Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций
Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.
Социокультурные
тенденции, оказывающие
влияние на развитие
образования.
Исследователями выделяются 2 группы основных социокультурных тенденций:
образовательные, определяемые современными тенденциями развития образования в мире и отдельных регионах, возросшей ролью образования в развитии общественного сознания и социума.
Внеобразовательные социокультурные тенденции:
Реальными лидерами на международной арене становятся страны, которые обладают наиболее мощным интеллектуальным потенциалом.
Основным
капиталом современного общества является
качественно обученные и
Образовательные социокультурные тенденции:
Требования к функционированию и развитию образования:
построение образования как непрерывного, опережающего и развивающего, обеспечивающего социально-личностную и профессиональную мобильность, конкурентоспособность выпускников;
усиление
личностно ориентированного характера
образовательного процесса, его проблемно-
2.Функции
образования.
Основные
функции образования:
Основные
направления модернизации
среднего специального
и высшего образования.
Социокультурные тенденции | Требования к развитию профессионального образования и профессиональной подготовке выпускников | Направления модернизации системы профессионального образования |
Внеобразовательные тенденции: | ||
|
Развитие образовательного процесса с учетом общечеловеческих ценностей, традиции мировой культуры, обеспечение формирования у обучающихся глобального (планетарного) мышления, способности жить в поликультурном мире | Совершенствование учебно-воспитательной системы вуза (ссуза) на основе гуманистического, аксиологического и культурологического подходов, обеспечивающих развитие миротворческих, плюралистических, глобальных форм мышления; включение в содержание обучения ценностей, анализ которых выступает средством самоопределения студента. Реализация студентом академических свобод (выбор форм обучения, образовательных траекторий) |
Социокультурные тенденции | Требования к развитию профессионального образования и профессиональной подготовке выпускников | Направления модернизации системы профессионального образования |
Внеобразовательные тенденции: | ||
2. Переход к информационному обществу, экономике, основанной на знаниях | Совершенствование профессиональной подготовки студентов с целью формирования у них компьютерной грамотности, умений осуществлять поиск и обрабатывать информацию | Внедрение
в учебный процесс |
Социокультурные тенденции | Требования к развитию профессионального образования и профессиональной подготовке выпускников | Направления модернизации системы профессионального образования |
Внеобразовательные тенденции: | ||
3. Ускорение темпов научно-технического прогресса | Интеграция
образования, науки и производства;
формирование у студентов способности
разрабатывать научно- |
Опора при обновлении содержания и технологий профессиональной подготовки на достижения фундаментальных наук, проведение научных исследований, организацию взаимосвязи образовательного процесса с научными исследованиями, производством. Разработка модели выпускника и обновление стандартов высшего образования на основе компетентностного подхода; внедрение в образовательный процесс вуза (ссуза) компетентностной модели образования, способствующей более активному включению обучающихся в разнообразные виды учебной деятельности, приближенные к профессиональной, и творческую самостоятельную работу |
Социокультурные тенденции | Требования к развитию профессионального образования и профессиональной подготовке выпускников | Направления модернизации системы профессионального образования | |
Образовательные тенденции: | |||
9. Интернацио-нализация высшего образования | Учет требований единого европейского образовательного пространства, обеспечивающего расширение для выпускников вузов возможностей трудоустройства, повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособности | Введение
двухступенчатой системы | |
10. Превращение образования в сферу услуг | Обеспечение доступности повышения качества образования, его соответствия потребностям личности, общества, государства | Разработка и внедрение систем управления качеством образования в вузе (ссузе), укрепление связей со сферой труда, работодателями |
3.Образование
как педагогический
процесс.
Согласно образовательной функции воспроизводства образование в обществе рассматривается как отрасль социальной практики, в которой реализуется передача подрастающему поколению культурно-исторического опыта. В соответствии же с функцией развития образование рассматривается как всеобщая форма развития личности, а через нее – всего общества. Этим подходам к роли образования в обществе соответствуют разные педагогические подходы, образовательные концепции, педагогические процессы, и соответственно им разные конкретные проекты педагогической деятельности (технологии). В этой связи актуальной становится проблема разработки нового содержания образования и технологий его реализации.
В так называемой технократической педагогике педагогический процесс описывается как связующее звено между заданным содержанием образования и обучающимися, которые это содержание должны усвоить. Педагогический процесс определяется совокупностью технологических приемов, при этом практически не учитываются индивидуальные особенности педагогов и обучающихся, их цели, интересы, способности, возможности.
В традиционной парадигме, педагогический процесс направлен, в основном, на усвоение обучающимися знаний, умений, навыков (ЗУНов), при этом в процессе обучения недостаточно представлены такие важнейшие компоненты, как передача способов мышления и реализации разных типов деятельности, опыта эмоционально–ценностного отношения к миру, опыта общения и др. Установка на усвоение ЗУНов утвердилась в педагогическом процессе благодаря, во-первых, технократизации педагогического сознания, во-вторых, информационно-объяснительному подходу к построению содержания образования, при котором совершенствование учебного процесса понимается как увеличение этих знаний путем расширения объема учебных дисциплин и реализации вербальных, объяснительно-иллюстративных методов обучения.
Педагогический
процесс, соответствующий универсальной
модели образования, ориентирован
на развитие личностных способностей
и учет индивидуальных особенностей обучающихся
благодаря их согласованной совместной
учебно-поисковой деятельности в соответствии
с ценностями и целями образования. При
этом важнейшей задачей обучения выступает
не только усвоение конкретной информации
(конкретного учебного материала), а
прежде всего овладение способами этого
усвоения, способами мышления и деятельности,
развитие интеллектуальных способностей
и творческого потенциала личности. Тогда
содержание образования в универсальной
образовательной модели становится деятельностным.
4.Деятельностный
подход в образовании.
Отсюда следует еще одно название этой модели образования – деятельностная модель. Проблема разработки деятельностного содержания образования является междисциплинарной, для разрешения которой необходимы усилия философов, методологов, педагогов, психологов, методистов–предметников.
В деятельностном содержании образования один из основных его элементов – понятие выступает не как теоретическая категория, а как обобщенный способ деятельности. В этой связи овладение деятельностным содержанием образования возможно только при восстановлении процессов происхождения знаний и связано с включением обучающихся в моделирование и проектирование. При разработке деятельностного содержания встает задача выделить из культуры, науки, человеческой практики различные мыслительные и поведенческие техники и технологии и превратить их в содержание образования. В этой связи, например, целесообразным представляется выделение из методологии техник обработки современной информации, мышления, понимания; из гносеологии – техник идеализации, абстрагирования, дедуктивного и индуктивного вывода, концептуализации и др.; из психологии – рефлексивных техник; техник продуктивного, диалогического общения и др.; из педагогики – развивающих (личностно-ориентированных) технологий, технологий обучения, воспитания и самовоспитания, ориентированных на успех; технологий поддержания эмоционально-волевой энергии личности; технологий развития творческого потенциала личности; технологий профессионального совершенствования и др.
Таким образом, универсальная образовательная модель направлена прежде всего на развитие личностных универсальных способностей к самоопределению, позволяющих человеку жить и работать с неопределенностью в постоянно меняющихся и культурно ненормированных условиях. Такая целевая установка способстностной модели образования задает новый тип содержания образования – деятельностное содержание, для реализации которого необходимо использовать в педагогическом процессе деятельностный подход.
Деятельностный подход противостоит вербальным методам обучения; догматическим формам передачи готовой информации (учебного материала); монологичности и обезличенности словесного преподавания; неактивному процессу учения; логически завершенной системе ЗУНов, которая, не в полной мере усваивается на практике в деятельности обучающихся. В универсальной модели образования деятельность обучающегося выступает, с одной стороны, как фактор его самоопределения и развития; с другой – является частью содержания обучения.