Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций
Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.
Лекция 11
Формы обучения. Урок – основная форма учебного процесса в школе
1.Понятие о формах организации процесса обучения.
2.Урок – основная форма организации учебного процесса, типология, структура
уроков и современные требования к уроку.
3.Развитие форм организации обучения в дидактике и прогрессивном педагогическом
опыте.
1.Понятие
о формах организации
процесса обучения.
Одним
из элементов педагогической системы
являются организационные формы
обучения. Эта категория
обозначает внешнюю
сторону организации
процесса обучения,
определяющую, когда,
где, кто и как обучается.
Если принципы обучения говорят, почему
надо так обучать, методы объясняют суть
учебного взаимодействия, то формы определяют,
как в реальных условиях организовать
обучение. Установление форм обучения
зависит от других элементов ПС: целей,
содержания, методов и средств, состава
учеников и учителей, а также материальных
условий обучения.
Учеными выделены такие основания для
классификации форм обучения: количество
и состав учащихся, место учебы, продолжительность
учебной работы. По этим основаниям формы
обучения делятся соответственно на индивидуальные,
коллективные, групповые, классные и внеклассные,
школьные и внешкольные. Эта классификация
не является строго научной, но позволяет
немного упорядочить разнообразие форм
обучения.
Классно-урочная
система является наиболее ранней для
нового времени и распространенной в мировой
практике. Создателем ее как развернутой
системы был Я.А.Коменский, в 17 веке. Классу
и уроку как дидактическим понятиям уже
около 400 лет. Классно-урочная система
характеризуется такими особенностями.
Учащиеся приблизительно одного возраста
и уровня подготовки составляют класс,
который сохраняет в основном постоянный
состав в период школьного обучения. Класс
работает по единому годовому учебному
плану и программам, согласно постоянному
расписанию. Основной единицей занятий
является урок. Урок обычно посвящен одному
учебному предмету, теме. Работой учащихся
на уроке руководит учитель. Он оценивает
результаты учебы по своему предмету и
в конце учебного года принимает решение
о переходе учеников в следующий класс.
Учебный год, день, расписание уроков,
каникулы - это тоже признаки классно-урочной
системы.
Ее достоинства: четкая организационная
структура, простое управление, возможность
взаимодействия детей между собой, воспитание
их в учебном процессе, экономичность.
Ее недостатки: трудность в учете индивидуальных
особенностей учеников и в организации
индивидуальной работы с ними как по содержанию,
так и по темпам и методам обучения; строгая
организационная структура затрудняет
связь обучения с реальной жизнью, замыкает
его на школе. Все это толкает педагогов
на поиски других систем обучения, вот
некоторые из них.
В начале 19 века была система взаимного
обучения (белл-ланкастерская): старшие
ученики, получившие знание от учителя,
обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло
одному учителю обучать сразу много детей,
но давало низкое качество.
По мангеймской системе
(20 годы 20 века, Европа) создавались классы,
разные по уровню развития, способностям,
подготовке учеников, - слабые, средние
и сильные. Отбор в классы определялся
результатами экзаменов. В зависимости
от успехов можно было сменить класс, но
этого почти не происходило, поскольку
система не давала возможности слабым
ученикам достигать высокого уровня. Ее
элементы сохраняются в некоторых школах
Запада.
В
Европе и США в начале 20 века было опробовано
много систем обучения, направленных на
обеспечение индивидуальной активной
самостоятельной учебной работы. Наиболее
радикальная из них Дальтон-план,
согласно которому учащийся брал задания
на год по каждому предмету и отчитывался
по ним в установленные сроки. Единого
для всех расписания не было. Коллективная
работа велась один час в день, остальное
время - индивидуальная работа в предметных
мастерских, лабораториях, консультации
с учителями. В СССР в 20 годы использовалась
модификация Дальтон-плана под названием
бригадно-лабораторная система. Задания
по изучению курса, темы брала группа учеников
(бригада). Они работали самостоятельно
в лабораториях, отчитывались коллективно,
учителя давали консультации. Эта система,
развивая самостоятельность учеников,
снижала, однако, уровень подготовки, что
прекратило ее существование в СССР в
1932 году.
В 50-е годы 20 века возник план
Трампа - система, стимулирующая индивидуальное
обучение, использующая гибкие формы обучения.
Она включала три формы работы: лекции
с применением технических средств для
больших групп в 100-150 учеников, 40% времени;
работа в группах 10-15 человек, 20% времени;
индивидуальная работа в школьных кабинетах,
40% времени. При этом классов не существует,
малые группы меняют свой состав. Система
требует слаженной команды учителей, четкой
организации, материального обеспечения,
имеет определенные достоинства.
В настоящее время идут попытки усовершенствования
классноурочной и других систем. На Западе
в развитие плана Трампа имеются "неградуированные
классы": ученик по одному предмету
может учиться по программе 5 класса, а
по другому предмету быть в 3 классе. Имеются
проекты и эксперименты по созданию "открытых
школ": обучение проходит в учебных
центрах с библиотеками, мастерскими,
что ведет к разрушению самого института
"школа". В целом поиски форм обучения
идут в направлении индивидуализации,
психологизации, технизации обучения.
2.Урок – основная форма организации учебного процесса, типология, структура
уроков и современные
требования к уроку.
Урок – основная единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками (чаще всего 45 мин.), планом работы и составом учащихся.
Урок направлен на достижение триединой цели: обучить (образовательная или дидактическая цель), воспитать (воспитательная цель), развить (развивающая цель).
К дидактическим (или образовательным) относятся:
Воспитательные цели и требования к уроку включают:
К
постоянно реализуемым на уроках
развивающим целям и
Попытки
классифицировать уроки, разбить их
на несколько простых типов
Количество известных ныне классификаций исчисляется десятками. Каждая классификация строится на каком-то определенном признаке: дидактической цели (И.Т.Огородников), цели организации занятий (М.И.Махмутов), основных этапах учебного процесса (С.В.Иванов), методах обучения (И.Н.Борисов), способах организации учебной деятельности учащихся (Ф.М.Кирюшкин).
Дидактическая цель является важнейшим структурным элементом урока, поэтому классификация именно по этому признаку выступает наиболее близкой к реальному образовательному процессу. Если учитывать активную позицию учащегося в освоении материала и формировании умений и навыков, то классификация по дидактической цели будет выглядеть следующим образом:
Введем понятие структуры урока, под которым будем подразумевать его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется последовательностью и наличием структурных частей.
Уроки изучения нового учебного материала. Целью урока данного типа является овладение учащимися новым материалом, что предполагает работу учителя по передаче нового материала, организации деятельности учащихся, направленной на его осмысление и усвоение, первичному закреплению нового материала, выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике.
Структура таких уроков следующая:
Наиболее эффективно процесс освоения новых понятий и способов действий осуществляется учащимися в ходе активной деятельности. Во время урока учитель применяет всевозможные приемы активизации познавательной деятельности школьников: использует крупноблочный способ обучения, придает изложению нового материала проблемный характер, использует яркие примеры, факты, подключает учащихся к обсуждению, подкреплению тех или иных теоретических положений собственными примерами и фактами, использует наглядно-образный материал и технические средства обучения. Все это нацелено на содержательное и глубокое освоение нового материала и поддержку высокого уровня внимания и мыслительной активности учащихся.
Уроки формирования и совершенствования умений и навыков. На уроках этого типа решаются следующие дидактические задачи: а) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; б) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; в) формирование новых умений и навыков; г) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.
К урокам этого типа можно отнести выполнение самостоятельной работы; практические работы; некоторые виды экскурсий; уроки-семинары.
Организация учебной деятельности учащихся на уроке этого типа предполагает повторение полученных знаний, их применение в других ситуациях, элементы систематизации знаний, закрепление умений и навыков, а также вывод их деятельности на межтематический и межпредметный уровень. Вместе с повторением можно организовать и контроль, и систематизацию знаний. Не исключена, разумеется, возможность и такого построения урока, когда учитель планирует только текущее повторение в пределах темы, например, перед контрольной работой.
Урок обобщения и систематизации знаний. Урок этого типа нацелен на решение двух основных дидактических задач: 1) на проверку и установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности, касающимися ключевых вопросов учебного предмета; 2) на повторение, коррекцию и более глубокое осмысление материала по этим вопросам и взаимосвязь его отдельных элементов. Обычно учитель при проведении такого урока заранее называет вопросы для повторения, указывает источники, которыми учащиеся должны пользоваться, задает подготовительные задания на дом. Кроме того, в старших классах учителя при подготовке к урокам обобщения и систематизации предварительно проводят обзорные лекции, групповые консультации, индивидуальные собеседования, дают рекомендации по подготовке к самостоятельной работе.
Наиболее распространенным видом уроков обобщения и систематизации являются уроки-дискуссии, уроки семинары, на которых углубляется или систематизируется определенное содержание изученного раздела программы или программного материала в целом, а также уроки решения творческих заданий.
Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначаются для контроля за уровнем усвоения учащимися теоретического материала, сформированностью умений и навыков и коррекцией усвоенных учащимися знаний, накопленных умений и навыков.