Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций
Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.
Лекция 6
Образование как целостный педагогический процесс
1.Педагогическая
процесс как совокупность
2.Структура педагогического процесса и этапы его проектирования.
3.Закономерности и принципы
1.Педагогический
процесс является целостным
Педагогический
процесс – это целостный
В педагогической науке, пока нет однозначной трактовки этого понятия. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды; с другой стороны под целостностью понимают единство всех составляющих, входящих в педагогический процесс. Целостность – это объективное, но не постоянное их свойство. Целостность может возникнуть на одном этапе педагогического процесса и исчезнуть на другом. Это свойственно как для педагогической науки, так и практики. Целостность педагогических объектов, строится целенаправленно.
Составляющими целостного педагогического процесса являются процессы: воспитания, обучения, развития.
Таким образом, целостность педагогического процесса означает подчинение всех процессов его образующих главной и единой цели – всестороннему, гармоническому и целостному развитию личности.
Целостность педагогического процесса проявляется:
-в единстве процессов
-в соподчиненности этих процессов;
-в наличии
общего сохранении специфики
этих процессов.
3.Педагогический процесс является многофункциональным процессом.
Функциями педагогического процесса являются: образовательная, воспитательная, развивающая.
Образовательная:
Воспитательная (проявляется во всем):
Развивающая:
Развитие в процессе воспитания выражается
в качественных изменениях психической
деятельности человека, в формировании
у него новых качеств, новых умений.
Свойствами педагогического процесса являются:
2.Структура
педагогического процесса
и этапы его проектирования.
Структура педагогического процесса.
Структура – расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию компоненты, а так же связи между ними.
Структура педагогического процесса состоит из следующих компонентов:
Этот компонент характеризуется:
Этот компонент включает все многообразие целей, задач педагогической деятельности от генеральной цели – «всестороннее гармоническое развитие личности» до конкретных задач формирования отдельных качеств.
Связан
с разработкой и отбором содержания образования.
Содержание чаще всего предлагает и
регулирует преподаватель с учетом целей
обучения, интересов, склонностей учащихся;
Содержание конкретизируется в отношении,
как отдельной личности, так и определенных
групп в зависимости от возраста субъектов,
особенностей педагогических условий.
Характеризует
взаимодействие педагогов и детей, связан
с организацией и управлением процесса.
Средства и методы в зависимости от особенностей
воспитательных ситуаций складываются
в определенные формы совместной деятельности
воспитателей и воспитанников. Так достигаются
желаемые цели.
Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимися и педагогической деятельности преподавателем.
Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.
На этапе «подготовка педагогического процесса» (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью.
На данном этапе решаются следующие важные задачи:
Основной
этап – осуществление
Этап
анализа достигнутых
3.Закономерности
и принципы педагогического
процесса.
Наиболее
общая устойчивая тенденция воспитания
как общественного явления состоит в обязательном
присвоении подрастающими поколениями
социального опыта старших поколений.
Это основной закон педагогического процесса.
С основным законом тесно связаны специфические
законы, проявляющиеся как педагогические
закономерности. Прежде всего это обусловленность
содержания, форм и методов педагогической
деятельности уровнем развития производительных
сил общества и соответствующих им производственных
отношений и надстройки. Уровень образования
определяется не только требованиями
производства, но интересами господствующих
в обществе, направляющих политику и идеологию
социальных слоев.
Эффективность педагогического процесса
закономерно зависит от тех условий, в
которых он протекает (материальных, гигиенических,
морально-психологических и т.п.). Во многом
эти условия зависят от социально-экономического
положения в стране, а также от действий
субъективного фактора - руководителей
органов образования. Объективной является
зависимость воспитательных результатов
от особенностей взаимодействия детей
с окружающим миром. Сущность педагогической
закономерности состоит в том, что результаты
обучения и воспитания зависят от характера
деятельности, в которую на том или ином
этапе своего развития включается воспитанник.
Не менее важной является закономерность
соответствия содержания, форм и методов
педагогического процесса возрастным
особенностям и возможностям воспитанников.
Для непосредственной практики организации
педагогического процесса большое значение
имеет уяснение внутренних закономерных
связей между функциональными компонентами.
Так, содержание конкретного воспитательно-образовательного
процесса закономерно обусловлено поставленными
задачами. Методы педагогической деятельности
и используемые при этом средства обусловлены
задачами и содержанием конкретной педагогической
ситуации. Формы организации педагогического
процесса определяются содержанием и
т.д.
Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, т.е. в принципах.
В современной науке принципы - это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. 2 Принципы педагогического процесса, таким образом, отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.
Принципы педагогического процесса выводятся из закономерностей. В то же время они являются итогом научного осмысления достижений педагогической мысли прошлого и обобщения передовой современной педагогической практики. Они имеют объективную основу, выражая закономерные связи между педагогами и воспитанниками. Отражением взаимосвязи обучения, воспитания и развития стало появление "новых" принципов, таких, как развивающий характер обучения, воспитывающий характер обучения, единство обучения и воспитания. Из обусловлен яости педагогического процесса уровнем развития производительных сил вытекает принцип связи обучения и воспитанияс жизнью и практикой.
До недавнего времени в рамках функционального подхода принципы обучения и воспитания рассматривались изолированно, несмотря на то, что они имеют единую методологическую основу. В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов: организации педагогического процесса и руководства деятельностью воспитанников.
С принципами педагогического процесса тесно связаны педагогические правила. Они вытекают из принципов, подчиняются им и их конкретизируют. Правило определяет характер отдельных шагов в деятельности педагога, которые ведут к реализации принципа. Правило не обладает силой всеобщности и обязательности. Оно используется в зависимости от складывающейся конкретной педагогической ситуации.
Принцип
гуманистической направленности педагогического
процесса . - ведущий принцип образования,
выражающий необходимость сочетания целей
общества и личности. Реализация этого
принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной
работы задачам формирования всесторонне
развитой личности. Она не совместима
с теориями стихийного, спонтанного развития
детей.
Большое значение в организации педагогического
процесса имеет обеспечение его связи
с жизнью и производственной практикой.
Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую
направленность в формировании личности
и предполагает соотнесение содержания
образования и форм учебно-воспитательной
работы с преобразованиями в экономике,
политике, культуре и всей общественной
жизни страны и за ее пределами. Реализация
этого принципа требует систематического
ознакомления школьников с текущими событиями;
широкого привлечения на занятия местного
краеведческого материала. В соответствии
с ним воспитанники должны активно включаться
в общественно полезную деятельность
как в школе, так и за ее пределами, участвовать
в экскурсиях, походах, массовых кампаниях.