Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций
Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.
Образование
как социокультурный
феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный
подход в образовании.
1.Повышение
роли образования на
современном этапе социально-экономического
развития
Образование является органической частью жизнедеятельности личности, и в то же время выступает одной из важнейших сфер общества. Роль и значение образования в социуме в последнее время существенно меняются.
Для
определения места
Социокультурная ситуация в республике определяется, во-первых, мировыми социокультурными тенденциями, оказывающими влияние на развитие образования в мире, в Республике Беларусь; во-вторых, обострением глобальных общественных проблем интернационального характера, возникновение которых поставило человечество перед необходимостью корректного и быстрого изменения способов организации жизнедеятельности людей, отношений их с природой, друг с другом.
Выделим
важнейшие мировые
В
конфигуративных и
Действительно, общество стало изменяться в течение жизни одного поколения. Если раньше жизнь предшествующих поколений предопределяла будущую жизнь; будущее мало отличалось от прошлого; детям предстояло во многом повторять образ жизнедеятельности своих родителей, то в настоящее время наблюдается своеобразный разрыв между поколениями. Этот разрыв заметен в общечеловеческих ценностях, образах жизни, мировоззрениях, личностных принципах, что приводит людей к разнообразию личностных взглядов и общественных идеалов, укладов жизни и образов мышления, плюралистическому мировоззрению.
2. Тенденция смены установки при изучении действительности от научного познания к культуре.
Наука начинает рассматриваться в качестве не единственной и не универсальной деятельности человека по изучению и преобразованию окружающего мира, а научность выступает одной из форм человеческой жизнедеятельности, рассматривается как часть культуры. Внимание ученых все больше привлекает сфера культуры в целом. Сегодня нет убедительных оснований для преобладания научных способов познания (или научной рациональности) над другими способами освоения действительности: обыденным сознанием и здравым смыслом, мифом, религией, искусством, опытом проектно-технической деятельности. Вместе с тем обращение к культуре не означает отказ от научных методов познания, а предполагает учет и целесообразное использование границ и возможностей научного знания. Эта тенденция проявляется в смещении акцента в содержании образования с науки на культуру в целом; усилении общекультурного значения научных областей знаний и учебных дисциплин в жизнедеятельности человека, развитии общества в целом, реализации в научных исследованиях и учебном процессе культурологического подхода в качестве общеметодологического.
В современном мире происходит не только изменение роли науки, превращение ее в производительную силу общества, но и радикальная смена научных и образовательных парадигм, связанная с преобразованием соотношений между субъектом, средствами, объектом познавательной и научно-исследовательской деятельности. Ранее содержание познания и образования определялось, главным образом, объектом и в меньшей степени средствами и технологиями познавательной деятельности. В настоящее время процесс научного и учебного познания предполагает взаимосвязь знаний об объекте не только со средствами, но и с общекультурными ценностями, ценностно-целевыми установками научно-познавательной деятельности субъекта. Это соответствует процессам гуманизации познания и гуманитаризации научного знания. При этом уровень развития науки определяется мерой «очеловечивания» ее содержания и методов исследования, т.е. мерой соответствия научных открытий и результатов социальным преобразованиям и запросам в обществе, личностным потребностям и интересам. Поэтому наука рассматривается как исторически развивающаяся сфера человеческой практики, включающая в себя и содержание познания (знания об объекте), и средства познания, а также общекультурные ценности, ценностные ориентации и целевые установки научной деятельности человека-субъекта.
Развитие научно-технической революции (НТР) коренным образом изменило современное производство, а вместе с ним и все другие сферы социальной жизни. Одной из важнейших черт НТР стало появление и утверждение в жизни человечества информационных технологий и информационных сетей. Их функционирование и развитие становятся решающим условием существования современных обществ, позволяет быстро менять, перестраивать производство и технологии с целью улучшения качества продукции.
Данная
тенденция определяется на фоне глобальных
процессов дезинтеграции
Таким
образом, влияние вышеуказанных
мировых социокультурных
Охарактеризуем глобальные проблемы человечества, которые оказывают влияние на социокультурную ситуацию в обществе, и определяют значимость и роль образования в их разрешении.
Процесс развития современной цивилизации вступил в период глобальной истории и носит планетарный характер: складываются единые мировые экономические, коммуникативные системы; социальные проблемы (экологические, демографические и др.) приобретают международный характер. Выделяются следующие основные проблемы интернационального характера, масштабность и глубина которых придают им статус глобальных:
Возникновение глобальных общественных проблем поставило человека перед выбором – продолжать жить, не задумываясь о жизни своих детей, последующих поколений, или изменить образ жизни, способ своей жизнедеятельности, характер взаимодействия с природой и социумом, стиль общения друг с другом. Поэтому важной образовательной задачей в обществе выступает развитие необходимых личностных качеств человека, его способностей понимать современные глобальные проблемы и ответственно на научной основе их разрешать. Единственным средством разрешения проблем жизнедеятельности людей является целенаправленная деятельность самого человечества по коренному изменению ситуации. Эти радикальные изменения возможны посредством сознательного самоизменения, саморазвития каждого человека. Наиболее эффективным средством и механизмом развития личности, а значит, разрешения проблем человечества должно стать образование, направленное на развитие современного человека как мирового субъекта («думать глобально – действовать локально») преобразовательной и созидательной деятельности.
Образование как механизм развития личности и общества в целом
В современном динамическом обществе прежний способ развития, связанный с изменением производственной деятельности, преобразованием социальных институтов посредством традиционных схем совершенствования, является малоэффективным. Главной образовательной задачей в обществе является не усвоение прежних рецептов, технологий развития, а подготовка личности к овладению новыми методами и содержанием познания и практики. Особое значение приобретают процессы сознательного самоизменения, саморазвития личности, обеспечивающие адаптацию ее к динамично изменяющемуся социуму; формирование готовности жить и работать в новых условиях, преобразовывать окружающий мир посредством создания новой культуры, технологий, основанных на отношениях охранно-созидательного типа с природой и обществом. Система образования должна обеспечить подготовку подрастающего поколения к овладению адекватными способами и методами мышления, познания, деятельности, а также задавать обновленные мировоззренческие ориентиры и идеалы, разрабатывать новую общественную идеологию, основанную на идеях гуманизма, демократии, плюрализма, и способствовать духовно-нравственному воспитанию людей. Вот почему образование в современных условиях выступает механизмом развития личности, социума в целом.
Кроме
того, в период преобразования традиционного
общества и перехода к динамическому претерпели
изменения или распались некоторые важные
социальные институты: община, профессиональное
сообщество, семья, массовые детско-юношеские
и молодежные общественные организации,
которые играли большую роль в процессах
социализации подрастающего поколения.
Сегодня общеобразовательные и профессиональные
школы, вузы являются практически единственными
стабильными социальными структурами,
принимающими на себя реальную ответственность
за воспитание молодежи и осуществляющими
подготовку ее к самостоятельной жизни
и труду в динамично меняющихся социально-экономических
условиях. Поскольку образование является
важнейшим социальным институтом, способным
эффективно влиять на сознание молодежи,
постольку оно должно становиться главным
механизмом развития общества. Существующая
система образования, традиционно реализующая
функции трансляции и воспроизводства
информации и опыта, культуры и способов
деятельности, мышления, должна быть преобразована
в систему развития общественного сознания,
а через него и всего общества. В этом смысле
образование в современном мире является
важнейшим средством развития личности
и социума, а также выступает общечеловеческой
ценностью.