Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 22:31, курсовая работа
В процессе развития психики человека непосредственные, биологические формы памяти превращаются в сложные по своей структуре процессы, подчиненные специальной цели запомнить. Память вступает во взаимосвязи с речью и мышлением, приобретая на этой основе интеллектуальный характер, то есть опора на мыслительные операции придает ей осмысленный и обобщенный характер.
В связи с этим нами была выбрана тема: Память - как познавательный процесс
Цель исследования: изучить особенности развития памяти в дошкольном возрасте.
Объект исследования: дошкольный возраст.
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1 Память - как познавательный процесс
1.1 Общая характеристика понятия «память». 5
1.2 Основные виды и процессы памяти. 8
1.3 Взаимосвязь памяти с другими познавательными процессами……12
Глава 2 Развитие памяти в дошкольном возрасте
2.1 Формирование и развитие памяти
2.2 Особенности развития памяти в дошкольном возрасте. 27
2.3 Психологические приемы развития памяти у детей. 34
Заключение
Литература
Под несколько иным углом зрения рассматривал развитие памяти человека Л.С. Выготский. Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека. Исторически развиваясь, обогащая свою материальную и духовную культуру, человек вырабатывал все более совершенные средства запоминания, наиболее важным из которых является письмо. Благодаря различным формам речи – устной, письменной, внешней, внутренней – человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации.
Память по мере своего развития все более сближалась с мышлением. «Анализ показывает, - писал Л.С. Выготский, - что мышление ребенка во многом определяется его памятью… Мыслить для ребенка раннего возраста – значит, вспоминать… Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти». (18). Исследование форм недостаточно развитого детского мышления, с другой стороны, обнаруживает, что они представляют собой припоминание по поводу одного частного случая аналогично случаю, имевшему место в прошлом. Решающие события в жизни человека, изменяющие отношения между памятью и другими его психологическими процессами, происходят ближе к юношескому возрасту, причем по своему содержанию эти изменения порой противоположны тем, которые существовали между памятью и психическими процессами в ранние годы. Например, отношение «мыслить – значит припоминать» с возрастом у ребенка заменяется на отношение, согласно которому само запоминание сводится к мышлению: «запомнить или вспомнить – значит понять, осмыслить, сообразить».
Специальные исследования непосредственного и опосредованного запоминания в детском возрасте проводил А.Н. Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс – непосредственное запоминание – с возрастом постепенно замещается другим, опосредованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А.Н. Леонтьева, состоит в том, что, обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым меняем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное запоминание становится опосредованным.
Само развитие стимулов-средств для запоминания подчиняется следующей закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев и т.д.), а затем становятся внутренними (чувства, ассоциации, представления, образы, мысли).
В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. Переход, совершающийся от внешне опосредованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредованному, находится в тесной связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю.
У дошкольников с возрастом
улучшается непосредственное запоминание,
причем его развитие идет быстрее, чем
развитие опосредованного запоминания.
Параллельно с этим увеличивается разрыв
в продуктивности данных видов запоминания
в пользу первого.
Начиная со школьного возраста,
идет процесс одновременного развития
непосредственного и опосредованного
запоминания, а затем более быстрого совершенствования
опосредованной памяти. Опосредованное
запоминание, развиваясь более быстрыми
темпами, вскоре по продуктивности догоняет
непосредственное.
2.2 Особенности развития памяти детей дошкольного возраста
Л.С. Выготский считает, что память в раннем детском возрасте – одна из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. «Анализ показывает, что мышление ребёнка во многом определяется его памятью. Мыслить для такого ребёнка – значит вспоминать, т.е. опираться на свой прежний опыт, на его видоизменения… Следовательно, в раннем детском возрасте память является господствующей функцией которая определяет известный тип мышления».
Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребёнку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребёнок учится воспринимать, думать, говорит; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определёнными правилами поведения и начинает управлять собой. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими cферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания индивидуальности ребёнка. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально - практическим путём.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребёнка – дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми, сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная деятельность, труд.
В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в памяти детей. Непрерывное расширение кругозора, стремительное овладение знаниями, умениями, навыками говорит о количественных изменениях в памяти ребёнка.
Перестройка мнемических процессов в детском возрасте заключается в том, что ребенок оказывается в состоянии ставить перед собой сознательные цели (запомнить и припомнить) и стремится этих целей достичь. Однако переход от непроизвольной памяти к произвольной не является одномоментным актом, а представляет собой сложный процесс, включающий два основных этапа. На первом этапе осуществляется выделение и осознание ребенком мнемической цели, на втором этапе формируются соответствующие им действия и операции. Первоначально способы запоминания и припоминания являются очень примитивными. Это повторение поручения вслед за взрослым, проговаривание материала шепотом, прикосновение к картинкам, их пространственное перемещение и т. п., а в процессе припоминания возвращение к уже воспроизведенным звеньям.
Первые попытки применения
некоторых приемов, которые способствуют
повышению продуктивности памяти, развитию
ее логических форм, отмечаются у детей
в возрасте 5—6 лет. Проявляются они в том,
что дети этого возраста уже могут самостоятельно
осуществлять, хотя и в очень простых формах,
мыслительную переработку материала.
В опытах 3. М. Истоминой (1978) по ходу упражнений
дети проявляли начальные умения смысловой
группировки слов в целях их запоминания,
делали попытки связать запоминаемое
с чем-либо уже хорошо им известным, иногда
использовали те или иные наглядные образы
как опоры запоминания слов и т. п. Это
означает, что дети начали применять в
мнемических целях отдельные приемы, представляющие
собой мыслительные операции. Первоначально
эти приемы были очень примитивны, применялись
всеми детьми, носили эпизодический характер,
применение их было малоосознанным. Однако
продуктивность запоминания у детей, использовавших
описанные приемы, была выше.
Поиски ребенком способов,
приемов запоминания и припоминания открывают
перед воспитателем его произвольной
памяти новую, очень важную возможность:
обучение его тому, как нужно запоминать
и припоминать. Воспитание логической
памяти предполагает, прежде всего, развитие
мыслительной деятельности детей — развитие
умения анализировать, выделять в предметах
определенные свойства, признаки, сравнивать
предметы и явления между собой; осуществлять
обобщение, объединяя различные объекты
по каким-либо общим признакам, классифицировать
предметы и явления на основе произведенного
обобщения; устанавливать смысловые связи.
Именно мыслительные операции на определенной
ступени их освоения становятся способами
логического запоминания.
Информация о работе Развитие памяти детей дошкольного возраста