При
реализации деятельностного подхода
в педагогическом процессе особое значение
приобретают, так называемые, активные
или рефлексивно-деятельностные методы
и формы обучения – формы и методы проблемного
и развивающего типов обучения, исследовательские,
проектные, проектно-конструкторские,
игровые методы и приемы. Такой подход
не исключает информационного объяснения
учебного материала, использования технологий
и методик программно-алгоритмического
типа, но приоритет в универсальной модели
образования отдается активным формам
и методам обучения. Деятельностный подход
к образованию предполагает групповые,
индивидуальные, бригадные формы обучения,
чередующийся состав учебных групп, использование
форм творческой организации учебно-поисковой
деятельности обучающихся, активное применение
в педагогическом процессе новых технических
средств обучения: персональных компьютеров
с разнообразным набором обучающих программ,
видео-компьютерных информатек, способствующих
организации учебно-исследовательской
деятельности.
Эффективность
и результаты обучения в образовательной
универсальной модели при деятельностном
подходе к образованию определяются
не уровнем усвоения ЗУНов, а сформированностью
личностных способностей и готовности
личности самостоятельно добывать новые
знания, использовать старые и приобретенные
новые знания для постановки и разрешения
возникающих проблем, определения способов
своих действий в новых ситуациях. Другими
словами, деятельностный подход к образованию
в универсальной образовательной модели
способствует освоению обучающимися обобщенных
способов выполнения различных видов
деятельности; системных знаний; развитию
способностей познания и преобразования
мира, самопознания и саморазвития
Педагогический
процесс в универсальной (способностной
или деятельностной) модели образования
|
Цели
- Развитие
личностных способностей к самоопределению.
- Учет целей,
интересов и индивидуальных способностей
обучающихся и педагогов.
- Эффективное
взаимодействие всех участников педагогического
процесса (совместная, согласованная учебно-поисковая
деятельность).
Задачи
- Не только
усвоение обучающимися конкретной информации,
а овладение обобщенными способами усвоения
знаний, способами мышления и выполнения
различных видов деятельности.
- Разработка
и реализация деятельностного типа содержания
обучения; при этом деятельность обучающегося
выступает фактором его самоопределения
и развития, а также частью содержания
обучения.
Реализуются посредством
Деятельностного
подхода, который |
противостоит:
- вербальным
методам обучения;
- догматическим
формам передачи "готового" учебного
материала;
- монологичности
и обезличенности словесного преподавания;
- пассивности
обучающихся;
- логически
завершенной системе знаний, умений, навыков.
|
предполагает:
- активные
или рефлексивно-деятельностные формы
и методы обучения,
а именно:
- развивающие
или личностно-ориентированные технологии;
- активность
всех участников педагогического процесса
через исследовательские, проектно-конструкторские,
игровые и другие методы и приемы обучения;
- усвоение
обобщенных способов выполнения различных
видов деятельности.
|
|
Результат = личность:
- Сформированность
универсальных способностей личности,
ее готовности к познанию и преобразованию
мира, самообразованию и саморазвитию.
- Освоение
обобщенных способов мышления и деятельности,
системных знаний.
|
Литература
- Ерофеева,
М.А. Общие основы педагогики : конспект
лекций / М.А. Ерофеева. – М., 2006.
- Жук, О.Л. Педагогика
: учеб.-метод. комплекс для студентов пед.
специальностей / О.Л. Жук. – Минск, 2003.
- Островский,
Э.В. Психология и педагогика : учеб. пособие
/ Э.В. Островский, Л.И. Чернышев ; под ред.
Э.В. Островского. – М., 2007.
- Педагогика
: Большая современная энциклопедия / сост.
Е.С. Рапацевич. – Минск, 2005.
- Психология
и педагогика : учеб. пособие / под ред.
В.И. Жукова [и др.]. – М., 2004.
- Столяренко,
А.М. Психология и педагогика : учеб. пособие
для студентов вузов / А.М. Столяренко.
– 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА,
2006.