ТЕМАТИКА
СУРС
СУРС
1
Педагогическая
профессия и ее
особенности. Профессиональные
качества педагога
1.Возникновение
и становление педагоги-ческой
профессии.
2.Специфика
педагогической профессии. Профессионально
обусловленные требования к личности
педагога.
3.Педагогическая
направленность. нравственный кодекс
педагога.
СУРС
2
Ребенок
как самоценность
и его позиция
в образовательном
процессе. Права ребенка
1.Детство
как предмет научного исследования.
2.Охрана
и защита детства. Права ребенка
как ценность. Международные акты в
защиту детей.
3.Позиции ребенка
в образовательном процессе школы.
Преодоление феномена «отчуждения»
детей от школы.
СУРС
3
Аксиологический
подход в изучении
педагогических явлений
1.Понятия
«аксиология», «педагогическая аксиология».
2.Педагогические
ценности как нормы, регламентирующие
педагогическую деятельность.
3.Аксиологическое
«Я» педагога как система ценностных ориентаций.
СУРС
4
Экономическое
воспитание и культура
профессионального
самоопределения личности
1.Экономические
установки, идеи, взгляды и уклады как
часть научного мировоззрения учащихся,
пути и методы ее формирования. 2.Сущность
понятия «профессиональное самоопределение».
2.Системный
подход к профессиональному самоопределению:
профессиональное просвещение, профессиональное
убеждение, практическая подготовка учащихся
к выбору и получению профессии, дифференциация
и корректирование профессиональной направленности
учащихся.
3.Развитие профессиональных
интересов, склонностей и способностей
учащихся во внеклассной работе.
СУРС
5
Формирование
экологической культуры
и здорового образа
жизни учащихся
1.Экологическая
культура как специфический способ
организации и совершенствования
экологической деятельности человека,
содержание и технологии формирования
экологической культуры.
2.Здоровый
образ жизни как условие успешности
многостороннего личностного развития.
3.Ценностное
отношение личности к здоровому
образу жизни.
4.Основные направления
работы школы по формированию
здорового образа жизни.
СУРС
6
Принятие
управленческих решений
на основе педагогической
диагностики
1.Сущность,
структура и стили педагогического
менеджмента.
2.Сущность
и функции педагогической диагностики.
Педагогические измерения. Элементы
тестологии.
3.Особенности
принятия управленческих решений
на основе педагогической диагностики
при организации учебного процесса и внеклассной
деятельности учащихся.
СУРС
7
Направленность
развития инновационной
деятельности в образовании
1.Сущность
и структура понятия «идеальная
педагогическая инновация», виды
педагогических инноваций.
2.Прогрессивные
изменения ценностной, содержательной,
процессуальной и средовой основ образования.
3.Акмеограмма
педагога-инноватора.
СУРС
8
Концептуальные
основания проектирования
педагогических систем
и технологий
1.Сущность
технологического подхода к обучению,
классификация педагогических технологий,
принципы отбора и критерии эффективности.
2.Проектирование,
прогнозирование и осуществление
педагогического процесса как
ведущие технологические аспекты
деятельности педагога.
3.Моделирование
системы педагогических технологий.
СУРС
9
Технологии
эффективного управления
процессом обучения
1.Технологии
дифференцированного обучения, внутришкольная,
межклассная, внутриклассная, смешанная
дифференциация.
2.Технология
программированного обучения, виды
обучающих программ.
3.Блочная
система обучения и модульная
технология обучения.
4.Диалоговая система
обучения (В. С. Библер, С. Ю. Курганов).
СУРС
10
Технологии
развития интеллектуального
и творческого потенциалов
личности
1.Интеллектуальные
и творческие способности личности,
их развитие в целостном педагогическом
процессе.
2.Технология
формирования научных понятий.
3.Технологии, ориентированные
на развитие творческих способностей
учащихся (И. П. Волков, Т. С. Альтшуллер), технология
воспитания социального творчества (И. П. Иванов).
Литература
- Бордовская,
Н. В., Реан, А. А. Педагогика. СПб., 2000.
- Водзинский,
Д. И., Гримоть, А. А. Основы педагогики. Мн.,
1998.
- Диденко, В. Н.
Введение в педагогическую профессию:
учеб. пособие для студентов педаг. учеб.
заведений / В. Н. Диденко. – Смоленск, 1999.
- Закон “Об
образовании в Республике Беларусь” //
“Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь”. - 2002. - № 37. - С. 5-24.
- Закон Рэспублікі
Беларусь”Аб правах дзіцяці” // Наст.
газета, 1992. 16 мая.
- Казимирская, И. И.,
Торхова, А. В. Организация и стимулирование
самостоятельной работы студентов по
педагогике: учеб. пособие. 2-е изд.
/ И. И. Казимирская, А. В. Торхова. - Мн., 2004.
- Капранова,
В. А., Тихонова, И. Г. Основы школьной дидактики:
учеб. пособие. - Мн., 2002.
- Конвенция
о правах ребенка. М., 1992.
- Краевский,
В. В. Общие основы педагогики: учеб. для
студентов пед. вузов / В. В. Краевский. -
М., 2006.
- Мижериков,
В. А. Введение в педагогическую профессию:
учеб. пособие для студентов педагог. учеб.
заведений / М. Н. Ермоленко. - М., 1999.
- Общие основы
педагогической профессии: учеб. пособие;
авт.- сост. И. И. Цыркун и др. - Мн., 2005.
- Онтологические
и методологические основы развития педагогической
науки: учеб. пособие / П. Д. Кухарчик [и др.].
- Мн., 2005.
- Основы педагогики:
учеб. пособие / А. И. Жук [и др.]; под общ. ред.
А. И. Жука. – Мн., 2006.
- Педагогическое
образование в условиях трансформационных
процессов: учеб. - метод. пособие / П. Д. Кухарчик
[и др.]. - Мн.. 2008.
- Подласый,
И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ.
пед. вузов: в 2 кн. – М., 1999.
- Прокопьев,
И. И., Михалкович, Н. В. Педагогика. Учеб.
пособие. - Мн., 2002.
- Роботова, А. С.
и др. Введение в педагогическую деятельность:
учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева.
- М., 2000.
- Сергеев,
И. С. Основы педагогической деятельности:
учеб. пособие / И. С. Сергеев. - СПб. 2004.
- Ситаров,
В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина.
- М., 2002.
- Сластенин, В. А.
и др. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин,
И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Слатенина
– М., 2002.
- Степаненков,
Н. К. Педагогика школы: учеб. пособие. -
Мн., 2007.
- Степаненков,
Н. К. Педагогика школы: пособие для студентов
высш. учеб. заведений / Н. К. Степаненков
- Мн., 2008.
- Харламов,
И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – Мн., 2001.
- Хуторской,
А. В. Современная дидактика. - СПб., 2001.
- Цыркун, И. И.,
Карпович Е. И. Инновационное образование
педагога: на пути к профессиональному
творчеству. - Мн., 2006.
- Цыркун, И. И. Методическая
инноватика. - Мн., 1996.
- Цыркун, И. И. Система
инновационной подготовки специалистов
гуманитарной сферы. - Мн., 2000.
- Цыркун, И. И.,
Козинец, Л. А., Пунчик, В. Н. Генеративное
обучение педагогике. - Мозырь, 2005.
- Беспалько,
В. П. Педагогика и прогрессивные технологии
обучения / В. П. Беспалько. – М., 1995.
- Варенова,
Т. В. Коррекционная педагогика / Т. В. Варенова.
- Мн., 2006.
- Днепров,
А.Г. Защита детей от компьютерных опасностей.
- СПб., 2008.
- Запрудский,
Н. И. Современные школьные технологии:
Пособие для учителей, - 2-е изд. / Н. И. Запрудский.
- Мн., 2004.
- Иванов, И. П.
Энциклопедия коллективных творческих
дел. М., 1989.
- Левитес,
Д. Г. Практика обучения: современные образовательные
технологии. – М., 1998.
- Научно-методические
основы разработки и внедрения современных
образовательных технологий в системе
профессиональной подготовки педагогических
кадров / П. Д. Кухарчик [и др.]. - Мн., 2006.
- Педагогика:
теории, системы, технологии : учеб. для
студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений
/ под ред. С. А. Смирнова. - 6-е изд., перераб.
- М., 2006.
- Педагогическое
образование в Республике Беларусь: аналитические
материалы: практ. пособие / П. Д. Кухарчик
[и др.]; под общ. ред. И. И. Цыркуна. - Мн., 2007.
- Рубашный,
В. С. Инновационный менеджмент и интеллектуальная
собственность: курс лекций / В. С. Рубашный.
- Мн., 2007.
- Селевко,
Г. К. Современные образовательные технологии.
– М., 1998.
- Снопкова,
Е. И. Педагогические системы и технологии:
практический аспект. - Могилев, 2004.
- Цыркун, И. И.
Инновационная культура учителя-предметника.
- Мн., 1996.
- Цыркун, И.И.,
Пунчик, В. Н. Интеллектуальное саморазвитие
будущего педагога: дидактический аспект:
монография / И. И. Цыркун, В. Н. Пунчик. - Мн.,
2008.
- Школьные
технологии обучения и воспитания: учеб.
метод. пособие / авт. сост. Л. В. Пенкрат
[и др]. - Мн., 2008.
- Агафонова,
А. Практикум по общей педагогике. - СПб.,
2003.
- Борисевич,
А. Р., Каленникова, Т. Г. Экология, учитель,
ученик: метод.пособие / А.Р.Борисевич,
Т. Г. Каленникова. - Мн.,2006.
- Ботько, А. В.
Экономическое воспитание школьников
в условиях развития рыночной экономики:
Методическое пособие в 2-х ч. - Гродно,
2003.
- Голованова,
Н. Ф. Общая педагогика: учебное пособие
для вузов. - СПб., 2005.
- Демакова,
И. Д. Гуманизация пространства детства:
теория и практика / И.Д.Демакова. – Казань,
2003.
- Зайцев, Е. Л.
Права, обязанности и ответственность
участников образовательного процесса
/ Е. Л. Зайцев, Л. И. Семина. - М., 1997.
- Казимирская, И. И.,.
Общие основы педагогической профессии.
Практикум: учеб. пособие для студ. пед.
специальностей высш. учеб. заведений
/ И. И. Казимирская, А. В. Торхова. – Молодечно,
2002.
- Козинец,
Л. А. , Крикало, Е. Ю. Теория и практика гражданского
воспитания учащихся. - Мозырь, 2006.
- Личностное
и профессиональное самоопределение старшеклассников:
В помощь классному руководителю [Подгот.
Н. В. Болсун]. - Мн., 2004.
- Личностное
и профессиональное самоопределение старшеклассников:
метод. пособие. - Брест, 2006.
- Лунина, М. В.
Особенности формирования готовности
старшеклассников к профессиональному
самоопределению // Педагогическое образование
и наука. - 2007. - № 5. - С. 29 -30.
- Луцевич,
Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение
формирования готовности старшеклассников к
профессиональному самоопределению: от
теории к практике // Веснік адукацыі. -
2006. - № 12. - С. 39 -52.
- Подросток
и здоровый образ жизни: метод. рек. / авт.-сост.
Н. В. Самусева. - Мн., 2005.
- Покровская,
С.Е. Дифференцированное обучение учащихся
в средних общеобразовательных школах.
- Мн., 2002.
- Рыданова,
И. И. Основы педагогического общения
/ И. И. Рыданова. - Мн, 1998.
- Смагина,
Л. И. 100 уроков по правам ребенка / Л. И. Смагина.
- Мн, 1998.
- Торхова, А. В.
Формирование индивидуального стиля педагогической
деятельности будущего учителя: теоретический
аспект: Моногр. - Мн, 2004.
- Энциклопедия
современного учителя: Вся необходимая
информация для учителей и воспитателей.
– М., 2000.
- Дереклеева,
Н. И. Направления работы классного руководителя
в современных условиях. – Мн., 1999.
- Иванов, В. Н.
Социальные технологии в современном
мире
/ В. Н. Иванов. - 2-е изд., испр.и доп. - М., 1996.
- Иванов, И. П.
Методика коммунарского воспитания. –
М., 1990.
- Каптерев,
А. И. Менеджмент знаний: от теории к технологиям.
/ А. И. Каптерев - М., 2005.
- Классное
руководство: теория, методика, технология.
– М., 1999.
- Коптева,
С. И. Инновационные технологии и психологическое
сопровождение образования: ИТИПС-образование:
Метод. пособие
/ С. И. Коптева, А. П. Лобанов, Н. В. Дроздова.
- Мн., 2004.
- Краткий
справочник по педагогической технологии
/ Под ред. Н. Е. Щурковой. – М., 1997.
- Мельничук,
И. А. Педагогические системы и технологии:
практический аспект: учеб. - метод. пособие
для студентов психол.-пед. фак. / И. А. Мельничук;
И. А. Мельничук, З. М. Панасевич. - Брест, 2006.
- Монахов,
В. М. Технологические основы проектирования
и конструирования учебного процесса.
– Волгоград, 1995.
- Новые педагогические
и информационные технологии в системе
образования / Под ред. Е. С. Полат. – М., 1999.
- Организация
обучения и воспитания детей с задержкой
психического развития / Под ред. Л. И. Романова.
– М., 1993.
- Поляков
С. Д. О новом воспитании: очерки коммунарской
методики. – М., 1990.
- Поташник,
М. М. Как подготовить и провести открытый
урок (современная технология): метод.
пособие / М. М. Поташник; М. В. Левит. - М., 2005.
- Рожков, М. И.,
Байбородова, Л. В. Организация воспитательного
процесса в школе. – М., 2000.
- Созонов,
В. Л. Организация воспитательной работы
в школе. – М., 2000.
- Степаненков,
Н. К. Планирование работы классного руководителя.
– Мн., 1996.
- Цырлина,
Т. В. На пути к совершенству. Антология
интересных школ и педагогических находок
ХХ века. – М., 1997.