Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций
Образование как социокультурный  феномен 
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.
Лекция 12
Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятель-ности учащихся
   1.Средства 
обучения и основные виды 
   2.Сущность 
и компетентность рациональной 
организации учебной 
учащихся. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся.
       
3.Рациональная организация 
          
качества образования. 
   1.Средства 
обучения и основные 
виды средств обучения. 
Средства обучения - это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации. В качестве средств обучения могут выступать реальные объекты, производство, сооружения. Дидактические средства, как и методы, являются частью педагогической системы и выполняют в ней свое назначение. Выбор средств обучения зависит от дидактической концепции, целей, содержания, методов и условий учебного процесса. Основные функции средств обучения - это информационная, дидактическая, контрольная. В науке нет строгой классификации дидактических средств. Можно воспользоваться классификацией польского дидакта В.Оконя, в которой средства расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика.
Простые средства 1. Словесные: учебники и другие тексты. 2. Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр.
Сложные средства 3. Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр. 4. Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио. 5. Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео. 6. Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети.
Простые 
словесные и визуальные (наглядные) 
средства обучения имеют древнюю 
историю. Главные среди них - учебники. Следует напомнить, 
что функция учебника не только предъявить 
информацию, но и управлять познавательной 
деятельностью, работой с ней. Среди словесных 
средств большое значение имеют раздаточные 
материалы. Они имеются по всем основным 
предметам и представляют набор заданий, 
упражнений, схем.  
      Основная функция визуальных средств 
- демонстрация явлений, процессов. Демонстрировать 
можно реальные объекты. Так, в Лондоне 
учебный отдел на знаменитом лондонском 
мосту знакомит с ним школьников. Любое 
производство, объект, где возможна экскурсия, 
является средством обучения. Но подавляющее 
большинство наглядных средств - это модели, 
макеты, рисунки, карты. Их главная задача 
- обеспечить восприятие информации и 
стимулировать учебную деятельность. 
 
Среди сложных средств (ТСО) группы 3,4,5 представляют механические и электротехнические устройства. От учителя требуется знать их возможности и методику их применения в изучении своего предмета. ТВ и видеотехника как дидактические средства имеют большие возможности не только в демонстрации материала, но и в организации учения. Однако дидактические аспекты применения сложных электронных систем еще недостаточно изучены.
Шестая 
группа средств обучения, по В.Оконю, 
представляет сложные электронные 
устройства и телекоммуникационные 
сети. Развитие информатики, их создание 
и быстрый прогресс дали толчок информатизации 
образования и породили направление в 
науке - педагогическую информатику. Информатизация 
образования - часть информатизации общества, 
процесса, который принял характер информационного 
взрыва или революции с середины 20 века, 
что дает основание характеризовать современное 
общество как информационное. Это значит, 
что во всех сферах человеческой деятельности 
возрастает роль информационных процессов, 
повышается потребность в информации 
и в средствах для ее производства, обработки, 
хранения и использования. Информация 
становится научной и философской категорией 
наравне с такими категориями, как время, 
энергия, материя...  
      Рост потребности в информации и увеличение 
потоков информации в человеческой деятельности 
обуславливает появление новых 
информационных технологий 
(НИТ) - разработка 
и использование электронных 
средств для работы 
с информацией, наряду 
с традиционными информационными 
технологиями, в которых 
используются традиционные 
носители информации (бумага, 
пленка).  
     
Информатизация образования 
- комплекс мер по преобразованию 
педагогических процессов 
на основе внедрения 
в обучение и воспитание 
информационной продукции, 
средств, технологий. 
Теоретической основой информатизации 
образования является в первую очередь 
информатика, затем кибернетика, теория 
систем и, конечно, дидактика. Информатика, 
как известно, - отрасль знаний, изучающая 
производство, переработку, хранение и 
распространение информации в природе, 
обществе, техносфере.  
      Проникновение в образование новых информационных 
технологий заставляет посмотреть на 
дидактический процесс как на информационный 
процесс, в котором происходит получение 
информации учащимися, ее переработка 
и использование. Программированное обучение 
и вслед за ним технология обучения показали, 
что учение, понимаемое как процесс переработки 
информации, может быть строго управляемо, 
подобно процессам в сложных системах, 
которыми занимается кибернетика. Поэтому 
информатизацию образования следует рассматривать 
не просто как использование компьютера 
и других электронных средств в обучении, 
а как новый подход к организации обучения, 
как направление в науке, которое ученые 
называют педагогической информатикой. 
Информационный подход к обучению ставит 
перед дидактикой и педагогикой ряд проблем. 
 
Так, например, возникает вопрос о формах представления знания в учебном процессе, имеются в виду и традиционные тексты, наглядные материалы, и новые формы, создаваемые по аналогии с информационными: текст, деленный на блоки или иначе структурированный, тезаурус, фрейм (что-то вроде опорного сигнала В.Шаталова), дерево понятий (что-то подобное графам в информатике), гипертекст и другие. В свою очередь формы представления знаний обуславливают поиски средств их представления в дидактическом процессе и методов по переработке информации, то есть учебно-познавательных операций, методов учения и преподавания. А ведь эти и другие вопросы суть основные вопросы дидактики.
     Кроме 
того, возникает ряд общепедагогических 
и социальнопедагогических проблем или 
аспектов информатизации образования. 
Появился термин "визуальное образование", 
который означает, что в обучении изображение, 
образ, модели, знаки будут играть все 
большую роль, оттесняя привычные тексты. 
Работа со знаками и знаковыми системами, 
перевод из одной знаковой системы в другую, 
кодирование и декодирование - эти и другие 
процедуры должен уметь делать человек 
информационного общества.  
      В связи с этим возникает вопрос об 
информационной культуре 
личности, под которой понимают наличие 
знаний в области информации и умения 
работать с информацией. Информационную 
культуру личности, считают ученые, надо 
формировать в школе. Поэтому во второй 
половине 20 века в педагогике формируется 
направление - медиа-образование, которое 
исследует вопрос об изучении школьниками 
средств массовой коммуникации. 
     Главные 
задачи медиа-образования ученые понимают 
так: подготовить школьников к жизни в 
информационном обществе, сформировать 
у них умения пользоваться информацией 
в различных видах, владеть способами 
общения с помощью информационных технологий 
и средств, то есть осуществлять коммуникации, 
осознавать последствия воздействия на 
человека средств информации, в особенности 
средств массовой коммуникации. В школах 
развитых стран изучается специальный 
предмет, призванный решать эти задачи. 
Его содержание примерно такое: понятие 
о коммуникации, знаковые системы, представление 
информации, средства массовой коммуникации. 
В последние годы к этому добавляют и компьютерную 
грамотность, что дает название предмету 
- "Основы компьютерной и медиа-грамотности".  
      В отечественной педагогике было и имеется 
нечто близкое к медиа-образованию в отдельных 
школах виде обучения киноискусству, журналистике, 
аудиовизуальной культуре. Можно сказать, 
что информационной культре наши школьники 
обучаются самостоятельно, работая с домашними 
электронными средствами.  
      В СССР, а затем и в России была разработана 
и осуществляется концепция информатизации 
образования. Ее главные направления таковы: 
 
- освоение и внедрение новых информационных технологий в обучение, воспитание и управление образованием на основе исследовательских работ по дидактике,
информатике;  
      - формирование информационной культуры 
школьников, то есть информационных знаний, 
умений учиться с помощью компьютера и 
других электронных средств, элементарных 
умений программировать;  
- изменение методов, форм и содержания обучения в связи с проникновением в учебный процесс информационных технологий;
     - подготовка 
учителей к осуществлению обучения в условиях 
работы с электронными средствами.  
      Можно видеть, во-первых, что информатизация 
образования затрагивает такие важные 
компоненты образования, как цели и содержание. 
Одним из главных компонентов, составляющих 
модель выпускника школы и вуза, становится 
информационная культура. Это требует 
не только введения специальных предметов 
в школе и вузе, но и пересмотра содержания 
традиционных школьных дисциплин; и характер 
этих изменений пока еще не ясен ученым. 
 
     Во-вторых, 
использование в учебном процессе автоматизированных 
обучающих систем и других технологий 
ведет к пересмотру методов и форм обучения 
в школе, к анализу и новому пониманию 
дидактического процесса, установлению 
новых принципов обучения, а также к новому 
взгляду на процесс обучения и с точки 
зрения психологии. Появилось такое явление, 
как дистанционное образование. Содержание 
этого понятия и сам процесс дистанционного 
обучения пока еще мало изучены. Речь идет 
об обучении любых учащихся с помощью 
сети электронных средств и программ, 
специальных дистанционных курсов, что 
требует решения многих теоретических 
и практических вопросов.  
      В-третьих, информатизация образования 
предполагает прежде всего разработку 
учебного обеспечения дидактического 
процесса на основе новых и традиционных 
информационных технологий. Следует знать, 
что новые информационные технологии 
в образовании включают в себя три составляющие: 
технические устройства, программное 
обеспечение и учебное обеспечение. К 
современным техническим устройствам, 
кроме компьютера, относятся принтер, 
модем, сканер, теле- и видеоаппаратура, 
устройства для преобразования информации 
из одной формы в другую и пр. Поскольку 
компьютер является основой информационных 
технологий, часто информатизация образования 
понимается как компьютеризация обучения, 
то есть использование компьютера как 
средства обучения и шире - многоцелевое 
использование компьютера в учебном процессе.  
      Второй составляющей информационных 
технологий являются программы, управляющие 
работой на компьютере, обслуживающие 
эту работу. Третьей и самой главной составляющей 
информационных технологий с позиций 
дидактики является учебное обеспечение, 
это, по существу, особый класс программ 
- обучающие программы, обучающие системы. 
Собственно они и задают, определяют процесс, 
технологию компьютерного обучения. Они 
все время совершенствуются специалистами. 
В настоящее время имеются базы и банки 
данных, гипертекстовые системы, созданные 
специально для обучающих целей. Среди 
обучающих систем наиболее распространены 
такие: для тренировки умений и навыков, 
тренировочные; для формирования знаний, 
в том числе научных понятий; программы 
по проблемному обучению; имитационные 
и моделирующие программы; дидактические 
игры.  
     К 
наиболее сложным программам относятся 
интеллектуальные (в том числе экспертные) 
обучающие системы. Их особенность в том, 
что они диагностируют учащегося и составляют 
историю его обучения, модель конкретного 
ученика, и предлагают на этой основе индивидуальную 
программу обучения.  
      Таким образом, информатизация образования 
ведет, как было сказано, к изменению существенных 
сторон дидактического процесса. Изменяется 
деятельность учителя и ученика. Ученик 
может оперировать большим количеством 
разнообразной информации, интегрировать 
ее, имеет возможность автоматизировать 
ее обработку, моделировать процессы и 
решать проблемы, быть самостоятельным 
в учебных действиях и другое. Учитель 
также освобождается от рутинных операций, 
получает возможность диагностировать 
учащихся, следить динамику обучения и 
развития ученика. Следует сказать, однако, 
что масса учителей, несмотря на стремительное 
развитие информационных технологий, 
не готова к переходу от классно-урочной 
формы обучения и от объяснительного традиционного 
обучения к использованию информационных 
технологий в образовании. Электронная 
техника пока используются в основном 
как вспомогательное средство обучения. 
В определенной мере учителя правы: компьютер 
и новые информационные технологии постепенно 
будут менять дидактический процесс и, 
вероятно, не заменят полностью традиционные 
технологии обучения. Тем не менее в стране 
очень многое делается для внедрения в 
образовательные процессы информационных 
технологий и для обучения учителей в 
этой области. 
2.Сущность и компетентность рациональной организации учебной деятельности
    
учащихся. Методы 
самоорганизации 
учебной деятельности 
учащихся. 
 
Обучение 
учащихся приемам самоорганизации 
учебной деятельности осуществляется 
посредством образовательной 
- проблематизацию содержания учебного материала;
-применение 
учебных задач, 
- отбор 
содержания учебного материала,
- обучение учащихся планированию учебной деятельности и саморефлексии;
- разработку 
специальных учебных заданий 
для обучения самоконтролю и 
самокоррекции произведенных