенциала человека  остается  до  сих  пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько  гипотез,  касающихся этой  проблемы.  Многие  психологи  связывают   способности   к   творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности,  известный американский  психолог  Гилфорд, занимавшийся   проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям,  свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления,  при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия  на  нахождение единственно правильного решения,  а начинают  искать  решения   по   всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше  вариантов[17].

Такие люди склонны образовывать новые комбинации   из   элементов,   которые большинство  людей  знают  и  используют только  определенным  образом,  или формировать связи  между двумя  элементами,  не  имеющими  на  первый  взгляд ничего общего. Дивергентный  способ  мышления  лежит  в  основе  творческого  мышления, которое характеризуется  следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность  высказывать максимальное  количество  идей

         (в данном случае важно не  их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность  высказывать широкое многообразие  идей.

3. Оригинальность - способность  порождать новые  нестандартные   идеи

         (это  может  проявляться   в  ответах,  решениях,  несовпадающих   с

         общепринятыми).

4. Законченность - способность  совершенствовать свой  "продукт"  или

         придавать ему законченный вид.

Концепция креативности как  универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфор-да. Основанием этой концепции явилась его кубообразная модель структуры интеллекта.

Таким образом, Гилфорд отождествил  способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом, то есть интеллектом, измеряемым высокоскоростными тестами IQ.

Дж.Гилфорд, как и его  последователь Э.П.Торренс, являются главными идеологами «психометрического»  подхода к исследованию креативности, то есть ими были разработаны тесты  креативности; процедура исследования креативности подобна процедуре  тестирования интеллекта.

П. Торренс определил креативность как процесс проявления чувствительности к проблемам, к дефициту или дисгармонии  имеющихся знаний; определения этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и, наконец, формулирования и  сообщения результата решения. Рассмотрение креативности как процесса позволяет  выявить ее структуру: (как способности), условия, стимулирующие этот процесс, а также оценить творческие достижения. В тестах креативности, разработанных  Торренсом, использованы модели творческих процессов, отражающие их сложность в различных сферах деятельности: словесной, изобразительной, звуковой, двигательной. Тесты оценивают креативность в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей[17].

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А.Пономарев. Он разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. Изучая умственное развитие детей и решение задач взрослыми, Пономарев пришел к выводу, что результаты опытов дают право схематически изобразить центральное звено психологического интеллекта в виде двух проникающих одна в другую сфер [8].

Л.С. Выготский о проблеме творчества писал: «Творческой деятельностью  мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное  творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным  построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Всякая такая  деятельность человека, результатом  которой является не воспроизведение  бывших в его опыте впечатлений  или действий, а создание новых  образов или действий, и будет  принадлежать к этому второму  роду творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» [2].

Внешние границы этих сферможно представить как абстрактные пределы мышления: на начальном этапе, этапе постановки проблемы, активное сознание, затем, на этапе решения – бессознательное, а на третьем этапе, когда происходит отбор и проверка правильности решения - вновь активизируется сознание [8].

Творчество спонтанно, не планируемо. Оно нецелесообразно, непроизвольно, иррационально и не поддается (в  момент творческого акта) регуляции  со стороны сознания. В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация  отчуждения человека от мира, направляется тенденцией к преодолению, функционирует  по типу «положительной обратной связи»: творческий продукт только подстегивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом [7].

До середины XX века психология связывала творческие способности  с умственным развитием. Потребность  определять интеллектуальные способности привела к созданию тестов на умственную одаренность. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний, т.е. корреляции между коэффициентом интеллекта и способностью создавать новое –креативностью – не было.

Выделяют три основных подхода к проблеме творческих и  интеллектуальных способностей: 
1. Как таковых творческих способностей нет. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. Интеллектуальные способности выступают как необходимые, но недостаточные условия творческой активности личности. 
2. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень развития творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. 
3. Творческая способность – креативность – является независимым от интеллекта фактором [4].

Одной из последних по времени  возникновения концепций креативности является так называемая «теория  инвестирования», предложенная Стернбергом  и Д. Лавертом. Эти авторы считают  креативным такого человека, который  стремится и способен «покупать идеи по низкой цене и продавать по высокой». «Покупать по низкой цене» — значит заниматься неизвестными, непризнанными или малопопулярными идеями. Задача заключается в том, чтобы верно оценить потенциал их развития и возможный спрос. Творческий человек вопреки сопротивлению среды, непониманию и неприятию, настаивает на определенных идеях и «продает их по высокой цене». После достижения рыночного успеха он переходит к другой непопулярной или новой идее [10].

Таким образом, в самом  общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Информация о работе Креативность в дошкольном возрасте