Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций
Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.
1.Метод
воспитания как особым образом
инструментованное
взаимодействие, направленное на раскрытие возможностей воспитанника.
2.Классификация методов воспитания, условия выбора и эффективного применения
методов.
3.Доминирующее
средство воспитания и
4.Общая характеристика форм воспитательной
работы.
1.Метод воспитания как особым образом инструментованное педагогическое
взаимодействие, направленное
на раскрытие возможностей
воспитанника.
В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки этих понятий. В одном из ранее изданных учебников читаем: «Под методом... воспитания понимается то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.»1. Как видим, понятие метода в этом определении смешивается с понятием средства, с чем вряд ли можно согласиться.
В другом пособии метод воспитания определяется как совокупность способов и приемов формирования у учащихся тех или иных качеств. Однако и эта дефиниция является слишком общей и не делает ясным данное понятие. К тому же как в первом, так и во втором определении упускается из виду то, что, как уже отмечалось, воспитанника нельзя ничем «вооружить» и нельзя ничего у него сформировать без его собственной активности в работе над собой. Как же в таком случае подойти к более правильному осмыслению понятия метода воспитания?
Прежде всего вспомним, что личность развивается только в процессе разнообразной деятельности. Это в полной мере относится и к формированию отношении личности (личностных качеств) как предмета воспитания. Так, для формирования таких характеристик личности, как мировоззрение и общественная направленность, необходимо включать ее в познавательную и разнообразную общественную деятельность. Только в процессе познавательной и практической деятельности формируются патриотизм, трудолюбие и другие качества. Все это, естественно, требует от педагога хорошего владения способами и приемами организации учебно-познавательной и разнообразной практической деятельности учащихся, которые органически входят в содержание понятия методов воспитания.
Однако для формирования отношений личности весьма существенным является то, чтобы педагог, организуя деятельность учащихся, умело использовал такие способы и приемы воспитания, которые стимулировали бы их стремление (потребности) к личностному развитию, способствовали бы формированию их сознания (знаний, взглядов и убеждений), совершенствованию поведения и волевой сферы и которые в своей совокупности создают предпосылки для выработки тех или иных личностных качеств. Так, воспитывая дисциплинированность, нужно разъяснять учащимся нормы и правила поведения и убеждать в необходимости их соблюдения. С этой же целью используются положительные примеры дисциплинированности и выполнения своих обязанностей. Все это способствует формированию у учащихся соответствующих потребностей, знаний, взглядов, чувств и убеждений и оказывает влияние на их поведение.
В ряде случаев для выработки навыков и привычек дисциплинированного поведения на уроках, переменах и в общественных местах необходимо использовать и специальные упражнения, приучая учащихся правильно сидеть за партой, поднимать руку при желании обратиться к учителю и т.д.
Важную стимулирующую роль в формировании дисциплинированности играют одобрение положительных поступков учащихся и тактичное осуждение нарушений норм и правил поведения. Подобную корректирующую роль выполняют также требования педагога, контроль за поведением учащихся и переключение их на другие виды деятельности.
Таковы важнейшие способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе формирования у учащихся отношений (личностных качеств) и которые выступают как методы воспитания. С этой точки зрения под методами воспитания следует понимать совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.
Как показывают приведенные выше примеры, в качестве основных выступают следующие методы воспитания: а) убеждение, б) положительный пример, в) упражнение (приучение), г) одобрение, д) осуждение, е) требование, ж) контроль за поведением, з) переключение на другие виды деятельности.
От методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средства воспитания – это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, убеждение как метод воспитания реализуется с помощью таких воспитательных средств, как разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время по вопросам политики, нравственности, искусства и др., собрания, диспуты и т.д. В качестве средств метода упражнений выступает организация труда, патриотическая и художественно-эстетическая деятельность учащихся и т.д.
Иногда, однако, разъяснительные беседы и различные собрания в работах не строго научного характера называют методами воспитания, допуская определенное смешение понятий. Но большой ошибки здесь нет. Всякая разъяснительная беседа или собрание, будучи конкретными средствами реализации метода убеждения, выступают в качестве частных форм его осуществления и в этом смысле выполняют роль методов воспитания.
Наконец,
необходимо сделать еще одно замечание.
Поскольку воспитание осуществляется
в системе учебных занятий и внеклассной
работы, перечисленные выше методы воспитания
используются как в процессе
обучения, так и в системе
внеклассных мероприятий.
2.Классификация методов воспитания, условия выбора и эффективного применения
методов.
Методами,
составляющими основу традиционной
воспитательной технологии являются убеждение,
упражнение, мотивация (поощрение и
наказание). Наиболее распространенной
классификацией методов воспитания
выступает система методов, отражающая
единство целевой, содержательной и процессуальной
составляющих воспитательного процесса
(Г.И. Щукина). В соответствии с этой классификацией
выделяются три группы методов воспитания:
методы формирования сознания личности;
методы организации деятельности и формирования
опыта общественного поведения; методы
стимулирования поведения и деятельности
(см. схему).
Методы формирования сознания
Синонимичное
название - методы
убеждения. Они главным образом обращены
к сознанию личности. Их функции: формирование
знаний о морали, труде, общении и пр. в
сознании школьников, формирование представлений,
понятий, отношений, ценностей, взглядов;
обобщение, анализ собственного опыта
школьников, трансформация общественных
ценностей, норм, установок в индивидуальные.
Основной инструмент, источник методов
убеждения - слово, сообщение и обсуждение
информации. Это не только слово взрослого,
но и суждения учащихся. Слово авторитетного
учителя бывает сильным методом воздействия
на умы и чувства школьников, но это требует
высокой культуры и профессионального
мастерства. К этой группе методов относятся
беседа, лекция, рассказ, объяснение, диспут,
пример, внушение.
Лекция, рассказ,
объяснение - это монологические формы.
Лекция как систематизированное изложение
проблемы доступна старшеклассникам.
В каждой из этих форм требуется информативность,
доступность и эмоциональность, убедительность.
Темы лекций: социальная жизнь, нравственные,
эстетические проблемы, вопросы общения,
самовоспитания, конфликты и пр.
Беседа и диспут - такие методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность самих школьников. Воспитательная беседа состоит, как правило, из краткого вступления учителя и постановки вопросов для обсуждения, преимущественно проблемного характера. Для проведения диспута требуется сформулировать название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами. Результатом обсуждения должно быть не обязательное согласие всех, а получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор. В западной психологии имеется метод групповой дискуссии, близкий к беседе, диспуту.
Пример - рассказ,
показ, обсуждение, анализ
образца, литературного
и/или жизненного факта,
личности. Его функции - иллюстрация,
конкретизация общих проблем, активизация
собственной душевной работы детей. Его
действие основано на свойстве личности
к подражанию, характер которого зависит
от возраста. Младшие школьники берут
готовые образцы. Подражание подростков
носит избирательный характер и более
самостоятельно. В юности оно опирается
на активную внутреннюю работу. Образцом
для подражания служат литературные и
исторические лица, сверстники, взрослые,
родители, учителя. Последнее накладывает
особые требования на воспитателя. Важную
роль играют эталоны, формируемые средствами
массовой информации, искусством. Нередко
массовая культура отрицательно действует
на детей и подростков.
Внушение (суггестия) как педагогический
метод редко описывается в пособиях.
Внушение - это воздействие
на личность с помощью
эмоциональных, иррациональных
приемов при сниженной
критичности личности,
при известном доверии
к внушающему. В основном оно используется
в медицине, в психотерапии. Разрабатывается
теория и практика суггестии в процессе
обучения (Г.К.Лозанов). В воспитании внушение
выражается в создании эмоционального
фона для совместных переживаний с помощью
музыки, поэзии и т.п. Используются также
элементы психологического тренинга для
создания эмоционального состояния, способствующего
изменению сознания.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
Положительный опыт поведения создается путем педагогически правильно организованной деятельности детей, которая является источником воспитания в этой группе методов. Воспитание в деятельности имеет ряд закономерностей, на основе которых формируются требования к ее организации. Деятельность воспитывает, если личностно значима для детей, имеет "личностный смысл" (А.Н.Леонтьев). Позиция учеников должна быть активной, и функции их должны меняться: все проходят роли исполнителей и организаторов. Руководство деятельностью детей должно быть гибким, соответствующим педагогической ситуации.
В
отечественной педагогике организация
деятельности детей является ведущим
методом воспитания. Эта группа методов
включает в себя приучение, педагогическое
требование, упражнение, общественное
мнение, воспитывающие ситуации.
Педагогическое
требование понимается
как предъявление к
выполнению определенных
норм поведения, правил,
законов, традиций, принятых
в обществе и в его группах. Требование
может выражаться как совокупность норм
общественного поведения, как реальная
задача, как конкретное указание о выполнении
какого-либо действия. По форме требования
бывают прямые и косвенные. Первые имеют
вид приказания, указания, инструкции,
отличаются решительным тоном, особенно
на начальном этапе воспитания. Косвенные
требования предъявляются в виде просьбы,
совета, намека, они апеллируют к переживаниям,
мотивам, интересам учеников. В развитом
коллективе предпочтительны косвенные
требования.
Общественное мнение
- это выражение группового
требования. Оно используется в развитых
коллективах при оценке поступков. Педагог
должен формировать здоровое общественное
мнение, стимулируя выступления учащихся
с оценкой их деятельности.
Приучение и упражнение содействуют
формированию устойчивых способов поведения,
привычек. Приучение -
это организация регулярного
выполнения детьми действий
с целью их превращения
в привычные формы поведения. Привычки
становятся устойчивыми свойствами и
отражают сознательные установки личности,
поэтому их так важно формировать. Приучение
эффективно на ранних этапах развития.
Методика требует объяснять учащимся,
что, как и зачем нужно делать. Приучение
предполагает и проверку выполнения действий.
Упражнение - многократное
повторение и совершенствование
способов действий как
устойчивой основы поведения. В широком
смысле это такая организация жизни и
деятельности детей, которая создает условия
для поступков в соответствии с общественными
нормами. Упражнение опирается на приучение,
тесно с ним связано и реализуется через
поручение, выполнение роли в общей деятельности.
Участие в коллективных делах на всех
стадиях (планирование, исполнение, оценка)
развивает способности и формирует качества
личности. Приучение и упражнение эффективны,
если опираются на положительные мотивы
деятельности и в свою очередь формируют
их.
Воспитывающие ситуации
- это обстоятельства
затруднения, выбора,
толчка к действию, они
могут быть специально
организованы педагогом. Их функция
- создать условия для сознательной активной
деятельности, в которой проверяются сложившиеся
и формируются новые нормы поведения,
ценности. Это могут быть ситуации конфликта
в группе, выбора правильного решения
и пр.