Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций
Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.
Педагогическая
деятельность: сущность,
структура, функции
4. Уровни
развития профессионализма педагога.
В условиях реформирования высшей и средней школы, при которых вариативность и дифференциация образования, свобода образовательного выбора, инновационный характер образовательных учреждений (гимназии, лицеи, колледжи, образовательные комплексы) стали реальностью, предъявляются повышенные требования к профессиональной подготовке учителя (преподавателя), его педагогическому мастерству, профессиональной компетентности и общей культуре.
Кризис
традиционной педагогики, несостоятельность
авторитарного подхода к
пересмотр и переоценку всех компонентов педагогического труда и его структуры;
организацию обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей и жизненных устремлений учащихся;
применение стиля педагогического общения и утверждение паритета отношений в учебно-воспитательном процессе;
очеловечивание учебного материала, означающее включение аксиологической и культурологической составляющих в его содержание;
дифференциация содержания обучения и учебной деятельности, соотношение учебного материала с индивидуально-типологическими особенностями учащегося.
К.Роджерсом, одним из основателей гуманистической психологии, выделены системообразующие качества образа нового педагога:
понимание ценности и значимости каждого человека;
способность к личностному ответственному выбору;
значимость радости учения как творчества;
открытость своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям;
поощрение, доверие как выражение внутренней личностной уверенности учителя в возможностях и способностях учащихся;
эмпатическое понимание образа мыслей и поведения учащегося.
Деятельность
педагога трудна и уникальна, имеет
сложную организацию и
Исследуя
специфику профессиональной деятельности
педагога, многие исследователи пришли
к выводу о том, что важнейшим
условием ее (деятельности) продуктивности
выступает собственная личность педагога.
Качество образования, эффективность
педагогического процесса определяются
не только высоким профессионализмом
и продуктивными технологиями, а прежде
всего особенностями личности учителя.
Другими словами, при решении педагогических
задач учитель опирается на систему знаний
и умений, а также личностные качества.
Профессиональные знания и педагогические умения учителя
Знания, педагогические умения и
личностные особенности, а
Профессиональные
знания (психолого-педагогические, предметно-научные,
методологические, общекультурные и
т.д.) по основам наук, сведения о
соответствующем опыте
Современной тенденцией развития науки, культуры является взаимодействие различных областей, что отражается на открытии новых межнаучных направлений, культурных сфер, специальностей и специализаций. В этой связи в образовательном процессе актуализируется проблема объединения учебных дисциплин, методологических стратегий, подходов в реализации межпредметных связей, создания единой развивающей среды. По-видимому, уходит время жестокой предметной специализации учителя. Разработка целостных междисциплинарных интегрированных курсов в значительной мере изменит структуру знаний учителя.
Педагогические умения – основа профессии учителя. Психологической основой педагогических умений, по К.К.Платонову, является единое взаимоотношение между целью деятельности, условиями и способами ее выполнения. Под педагогическим умением будем понимать владение педагогом определенными способами и приемами педагогической деятельности, основанное на сознательном применении психолого-педагогических знаний (О.А.Абдуллина).
При
определении перечня
Следуя за Н.В.Кузьминой, мы исходим из того, что профессиональный модуль учителя имеет в своем составе педагогические умения двух классов: общепедагогические и специальные. Специальные умения связаны с преподаванием конкретного предмета. Дадим краткую характеристику каждого общепедагогического умения.
Познавательные умения связаны с познанием предмета, учащихся и результативности собственной деятельности. Педагог:
умеет добывать новые знания, приводить их в мобилизационную готовность при решении педагогических задач;
ориентируется на инновационную деятельность (инновация – внедрение новшеств в уже существующую реальность) как объективную ценность;
осознает себя субъектом профессионального выбора, понимает и принимает необходимость выбора и самоопределения в отношении собственной профессиональной стратегии в условиях существующих технологий;
умеет анализировать свою деятельность и деятельность учащихся во взаимосвязи, ищет причины неудач в недостатках собственной деятельности и личностных свойствах.
Проектировочные умения связаны с перспективным планированием, со структурированием плана, координацией его отдельных частей. Педагог:
умеет формулировать стратегические педагогические задачи;
устанавливает цели обучения и воспитания по своей дисциплине в виде одной или нескольких профессиональных стратегических задач, расчленяет конечную цель на подцели, выбирает средства для их осуществления;
изучает личность ребенка в целях диагностики и прогнозирования развития;
создает модули (виды работы) обучения, строя их по принципу функционального узла, интегрирующего все компоненты системы и обеспечивающего ее динамику;
конструирует проблемно-модульные учебные программы;
разрабатывает перспективный план изучения материала в целом, устанавливая связи интегрирующего характера по всему курсу, соотнося изучение материала курса со стандартами, базисным учебным планом, учитывая культурные традиции, национально-исторические особенности при планировании курса.
Конструктивные умения связаны с ежедневным планированием, с композицией каждого конкретного урока, занятия, лекции. Педагог:
умеет выбирать рациональную структуру урока и определять его построение;
осуществляет презентативную (предъявление), интенсивную (побуждение), диагностическую и корректировочную функции при конструировании урока;
понимает и принимает ценностное и смысловое содержание диалога как максимально продуктивной стратегии отношения к окружающему миру, людям, системе ценностей межличностного общения;
учитывает при планировании разноуровневость, профильность и вариативность образования;
отбирает, моделирует, актуализирует учебный материал с позиции его адекватности интересам развивающейся личности учащегося;
определяет движущие силы развития ребенка и заботится о развитии его индивидуальности и неповторимости;
создает условия для реализации креативных (творческих) возможностей воспитанников, стимулирует интерес учащихся;
умеет планировать свою работу и работу учащихся на конкретном уроке, занятии, лекции.
Организаторские умения связаны с организацией учебного материала, организацией своей деятельности и деятельности учащихся. В организаторских умениях отражаются требования образовательных систем к методам, технологиям, техникам, средствам, формам, приемам в области организации содержания обучения. Педагог:
организует исполнение профессиональных замыслов, методологических ориентиров, педагогических проектов;
предъявляет учебно-воспитательную информацию в соответствии с принципами педагогики сотрудничества;
организует обучение как процесс самовыражения учащихся;
вооружает учащихся технологиями деятельности и способами работы, создает условия для проявления личностных качеств учащегося, в основе которых лежат их индивидуальные особенности и возможности.
Коммуникативные умения проявляют искусство общения педагога с детьми. Они обширны и многообразны и разделяются на две группы: 1) связанные с саморегуляцией педагога, управлением его своим поведением, настроением, вниманием, речью; 2) умения строить взаимоотношения с учащимися, среди которых выделяются коммуникативно-познавательные, коммуникативно-конструктивные, коммуникативно-организаторские и собственно коммуникативные умения. Подобное деление объясняется тем, что коммуникативная деятельности представляется производной от всех других, она является своеобразной экстериоризацией познавательной, проектировочной, конструктивной и организаторской деятельности педагога.