Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций
Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.
Формы и методы гражданского воспитания учащихся, в условиях среднего общеобразовательного учреждения
С незапамятных времен в системе образования понятия обучить и воспитать неразрывны. Невозможно уча, не взращивать те или иные качества в личности, или поучая, не пытаться чему- то научить.
Но ни одно из направлений воспитания не может быть реализовано без конкретного определения общих и свойственных только ему методов и форм организации.
Система методов и форм формирования гражданственности личности включает:
- методы
формирования гражданского
- методы
организации гражданской
- методы
стимулирования гражданского
- методы контроля, самоконтроля и диагностики сформированности
гражданских
качеств.
Методы формирования гражданского сознания: к этой группе методов гражданского воспитания относятся методы формирования гражданского сознания и чувств. Всем известно, что по мере взросления и накопления общественного (жизненного) опыта личность входит в постоянные противоречия с достигнутым уровнем и необходимостью дальнейшего познания окружающей среды. Уже имеющиеся знания не могут быть достаточными для анализа и восприятия окружающей системы общественных явлений, отношений, ценностей и т.д. В рамках данного метода педагог целенаправленно организует восприятие учеником новых знаний, принципов, норм общества. Процесс направлен на формирование обобщенных знаний об окружающем мире. А так как знания существуют в форме слова, поэтому методы в данном случае в основном вербальные (беседы, лекции, диспуты) или наглядные (показ и демонстрация опытов, в том числе опытов социальных действий, показ иллюстраций).
Очень важен при этом метод примера: из жизни, литературы, как периодической или художественной. Так как данные методы в педагогической литературе освещены достаточно широко, останавливаться на их специфике смысла нет.
Воспитание это специфический процесс взаимодействия между тем, кто воспитывает, и тем, кого воспитывают. Осуществляться он может двумя основными путями: первый путь – субъективный. Он связан с методами и приемами глубокого информирования и разъяснения, убеждения и внушения, а главное предоставление подросткам образцов для подражания и деятельности, что в наше время совсем не просто.
Объективный
путь еще сложнее – он предполагает целенаправленное
изменение жизнедеятельности воспитуемого,
так чтобы через эти изменения вести подростка
к формированию социально детерминированных
качеств и свойств личности. Путь долгий,
сложный.
Важным свойством этого метода – метода формирования гражданского сознания - является формирование у воспитуемого умения оценивать явления в окружающем
макро- и микромире, и свои поступки. Удачное использование данного метода в конечном итоге приводит к тому, что воспитуемый соизмеряет поступки свои и чужие с субъективной системой оценок, или проще - с идеальной моделью, с тем, как правильно, как должно быть, и в зависимости от результата, может внутренне принимать или отклонять эти поступки.
В процессе
использования методов
1. Необходимо
ориентироваться на долгий по
времени процесс накопления
2. Не
будет иметь наше
Поэтому, если начинаем говорить о гражданственности, то готовиться к разговору нужно серьезно и обстоятельно, подбирая нужные слова и примеры.
3. Необходимо приводить подростков к умению давать событиям собственную оценку, осуществлять личные действия, делать собственные гражданские выводы, а не идти на поводу более сильного, авторитетного или влиятельного, проявляя во всем полную комформность, и, отдавая все происходящее воле случая.
4. Важным
остается вопрос необходимости тщательного
подбора предлагаемых примеров и образцов
гражданской деятельности. Так, риторическая
фраза, о том, что
нужно стараться учиться,
для того чтобы обеспечить
достойное будущее себе
и принести пользу своему
государству, к сожалению,
вдребезги разбивается
о нынешние реалии. Более находчивые
ученики быстро припомнят нам высказывание
М.Задорнова, о том, что для того чтобы
мало зарабатывать и плохо жить нужно
много и долго учиться. Начиная разговор
на тему гражданственность, следует учитывать
произошедшие в последнее время смещения
в идеалах школьников.
Метод организации гражданской деятельности – вторая группа педагогических методов в вопросе гражданского воспитания подрастающего поколения. Она включает упражнения в гражданской деятельности, приучение, использование общественного мнения, педагогическое требование, создание воспитывающих ситуаций, организация практического опыта гражданского поведения, различные поручения. Итак, в данном направлении наша задача – создание условий для постоянных упражнений учащихся в гражданской деятельности.
Современный
мир с быстро-текущими общественно-политическими
событиями предоставляет
Определенную роль в формировании привычек играют средства массовой информации. Содержащиеся в них материалы дают примеры гражданской деятельности. Особо ценными являются анализ поступков людей, история судеб, комментарии к происходящим в мире событиям. Подросток получает возможность, вслед за СМИ включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позиции других, одним словом, сопереживать происходящее. Естественно, для нормально развивающейся личности такая работа не может не оставить свой след, тем самым укрепляя ее гражданскую позицию.
Регулирующую функцию в данном направлении выполняет такой метод, как требование, под которым понимается доведение до сознания подростков обязанностей по отношению к обществу и ответственность за собственные поступки.
Исходные требования воздействуют на превращение конкретных действий в привычные поведения. Так мы с начальной школы учим ребят, что гимн РБ – есть символ суверенности, независимости нашего государства, неповторимости его исторического пути и культурного наследия. И во время звучания гимна нужно вести себя соответствующе (стоим, слушаем, вникаем, сопереживаем). И эти правила постоянны и непреложны всегда и везде: и на торжественной линейке в честь праздника «Первого звонка», и на футбольном матче, где мы присутствуем в качестве болельщиков. И если классный руководитель не сидит в одном ряду со своими учениками, то это не повод для этих же учеников разговаривать во время исполнения гимна на различные отвлеченные темы или еще хуже – безучастно сидеть и жевать чипсы. А классный руководитель, взирая на это безобразие и не имея возможности вслух сделать замечание, вынужден рассуждать уже о своем: видит ли это кто - нибудь из представителей администрации школы и как мне оправдаться в поведении моих недорослей.
Поэтому
значение требований велико – они, так
или иначе, формируют традиции поведения.
Требования, направленные на усвоение
нравственных форм, служат развитию определенных
черт характера учащихся.
В гражданском воспитании могут быть использованы все формы педагогического требования в зависимости от ситуации и преследуемых задач, но особую значимость приобретает побуждение и такая форма, которая выражает субъективные стремления (желания, просьбу и т.д.).
Организация практического опыта требуемого гражданского поведения может идти параллельно с использованием метода различных поручений. Однако при этом следует учесть, что содержание поручений претерпевает изменения в связи с изменением социально-политической обстановки.
При использовании вышеуказанного метода, следует помнить, что коллективные и индивидуальные формы гражданской деятельности могут быть разными, нужно учитывать особенности гражданской деятельности и строго ее дифференцировать, необходимо регулярное фиксирование хода и результатов гражданской деятельности на субъективном уровне.
Поощряя гражданское поведение, которое отвечает требованиям общества, или, порицая подростков за отход от существующих стандартов, мы взрослые, формируем тот или иной тип поведения, элементы которого постепенно внедряются в его сознание. Поэтому нужно рассмотреть еще одну группу методов – метод стимулирования гражданского поведения.
Стимулировать
гражданское поведение – значит
побуждать подростка
К использованию данной группы методов также имеется ряд требований:
1. Стимулирование
в различных его формах должно
быть дозированным и
2. Если есть возможность стимулирования гражданского поведения со стороны не педагога, а третьего лица (общество, коллектив, представитель какой - нибудь общественной организации) – обязательно использовать. Когда хвалим мы в классе – это хорошо, когда представитель администрации на общешкольной линейке – это отлично (может сыграть еще большую положительную роль).
3. Стимулирование
побуждает подростка не только
к анализу собственной
на сиюминутное
проявление желаемых качеств в подростке,
а в предвиденье его будущей,
заслуживающей поощрения
Четвертую – последнюю группу составляют методы контроля, самоконтроля и диагностики сформированности гражданских качеств. Контроль представлен как способ воздействия, применяемый обществом или педагогами для регулирования социального поведения личности.
Поведение личности в ситуациях, требующих от нее гражданского проявления, может соответствовать по своему содержанию либо поощрению, либо порицанию. В таких случаях от педагога требуется разнообразить подходы к воспитуемому, используя различные формы санкций ( негативные – наказания, позитивные – поощрения, формальные – опора на общественное мнение). Неформальными позитивными санкциями выступают одобрение, похвала, признание и уважение.
Ну и, наконец, как действенный способ организации процесса гражданского воспитания, санкция требует выполнения ряда правил при ее использовании. Во-первых, санкции необходимо использовать только с уважением к личности подростка, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности. Во-вторых, необходимо постоянно использовать параллельное действие группы (коллектива) и избегать действия под настроением и влиянием ситуативных порывов.