Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций
Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.
Исследования
установили три группы причин школьных
неудач.
1. Социально-экономические - материальная
необеспеченность семьи, общая неблагополучная
обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая
безграмотность родителей. Общее состояние
общества тоже отражается на детях, но
главное - недостатки семейной жизни.
2. Причины биопсихического характера
- это наследственные особенности, способности,
черты характера. Следует помнить, что
задатки наследуются от родителей, а способности,
увлечения, характер развиваются при жизни
на основе задатков. Наука доказала, что
у всех рожденных здоровыми младенцев
примерно одинаковые возможности развития,
которое зависит от социальной, семейной
среды и от воспитания.
3. Педагогические причины. Педагогическая
запущенность чаще всего является результатом
ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение,
работа учителя - решающий фактор в развитии
школьника. Грубые ошибки педагога ведут
к психогениям, дидактогениям - психической
травме, полученной в процессе обучения
и требующей иногда специального психотерапевтического
вмешательства. Дидактогении - грубый
брак в работе учителя.
Исследования
показывают и более конкретные причины
неудач в учебе:
- жесткая, унифицированная система обучения,
содержание образования, одинаковое для
всех, не удовлетворяющее потребности
детей; - единообразие, стереотипность
в методах и формах обучения, вербализм,
интеллектуализм, недооценка эмоций в
обучении;
- неумение ставить цели обучения и отсутствие
эффективного контроля за результатами;
- пренебрежение развитием учеников,
практицизм, натаскивание, ориентация
на зубрежку.
Вывод: дидактическая, психологическая,
методическая некомпетентность учителя
ведет к неудачам в учебе.
Для
устранения дидактических причин неуспеваемости
есть такие средства.
1. Педагогическая профилактика - поиски
оптимальных педагогических систем, в
том числе применение активных методов
и форм обучения, новых педагогических
технологий, проблемного и программированного
обучения, компьютеризация. Ю.Бабанским
для этого была предложена концепция оптимизации
учебно-воспитательного процесса. В США
идут по пути автоматизации, индивидуализации,
психологизации обучения.
2. Педагогическая диагностика - систематический
контроль и оценка результатов обучения,
своевременное выявление пробелов. Для
этого имеются беседы учителя с учениками,
родителями, наблюдение за трудным учеником
с фиксацией данных в дневнике учителя,
проведение тестов, анализ результатов,
обобщение их в виде таблиц по видам допущенных
ошибок. Ю.Бабанским предложен педагогический
консилиум - совет учителей по анализу
и решению дидактических проблем отстающих
учеников.
3. Педагогическая терапия - меры по устранению
отставаний в учебе. В отечественной школе
это дополнительные занятия. На Западе
группы выравнивания. Преимущества последних
в том, что занятия в них проводятся по
результатам серьезной диагностики, с
подбором групповых и индивидуальных
средств обучения. Их ведут специальные
учителя, посещение занятий обязательно.
4.
Воспитательное воздействие. Поскольку
неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим
воспитанием, то с неуспевающими учениками
должна вестись индивидуальная планируемая
воспитательная работа, которая включает
и работу с семьей школьника.
Конечно, неуспеваемость - это комплексная
проблема, имеющая дидактический, методический,
психологический, медицинский и социально-педагогический
аспекты. Комплексным должно быть и её
решение.
Литература
1. Мартынов
С. “Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом”.
Ж. “Дошкольное воспитание”. № 8. 1994, с.
77–80.
2. Белова Е. “Одаренные дети”. Ж. “Дошкольное
воспитание”. № 4. 1991, с. 69–75.
3. Бурменская Г.В., Слуцкой
В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс,
1991.
4. Лейтес Н. “Легко ли быть одаренным?”.
Ж. “Семья и школа”. № 6. 1990, с. 34.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество
в детском возрасте. Психологический очерк.
Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1991.\
6. Лейтес Н.С. Умственные способности
и возраст. М., Педагогика, 1971.
7. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные
дети. М., Знание, 1991.
8. Аннастази А. Психологическое тестирование.
Кн. 2. М., Педагогика, 1982, с. 32–35.
9. Лейтес Н.С. Судьба вундеркиндов.
Ж. “Семья и школа”. № 12, 1990.