Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций

Краткое описание

Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.

Файлы: 30 файлов

Вопросы к зачету.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы к экзамену.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

~$кция 1.doc

— 162 байт (Скачать)

Лекция 1.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Социокультурные тенденции, оказывающие  влияние на развитие образования. 

    Исследователями выделяются 2 группы основных социокультурных тенденций:

  • внеобразовательные, обусловленные глобальными процессами в мире и проблемами человечества, мировыми социальными и экономическими тенденциями, социокультурной и производственной ситуацией на уровне страны;

    образовательные, определяемые современными тенденциями развития образования в мире и отдельных регионах, возросшей ролью образования в развитии общественного сознания и социума.

    Внеобразовательные  социокультурные  тенденции:

  1. Нарастающий процесс глобализации.
  2. Переход к информационному обществу, экономике, основанной на знаниях.
  3. Ускорение темпов научно-технического прогресса.
  4. Обострение глобальных проблем человечества.
  5. Усиление конкурентной борьбы стран за лидерство.

    Реальными лидерами на международной арене становятся страны, которые обладают наиболее мощным интеллектуальным потенциалом.

    Основным  капиталом современного общества является качественно обученные и профессионально  подготовленные квалифицированные  кадры, готовые к принятию нетрадиционных решений, разработке и внедрению инноваций.

    Образовательные социокультурные  тенденции:

  1. Быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы.
  2. Непрерывность образования.
  3. Информатизация образования.
  4. Интернационализация высшего образования.
  5. Превращение образования в сферу услуг.

    Требования  к функционированию и развитию образования:

    построение  образования как непрерывного, опережающего и развивающего, обеспечивающего  социально-личностную и профессиональную мобильность,  конкурентоспособность выпускников;

    усиление  личностно ориентированного характера  образовательного процесса, его проблемно-исследовательской  направленности, создание условий для  расширения самостоятельной работы обучающихся, их постоянного самообразования, формирования у них системы универсальных компетенций, способствующих решению разнообразных жизненных и социально-профессиональных задач. 

2.Функции  образования. 

    Основные  функции образования: 

  • функция воспроизводства (трансляции) культуры и социокультурного опыта - направлена на передачу подрастающему поколению устоявшегося социокультурного опыта и подготовку молодежи к самостоятельной жизни и труду в стабильном обществе;
  • функция развития личности, общества в целом - обеспечивает подготовку личности к постоянному самообразованию и профессиональному росту,  овладению технологиями и инновациями и их ответственному использованию в жизни и профессии.

Основные  направления модернизации среднего специального и высшего образования. 

    Социокультурные тенденции     Требования  к развитию профессионального  образования и  профессиональной подготовке выпускников     Направления модернизации системы  профессионального  образования
Внеобразовательные  тенденции:
  1. Нарастающий процесс глобализации
    Развитие  образовательного процесса с учетом общечеловеческих ценностей, традиции мировой культуры, обеспечение формирования у обучающихся глобального (планетарного) мышления, способности жить в поликультурном мире     Совершенствование учебно-воспитательной системы вуза (ссуза) на основе гуманистического, аксиологического и культурологического подходов, обеспечивающих развитие миротворческих, плюралистических, глобальных форм мышления; включение в содержание обучения ценностей, анализ которых выступает средством самоопределения студента. Реализация студентом академических свобод (выбор форм обучения, образовательных траекторий)     
 
    Социокультурные тенденции     Требования  к развитию профессионального  образования и  профессиональной подготовке выпускников     Направления модернизации системы профессионального образования
Внеобразовательные  тенденции:
2. Переход к информационному обществу, экономике, основанной на знаниях     Совершенствование профессиональной подготовки студентов  с целью формирования у них  компьютерной грамотности, умений осуществлять поиск и обрабатывать информацию     Внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, развитие дистанционных  форм обучения, совершенствование учебно-методического  обеспечения на основе электронных  ресурсов
 
    Социокультурные тенденции     Требования  к развитию профессионального  образования и  профессиональной подготовке выпускников     Направления модернизации системы  профессионального  образования
Внеобразовательные  тенденции:
3.  Ускорение темпов научно-технического прогресса     Интеграция  образования, науки и производства; формирование у студентов способности  разрабатывать научно-исследовательские  проекты; готовности к повышению  образовательного и профессионального  уровней в течение всей жизни; способности к проведению исследований, освоению и разработке инноваций в сфере профессии     Опора при обновлении содержания и технологий профессиональной подготовки на достижения фундаментальных наук, проведение научных  исследований, организацию взаимосвязи  образовательного процесса  с научными исследованиями, производством. Разработка модели выпускника и обновление стандартов высшего образования на основе компетентностного подхода; внедрение в образовательный процесс вуза (ссуза) компетентностной модели образования, способствующей более активному включению обучающихся в разнообразные виды учебной деятельности, приближенные к профессиональной, и творческую самостоятельную работу
 
    Социокультурные тенденции     Требования  к развитию профессионального  образования и  профессиональной подготовке выпускников     Направления модернизации системы  профессионального  образования
Образовательные  тенденции:
9.   Интернацио-нализация высшего образования     Учет  требований единого европейского образовательного пространства, обеспечивающего расширение для выпускников вузов возможностей трудоустройства, повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособности     Введение  двухступенчатой системы подготовки выпускников в вузе; внедрение  кредитно-модульной системы обучения; обеспечение контроля качества образования на основе систем менеджмента качества
10.  Превращение   образования в  сферу услуг     Обеспечение доступности повышения качества образования, его соответствия потребностям личности, общества, государства     Разработка  и внедрение систем управления качеством образования в вузе (ссузе), укрепление связей со сферой труда, работодателями
 

3.Образование как педагогический процесс. 

     Согласно образовательной функции воспроизводства образование в обществе рассматривается как отрасль социальной практики, в которой реализуется передача подрастающему поколению культурно-исторического опыта. В соответствии же с функцией развития образование рассматривается как всеобщая форма развития личности, а через нее – всего общества. Этим  подходам к роли образования в обществе соответствуют разные педагогические подходы, образовательные концепции, педагогические процессы, и соответственно им разные конкретные проекты педагогической деятельности (технологии). В этой связи актуальной становится проблема разработки нового содержания образования и технологий его реализации.

     В так называемой технократической педагогике педагогический процесс описывается  как связующее звено между  заданным содержанием образования  и обучающимися, которые это содержание должны усвоить. Педагогический процесс определяется совокупностью технологических приемов, при этом практически не учитываются индивидуальные особенности педагогов и обучающихся, их цели, интересы, способности, возможности.

     В традиционной парадигме, педагогический процесс направлен, в основном, на усвоение обучающимися знаний, умений, навыков (ЗУНов), при этом в процессе обучения недостаточно представлены такие важнейшие компоненты, как передача способов мышления и реализации разных типов деятельности, опыта эмоционально–ценностного отношения к миру, опыта общения и др. Установка на усвоение ЗУНов утвердилась в педагогическом процессе благодаря, во-первых, технократизации педагогического сознания, во-вторых, информационно-объяснительному подходу к  построению содержания образования, при котором совершенствование учебного процесса понимается как увеличение этих знаний путем расширения объема учебных дисциплин и реализации вербальных, объяснительно-иллюстративных методов обучения.

      Педагогический  процесс, соответствующий универсальной  модели образования,  ориентирован на развитие личностных способностей и учет индивидуальных особенностей обучающихся благодаря их согласованной совместной учебно-поисковой деятельности в соответствии с ценностями и целями образования. При этом важнейшей задачей обучения выступает не только усвоение конкретной информации (конкретного учебного материала), а  прежде всего овладение способами этого усвоения, способами мышления и деятельности, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала личности. Тогда содержание образования в универсальной образовательной модели становится деятельностным.         

4.Деятельностный  подход в образовании. 

Отсюда  следует еще одно название этой модели образования – деятельностная модель. Проблема разработки деятельностного содержания образования является междисциплинарной, для разрешения которой необходимы усилия философов, методологов, педагогов, психологов, методистов–предметников.

      В деятельностном содержании образования  один из основных его элементов  – понятие выступает не как теоретическая категория, а как обобщенный способ деятельности. В этой связи овладение деятельностным содержанием образования возможно только при восстановлении процессов происхождения знаний и связано с включением обучающихся в моделирование и проектирование. При разработке деятельностного содержания встает задача выделить из культуры, науки, человеческой практики различные мыслительные и поведенческие техники и технологии и превратить их в содержание образования. В этой связи, например, целесообразным представляется выделение из методологии техник обработки современной информации, мышления, понимания; из гносеологии – техник идеализации, абстрагирования, дедуктивного и индуктивного вывода, концептуализации и др.; из психологии – рефлексивных техник; техник продуктивного, диалогического общения и др.; из педагогики – развивающих (личностно-ориентированных) технологий, технологий обучения, воспитания и самовоспитания, ориентированных на успех; технологий поддержания эмоционально-волевой энергии личности; технологий развития творческого потенциала личности; технологий профессионального совершенствования и др.

      Таким образом, универсальная образовательная  модель направлена прежде всего на развитие личностных универсальных  способностей к самоопределению, позволяющих человеку жить и работать с неопределенностью в постоянно меняющихся и культурно ненормированных условиях. Такая целевая установка способстностной модели образования задает новый тип содержания образования – деятельностное содержание, для реализации которого необходимо использовать в педагогическом процессе деятельностный подход.

     Деятельностный подход противостоит вербальным методам обучения; догматическим формам передачи готовой информации (учебного материала); монологичности и обезличенности словесного преподавания; неактивному процессу учения; логически завершенной системе ЗУНов, которая, не в полной мере усваивается на практике в деятельности обучающихся. В универсальной модели образования деятельность обучающегося выступает, с одной стороны, как фактор его самоопределения и развития; с другой – является частью содержания обучения.

Лекция 10.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

Лекция 11.doc

— 104.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 12.doc

— 142.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 13.doc

— 169.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 14.doc

— 86.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 15.doc

— 116.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 16.doc

— 183.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 17.doc

— 153.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 2.doc

— 132.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 22.doc

— 146.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 3.doc

— 91.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 4.doc

— 90.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 5.doc

— 104.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6.doc

— 147.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7.doc

— 104.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 8.doc

— 110.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 9.doc

— 148.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция Современное состояние образования.doc

— 135.00 Кб (Открыть, Скачать)

Литература.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

Рабочая программа Педагогика Ин.яз бейзеров.doc

— 490.00 Кб (Скачать)

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ ПЕДАГОГИКА (ИН.ЯЗ).doc

— 168.50 Кб (Открыть, Скачать)

Таблица рассчета баллов по курсу.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тематика Лабораторных работ.doc

— 58.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тематика СУРС.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Темы реферативных работ.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

Типовая учебная программа (Педагогика).doc

— 300.00 Кб (Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"