Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций
Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.
Лекция 7
4. Пути реализации
целей воспитания в школьном обучении
и воспитании.
Проблема научного обоснования
цели воспитания
Цель (как научное понятие) – это осознанное представление конечного результата определенной деятельности.
Отмечая эту особенность цели, К. Маркс писал, что самый плохой архитектор отличается с самого начала от наилучшей пчелы тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове.
В физиологии (Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин) имеется понятие модели потребного будущего, которая представляет собой закодированный в мозгу образ требуемого результата, который, в свою очередь, и определяет отбор целесообразных действий и средств для его достижения.
Под целью воспитания следует понимать заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в личностном развитии воспитуемых, подготовке их к самостоятельной жизни и труду. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, какого человека он должен формировать и, естественно, придает его работе необходимую осмысленность и направленность.
Объективный характер цели воспитания (в широком социальном смысле слова) заключается в ее соответствии представлению общества об идеале человеческой личности и нравственно-правовым требованиям социума к личности. Цель воспитания определяется потребностями общественного развития и зависит от уровня развития производительных сил и общественных отношений, складывающихся в процессе производства материальных благ и духовной деятельности людей.
Цель воспитания носит исторический характер, так как на всех исторических этапах развития человечества воспитательная цель определялась интересами правящих классов общества. Так, при первобытнообщинном строе, когда не было классового деления, целью воспитания было простое обеспечение существования человека. В эпоху феодализма, крепостного права в старой русской школе одной из целей воспитания было формирование религиозности, послушания, беспрекословного исполнения установленных правил поведения. В этой связи много времени отводилось изучению религии, широко практиковались методы внушения, взысканий и даже наказаний, вплоть до физических. В настоящее время целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы гуманизма, демократии, свободы, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир, что требует совсем иной методики воспитательной работы. В современной школе основным содержанием обучения и воспитания является овладение научными знаниями о мире, а методика приобретает все более демократический и гуманистический характер; ведется борьба с авторитарным подходом в воспитании, общении; методы взысканий и наказаний используются все реже (физическое наказание в современной школе недопустимо).
Многовековая история социального развития показывает, что в качестве идеала воспитания в обществе выступала всесторонняя и гармонично развитая личность.
Выдвижение в воспитательной практике целевой установки на развитие всесторонней и гармоничной личности указывает на объективный и исторический характер цели общественного воспитания. Идея всестороннего развития личности имеет древнюю историю. Она зародилась в античной Греции и принадлежит древнему греческому философу-педагогу Аристотелю. Он обосновал, что целью воспитания выступает развитие высших сторон души личности – разумной и волевой; природа дает человеку лишь зародыш способностей; необходимо развивать их посредством физического, нравственного, умственного воспитания. Достижение всесторонне развитой личности предполагает, что процесс воспитания осуществляется по основным направлениям, соответствующим условно выделенным сферам личности: сознанию, потребностно-мотивационной, практико-деятельностной. Воспитание гармонично развитой личности означает, что все указанные сферы личности должны формироваться в тесной связи между собой и обеспечивать становление целостной личности (гармония в переводе с греческого языка означает соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое целое.).
В
современной образовательной
Во всестороннем и гармоничном развитии и формировании личности большое значение имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление сил и здоровья, выработка правильной осанки и санитарно-гигиенической культуры.
Ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности является умственное воспитание. Не менее существенной составной частью всестороннего и гармоничного развития личности выступает техническое обучение, в том числе, компьютерное; овладение современными достижениями техники.
Велика роль и нравственного воспитания в развитии и формировании личности. Действительно, прогресс общества могут обеспечивать только люди с совершенной моралью, добросовестным отношением к труду и собственности. Вместе с тем огромное значение придается личностному духовному росту, приобщению молодежи к сокровищам культуры, формированию у нее высоких эстетических чувств и качеств, что соответствует эстетическому воспитанию.
Таким образом, основными структурными компонентами всестороннего и гармоничного развития личности являются умственное, физическое, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в разнообразную социально-значимую деятельность и производственный труд.
Рассматривая проблему научного обоснования цели воспитания, важным является представление таксономии или иерархии воспитательных целей.
Цели воспитания делятся на:
Процессы информатизации и научно-технического прогресса в обществе, переживающего период перехода от тоталитаризма к плюрализму и рыночной экономике, вызывают соответствующие изменения во всей системе образования. Во второй половине восьмидесятых годов XX в. начала изменяться парадигма общественного сознания: происходит перенос акцентов с классового подхода в формировании личности (классовая борьба, воинствующий атеизм, коммунизм) к общечеловеческим ценностям (гуманизм, демократия, свобода, мир и др.). Встают глобальные образовательные задачи – формирование универсальной системы основополагающих человеческих ценностей, связанных с миром, правами человека и демократией. Происходит обновление целей образования с ориентацией на развитие личности на основе общечеловеческих, гуманистических ценностей. Становление и эффективное развитие личности составляют главную функцию системы образования и воспитания в обществе. Образовательные стандарты, планы, учебные программы и учебники, определяющие содержание обучения, должны включать в себя не только информацию, но и основываться на общечеловеческих, вечных, непреходящих ценностях, а также на способах оценки, выбора и принятия их личностью как собственной ценностной системы.
Общая цель общеобразовательной средней школы состоит в воспитании гражданина, обеспокоенного судьбой страны, ориентированного на прогресс общества и общечеловеческие ценности, непрерывное самообразование и саморазвитие. Это означает: 1) в центр учебно-воспитательного процесса должна быть поставлена личность с ее интересами, потребностями и возможностями; 2) содержание и технологии обучения и воспитания должны способствовать принятию и освоению учащимися ценностей и нравственно-правовых норм; овладению ими не только системой «готовых» знаний, но и способами мышления и деятельности; формированию у школьников охранно-созидательных отношений к окружающему миру, готовности жить и работать в быстроменяющемся мире.
Усиление
личностного аспекта в
Цели воспитания определяются общечеловеческим идеалом личности (см. таблицу 11)1. Цель воспитания в нашу эпоху носит общечеловеческий, гуманистический характер, дополняясь национальными чертами и особенностями. Действительно, мир един по цели существования – сохранения жизни на земле, мирного сосуществования государств, установления взаимопонимания и сотрудничества между странами, народами и отдельными людьми. Так возникает идеал личности для всех социальных систем или социальный идеал цивилизации – это Человек, Гражданин, Профессионал, обеспокоенный судьбой планеты, гуманист, борец за социальную справедливость. В то же время он должен быть интеллектуальной, творческой личностью, сохранять благородные свойства своего пола – мужчины или женщины.
Социальный
идеал цивилизации и
Теоретический
анализ работ по возрастной физиологии
и психологии показал, что организация
воспитания учащихся на основе личностного
подхода и формирование указанных личностных
качеств в школьные годы является благоприятной
основой для возрастного, полового и индивидуального
развития воспитанников. Подчеркнем, что
личностный подход в воспитании детей
и подростков является ведущим по отношению
к дифференцированному и индивидуальному.
Это соответствует философской концепции
взаимосвязи общего, типичного и конкретного
при анализе всех явлений реального мира.