Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 06:59, курсовая работа
Цель исследования: изучить развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический обзор литературы по данной теме.
2. Определить, что входит в понятие творческих способностей. Исследовать факторы, способствующие развитию творческих способностей, в частности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести сравнительный эксперимент по изучению творческого мышления дошкольника.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1 Проблема креативности и творческих способностей в
психологии…………………………………………………………. …...5
Понятие креативности и творческие способности..................................5
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте………...11
Выводы по первой главе………………………………………………………...14
Глава 2 Эмпирическое исследование творческих способностей детей дошкольного возраста…………………………………………………………...15
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...15
2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………16
Выводы по второй главе…………………………………………………….......19
Заключение.............................................................................................................20
Список используемой литературы.......................................................................22
1.2 Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста.
С психологической точки зрения дошкольное детство является
благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше
сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека[17].
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и
интеллектуальное развитие
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение
ребенком задач, требующих
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел,
продолжительности занятий одни делом и т.д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.
Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей – склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не рисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. Наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. За первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь. Перечисленные достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Общие способности составляют две группы – познавательные и практические. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т.е. в создание образного фундамента интеллекта.
Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций.
К познавательным способностям
относят сенсорные, интеллектуальные
и творческие. Сенсорные способности
связаны с восприятием ребенком
предметов и их качеств, они составляют
основу умственного развития. Сенсорные
способности интенсивно формируются
с 3-4 лет. Усвоение дошкольником эталонов
ведет к возникновению
Выводы по первой главе
Характерно, что в развитии
творческих способностей у детей
более важное значение имеет сам
процесс, экспериментирование, а не
стремление получить тот или иной
конечный продукт. На творческое поведение
детей оказывает большое
При определенных благоприятных условиях, созданных во время игры, дети могут развить гибкость мышления и способность разрабатывать и уточнять свои замыслы. Игры, будучи внутренней мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития творческих способностей у детей.
ГЛАВА II Эмпирическое исследование творческих способностей детей дошкольного возраста.
2.1. Организация и методы исследования.
Цель исследования: изучить развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной
цели были определены следующие задачи:
1. Провести теоретический обзор литературы
по данной теме.
2. Определить, что входит в понятие творческих
способностей. Исследовать факторы, способствующие
развитию творческих способностей, в частности
творческого мышления у детей старшего
дошкольного возраста.
3. Провести сравнительный эксперимент
по изучению творческого мышления дошкольника.
Гипотеза: уровень творческих способностей детей старшего дошкольного возраста зависит от пола испытуемых.
Для провидения исследования были выбраны следующие методики: Тест творческого мышления Торренса, тест дивергентного мышления(Вильямс).
Прелагаемый вариант теста Торренса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения[14].
Проблемы диагностики и развития творческого мышления изучались на базе МДОУ Детского сада № 39 «Росинка» г.Кургана. Экспериментально изучалась группа детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Группа состоит из – 22 человек (из них 11 - мальчиков, 11 - девочек).
Диагностика проводилась
четыре этапа:
На первом этапе нашего исследования проведен
подбор группы для исследования, подбор
методов и методик исследования.
На втором этапе – провидение методик.
На третьем этап – сравнение полученных
результатов.
2.2. Анализ результатов исследования.
Тест дивергентного мышления.
Оценка творческого мышления детей производилась по 5 параметрам: беглость мышления, гибкость мышления, оригинальность мышления, разработанность идей, название рисунков.
Беглость мышления. Большинство детей (91%) имеют значения в коридоре нормы, т.е. они способны к генерированию большого числа идей. 9% детей имеют низкие значения по данному показателю.
Гибкость – число изменений категорий рисунка. Также большинство детей имеют значения, находящиеся в коридоре нормы (77% детей), т.е. способны переходить от одной категории рисунков к другой. Низкие значения имеют 18% детей, 4% детей имеют, высоки значения, это говорит о том, что их мышление не фиксировано на конкретной категории рисунков, а подвижно.
Оригинальность –
Разработанность – симметрия-асимметрия рисунка, где расположены детали, делающие рисунок асимметричным. Большинство детей (91%) имеют значения в коридоре нормы, т.е. они расширили свой рисунок и добавили новые детали. Высокие значения по данному показателю имеют 9% детей. Они приукрасили свой рисунок, сделали его более интересным. Низкие значения отсутствуют.
Название рисунка – способность к образной передаче сути изображенного на рисунке. 86% детей имеют значения в коридоре нормы, низкие – 9%, высокие – 4% детей.
Общий показатель – 50% детей имеют показатели в коридоре нормы и 50% детей имеют низкие значения по тем или иным параметрам
Тест творческого мышления Торренса.
Оценка творческого мышления детей производилась по 4 параметрам: беглость мышления, гибкость мышления, оригинальность мышления, разработанность идей.
Беглость мышления – способность
к порождению большого числа идей.
27% детей имеют высокие значения
и 36% детей значения выше среднего по
данному показателю. Это может
говорить о том, что у этих детей
более высокий уровень
Гибкость мышления – способность выдвигать разнообразные идеи и переходить от одного аспекта проблемы к другому. Высокие значения имеют 32%, выше среднего – 4%детей – это может говорить о высокой информированности этих детей, о высокой мотивации, либо о достаточно высоком уровне интеллектуального развития испытуемых. Низкие значения имеют всего 4% детей. Можно предположить, что они плохо информированы, имеют низкую мотивацию и ограниченное интеллектуальное развитие. И у 59% детей показатель беглости развит в коридоре нормы.
Оригинальность мышления – способность выдвигать идеи отличающиеся от очевидных. Высокие значения имеют 9% детей, у них наблюдается высокая интеллектуальная активность. Значения ниже среднего имеют 9% детей. Это говорит о практичности и приземленности мышления. И у большинства детей (82%) показатель оригинальности развит в коридоре нормы. Низкие значения отсутствуют.
Разработанность идей – детализация идей. 59% детей разработанность идей рисунков оригинальность развита в коридоре нормы. Выше среднего данный показатель развит у 4% детей, что говорит об их способности к изобретательной и конструктивной деятельности. 36% детей имеют значения ниже среднего.
Выводы:
Таким образом, дивергентное мышления у большинства дошкольников данной группы развито в коридоре нормы.
В ходе исследования мы разделили детей на две группы по половой принадлежности: на группу мальчиков и группу девочек. Затем с помощью критерия Манна-Уитни мы посмотрели различия между двумя группами по каждому компоненту тестов. Данный статистический метод показал что полученные эмпирические значения находятся в зоне незначимости. Таким образом гипотеза не подтвердилась[13].
Выводы по второй главе.
Во второй главе мы описали
организацию и ход исследования
творческого мышления детей старшего
дошкольного возраста с помощью тестова
Торренса, и теста дивергентного мышления.
Проведен сравнительный анализ полученных
данных по результатам психодиагностического
исследования. В результате полученных
данных было выявлено что половина испытуемых
имеет показатели в коридоре нормы, остальная
часть низкие показатели. Также было установлено
что творческие способности от половой
принадлежности не зависят.