Развитие памяти детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

В процессе развития психики человека непосредственные, биологические формы памяти превращаются в сложные по своей структуре процессы, подчиненные специальной цели запомнить. Память вступает во взаимосвязи с речью и мышлением, приобретая на этой основе интеллектуальный характер, то есть опора на мыслительные операции придает ей осмысленный и обобщенный характер.
В связи с этим нами была выбрана тема: Память - как познавательный процесс
Цель исследования: изучить особенности развития памяти в дошкольном возрасте.
Объект исследования: дошкольный возраст.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1 Память - как познавательный процесс

1.1 Общая характеристика понятия «память». 5

1.2 Основные виды и процессы памяти. 8

1.3 Взаимосвязь памяти с другими познавательными процессами……12

Глава 2 Развитие памяти в дошкольном возрасте
2.1 Формирование и развитие памяти

2.2 Особенности развития памяти в дошкольном возрасте. 27
2.3 Психологические приемы развития памяти у детей. 34
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая работа Развитие памяти детей дошкольного возраста.docx

— 64.12 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ. 3

 

Глава 1 Память - как познавательный процесс

 

1.1 Общая характеристика  понятия «память». 5

 

1.2 Основные виды и процессы памяти. 8

 

1.3 Взаимосвязь памяти  с другими познавательными процессами……12

 

Глава 2  Развитие памяти в дошкольном возрасте

2.1 Формирование и развитие памяти  
 
2.2  Особенности развития памяти в дошкольном возрасте. 27

2.3 Психологические приемы развития памяти у детей. 34

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Память занимает особое место среди психических познавательных процессов.

Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме современной психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти. Проблемой изучения и развития памяти дошкольников занимались такие ученые как Эльконин Д.Б., Обухова Л.Ф., Мухина В.С, Люблинская А.А., Шаграева О.А., Лурия А. Р., Марцинковская Т. Д. и многие другие.

«Важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника, – писал Л. С. Выготский, –  является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль». С связи с этим вопрос изучения развития памяти у детей дошкольного возраста является наиболее актуальным.

Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности , поскольку действуя человек опирается на собственный и исторический опыт.

Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную  на познание окружающей действительности.

В процессе развития психики человека непосредственные, биологические формы памяти превращаются в сложные по своей структуре процессы, подчиненные  специальной цели запомнить. Память вступает во взаимосвязи с речью и мышлением, приобретая на этой основе интеллектуальный характер, то есть опора на мыслительные операции придает ей осмысленный и обобщенный характер.

В связи с этим нами была выбрана тема: Память - как познавательный процесс

Цель исследования: изучить особенности развития памяти в дошкольном возрасте.

Объект исследования: дошкольный возраст.

Предмет исследования: процесс развития памяти в дошкольном возрасте.

Гипотеза: если целенаправленно и систематически применять методы и приемы развития памяти в работе с детьми дошкольного возраста, то это обусловит наиболее эффективное развитие процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Задачи:

 

1. Раскрыть содержание понятия «память»;

2. Рассмотреть процессы  и виды памяти человека.

3. Проанализировать основные  виды памяти, свойственные детям  дошкольного возраста, и условия  ее наиболее эффективного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

Глава 1. Память - как познавательный процесс

 

1.1 Общая характеристика  понятия «память».

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении следов прошлого опыта

Память  является очень важным познавательным процессом, обеспечивающим переход от сенсорных процессов к интеллектуальным. С одной стороны, она непосредственно связана с сенсорными процессами, так как оттуда поступает к ней информация о внешнем мире, а, с другой стороны, она является внутренним интеллектуальным процессом, закрепляющим и систематизирующим полученную информацию, которая потом перерабатывается и преобразуется воображением и мышлением в новые более сложные формы психики.  
     Память  дает возможность индивиду накапливать  опыт и использовать его в своей жизни. Благодаря памяти человек становится сознательной личностью и может дать отчет о том, кто он такой, что он знает и умеет делать и как должен вести себя в той или иной обстановке. Память включается в ощущения и восприятия, вследствие чего человек отражает предметы и их свойства как уже известные ему. Без памяти человек был бы все время в положении новорожденного, который каждый раз воспринимал бы предметы как новые, неизвестные ему.  
     Память  выполняет очень важные функции  в познавательной деятельности. Первая функция заключается в том, что она отбирает и закрепляет необходимую для субъекта информацию, поступающую через органы чувств. Вторая функция связана с накоплением и сохранением полученной информации в сознании человека. Третья функция направлена на воспроизведение информации, необходимой для осуществления текущей и будущей деятельности.  
 Память  можно определить как способность  к получению, хранению и воспроизведению  жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы  поведения есть не что иное, как  запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось. 
      Память  есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она  достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни

Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения.

Объем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Объем памяти — количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время. Объем кратковременной памяти человека в среднем составляет 7±2 блока информации. Объем блока может быть различным, например, человек может запомнить и повторить 5-9 цифр, 6-7 бессмысленных слогов, 5-9 слов.

Скорость запоминания – время, в течение которого человек способен запомнить определенный объем информации.

Другая характеристика памяти — точность воспроизведения. Эта характеристика отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.

 

1.2  Основные виды и  процессы  памяти.

Память можно условно подразделить по продолжительности сохранения материала (на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую), по характеру психической активности (двигательная память, зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, эмоциональная и т.д.) и по характеру целей деятельности (произвольная, непроизвольная). 

ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛА: 
 
·        Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ. 
          Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем.  

Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.  
        Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

   Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.  
ПО ХАРАКТЕРУ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ:  
        Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после  того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.  
      Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.  
         Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок. Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма. 
ПО ХАРАКТЕРУ ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

    Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Непроизвольно лучше запоминается  материал, с которым связана     
интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение 

Произвольная память - обязательно присутствует задача на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.  

ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ 

Запоминание  - процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. Первоначальная форма запоминания  - непроизвольное запоминание,  которое происходит без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Непроизвольно запоминается то, с чем человек сталкивается в повседневной жизни, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности (окружающие предметы, события повседневной жизни, содержание фильмов и книг, поступки людей и т.д.) В противовес непроизвольному запоминанию существует произвольное (преднамеренное) запоминание, когда человек ставит перед собой цель -запомнить то, что намечено, и использует специальные приёмы запоминания. Произвольное запоминания представляет собой сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь этой цели. В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко принимает форму заучивания, т.е. мнoгoкpaтнoгo повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания.  

Информация о работе Развитие памяти детей дошкольного возраста