Проблема лидерства в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение проблемы лидерства в младшем школьном возрасте.
Объектом исследования являются внутригрупповые процессы в коллективе младших школьников.
Предметом исследования является лидерство в младшем школьном возрасте.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1.Понятие коллектива и внутригрупповые процессы.......................................5
1.2. Основные теории лидерства............................................................................9
1.3.Роль учителя в формировании лидерских качеств………………………...14
ГЛАВА II. КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКО
2.1 Игры, направленные на выявление лидера...................................................17
2.2 Игры, направленные на развитие лидерских качеств..................................19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….....................................................................................22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

курсовая работа Проблема лидерства в младшем школьном возрасте.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

Вообще выделяют разные виды лидеров: лидеры — организаторы, лидеры — инициаторы, лидеры — вдохновители, лидеры — генераторы эмоционального настроя, лидеры — эрудиты и т.д [3].

Само по себе лидерство возникло, можно сказать, на заре человечества. Оно вечно и неизбежно. Там, где встречаются хотя бы два человека, возникает проблема доминирования одного над другим, или проблема лидерства. Можно сказать, что явление это общеисторическое.

Различные теории вплотную попытались объяснить природу лидерства и выявить факторы, влияющие на этот феномен. В общем виде можно выделить несколько групп подобных теорий:

Теории «героев» и теории «черт». Теории данной группы — из самых древнейших. Кратко упомянем лишь некоторые их истоки. Древние египтяне приписывали своему императору «божественные черты»: «властное высказывание» в устах, «понимание в сердце», но «язык его — усыпальница справедливости». Гомеровская Илиада раскрыла четыре необходимых, по мнению древних греков, качеств вождей: справедливость (Агамемнон), мудрость (Нестор), хитрость (Одиссей) и доблесть (Ахилл). Перечни таких или похожих качеств встречаются в самых разных культурах: Правда, модели поведения лидеров и «наборы» лидерских «черт» со временем не раз менялись. Тем не менее, образы героев были, есть и всегда будут.Пополняются также  и списки «героических» черт[10].

В XX веке известные представители «героической» теории (Т. Карлайл, Е. Джен-нингс, Дж. Дауд и др.) пытались изучать качества, «передающиеся по наследству» и «способствующие завлечению масс». Затем, вслед за «героической», уже «теория черт» попыталась дать ответ на вопрос, какими свойствами должен обладать лидер как особый субъект деятельности. Ее сторонники (Л. Бернард, В. Бинхам, О. Тэд, С. Килбоурн и др.) считали, что лидером человека делают определенные психологические качества и свойства («черты»). Лидер рассматривался ими через призму ряда факторов:

Во-первых, к таким факторам относились его «способности» — умственные, вербальные и т. д;

Во-вторых, «достижения» — образование и физическое развитие;

В-третьих, «ответственность» — зависимость, инициатива, упорство, желание и т. д;

В-четвертых, «участие» — активность, кооперация и т. д;

В-пятых, «статус» — социально-экономическое положение, популярность;

В-шестых, важными признавались «ситуативные черты» личности.

Выделим основные качества, которые сторонники этой теории считали необходимыми для лидера:

  1. Сильное стремление к ответственности и завершению дела;
  2. Энергия и упорство в достижении цели, рискованность и оригинальность в решении проблем;
  3. Инициативность;
  4. Самоуверенность;
  5. Способность влиять на поведение окружающих, структурировать социальные взаимоотношения;
  6. Желание принять на себя все последствия действий и решений;
  7. Способность противостоять фрустрации и распаду группы[17].

Можно по-разному относиться к подобным взглядам,но согласимся, что годы идут, а качества, приписываемые лидеру, остаются неизменными. При этом можем заметить, что интеллектуальные способности до сих пор не считаются обязательными для лидера[10].

Теория черт, или теория «великого человека»

В ранних исследованиях проблемы лидерства считалось, что определяют человека как лидера и сохраняют за ним этот статус при любых условиях исключительно его личные качества. Первый кто выдвинул концепцию лидера как человека, обладающего уникальными качествами, поражающими воображение масс стал Ф.А.Вудз. Он заключил, что правитель определяет нацию в соответствии со своими возможностями («каков правитель, таков и народ»)[3].

В разработку «теории черт» внес свой вклад М. Вебер. Он считал: «три качества являются для лидера решающими: страсть, чувство ответственности и глазомер... Страсть в смысле ориентации на существо дела, страстной самоотдачи делу... Глазомер, способный с внутренней собранностью и спокойствием поддаться воздействию реальностей... требуется дистанция по отношению к вещам и людям... Проблема состоит в том, чтобы втиснуть в одну и ту же душу и жаркую страсть, и холодный глазомер» [3].

При всей своей занимательности, теории «героев» и «черт» мало продуктивны в научном отношении. Они позволяют красиво описывать яркий феномен, но не приближают проникновение в его суть. Несмотря на общее признание этого, теории такого рода продолжают пополнять число своих сторонников, создавать все новые списки необходимых лидерских качеств,но научное изучение феномена лидерства идет дальше.

Теории среды. Основное положение группы теорий, гласит, что лидерство является функцией окружения, т. е. определенных времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Этот подход не признавал индивидуальные различия людей, объясняя их поведение исключительно требованиями среды. Так, согласно Е. Богардусу, тип лидерства в группе прежде всего зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать.

В. Хоккинг предполагал, что лидерство — функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе. В этой связи X. Персон выдвинул две гипотезы:

  1. каждая ситуация определяет как качества лидера, так и самого лидера;
  2. качества индивида, которые определяются ситуацией как лидерские качества, являются результатом предыдущих лидерских ситуаций. Не вызывая отторжения, такие выводы, однако, также мало чего проясняли.

Так же А. Мэрфи говорил: « ситуация вызывает лидера, который и должен стать инструментом разрешения проблемы. То есть ситуация ситуацией, но и сам лидер что-то значит»[18].

Теории взаимодействия-ожидания. Согласно взглядам Дж. Хоманса и Дж. Хемфилда, теория лидерства должна рассматривать три основные переменные: действие, взаимодействие и настроения. Лидер в этой теории определяется как, прежде всего, инициатор взаимодействия, что способствует расширению лидерских качеств[3].

Например, теория «усиления ожиданий» Р. Стогдилла основана на простом утверждении. У членов группы, считал он, в процессе взаимодействия усиливаются ожидания того, что каждый из них будет продолжать действовать соответствующим образом. Роль индивида в данной группе определяется взаимными ожиданиями, если его действия совпадают с ожиданиями группы, ему будет разрешено к ней присоединиться, т. е. его допустят в группу. Лидерский потенциал человека зависит от его способности инициировать нужные взаимодействия и ожидания.

«Гуманистические» теория лидерства, считала главным развитие эффективной организации. По мнению представителей этого подхода, человек по самой своей природе — «существо мотивированное». В этом случаи главной функцией лидерства является модификация организации с целью обеспечить свободу индивиду для реализации его потребнрстей  и удовлетворения своих нужд — однако, при условии достижении целей организации[3].

С. Аргирис также указывал на наличие конфликта между организацией и индивидом. Он считал что, природа организации предполагает объединение ролей ее членов и контроль над исполнением ими своих обязательств. В природе человека заложено стремление к самореализации через проявление инициативы и ответственности. Поэтому эффективное лидерство должно      учитывать и принимать это во внимание и опираться, прежде всего, на эти качества [10].

Мотивационные теории лидерства. Согласно В. Стоуну, мотив — это своеобразная выученная «навязчивая идея», основанная на внутренней потребности компетентно обращаться с окружающей средой. Независимо от первоначальной потребности (власть, престиж, самовыражение), мотивация зависит от возможностей, осознаваемых человеком . Естественно, слишком сильная мотивация может привести к неправильному восприятию [3].

Для лидерства важен мотив плюс возможность его реализации, так как мотив без такой возможности равен движению без направления. Известный сторонник гуманистической психологии А. Маслоу в своей теории утверждал: « корни лидерства возникают в процессе трансформации человеческих желаний (мотивы, исходящие из чувств) в потребности. Что касается самого лидера, то А. Маслоу различал у него два типа властных потребностей:

1) потребность в силе, достижениях, автономности и свободе;

2)потребность в доминировании, репутации, престиже, успехе, статусе  и т. д.

Так выглядят  основные подходы к проблеме лидерства, составлающие первоначальный фундамент ее научного изучения.

 

1.3 Роль учителя в формировании лидерских качеств младших школьников.

Современные дети младшего школьного возраста способны проявить инициативу, активность, творчество, однако реальная практика говорит о том, что в начальной школе в подавляющем большинстве случаев учащиеся пассивно выполняют поручения педагога, тогда как ребёнок способен активно участвовать в общественной жизни, самостоятельно принимать решения в различных ситуациях. Начальное обучение закладывает фундамент всего дальнейшего учения и развития личности. Особенность воспитания и обучения данной ступени состоит в том, что они осуществляются, как правило, одним педагогом. От умелого руководства, сочетания различных форм работы, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников, зависит социальная успешность детей в будущей, учебной, личной, профессиональной деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что реализация данных подходов должна осуществляться при выполнении совместной деятельности всеми членами коллектива, а значит и развитие лидерских качеств младших школьников должно проходить в коллективной деятельности[19].

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом коллективно-творческого воспитания. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Благодаря этому идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности[20].

При активном включение учащихся в  разработанные КТД позволяет выделить ряд педагогических условий, учет которых необходим при использовании КТД в начальной школе:

1. Педагог должен изменить свою  позицию, отказаться от мелочной  опеки. Для этого требуется:

- обладание личностными качествами (открытость, расположенность к детям, инициативность, креативность и др.);

- знание теоретических и методических основ проблемы развития лидерских качеств у младших школьников;

- знание психологических особенностей учащихся начальной школы;

- умение создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий;

- стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка;

- создание ситуации “успеха”;

- освободить учащихся от давления авторитета учителя;

2. КТД должно быть личностно-значимым  для каждого ученика;

КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством, где любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества[20].

Рассмотренная проблема не исчерпала себя, и требует дополнительного изучения по поиску эффективных условий, направленных на развитие лидерских качеств младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

2.1 Игры, направленные на выявление лидера в коллективе

 

Игра «раз, два, три».

 Ведущий садится в круг с играющими, далее говорит: «Раз, два, три» и показывает на вытянутых руках какое-то количество пальцев. Игроки должны, не договариваясь, встать со стульев, причем количество вставших должно соответствовать количеству показанных пальцев.

Чаще всего встают  более общительные, стремящиеся к лидерству ребята.

 

Игра «Перестройка».

 Группе дается задание построиться по каким либо определенным признакам, на время (засекает ведущий). Например: по цвету глаз (от светлых к темным); по номерам квартир (от 0 до…); по дням рождения (от января к декабрю) и т.д.

В этой иге также руководить всем процессом будут более активные дети.

 

Игра «Веревочка».

 Для проведения игры нужна веревка, концы которой должны быть завязаны, образуя кольцо. Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку. Задание для группы: как можно быстрее с закрытыми глазами, не выпуская из рук веревки, построить геометрические фигуры: треугольник, квадрат, шестиугольник.

 

Игра «Счет от 0 до 10».

 Играющие закрыв глаза, должны  сосчитать от 0 до 10, при этом каждую  новую цифру говорит только  один человек. Если какую либо  цифру произнесли несколько человек, все начинается с начала.

Информация о работе Проблема лидерства в младшем школьном возрасте