Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций
Образование как социокультурный  феномен 
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ
«ПЕДАГОГИКА»
специальности
1– 02 03 06 01 «Английский язык. Немецкий язык».
1– 
02 03 06 02 «Немецкий 
язык. Английский 
язык». 
     Требования  
к компетенции 
студентов (выпускников) 
Требования к освоению раздела «Педагогика современной школы» в соответствии с образовательным стандартом высшего педагогического образования
Студент должен
знать:
     –сущность 
образования как 
–особенности педагогической профессии;
–требования к личности педагога и критерии успешной педагогической деятельности;
–права ребенка и его позиции в образовательном процессе;
     –нормативные, 
нормативно-правовые и законодательные 
документы в области 
–методологические и аксиологические основы педагогики;
–анатомо-физиологические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
–дидактические аспекты целостного педагогического процесса;
–сущность и особенности воспитания в целостном образовательном процессе;
–направления развития образовательного процесса, обеспечивающие повышение его качества и эффективности
уметь:
–изучать педагогический процесс с применением научных методов;
     –формулировать 
образовательные и 
–принимать научно обоснованные образовательные и воспитательные решения;
–проектировать и организовывать различные формы учебных занятий и воспитательных дел (мероприятий);
     –применять 
современные технические 
–осуществлять различные виды педагогического взаимодействия с учащимися, родителями и другими субъектами социума;
–стимулировать познавательную деятельность учащихся и развивать их самостоятельность;
–располагать к себе учащихся и организовывать сотрудничество и сотворчество;
–оценивать учебные достижения учащихся, а также уровни их воспитанности и развития;
     –рефлексировать 
себя и педагогическую деятельность. 
     Раздел 
«Педагогические системы и 
Требования к освоению раздела «Педагогические системы и технологии» в соответствии с образовательным стандартом высшего педагогического образования
Студент должен
знать:
–сущность технологического подхода в образовании;
–педагогические системы и технологии обучения;
–педагогические системы и технологии воспитания;
–технологии управления педагогическими системами;
–альтернативные педагогические системы и технологии;
–технологии коррекционно-педагогической работы;
–функции информационных технологий в образовании
уметь:
–переформулировать идеал образования (гуманистический, когнитивный, бихевериальный и др.) в диагностическую цель;
–четко определять конечную цель образовательной деятельности;
–осознанно расчленять образовательный процесс на структурные элементы с ориентацией на желаемый педагогический эффект;
–реализовать выделенные структурные элементы в определенной последовательности в контексте конечной цели;
–диагностировать начальное, промежуточное и конечное состояние образовательного процесса, осуществляемого в форме технологии;
     -оценивать 
и корректировать процесс и 
результаты качества и 
–проектировать структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся и прогнозировать ее результаты;
–осуществлять оптимальный отбор технологий обучения (воспитания);
–обосновывать и создавать персональную образовательную технологию.
Раздел «История образования и педагогической мысли» имеет своей целью расширение общепедагогического кругозора студентов, формирование у них ценностного отношения к педагогическому наследию, вооружение знанием фундаментальных педагогических идей прошлого, которые составляют теоретико-методологическую основу педагогики. Все это обеспечивает решение таких задач как выработка у студентов исторического подхода к педагогическим явлениям, становление педагогического мировоззрения, развитие системы ценностных профессиональных установок и педагогического мышления.
Требования к освоению раздела «История педагогики и педагогической мысли» в соответствии с образовательным стандартом высшего педагогического образования
Студент должен
знать:
–предпосылки возникновения образования, воспитания, педагогической мысли и их роль в развитии общества;
–педагогические взгляды белорусских мыслителей эпохи Возрождения и Реформации;
–сущность просветительских реформ в XVIII-XIX вв. в России;
–первые декреты Советского правительства по народному образованию;
–направления реформирования системы народного образования в СССР с 1945года по 1992 год;
     –общетеоретические 
и дидактические концепции 
–основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республике Беларусь;
–мировые тенденции развития высшей школы;
–факты трансформации фундаментальных идей выдающихся мыслителей прошлого в современные теории и концепции воспитания и обучения
уметь:
–ориентироваться в теориях, течениях и направлениях развития педагогической мысли и давать им критическую оценку;
–оценивать изменения в организации отечественного образования в различные исторические эпохи;
–обосновывать значимость коллективистского воспитания, самовоспитания и самообразования с опорой на взгляды выдающихся педагогов прошлого;
–осуществлять системный и сравнительный анализ основных образовательных парадигм;
–применять исторический подход при изучении педагогических явлений;
     –анализировать 
и оценивать педагогические явления 
и события прошлого в свете современного 
гуманитарного знания. 
 
     Перечень 
семинарских занятий 
Раздел 1. Педагогика современной школы
1.Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка.
2.Методология 
и методы педагогических 
3.Личность ученика как субъекта образования и развития.
4.Методы обучения и их классификация.
5. Формы обучения. Урок – основная форма учебного процесса в школе.
6.Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности.
7.Воспитание учащихся в коллективе, семье и социуме.
8.Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление.
9.Индивидуальный 
стиль деятельности педагога и учащихся. 
Раздел 
2. Педагогические системы 
и технологии 
1.Концептуальные 
основания проектирования 
2.Технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения.
3. Технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения.
4.Технологии организации познавательной деятельности учащихся.
5.Технологии организации познавательной деятельности учащихся.
6.Технологии эффективного управления процессом обучения.
7.Технологии эффективного управления процессом обучения.
8.Гуманистические воспитательные системы и технологии.
9.Технологии развития интеллектуального и творческого потенциалов личности.
10.Технология организации педагогической деятельности классного руководителя.
11.Технология организации педагогической деятельности классного руководителя.
12.Технологии педагогического менеджмента.
13. Технология 
организации методической 
14.Педагогические системы и технологии авторских школ.
15.Педагогические системы и технологии авторских школ.
16.Альтернативные технологии в зарубежной школе.
17.Технология работы педагога по профилактике девиантного поведения подростков.
18.Технология предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости.
19.Технология предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости.
20.Информационные 
технологии в образовании.  
 
 
 
 
СЕМИНАР 1
   Ребенок 
как самоценность 
и его позиция 
в образовательном 
процессе. Права ребенка 
   Вопросы 
семинара: 
1.Детство как предмет научного исследования.
   2.Охрана 
и защита детства. Права 
   3.Позиции 
ребенка в образовательном 
   Основные 
понятия: детство, 
охрана и защита детства, 
права ребенка, образовательный 
процесс, феномен «отчуждения» 
детей от школы. 
   Литература: