ТЕМАТИКА 
СУРС 
 
 
СУРС 
1
Педагогическая 
профессия и ее 
особенности. Профессиональные 
качества педагога
1.Возникновение 
и становление педагоги-ческой 
профессии.
2.Специфика 
педагогической профессии. Профессионально 
обусловленные требования к личности 
педагога.
3.Педагогическая 
направленность. нравственный кодекс 
педагога. 
 
СУРС 
2
Ребенок 
как самоценность 
и его позиция 
в образовательном 
процессе. Права ребенка
1.Детство 
как предмет научного исследования.
2.Охрана 
и защита детства. Права ребенка 
как ценность. Международные акты в 
защиту детей.
3.Позиции ребенка 
в образовательном процессе школы. 
Преодоление феномена «отчуждения» 
детей от школы. 
 
СУРС 
3
Аксиологический 
подход в изучении 
педагогических явлений
1.Понятия 
«аксиология», «педагогическая аксиология».
2.Педагогические 
ценности как нормы, регламентирующие 
педагогическую деятельность.
3.Аксиологическое 
«Я» педагога как система ценностных ориентаций. 
 
СУРС 
4
Экономическое 
воспитание и культура 
профессионального 
самоопределения личности
1.Экономические 
установки, идеи, взгляды и уклады как 
часть научного мировоззрения учащихся, 
пути и методы ее формирования. 2.Сущность 
понятия «профессиональное самоопределение».
2.Системный 
подход к профессиональному самоопределению: 
профессиональное просвещение, профессиональное 
убеждение, практическая подготовка учащихся 
к выбору и получению профессии, дифференциация 
и корректирование профессиональной направленности 
учащихся.
3.Развитие профессиональных 
интересов, склонностей и способностей 
учащихся во внеклассной работе. 
 
СУРС 
5
Формирование 
экологической культуры 
и здорового образа 
жизни учащихся
1.Экологическая 
культура как специфический способ 
организации и совершенствования 
экологической деятельности человека, 
содержание и технологии формирования 
экологической культуры.
2.Здоровый 
образ жизни как условие успешности 
многостороннего личностного развития.
3.Ценностное 
отношение личности к здоровому 
образу жизни.
4.Основные направления 
работы школы по формированию 
здорового образа жизни. 
 
СУРС 
6
Принятие 
управленческих решений 
на основе педагогической 
диагностики
1.Сущность, 
структура и стили педагогического 
менеджмента.
2.Сущность 
и функции педагогической диагностики. 
Педагогические измерения. Элементы 
тестологии.
3.Особенности 
принятия управленческих решений 
на основе педагогической диагностики 
при организации учебного процесса и внеклассной 
деятельности учащихся. 
 
СУРС 
7
Направленность 
развития инновационной 
деятельности в образовании
1.Сущность 
и структура понятия «идеальная 
педагогическая инновация», виды 
педагогических инноваций.
2.Прогрессивные 
изменения ценностной, содержательной, 
процессуальной и средовой основ образования.
3.Акмеограмма 
педагога-инноватора. 
 
СУРС 
8
Концептуальные 
основания проектирования 
педагогических систем 
и технологий
1.Сущность 
технологического подхода к обучению, 
классификация педагогических технологий, 
принципы отбора и критерии эффективности.
2.Проектирование, 
прогнозирование и осуществление 
педагогического процесса как 
ведущие технологические аспекты 
деятельности педагога.
3.Моделирование 
системы педагогических технологий. 
 
СУРС 
9 
Технологии 
эффективного управления 
процессом обучения
1.Технологии 
дифференцированного обучения, внутришкольная, 
межклассная, внутриклассная, смешанная 
дифференциация.
2.Технология 
программированного обучения, виды 
обучающих программ.
3.Блочная 
система обучения и модульная 
технология обучения.
4.Диалоговая система 
обучения (В. С. Библер, С. Ю. Курганов). 
 
СУРС 
10
Технологии 
развития интеллектуального 
и творческого потенциалов 
личности
1.Интеллектуальные 
и творческие способности личности, 
их развитие в целостном педагогическом 
процессе.
2.Технология 
формирования научных понятий.
3.Технологии, ориентированные 
на развитие творческих способностей 
учащихся (И. П. Волков, Т. С. Альтшуллер), технология 
воспитания социального творчества (И. П. Иванов). 
 
    Литература 
  - Бордовская, 
  Н. В., Реан, А. А. Педагогика. СПб., 2000.
 
  - Водзинский, 
  Д. И., Гримоть, А. А. Основы педагогики. Мн., 
  1998.
 
  - Диденко, В. Н. 
  Введение в педагогическую профессию: 
  учеб. пособие для студентов педаг. учеб. 
  заведений / В. Н. Диденко. – Смоленск, 1999. 
 
  - Закон “Об 
  образовании в Республике Беларусь” // 
  “Национальный реестр правовых актов 
  Республики Беларусь”. - 2002. - № 37. - С. 5-24.
 
  - Закон Рэспублікі 
  Беларусь”Аб правах дзіцяці” // Наст. 
  газета, 1992. 16 мая.
 
  - Казимирская, И. И., 
  Торхова, А. В. Организация и стимулирование 
  самостоятельной работы студентов по 
  педагогике: учеб. пособие. 2-е изд.  
  / И. И. Казимирская, А. В. Торхова. - Мн., 2004. 
  - Капранова, 
  В. А., Тихонова, И. Г. Основы школьной дидактики: 
  учеб. пособие. - Мн., 2002.
 
  - Конвенция 
  о правах ребенка. М., 1992.
 
  - Краевский, 
  В. В.  Общие основы педагогики: учеб. для 
  студентов пед. вузов / В. В. Краевский. - 
  М., 2006.
 
  - Мижериков, 
  В. А. Введение в педагогическую профессию: 
  учеб. пособие для студентов педагог. учеб. 
  заведений / М. Н. Ермоленко. - М., 1999.
 
  - Общие основы 
  педагогической профессии: учеб. пособие; 
  авт.- сост. И. И. Цыркун и др. - Мн., 2005. 
 
  - Онтологические 
  и методологические основы развития педагогической 
  науки: учеб. пособие / П. Д. Кухарчик [и др.]. 
  - Мн., 2005.
 
  - Основы педагогики: 
  учеб. пособие / А. И. Жук [и др.]; под общ. ред. 
  А. И. Жука. – Мн., 2006.
 
  - Педагогическое 
  образование в условиях трансформационных 
  процессов: учеб. - метод. пособие / П. Д. Кухарчик 
  [и др.]. - Мн.. 2008.
 
  - Подласый, 
  И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. 
  пед. вузов: в 2 кн. – М., 1999.
 
  - Прокопьев, 
  И. И., Михалкович, Н. В. Педагогика. Учеб. 
  пособие. - Мн., 2002.
 
  - Роботова, А. С. 
  и др. Введение в педагогическую деятельность: 
  учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. 
  заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева. 
  - М., 2000.
 
  - Сергеев, 
  И. С. Основы педагогической деятельности: 
  учеб. пособие / И. С. Сергеев. - СПб. 2004.
 
  - Ситаров, 
  В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. 
  высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. 
  - М., 2002.
 
  - Сластенин, В. А. 
  и др. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, 
  И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Слатенина 
  – М., 2002. 
 
  - Степаненков, 
  Н. К. Педагогика школы: учеб. пособие. - 
  Мн., 2007.
 
  - Степаненков, 
  Н. К. Педагогика школы: пособие для студентов 
  высш. учеб. заведений / Н. К. Степаненков 
  - Мн., 2008.
 
  - Харламов, 
  И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – Мн., 2001.
 
  - Хуторской, 
  А. В. Современная дидактика. - СПб., 2001.
 
  - Цыркун, И. И., 
  Карпович Е. И. Инновационное образование 
  педагога: на пути к профессиональному 
  творчеству. - Мн., 2006.
 
  - Цыркун, И. И. Методическая 
  инноватика. - Мн., 1996.
 
  - Цыркун, И. И. Система 
  инновационной подготовки специалистов 
  гуманитарной сферы. - Мн., 2000.
 
  - Цыркун, И. И., 
  Козинец, Л. А., Пунчик, В. Н. Генеративное 
  обучение педагогике. - Мозырь, 2005.
 
  - Беспалько, 
  В. П. Педагогика и прогрессивные технологии 
  обучения / В. П. Беспалько. – М., 1995.
 
  - Варенова, 
  Т. В. Коррекционная педагогика / Т. В. Варенова. 
  - Мн., 2006.
 
  - Днепров, 
  А.Г. Защита детей от компьютерных опасностей. 
  - СПб., 2008.
 
  - Запрудский, 
  Н. И. Современные школьные технологии: 
  Пособие для учителей, - 2-е изд. / Н. И. Запрудский. 
  - Мн., 2004.
 
  - Иванов, И. П. 
  Энциклопедия коллективных творческих 
  дел. М., 1989.
 
  - Левитес, 
  Д. Г. Практика обучения: современные образовательные 
  технологии. – М., 1998.
 
  - Научно-методические 
  основы разработки и внедрения современных 
  образовательных технологий в системе 
  профессиональной подготовки педагогических 
  кадров / П. Д. Кухарчик [и др.]. - Мн., 2006.
 
  - Педагогика: 
  теории, системы, технологии : учеб. для 
  студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений 
  / под ред. С. А. Смирнова. - 6-е изд., перераб. 
  - М., 2006.
 
  - Педагогическое 
  образование в Республике Беларусь: аналитические 
  материалы: практ. пособие / П. Д. Кухарчик 
  [и др.]; под общ. ред. И. И. Цыркуна. - Мн., 2007.
 
  - Рубашный, 
  В. С. Инновационный менеджмент и интеллектуальная 
  собственность: курс лекций / В. С. Рубашный. 
  - Мн., 2007.
 
  - Селевко, 
  Г. К. Современные образовательные технологии. 
  – М., 1998.
 
  - Снопкова, 
  Е. И. Педагогические системы и технологии: 
  практический аспект. - Могилев, 2004.
 
  - Цыркун, И. И. 
  Инновационная культура учителя-предметника. 
  - Мн., 1996.
 
  - Цыркун, И.И., 
  Пунчик, В. Н. Интеллектуальное саморазвитие 
  будущего педагога: дидактический аспект: 
  монография / И. И. Цыркун, В. Н. Пунчик. - Мн., 
  2008.
 
  - Школьные 
  технологии обучения и воспитания: учеб. 
  метод. пособие / авт. сост. Л. В. Пенкрат 
  [и др]. - Мн., 2008.
 
  - Агафонова, 
  А. Практикум по общей педагогике. - СПб., 
  2003.
 
  - Борисевич, 
  А. Р., Каленникова, Т. Г. Экология, учитель, 
  ученик: метод.пособие / А.Р.Борисевич, 
  Т. Г. Каленникова. - Мн.,2006.
 
  - Ботько, А. В. 
  Экономическое воспитание школьников 
  в условиях развития рыночной экономики: 
  Методическое пособие в 2-х ч. - Гродно, 
  2003.
 
  - Голованова, 
  Н. Ф. Общая педагогика: учебное пособие 
  для вузов. - СПб., 2005.
 
  - Демакова, 
  И. Д. Гуманизация пространства детства: 
  теория и практика / И.Д.Демакова. – Казань, 
  2003.
 
  - Зайцев, Е. Л. 
  Права, обязанности и ответственность 
  участников образовательного процесса 
  / Е. Л. Зайцев, Л. И. Семина. - М., 1997.
 
  - Казимирская, И. И.,. 
  Общие основы педагогической профессии. 
  Практикум: учеб. пособие для студ. пед. 
  специальностей высш. учеб. заведений 
  / И. И. Казимирская, А. В. Торхова.  – Молодечно, 
  2002.
 
  - Козинец, 
  Л. А. , Крикало, Е. Ю. Теория и практика гражданского 
  воспитания учащихся. - Мозырь, 2006.
 
  - Личностное 
  и профессиональное самоопределение старшеклассников: 
  В помощь классному руководителю [Подгот. 
  Н. В. Болсун]. - Мн., 2004.
 
  - Личностное 
  и профессиональное самоопределение старшеклассников: 
  метод. пособие. - Брест, 2006.
 
  - Лунина, М. В. 
  Особенности формирования готовности 
  старшеклассников к профессиональному 
  самоопределению // Педагогическое образование 
  и наука. - 2007. - № 5. - С. 29 -30.
 
  - Луцевич, 
  Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение 
  формирования готовности старшеклассников к 
  профессиональному самоопределению: от 
  теории к практике // Веснік адукацыі. - 
  2006. - № 12. - С. 39 -52.
 
  - Подросток 
  и здоровый образ жизни: метод. рек. / авт.-сост. 
  Н. В. Самусева. - Мн., 2005.
 
  - Покровская, 
  С.Е. Дифференцированное обучение учащихся 
  в средних общеобразовательных школах. 
  - Мн., 2002.
 
  - Рыданова, 
  И. И. Основы педагогического общения  
  / И. И. Рыданова. - Мн, 1998. 
  - Смагина, 
  Л. И. 100 уроков по правам ребенка / Л. И. Смагина. 
  - Мн, 1998.
 
  - Торхова, А. В. 
  Формирование индивидуального стиля педагогической 
  деятельности будущего учителя: теоретический 
  аспект: Моногр. - Мн, 2004.
 
  - Энциклопедия 
  современного учителя: Вся необходимая 
  информация для учителей и воспитателей. 
  – М., 2000. 
 
  - Дереклеева, 
  Н. И. Направления работы классного руководителя 
  в современных условиях. – Мн., 1999.
 
  - Иванов, В. Н. 
  Социальные технологии в современном 
  мире  
  / В. Н. Иванов. - 2-е изд., испр.и доп. - М., 1996.  
  - Иванов, И. П. 
  Методика коммунарского воспитания. – 
  М., 1990.
 
  - Каптерев, 
  А. И. Менеджмент знаний: от теории к технологиям.  
  / А. И. Каптерев - М., 2005. 
  - Классное 
  руководство: теория, методика, технология. 
  – М., 1999.
 
  - Коптева, 
  С. И. Инновационные технологии и психологическое 
  сопровождение образования: ИТИПС-образование: 
  Метод. пособие  
  / С. И. Коптева, А. П. Лобанов, Н. В. Дроздова. 
  - Мн., 2004. 
  - Краткий 
  справочник по педагогической технологии 
  / Под ред. Н. Е. Щурковой. – М., 1997.
 
  - Мельничук, 
  И. А. Педагогические системы и технологии: 
  практический аспект: учеб. - метод. пособие 
  для студентов психол.-пед. фак. / И. А. Мельничук; 
  И. А. Мельничук, З. М. Панасевич. - Брест, 2006.
 
  - Монахов, 
  В. М. Технологические основы проектирования 
  и конструирования учебного процесса. 
  – Волгоград, 1995.
 
  - Новые педагогические 
  и информационные технологии в системе 
  образования / Под ред. Е. С. Полат. – М., 1999.
 
  - Организация 
  обучения и воспитания детей с задержкой 
  психического развития / Под ред. Л. И. Романова. 
  – М., 1993.
 
  - Поляков 
  С. Д. О новом воспитании: очерки коммунарской 
  методики. – М., 1990.
 
  - Поташник, 
  М. М. Как подготовить и провести открытый 
  урок (современная технология): метод. 
  пособие / М. М. Поташник; М. В. Левит. - М., 2005.
 
  - Рожков, М. И., 
  Байбородова, Л. В. Организация воспитательного 
  процесса в школе. – М., 2000.
 
  - Созонов, 
  В. Л. Организация воспитательной работы 
  в школе. – М., 2000.
 
  - Степаненков, 
  Н. К. Планирование работы классного руководителя. 
  – Мн., 1996.
 
  - Цырлина, 
  Т. В. На пути к совершенству. Антология 
  интересных школ и педагогических находок 
  ХХ века. – М., 1997.