Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций
Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.
Лекция 12
Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятель-ности учащихся
1.Средства
обучения и основные виды
2.Сущность
и компетентность рациональной
организации учебной
учащихся. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся.
3.Рациональная организация
качества образования.
1.Средства
обучения и основные
виды средств обучения.
Средства обучения - это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации. В качестве средств обучения могут выступать реальные объекты, производство, сооружения. Дидактические средства, как и методы, являются частью педагогической системы и выполняют в ней свое назначение. Выбор средств обучения зависит от дидактической концепции, целей, содержания, методов и условий учебного процесса. Основные функции средств обучения - это информационная, дидактическая, контрольная. В науке нет строгой классификации дидактических средств. Можно воспользоваться классификацией польского дидакта В.Оконя, в которой средства расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика.
Простые средства 1. Словесные: учебники и другие тексты. 2. Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр.
Сложные средства 3. Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр. 4. Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио. 5. Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео. 6. Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети.
Простые
словесные и визуальные (наглядные)
средства обучения имеют древнюю
историю. Главные среди них - учебники. Следует напомнить,
что функция учебника не только предъявить
информацию, но и управлять познавательной
деятельностью, работой с ней. Среди словесных
средств большое значение имеют раздаточные
материалы. Они имеются по всем основным
предметам и представляют набор заданий,
упражнений, схем.
Основная функция визуальных средств
- демонстрация явлений, процессов. Демонстрировать
можно реальные объекты. Так, в Лондоне
учебный отдел на знаменитом лондонском
мосту знакомит с ним школьников. Любое
производство, объект, где возможна экскурсия,
является средством обучения. Но подавляющее
большинство наглядных средств - это модели,
макеты, рисунки, карты. Их главная задача
- обеспечить восприятие информации и
стимулировать учебную деятельность.
Среди сложных средств (ТСО) группы 3,4,5 представляют механические и электротехнические устройства. От учителя требуется знать их возможности и методику их применения в изучении своего предмета. ТВ и видеотехника как дидактические средства имеют большие возможности не только в демонстрации материала, но и в организации учения. Однако дидактические аспекты применения сложных электронных систем еще недостаточно изучены.
Шестая
группа средств обучения, по В.Оконю,
представляет сложные электронные
устройства и телекоммуникационные
сети. Развитие информатики, их создание
и быстрый прогресс дали толчок информатизации
образования и породили направление в
науке - педагогическую информатику. Информатизация
образования - часть информатизации общества,
процесса, который принял характер информационного
взрыва или революции с середины 20 века,
что дает основание характеризовать современное
общество как информационное. Это значит,
что во всех сферах человеческой деятельности
возрастает роль информационных процессов,
повышается потребность в информации
и в средствах для ее производства, обработки,
хранения и использования. Информация
становится научной и философской категорией
наравне с такими категориями, как время,
энергия, материя...
Рост потребности в информации и увеличение
потоков информации в человеческой деятельности
обуславливает появление новых
информационных технологий
(НИТ) - разработка
и использование электронных
средств для работы
с информацией, наряду
с традиционными информационными
технологиями, в которых
используются традиционные
носители информации (бумага,
пленка).
Информатизация образования
- комплекс мер по преобразованию
педагогических процессов
на основе внедрения
в обучение и воспитание
информационной продукции,
средств, технологий.
Теоретической основой информатизации
образования является в первую очередь
информатика, затем кибернетика, теория
систем и, конечно, дидактика. Информатика,
как известно, - отрасль знаний, изучающая
производство, переработку, хранение и
распространение информации в природе,
обществе, техносфере.
Проникновение в образование новых информационных
технологий заставляет посмотреть на
дидактический процесс как на информационный
процесс, в котором происходит получение
информации учащимися, ее переработка
и использование. Программированное обучение
и вслед за ним технология обучения показали,
что учение, понимаемое как процесс переработки
информации, может быть строго управляемо,
подобно процессам в сложных системах,
которыми занимается кибернетика. Поэтому
информатизацию образования следует рассматривать
не просто как использование компьютера
и других электронных средств в обучении,
а как новый подход к организации обучения,
как направление в науке, которое ученые
называют педагогической информатикой.
Информационный подход к обучению ставит
перед дидактикой и педагогикой ряд проблем.
Так, например, возникает вопрос о формах представления знания в учебном процессе, имеются в виду и традиционные тексты, наглядные материалы, и новые формы, создаваемые по аналогии с информационными: текст, деленный на блоки или иначе структурированный, тезаурус, фрейм (что-то вроде опорного сигнала В.Шаталова), дерево понятий (что-то подобное графам в информатике), гипертекст и другие. В свою очередь формы представления знаний обуславливают поиски средств их представления в дидактическом процессе и методов по переработке информации, то есть учебно-познавательных операций, методов учения и преподавания. А ведь эти и другие вопросы суть основные вопросы дидактики.
Кроме
того, возникает ряд общепедагогических
и социальнопедагогических проблем или
аспектов информатизации образования.
Появился термин "визуальное образование",
который означает, что в обучении изображение,
образ, модели, знаки будут играть все
большую роль, оттесняя привычные тексты.
Работа со знаками и знаковыми системами,
перевод из одной знаковой системы в другую,
кодирование и декодирование - эти и другие
процедуры должен уметь делать человек
информационного общества.
В связи с этим возникает вопрос об
информационной культуре
личности, под которой понимают наличие
знаний в области информации и умения
работать с информацией. Информационную
культуру личности, считают ученые, надо
формировать в школе. Поэтому во второй
половине 20 века в педагогике формируется
направление - медиа-образование, которое
исследует вопрос об изучении школьниками
средств массовой коммуникации.
Главные
задачи медиа-образования ученые понимают
так: подготовить школьников к жизни в
информационном обществе, сформировать
у них умения пользоваться информацией
в различных видах, владеть способами
общения с помощью информационных технологий
и средств, то есть осуществлять коммуникации,
осознавать последствия воздействия на
человека средств информации, в особенности
средств массовой коммуникации. В школах
развитых стран изучается специальный
предмет, призванный решать эти задачи.
Его содержание примерно такое: понятие
о коммуникации, знаковые системы, представление
информации, средства массовой коммуникации.
В последние годы к этому добавляют и компьютерную
грамотность, что дает название предмету
- "Основы компьютерной и медиа-грамотности".
В отечественной педагогике было и имеется
нечто близкое к медиа-образованию в отдельных
школах виде обучения киноискусству, журналистике,
аудиовизуальной культуре. Можно сказать,
что информационной культре наши школьники
обучаются самостоятельно, работая с домашними
электронными средствами.
В СССР, а затем и в России была разработана
и осуществляется концепция информатизации
образования. Ее главные направления таковы:
- освоение и внедрение новых информационных технологий в обучение, воспитание и управление образованием на основе исследовательских работ по дидактике,
информатике;
- формирование информационной культуры
школьников, то есть информационных знаний,
умений учиться с помощью компьютера и
других электронных средств, элементарных
умений программировать;
- изменение методов, форм и содержания обучения в связи с проникновением в учебный процесс информационных технологий;
- подготовка
учителей к осуществлению обучения в условиях
работы с электронными средствами.
Можно видеть, во-первых, что информатизация
образования затрагивает такие важные
компоненты образования, как цели и содержание.
Одним из главных компонентов, составляющих
модель выпускника школы и вуза, становится
информационная культура. Это требует
не только введения специальных предметов
в школе и вузе, но и пересмотра содержания
традиционных школьных дисциплин; и характер
этих изменений пока еще не ясен ученым.
Во-вторых,
использование в учебном процессе автоматизированных
обучающих систем и других технологий
ведет к пересмотру методов и форм обучения
в школе, к анализу и новому пониманию
дидактического процесса, установлению
новых принципов обучения, а также к новому
взгляду на процесс обучения и с точки
зрения психологии. Появилось такое явление,
как дистанционное образование. Содержание
этого понятия и сам процесс дистанционного
обучения пока еще мало изучены. Речь идет
об обучении любых учащихся с помощью
сети электронных средств и программ,
специальных дистанционных курсов, что
требует решения многих теоретических
и практических вопросов.
В-третьих, информатизация образования
предполагает прежде всего разработку
учебного обеспечения дидактического
процесса на основе новых и традиционных
информационных технологий. Следует знать,
что новые информационные технологии
в образовании включают в себя три составляющие:
технические устройства, программное
обеспечение и учебное обеспечение. К
современным техническим устройствам,
кроме компьютера, относятся принтер,
модем, сканер, теле- и видеоаппаратура,
устройства для преобразования информации
из одной формы в другую и пр. Поскольку
компьютер является основой информационных
технологий, часто информатизация образования
понимается как компьютеризация обучения,
то есть использование компьютера как
средства обучения и шире - многоцелевое
использование компьютера в учебном процессе.
Второй составляющей информационных
технологий являются программы, управляющие
работой на компьютере, обслуживающие
эту работу. Третьей и самой главной составляющей
информационных технологий с позиций
дидактики является учебное обеспечение,
это, по существу, особый класс программ
- обучающие программы, обучающие системы.
Собственно они и задают, определяют процесс,
технологию компьютерного обучения. Они
все время совершенствуются специалистами.
В настоящее время имеются базы и банки
данных, гипертекстовые системы, созданные
специально для обучающих целей. Среди
обучающих систем наиболее распространены
такие: для тренировки умений и навыков,
тренировочные; для формирования знаний,
в том числе научных понятий; программы
по проблемному обучению; имитационные
и моделирующие программы; дидактические
игры.
К
наиболее сложным программам относятся
интеллектуальные (в том числе экспертные)
обучающие системы. Их особенность в том,
что они диагностируют учащегося и составляют
историю его обучения, модель конкретного
ученика, и предлагают на этой основе индивидуальную
программу обучения.
Таким образом, информатизация образования
ведет, как было сказано, к изменению существенных
сторон дидактического процесса. Изменяется
деятельность учителя и ученика. Ученик
может оперировать большим количеством
разнообразной информации, интегрировать
ее, имеет возможность автоматизировать
ее обработку, моделировать процессы и
решать проблемы, быть самостоятельным
в учебных действиях и другое. Учитель
также освобождается от рутинных операций,
получает возможность диагностировать
учащихся, следить динамику обучения и
развития ученика. Следует сказать, однако,
что масса учителей, несмотря на стремительное
развитие информационных технологий,
не готова к переходу от классно-урочной
формы обучения и от объяснительного традиционного
обучения к использованию информационных
технологий в образовании. Электронная
техника пока используются в основном
как вспомогательное средство обучения.
В определенной мере учителя правы: компьютер
и новые информационные технологии постепенно
будут менять дидактический процесс и,
вероятно, не заменят полностью традиционные
технологии обучения. Тем не менее в стране
очень многое делается для внедрения в
образовательные процессы информационных
технологий и для обучения учителей в
этой области.
2.Сущность и компетентность рациональной организации учебной деятельности
учащихся. Методы
самоорганизации
учебной деятельности
учащихся.
Обучение
учащихся приемам самоорганизации
учебной деятельности осуществляется
посредством образовательной
- проблематизацию содержания учебного материала;
-применение
учебных задач,
- отбор
содержания учебного материала,
- обучение учащихся планированию учебной деятельности и саморефлексии;
- разработку
специальных учебных заданий
для обучения самоконтролю и
самокоррекции произведенных