Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций
Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.
Лекция 5
Личность ученика как субъекта образования и развития
1.Ведущие факторы и условия развития личности в существующих теориях.
2.Роль обучения в развитии личности.
3.Воспитание и социализация.
4.Самовоспитание
в структуре процесса формирования личности.
1.Ведущие
факторы и условия развития
личности в существующих
теориях.
Личность рассматривается как интрегративное образование, формирующееся в предметной деятельности и общении.
О развитии личности судят по формированию новообразований. Это могут быть новые личностные качества, способности, умения и т.д.
Возвращение системы на исходный уровень функционирования возможно лишь по одному или нескольким показателям – полное восстановление достигнутого ранее, невозможно.
Направления развития личности
Любое развитие включает в себя две структуры – прогресс и регресс.
Прогрессивное развитие (от низшего к высшему) обязательно включает в себя элементы регрессии уже хотя бы в силу того, что выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие
Периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений.
Неизбежным во всяком развитии является не только замедление, но и откат назад, ухудшение функционирования системы как условие нового подъема.
Этот феномен связан с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые.
(Например, когда ребенок переходит от ползания к ходьбе, он перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья.)
При появлении нового уровня функционирования старый не уничтожается, но сохраняется с некоторыми специфичными только для него функциями в качестве одного из иерархических уровней новой системы.
Так, первые две
стадии мышления ребенка – наглядно-
Наряду с тенденцией к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования всякое развитие осуществляется в единстве с тенденцией к устойчивости, сохранению достигнутого и воспроизведению сложившихся типов функционирования.
Иначе говоря, успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции.
Наряду с тенденцией к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования всякое развитие осуществляется в единстве с тенденцией к устойчивости, сохранению достигнутого и воспроизведению сложившихся типов функционирования.
Иначе говоря, успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции.
В педагогических
и психологических
Биологизаторское направление
Все в личности предопределено наследственностью.
Современная психология и педагогика
Что влияет на развитие личности?
Деятельность как фактор развития личности
Две противоположные точки зрения:
1-ая точка зрения - развитие личности как самостоятельный процесс.
2.Роль
обучения в развитии
личности.
Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения.
Напомним, что под обучением следует понимать не процесс "передачи " готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления:
собственно
биологическое, органическое созревание
мозга, его анатомо-биологических
структур;
психическое (в частности, умственное)
развитие как определенная динамика его
уровней, как своего рода умственное созревание.
В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере, три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая и наиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения.
Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк).
Третья
группа теорий объединяет первые две точки
зрения и дополняет их новым положением:
обучение может идти не только вслед за
развитием, не только нога в ногу с ним,
но и впереди развития, продвигая его дальше
и вызывая в нем новообразование.
Эту существенно новую идею выдвинул Л.
С. Выготский. Он обосновал тезис о ведущей
роли обучения в развитии личности. В связи
с этим Л. С. Выготский выделил два уровня
умственного развития ребенка. Первый
- уровень актуального развития как наличный
уровень подготовленности ученика, который
характеризуется тем, какие задания он
может выполнить вполне самостоятельно.
Второй, более высокий уровень, который
он назвал зоной ближайшего развития,
обозначает то, что ребенок не может выполнить
самостоятельно, но с чем он справляется
с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок
делает с помощью взрослого, отмечал Л.
С. Выготский, завтра он будет делать самостоятельно;
то, что входило в зону ближайшего развития,
в процессе обучения переходит на уровень
актуального развития.
Современная
отечественная педагогика стоит
на точке зрения диалектической взаимосвязи
обучения и развития личности: вне обучения
не может быть полноценного развития личности.
Обучение стимулирует, ведет за собой
развитие, в то же время опирается на него,
но не надстраивается чисто механически.
3.Воспитание
и социализация.
Взаимодействие
человека с обществом обозначается понятием
"социализация" 0, которое имеет междисциплинарный
статус и широко используется в педагогике.
Однако его содержание не является стабильным
и однозначным.
Понятие о социализации как процессе полной
интеграции личности в социальную систему,
в ходе которого происходит ее приспособление,
сложилось в структурно-функциональном
направлении американской социологии
(Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой
школы социализация раскрывается через
понятие "адаптация".
Понятие адаптации, являясь одним их центральных
понятий биологии, означает приспособление
живого организма к условиям среды. Это
понятие было экстраполировано в обществознание
и стало обозначать процесс приспособления
человека к условиям социальной среды.
Так возникли понятия социальной и психической
адаптации, результатом которой является
адаптированность личности к различным
социальным ситуациям, микрои макрогруппам.