Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций

Краткое описание

Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.

Файлы: 30 файлов

Вопросы к зачету.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы к экзамену.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

~$кция 1.doc

— 162 байт (Скачать)

Лекция 1.doc

— 122.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 10.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

Лекция 11.doc

— 104.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 12.doc

— 142.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 13.doc

— 169.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 14.doc

— 86.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 15.doc

— 116.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 16.doc

— 183.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 17.doc

— 153.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 2.doc

— 132.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 22.doc

— 146.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 3.doc

— 91.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 4.doc

— 90.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 5.doc

— 104.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Необходимость связи  педагогического  процесса  с производственной практикой обусловлена тем,  что практика является источником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения результатов познания и других  видов  деятельности.  Изучение  теории может опираться на имеющийся у воспитанников опыт.  Например, изучение тригонометрических  зависимостей  между сторонами и углами приобретает особый смысл,  если оно преследует цель определения расстояний до недоступных объектов. 
Одним из путей осуществления принципа связи с жизнью и практикой  является  вовлечение  воспитанников в посильную трудовую и другие виды деятельности.  При этом важно,  чтобы  труд  приносил удовлетворение от радости созидания и творчества. Соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу - принцип, тесно связанный с предыдущим принципом организации педагогического процесса.  Участие в коллективном труде обеспечивает  накопление  опыта общественного  поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств. Однако необходимо помнить, что воспитывает не сам труд,  а его социальное и интеллектуальное содержание,  включенность в систему общественно значимых отношений,  организация и нравственная направленность. 
Принцип научности . является ведущим ориентиром при приведении содержания  образования в соответствие с уровнем развития науки и техники,  с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение  к содержанию образования,  он проявляется прежде всего при разработке учебных планов, учебных программ и учебников. Принцип научности имеет отношение и к методам педагогической деятельности и деятельности детей. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие познавательной активности учащихся, на формирование у них умений и навыков научного поиска,  на ознакомление их со способами научной организации учебного труда.  Этому способствует широкое использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций нравственного выбора,  специальное обучение воспитанников умению наблюдать явления, фиксировать  и анализировать результаты наблюдений,  умению вести научный спор, доказывать свою точку зрения, рационально использовать научную литературу и научно-библиографический аппарат.

При реализации принципа научности проявляются  два диалектических противоречия. Первое связано с тем, что знания нужно  доводить до научных понятий,  хотя они должны быть  доступны.  Второе обусловлено тем,  что в школе дается материал, не являющийся дискуссионным,  в то время как в науке в отношении тех или иных вопросов нет единой точки зрения.

Научно  обоснованное  построение   педагогического   процесса предполагает  его  ориентированность  на  формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Это требование вытекает из общепризнанного  в  отечественной  психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. Однако, как совокупность понятий, суждений, оценок, убеждений, сознание направляет поступки и действия человека и одновременно само складывается под влиянием поведения  и  деятельности.  То  есть  реализация принципа ориентированности педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений,  сознания и поведения требует организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых  знаний,  идей,  овладевали  бы умениями и навыками социально ценного поведения. 
Одним из фундаментальных принципов организации  педагогического процесса является  принцип обучения и воспитания детей в коллективе ..  Он  предполагает  оптимальное  сочетание  коллективных, групповых  и индивидуальных форм организации педагогического процесса.

Индивид становится  личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению.  Отражая специфически человеческую потребность в среде себе подобных, общение представляет собой особый вид деятельности,  предметом которой является другой человек. Оно всегда сопровождается  обособлением,  в  котором  человеком  реализуется присвоение общественной сущности.  Общение и обособление - источник социального богатства личности.

Наилучшие условия для общения и обособления  создает  коллектив  как высшая форма социальной организации,  основанная на общности интересов и отношениях товарищеского сотрудничества и  взаимной  помощи.  В  коллективе наиболее полно и ярко развивается и проявляет себе отдельная личность.  Только в коллективе и  с  его помощью воспитываются и развиваются чувства ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и

Другие  ценные качества.  В коллективе усваиваются правила общения,  поведения,  вырабатываются организаторские навыки руководства  и подчинения.  Коллектив не поглощает а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего и гармонического развития.

Сама  природа педагогического процесса с его задачной  структурой, свойствами ступенчатости и концентричности возводит в ранг организационного  _принципа требование преемственности,  последовательности  и  систематичности,  направленное на закрепление ранее усвоенных знаний,  умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование.

Требование  преемственности  предполагает  такую  организацию педагогического  процесса,  при  которой то или иное мероприятие, тот или иной урок являются логическим продолжением  ранее  проводившейся работы, оно закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитанника на более высокий уровень развития.  Учебно-воспитательный процесс всегда обращен к целостной личности.  Но в каждый отдельно взятый момент учитель решает конкретную педагогическую задачу. Связь и преемственность этих задач обеспечивают переход учащихся от простых к более сложным формам поведения  и  деятельности, их последовательное обогащение и развитие.

Преемственность предполагает построение определенной системы и последовательности в  обучении и воспитании, так как  сложные задачи не могут быть решены в короткий срок. Систематичность  и последовательность  позволяют  за  меньшее время достичь больших результатов.  К. Д. Ушинский писал:  "Только система, конечно, разумная,  выходящая  из  самой  сущности  предметов,  дает нам полную власть над нашими знаниями'". 
Последовательность и  систематичность  в  обучении позволяют разрешить противоречие,  где, с одной стороны, необходимость формирования системы знаний, умений и навыков по предметам, а с другой  -  необходимость  формирования  целостного  мировоззрения  о единстве и обусловленности явлений окружающего мира. Прежде всего это обеспечивается построением программ и  учебников  предметного преподавания  при обязательном установлении межпредметных и внутрипредметных связей. В настоящее время применяется преимущественно линейный принцип построения учебных программ,  реже концентрический. Уменьшение доли концентризма связано с тем,  что  учебные программы все более тесно связываются между собой.

На практике принцип преемственности,  систематичности и последовательности реализуется в процессе планирования. В ходе тематического планирования учитель намечает последовательность изучения отдельных вопросов темы, отбирает содержание, намечает систему уроков и других  форм  организации  педагогического  процесса, планирует повторение, закрепление и формы контроля. При поурочном планировании учитель располагает содержание темы  таким  образом, чтобы исходные понятия изучались ранее,  а тренировочные упражнения, как правило, следовали бы за изучением теории. 
Важнейшим организующим  положением не только процесса обучения,  но и всего  целостного  педагогического  процесса  является принцип наглядности .. Я. А. Коменский, обосновавший "золотое правило дидактики",  согласно которому к обучению  необходимо  привлекать все органы чувств,  писал: "Если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания,  то мы  вообще  должны  стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности". 
Наглядность в педагогическом процессе основана на закономерностях познания окружающей действительности и развития  мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Однако  научные понятия и абстрактные положения легче доходят до учащихся,  если они подкрепляются  конкретными  фактами  в  процессе сравнения, проведения аналогий и т.п.

Наглядность в педагогическом процессе обеспечивается  применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое  место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий,  диапозитивов,  карт,  схем и т.п. Наглядность  может применяться на всех этапах педагогического процесса. По линии возрастания абстрактности виды наглядности принято  подразделять  следующим образом:  естественная (предметы объективной реальности);  экспериментальная (опыты,  эксперименты);  объемная (макеты,  фигуры и т.п.);  изобразительная (картины,  фотографии, рисунки);  звукоизобразительная  (кино,  телевидение); звуковая (магнитофон); символическая и графическая (карты, графики, схемы, формулы);  внутренняя (образы,  создаваемые речью  педагога)  (по Т. И. Ильиной). 
Чтобы не сдерживать развитие абстрактного мышления учащихся, в использовании наглядности важно чувство меры.  Большое значение имеет сочетание применения наглядности с творческой работой детей по созданию наглядных пособий. В использовании наглядности должна быть вариативность, чтобы в сознании воспитанников не запечатлялся какой-либо конкретный образ предмета или явления. Так, некоторые учащиеся испытывают большие затруднения в доказательствах теорем,  если все они раскрывались на стандартном положении прямоугольного треугольника и т.п. 
С принципом  наглядности  тесно  связан принцип эстетизации всей детской жизни .,  прежде всего обучения и воспитания. Формирование  у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический  вкус, дать  им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.  Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы,  воспитать стремление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показывают  эстетическую  картину человеческих отношений.  Художественно-эстетический цикл вводит  детей  в  волшебный  мир  искусства. Предметы  утилитарнопрактического  цикла  позволяют  проникнуть в тайны красоты труда,  человеческого тела,  обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи,  совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций,  в  художественной  самодеятельности,  в организации производительного и общественно полезного труда,  в  формировании повседневных отношений и поведения.

Как считает  наука, явления и процессы природы  и общества протекают и развиваются  по законам. Педагогические процессы тоже подчинены законам, как социальные процессы. В педагогике их принято называть закономерностями. Закономерности - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Наука подчеркивает вероятностно-статистический характер педагогических законов: они проявляются не в каждом отдельном случае, а на значительном количестве примеров. То есть утверждается, что так может пойти обучение и обычно так и идет. Но поскольку на педагогический процесс влияет много факторов, прежде всего люди, то он протекает не всегда по указанному пути. В этом сложность всех социальных процессов, они зависят от субъективного фактора. Тем не менее знать закономерности означает понимать, как устроено воспитание/обучение и как действовать в разных ситуациях. В этом и состоит значение теории: она объясняет закономерности, научные основы, применение которых способствует совершенствованию практики. Ниже названы наиболее общие закономерности педагогического процесса.  

     1. Связь воспитания и социальной системы. Характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями. Установлено, что цели воспитания зависят от социально-экономической ситуации общества и других его характеристик.  
      2. Связь между обучением и воспитанием. Она обозначает взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимовлияние, единство, о чем было сказано выше.  
      3. Связь воспитания и деятельности. Один из основных законов педагогики гласит, что воспитывать значит включать ребенка в различные виды деятельности. Педагогика и психология выделяют виды деятельности школьников, устанавливаются связи между ними и другими компонентами воспитания.  

     4. Связь воспитания и активности личности. Воспитание успешно, если объект его (ребенок) является одновременно и субъектом, то есть обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, осознает свою деятельность, потребность в ней.  

     5. Связь воспитания и общения. Воспитание всегда протекает во взаимодействии людей: учителей, учеников и др. Ребенок формируется в зависимости от богатства межличностных связей, от психологической атмосферы в окружении.  
      На этих и других закономерностях основаны принципы педагогического процесса - ведущие, исходные требования к воспитанию и обучению, конкретизируемые в ряде норм, правил, рекомендаций в работе педагогов. Hапример, принцип связи обучения с реальной жизнью общества требует и определенного набора школьных учебных предметов, и соответствующих тем, и многого другого.
 

Лекция 7.doc

— 104.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 8.doc

— 110.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 9.doc

— 148.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция Современное состояние образования.doc

— 135.00 Кб (Открыть, Скачать)

Литература.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

Рабочая программа Педагогика Ин.яз бейзеров.doc

— 490.00 Кб (Скачать)

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ ПЕДАГОГИКА (ИН.ЯЗ).doc

— 168.50 Кб (Открыть, Скачать)

Таблица рассчета баллов по курсу.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тематика Лабораторных работ.doc

— 58.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тематика СУРС.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Темы реферативных работ.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

Типовая учебная программа (Педагогика).doc

— 300.00 Кб (Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"