Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций
Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.
Необходимость
связи педагогического процесса с производственной
практикой обусловлена тем, что практика
является источником познавательной деятельности,
единственным объективно правильным критерием
истины и областью приложения результатов
познания и других видов деятельности.
Изучение теории может опираться на имеющийся
у воспитанников опыт. Например, изучение
тригонометрических зависимостей между
сторонами и углами приобретает особый
смысл, если оно преследует цель определения
расстояний до недоступных объектов.
Одним из путей осуществления принципа
связи с жизнью и практикой является вовлечение
воспитанников в посильную трудовую и
другие виды деятельности. При этом важно,
чтобы труд приносил удовлетворение от
радости созидания и творчества. Соединение
обучения и воспитания с трудом на общую
пользу - принцип, тесно связанный с предыдущим
принципом организации педагогического
процесса. Участие в коллективном труде
обеспечивает накопление опыта общественного
поведения и формирование социально ценных
личностно-деловых качеств. Однако необходимо
помнить, что воспитывает не сам труд,
а его социальное и интеллектуальное содержание,
включенность в систему общественно значимых
отношений, организация и нравственная
направленность.
Принцип научности . является ведущим ориентиром
при приведении содержания образования
в соответствие с уровнем развития науки
и техники, с опытом, накопленным мировой
цивилизацией. Имея прямое отношение к
содержанию образования, он проявляется
прежде всего при разработке учебных планов,
учебных программ и учебников. Принцип
научности имеет отношение и к методам
педагогической деятельности и деятельности
детей. В соответствии с ним педагогическое
взаимодействие должно быть направлено
на развитие познавательной активности
учащихся, на формирование у них умений
и навыков научного поиска, на ознакомление
их со способами научной организации учебного
труда. Этому способствует широкое использование
проблемных ситуаций, в том числе ситуаций
нравственного выбора, специальное обучение
воспитанников умению наблюдать явления,
фиксировать и анализировать результаты
наблюдений, умению вести научный спор,
доказывать свою точку зрения, рационально
использовать научную литературу и научно-библиографический
аппарат.
При реализации принципа научности проявляются два диалектических противоречия. Первое связано с тем, что знания нужно доводить до научных понятий, хотя они должны быть доступны. Второе обусловлено тем, что в школе дается материал, не являющийся дискуссионным, в то время как в науке в отношении тех или иных вопросов нет единой точки зрения.
Научно
обоснованное построение педагогического
процесса предполагает его ориентированность
на формирование в единстве знаний и умений,
сознания и поведения. Это требование
вытекает из общепризнанного в отечественной
психологии и педагогике закона единства
сознания и деятельности, согласно которому
сознание возникает, формируется и проявляется
в деятельности. Однако, как совокупность
понятий, суждений, оценок, убеждений,
сознание направляет поступки и действия
человека и одновременно само складывается
под влиянием поведения и деятельности.
То есть реализация принципа ориентированности
педагогического процесса на формирование
в единстве знаний и умений, сознания и
поведения требует организации деятельности,
в которой учащиеся убеждались бы в истинности
и жизненной силе получаемых знаний, идей,
овладевали бы умениями и навыками социально
ценного поведения.
Одним из фундаментальных принципов организации
педагогического процесса является принцип
обучения и воспитания детей в коллективе ..
Он предполагает оптимальное сочетание
коллективных, групповых и индивидуальных
форм организации педагогического процесса.
Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Отражая специфически человеческую потребность в среде себе подобных, общение представляет собой особый вид деятельности, предметом которой является другой человек. Оно всегда сопровождается обособлением, в котором человеком реализуется присвоение общественной сущности. Общение и обособление - источник социального богатства личности.
Наилучшие
условия для общения и
Другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки руководства и подчинения. Коллектив не поглощает а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего и гармонического развития.
Сама
природа педагогического
Требование преемственности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой то или иное мероприятие, тот или иной урок являются логическим продолжением ранее проводившейся работы, оно закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитанника на более высокий уровень развития. Учебно-воспитательный процесс всегда обращен к целостной личности. Но в каждый отдельно взятый момент учитель решает конкретную педагогическую задачу. Связь и преемственность этих задач обеспечивают переход учащихся от простых к более сложным формам поведения и деятельности, их последовательное обогащение и развитие.
Преемственность
предполагает построение определенной
системы и последовательности в
обучении и воспитании, так как
сложные задачи не могут быть решены
в короткий срок. Систематичность
и последовательность позволяют за
меньшее время достичь больших результатов.
К. Д. Ушинский писал: "Только система,
конечно, разумная, выходящая из самой
сущности предметов, дает нам полную власть
над нашими знаниями'".
Последовательность и систематичность
в обучении позволяют разрешить противоречие,
где, с одной стороны, необходимость формирования
системы знаний, умений и навыков по предметам,
а с другой - необходимость формирования
целостного мировоззрения о единстве
и обусловленности явлений окружающего
мира. Прежде всего это обеспечивается
построением программ и учебников предметного
преподавания при обязательном установлении
межпредметных и внутрипредметных связей.
В настоящее время применяется преимущественно
линейный принцип построения учебных
программ, реже концентрический. Уменьшение
доли концентризма связано с тем, что учебные
программы все более тесно связываются
между собой.
На практике
принцип преемственности, систематичности
и последовательности реализуется в процессе
планирования. В ходе тематического планирования
учитель намечает последовательность
изучения отдельных вопросов темы, отбирает
содержание, намечает систему уроков и
других форм организации педагогического
процесса, планирует повторение, закрепление
и формы контроля. При поурочном планировании
учитель располагает содержание темы
таким образом, чтобы исходные понятия
изучались ранее, а тренировочные упражнения,
как правило, следовали бы за изучением
теории.
Важнейшим организующим положением не
только процесса обучения, но и всего целостного
педагогического процесса является принцип
наглядности .. Я. А. Коменский, обосновавший
"золотое правило дидактики", согласно
которому к обучению необходимо привлекать
все органы чувств, писал: "Если мы намерены
насаждать в учащихся истинные и достоверные
знания, то мы вообще должны стремиться
обучать всему при помощи личного наблюдения
и чувственной наглядности".
Наглядность в педагогическом процессе
основана на закономерностях познания
окружающей действительности и развития
мышления, которое развивается от конкретного
к абстрактному. На ранних этапах развития
ребенок больше мыслит образами, чем понятиями.
Однако научные понятия и абстрактные
положения легче доходят до учащихся,
если они подкрепляются конкретными фактами
в процессе сравнения, проведения аналогий
и т.п.
Наглядность
в педагогическом процессе обеспечивается
применением разнообразных иллюстраций,
демонстраций, лабораторно-практических
работ, использованием ярких примеров
и жизненных фактов. Особое место в осуществлении
принципа наглядности имеет применение
наглядных пособий, диапозитивов, карт,
схем и т.п. Наглядность может применяться
на всех этапах педагогического процесса.
По линии возрастания абстрактности виды
наглядности принято подразделять следующим
образом: естественная (предметы объективной
реальности); экспериментальная (опыты,
эксперименты); объемная (макеты, фигуры
и т.п.); изобразительная (картины, фотографии,
рисунки); звукоизобразительная (кино,
телевидение); звуковая (магнитофон); символическая
и графическая (карты, графики, схемы, формулы);
внутренняя (образы, создаваемые речью
педагога) (по Т. И. Ильиной).
Чтобы не сдерживать развитие абстрактного
мышления учащихся, в использовании наглядности
важно чувство меры. Большое значение
имеет сочетание применения наглядности
с творческой работой детей по созданию
наглядных пособий. В использовании наглядности
должна быть вариативность, чтобы в сознании
воспитанников не запечатлялся какой-либо
конкретный образ предмета или явления.
Так, некоторые учащиеся испытывают большие
затруднения в доказательствах теорем,
если все они раскрывались на стандартном
положении прямоугольного треугольника
и т.п.
С принципом наглядности тесно связан
принцип эстетизации всей детской жизни .,
прежде всего обучения и воспитания. Формирование
у воспитанников эстетического отношения
к действительности позволяет развить
у них высокий художественно-эстетический
вкус, дать им возможность познать подлинную
красоту общественных эстетических идеалов.
Предметы естественно-математического
цикла помогают раскрыть перед детьми
красоту природы, воспитать стремление
охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного
цикла показывают эстетическую картину
человеческих отношений. Художественно-эстетический
цикл вводит детей в волшебный мир искусства.
Предметы утилитарнопрактического цикла
позволяют проникнуть в тайны красоты
труда, человеческого тела, обучают навыкам
создания, сохранения и развития этой
красоты. Педагогу на уроках важно утвердить
красоту умственного труда, деловых отношений,
познания, взаимопомощи, совместной деятельности.
Большие возможности эстетизации жизни
открываются перед школьниками в работе
общественных организаций, в художественной
самодеятельности, в организации производительного
и общественно полезного труда, в формировании
повседневных отношений и поведения.
Как считает наука, явления и процессы природы и общества протекают и развиваются по законам. Педагогические процессы тоже подчинены законам, как социальные процессы. В педагогике их принято называть закономерностями. Закономерности - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Наука подчеркивает вероятностно-статистический характер педагогических законов: они проявляются не в каждом отдельном случае, а на значительном количестве примеров. То есть утверждается, что так может пойти обучение и обычно так и идет. Но поскольку на педагогический процесс влияет много факторов, прежде всего люди, то он протекает не всегда по указанному пути. В этом сложность всех социальных процессов, они зависят от субъективного фактора. Тем не менее знать закономерности означает понимать, как устроено воспитание/обучение и как действовать в разных ситуациях. В этом и состоит значение теории: она объясняет закономерности, научные основы, применение которых способствует совершенствованию практики. Ниже названы наиболее общие закономерности педагогического процесса.
1.
Связь воспитания и социальной системы.
Характер воспитания в конкретных исторических
условиях определяется потребностями
общества, экономики, национально-культурными
особенностями. Установлено, что цели
воспитания зависят от социально-экономической
ситуации общества и других его характеристик.
2. Связь между обучением и воспитанием.
Она обозначает взаимозависимость этих
процессов, их разностороннее взаимовлияние,
единство, о чем было сказано выше.
3. Связь воспитания и деятельности. Один
из основных законов педагогики гласит,
что воспитывать значит включать ребенка
в различные виды деятельности. Педагогика
и психология выделяют виды деятельности
школьников, устанавливаются связи между
ними и другими компонентами воспитания.
4. Связь воспитания и активности личности. Воспитание успешно, если объект его (ребенок) является одновременно и субъектом, то есть обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, осознает свою деятельность, потребность в ней.
5.
Связь воспитания и общения. Воспитание
всегда протекает во взаимодействии людей:
учителей, учеников и др. Ребенок формируется
в зависимости от богатства межличностных
связей, от психологической атмосферы
в окружении.
На этих и других закономерностях основаны
принципы педагогического
процесса - ведущие,
исходные требования
к воспитанию и обучению,
конкретизируемые в
ряде норм, правил, рекомендаций
в работе педагогов. Hапример, принцип
связи обучения с реальной жизнью общества
требует и определенного набора школьных
учебных предметов, и соответствующих
тем, и многого другого.