Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций
Образование как социокультурный  феномен 
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.
   1.Метод 
воспитания как особым образом 
инструментованное 
взаимодействие, направленное на раскрытие возможностей воспитанника.
2.Классификация методов воспитания, условия выбора и эффективного применения
методов.
   3.Доминирующее 
средство воспитания и 
       
4.Общая характеристика форм воспитательной 
работы. 
 
1.Метод воспитания как особым образом инструментованное педагогическое
       
взаимодействие, направленное 
на раскрытие возможностей 
воспитанника.         
В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки этих понятий. В одном из ранее изданных учебников читаем: «Под методом... воспитания понимается то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.»1. Как видим, понятие метода в этом определении смешивается с понятием средства, с чем вряд ли можно согласиться.
В другом пособии метод воспитания определяется как совокупность способов и приемов формирования у учащихся тех или иных качеств. Однако и эта дефиниция является слишком общей и не делает ясным данное понятие. К тому же как в первом, так и во втором определении упускается из виду то, что, как уже отмечалось, воспитанника нельзя ничем «вооружить» и нельзя ничего у него сформировать без его собственной активности в работе над собой. Как же в таком случае подойти к более правильному осмыслению понятия метода воспитания?
Прежде всего вспомним, что личность развивается только в процессе разнообразной деятельности. Это в полной мере относится и к формированию отношении личности (личностных качеств) как предмета воспитания. Так, для формирования таких характеристик личности, как мировоззрение и общественная направленность, необходимо включать ее в познавательную и разнообразную общественную деятельность. Только в процессе познавательной и практической деятельности формируются патриотизм, трудолюбие и другие качества. Все это, естественно, требует от педагога хорошего владения способами и приемами организации учебно-познавательной и разнообразной практической деятельности учащихся, которые органически входят в содержание понятия методов воспитания.
Однако для формирования отношений личности весьма существенным является то, чтобы педагог, организуя деятельность учащихся, умело использовал такие способы и приемы воспитания, которые стимулировали бы их стремление (потребности) к личностному развитию, способствовали бы формированию их сознания (знаний, взглядов и убеждений), совершенствованию поведения и волевой сферы и которые в своей совокупности создают предпосылки для выработки тех или иных личностных качеств. Так, воспитывая дисциплинированность, нужно разъяснять учащимся нормы и правила поведения и убеждать в необходимости их соблюдения. С этой же целью используются положительные примеры дисциплинированности и выполнения своих обязанностей. Все это способствует формированию у учащихся соответствующих потребностей, знаний, взглядов, чувств и убеждений и оказывает влияние на их поведение.
В ряде случаев для выработки навыков и привычек дисциплинированного поведения на уроках, переменах и в общественных местах необходимо использовать и специальные упражнения, приучая учащихся правильно сидеть за партой, поднимать руку при желании обратиться к учителю и т.д.
Важную стимулирующую роль в формировании дисциплинированности играют одобрение положительных поступков учащихся и тактичное осуждение нарушений норм и правил поведения. Подобную корректирующую роль выполняют также требования педагога, контроль за поведением учащихся и переключение их на другие виды деятельности.
Таковы важнейшие способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе формирования у учащихся отношений (личностных качеств) и которые выступают как методы воспитания. С этой точки зрения под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.
Как показывают приведенные выше примеры, в качестве основных выступают следующие методы воспитания: а) убеждение, б) положительный пример, в) упражнение (приучение), г) одобрение, д) осуждение, е) требование, ж) контроль за поведением, з) переключение на другие виды деятельности.
От методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средства воспитания – это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и др., собрания, диспуты и т.д. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д.
Иногда, однако, разъяснительные беседы и различные собрания в работах не строго научного характера называют методами воспитания, допуская определенное смешение понятий. Но большой ошибки здесь нет. Всякая разъяснительная беседа или собрание, будучи конкретными средствами реализации метода убеждения, выступают в качестве частных форм его осуществления и в этом смысле выполняют роль методов воспитания.
     Наконец, 
необходимо сделать еще одно замечание. 
Поскольку воспитание осуществляется 
в системе учебных занятий и внеклассной 
работы, перечисленные выше методы воспитания 
используются как в процессе 
обучения, так и в системе 
внеклассных мероприятий. 
2.Классификация методов воспитания, условия выбора и эффективного применения
  
 методов. 
     Методами, 
составляющими основу традиционной 
воспитательной технологии являются убеждение, 
упражнение, мотивация (поощрение и 
наказание). Наиболее распространенной 
классификацией методов воспитания 
выступает система методов, отражающая 
единство целевой, содержательной и процессуальной 
составляющих воспитательного процесса 
(Г.И. Щукина). В соответствии с этой классификацией 
выделяются три группы методов воспитания: 
методы формирования сознания личности; 
методы организации деятельности и формирования 
опыта общественного поведения; методы 
стимулирования поведения и деятельности 
(см. схему). 
 
 
 
 
 
      
 
 
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Методы формирования сознания
     Синонимичное 
название - методы 
убеждения. Они главным образом обращены 
к сознанию личности. Их функции: формирование 
знаний о морали, труде, общении и пр. в 
сознании школьников, формирование представлений, 
понятий, отношений, ценностей, взглядов; 
обобщение, анализ собственного опыта 
школьников, трансформация общественных 
ценностей, норм, установок в индивидуальные. 
Основной инструмент, источник методов 
убеждения - слово, сообщение и обсуждение 
информации. Это не только слово взрослого, 
но и суждения учащихся. Слово авторитетного 
учителя бывает сильным методом воздействия 
на умы и чувства школьников, но это требует 
высокой культуры и профессионального 
мастерства. К этой группе методов относятся 
беседа, лекция, рассказ, объяснение, диспут, 
пример, внушение.  
      Лекция, рассказ, 
объяснение - это монологические формы. 
Лекция как систематизированное изложение 
проблемы доступна старшеклассникам. 
В каждой из этих форм требуется информативность, 
доступность и эмоциональность, убедительность. 
Темы лекций: социальная жизнь, нравственные, 
эстетические проблемы, вопросы общения, 
самовоспитания, конфликты и пр.  
Беседа и диспут - такие методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность самих школьников. Воспитательная беседа состоит, как правило, из краткого вступления учителя и постановки вопросов для обсуждения, преимущественно проблемного характера. Для проведения диспута требуется сформулировать название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами. Результатом обсуждения должно быть не обязательное согласие всех, а получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор. В западной психологии имеется метод групповой дискуссии, близкий к беседе, диспуту.
     
Пример - рассказ, 
показ, обсуждение, анализ 
образца, литературного 
и/или жизненного факта, 
личности. Его функции - иллюстрация, 
конкретизация общих проблем, активизация 
собственной душевной работы детей. Его 
действие основано на свойстве личности 
к подражанию, характер которого зависит 
от возраста. Младшие школьники берут 
готовые образцы. Подражание подростков 
носит избирательный характер и более 
самостоятельно. В юности оно опирается 
на активную внутреннюю работу. Образцом 
для подражания служат литературные и 
исторические лица, сверстники, взрослые, 
родители, учителя. Последнее накладывает 
особые требования на воспитателя. Важную 
роль играют эталоны, формируемые средствами 
массовой информации, искусством. Нередко 
массовая культура отрицательно действует 
на детей и подростков.  
      Внушение (суггестия) как педагогический 
метод редко описывается в пособиях. 
Внушение - это воздействие 
на личность с помощью 
эмоциональных, иррациональных 
приемов при сниженной 
критичности личности, 
при известном доверии 
к внушающему. В основном оно используется 
в медицине, в психотерапии. Разрабатывается 
теория и практика суггестии в процессе 
обучения (Г.К.Лозанов). В воспитании внушение 
выражается в создании эмоционального 
фона для совместных переживаний с помощью 
музыки, поэзии и т.п. Используются также 
элементы психологического тренинга для 
создания эмоционального состояния, способствующего 
изменению сознания. 
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
Положительный опыт поведения создается путем педагогически правильно организованной деятельности детей, которая является источником воспитания в этой группе методов. Воспитание в деятельности имеет ряд закономерностей, на основе которых формируются требования к ее организации. Деятельность воспитывает, если личностно значима для детей, имеет "личностный смысл" (А.Н.Леонтьев). Позиция учеников должна быть активной, и функции их должны меняться: все проходят роли исполнителей и организаторов. Руководство деятельностью детей должно быть гибким, соответствующим педагогической ситуации.
     В 
отечественной педагогике организация 
деятельности детей является ведущим 
методом воспитания. Эта группа методов 
включает в себя приучение, педагогическое 
требование, упражнение, общественное 
мнение, воспитывающие ситуации.  
      Педагогическое 
требование понимается 
как предъявление к 
выполнению определенных 
норм поведения, правил, 
законов, традиций, принятых 
в обществе и в его группах. Требование 
может выражаться как совокупность норм 
общественного поведения, как реальная 
задача, как конкретное указание о выполнении 
какого-либо действия. По форме требования 
бывают прямые и косвенные. Первые имеют 
вид приказания, указания, инструкции, 
отличаются решительным тоном, особенно 
на начальном этапе воспитания. Косвенные 
требования предъявляются в виде просьбы, 
совета, намека, они апеллируют к переживаниям, 
мотивам, интересам учеников. В развитом 
коллективе предпочтительны косвенные 
требования.  
     
Общественное мнение 
- это выражение группового 
требования. Оно используется в развитых 
коллективах при оценке поступков. Педагог 
должен формировать здоровое общественное 
мнение, стимулируя выступления учащихся 
с оценкой их деятельности.  
      Приучение и упражнение содействуют 
формированию устойчивых способов поведения, 
привычек. Приучение - 
это организация регулярного 
выполнения детьми действий 
с целью их превращения 
в привычные формы поведения. Привычки 
становятся устойчивыми свойствами и 
отражают сознательные установки личности, 
поэтому их так важно формировать. Приучение 
эффективно на ранних этапах развития. 
Методика требует объяснять учащимся, 
что, как и зачем нужно делать. Приучение 
предполагает и проверку выполнения действий. 
 
     
Упражнение - многократное 
повторение и совершенствование 
способов действий как 
устойчивой основы поведения. В широком 
смысле это такая организация жизни и 
деятельности детей, которая создает условия 
для поступков в соответствии с общественными 
нормами. Упражнение опирается на приучение, 
тесно с ним связано и реализуется через 
поручение, выполнение роли в общей деятельности. 
Участие в коллективных делах на всех 
стадиях (планирование, исполнение, оценка) 
развивает способности и формирует качества 
личности. Приучение и упражнение эффективны, 
если опираются на положительные мотивы 
деятельности и в свою очередь формируют 
их.  
      Воспитывающие ситуации 
- это обстоятельства 
затруднения, выбора, 
толчка к действию, они 
могут быть специально 
организованы педагогом. Их функция 
- создать условия для сознательной активной 
деятельности, в которой проверяются сложившиеся 
и формируются новые нормы поведения, 
ценности. Это могут быть ситуации конфликта 
в группе, выбора правильного решения 
и пр.