Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций
Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.
Лекция
13
Дифференциация
и индивидуализация
процесса обучения.
Специфика обучения
одаренных и отстающих
учащихся
1.Понятия
«дифференциация» и «
взаимосвязь.
2.Детская одаренность, ее положительные и отрицательные проявления и особенности
организации педагогического
3.Неуспеваемость
учащихся как комплексная
педагогического процесса с
1.Понятия «дифференциация» и «индивидуализация обучения», их сущность и
взаимосвязь, этапы
развития.
В настоящее
время идёт становление новой
системы образования, которая ориентирована
на вхождение в мировое
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает педагогическим коллективам учебных заведений возможность выбирать и конструировать педагогический процесс.
Разработаны и внедрены в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребенка. Именно этот фактор - здоровье - заставляет нас сегодня обращаться к личностно-ориентированным технологиям, к которым относится дифференциация и индивидуализация учебного процесса.
На волне демократизации и гуманизации образования возникает повышение внимания теоретиков и практиков обучения к идее дифференцированного и индивидуализированного обучения.
Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:
Необходимо отметить, что многие ученые предостерегают от экспериментирования в области дифференцированного обучения в условиях недостаточной психологической, диагностической, физиолого-гигиенической проработки вопроса.
Анализ состояния проблемы в области дифференцированного обучения в теории и практике обучения показывает, что процесс дифференциации имеет как значительные достоинства, так и существенные недостатки. Причем количество достоинств, так и существенные недостатки.
Создание гомогенных (однородных) классов позволяет реализовать следующий положительный потенциал дифференцированного обучения:
а) позволяет выровнять развитие слабых, делает обучение посильным;
б) слабый не ощущает свои слабости, сильный должен прилагать больше усилий при учебной работе;
в) учителю легче подбирать дидактический материал, который соответствует уровню класса;
г) научно-обоснованные
доводы для дифференциации позволяют
учитывать индивидуальные, интеллектуальные,
психофизические особенности
Создание гомогенных классов влечет за собой следующие негативные последствия:
а) средние и слабые ученики остаются без развивающего влияния сильных;
б) неблагоприятная эмоциональная обстановка: снобизм у сильных учеников и чувство неполноценности у слабых;
в) распределение детей по классам на основе школьной зрелости фатально предопределяет развитие ребенка именно в тот момент, когда только и должно начаться его целенаправленное умственное развитие;
г) дифференциация на основе умственных способностей не позволяет учитывать различные стороны интеллекта, другие свойства личности, а также факторы развития;
д) при
переформировании классов разрушаются
сложившиеся ученические
Налицо проблема: как использовать гуманистический положительный потенциал ДО, при этом максимально нейтрализовав издержки такого обучения?
В настоящее время происходят поиски гибких вариантов, которые позволили бы учить детей в обычных гетерогенных классах, а с другой -возможно шире индивидуализировать обучение.
Почему же так настойчиво методистами внедряется эта образовательная технология?
Дело в целях, которые ставит и решает она.
1. Обучение
каждого на уровне его
2. Приспособление
(адаптация) обучения к
Технология дифференцированного обучения позволяет решать этот вопрос.
Сегодня уже не нужно убеждать никого, что дети разные, но еще много нужно сделать, чтобы не делить детей на “хороших” и “плохих”, “успевающих” и “неуспевающих”. В каждом классе есть непоседы и мямли, одним нужно подробно объяснять, что и как, другие любят дойти до всего сами. Один тянет руку, даже когда не знает, а другой знает, но молчит. У одних быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу и переключить их на новый вид деятельности очень трудно. Дети по-разному воспринимают информацию, по-разному и анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т.д. Разные дети, в конечном счете, требуют разного подхода в обучении, т.е. индивидуального дифференцированного подхода, который пока декларируется, а на практике реализуется плохо. В этом мы убедились, посещая уроки наших педагогов: почти 70 уроков посещено администрацией, а дифференциацию и индивидуализацию практически не видели ни на одном уроке.
Конечно, трудно требовать у учителя знания всех учащихся с их индивидуальными способностями (как правило, предметник обучает до 150 человек), но если этого не будет, число “неуспевающих” будет расти с каждым годом. По итогам 1 четверти у нас 12 “неуспевающих” лицеистов (оксюморон какой-то, неожиданное словосочетание). Я уверена, что многих “двоек” в четверти можно было избежать, сработай учителя в плане индивидуального, дифференцированного подхода.
С первых дней обучения учителю необходимо определить так называемый “контингент риска”, тех детей, с кем будет труднее всего, и им уделять особое внимание.
Основу
дифференцированного подхода
Степень обучаемости определяет ту меру напряжений усилий, которые требуются организму и которую он “платит” за успехи и неудачи. Если нагрузка чрезмерна, а “цена” превышает предел функциональных возможностей организма, это неизбежно приводит к нарушению состояния здоровья.
Однако, следует подчеркнуть, что дифференцированный подход не всегда направлен на облегчение нагрузки. Бывают случаи, когда нужно увеличить нагрузку, повысить ее интенсивность. Но всегда следует помнить, что, когда речь идет о дифференцированном подходе, имеются в виду не количественные изменения нагрузки, а качественно иной подход. Основная задача каждого учителя - научить детей учиться, создать условия для саморазвития, самообразования детей: Трудно учиться или нет?
Существует два диаметрально противоположных взгляда на учебную нагрузку и её влияние на организм ребёнка. Одни считают, что учёба совсем не трудна; другие, наоборот, считают, что учебная нагрузка очень трудна, а самое главное, обязательно сопровождается утомлением. Этого можно избежать при правильной организации учебного процесса, основной формой которого является урок. Какова должна быть структура урока? Как её изменить с учётом дифференцированного подхода? Эти вопросы должны волновать каждого учителя.
Есть основной показатель правильности выбора структуры урока, его конструкции. Он чётко отражает функциональное состояние организма и его динамику. Это показатель работоспособности. Существуют основные закономерности изменения умственной работоспособности. Эти закономерности учитель должен не просто знать - их необходимо учитывать при организации педагогического процесса, на основе этих закономерностей конструировать урок.
В начале работы происходит постепенное повышение показателей умственной работоспособности, врабатывание, приспособление к деятельности. Затем наступает период оптимизма, потом появляются первые признаки утомления: снижение внимания, темпа работы, двигательное беспокойство. Это общая схема, но, если разобрать её более детально, получается следующая конструкция:
Однако хорошо продуманный урок увеличивает работоспособность, сокращая период врабатывания и удлиняя период оптимизма.
1. Создание
ситуации игры, интереса, высокой
мотивации сокращает период
2. Удлинить
период оптимизма можно за
счет чередования видов
3. Для снижения падения работоспособности можно использовать компенсаторную перестройку. Это может быть рассказ, просто отдых, расслабляющее замечание и т.д.
С учетом фактора утомляемости следует строить каждый урок, оценивать по трём параллелям:
Т - трудность (в зависимости от мысленной деятельности);
Н - насыщенность
(по числу видов учебной
Э - характеристика эмоционального состояния (которая складывается из оценки положительных реакций на учебную нагрузку, особенности изложения учителем материала, формы, характера учебного задания и т.д.).
Каждый
их этих показателей в разной степени
влияет на утомляемость, но они компенсируют
друг друга при правильном подходе,
т.е. при высокой трудности
Классы различны по уровню “обучаемости”, и урок в каждом классе строится по определенному принципу, т.е. идёт процесс конструирования с учётом дифференцированного подхода.
Почти в любом классе мы можем провести градацию детей по четырём уровням: хорошо успевающие, среднеуспевающие, слабоуспевающие, неуспевающие. Некоторые исследователи предлагают выделять три группы учащихся - слабые, сильные, средние. Нам кажется, следует проводить различие между среднеуспевающими и слабоуспевающими как в педагогическом, так и в психологическом плане.
Просматривается интересная особенность. У педагогов-мастеров мы не обнаруживаем ни неуспевающих, ни слабоуспевающих. Примером может служить работа педагога-новатора Шаталова. Это говорит о том, что деление успеваемости на уровни чисто условное, мы же, учителя, пытаемся представить её как закономерно существующую необходимость, хотя это практическая градация является результатом несовершенства работы учителя.
Как ни грустно признавать, процент слабоуспевающих и средних достаточно большой (у нас в лицее порядка 60 %). Основная задача, которая стоит перед педагогом при таком расслоении, суметь одинаково продуктивно работать на всех четырёх уровнях одновременно. Кроме этого, внутри каждого уровня учащиеся различаются индивидуальными особенностями. Поэтому проблема дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения выдвигается на первый план.