Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций
Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.
Общепедагогические
и специальные умения по-разному
развиты у каждого учителя. Их
взаимосвязи могут быть сильными,
слабыми или вообще отсутствовать.
Структурное сочетание их является
показателем уровня продуктивности деятельности
педагога, показателем его профессионализма.
Личностные качества учителя.
Важную роль в профессиональной деятельности учителя играют личностные качества. Они способствуют развитию педагогических умений, влияют на характер взаимоотношений с учащимися.
Многие
современные исследователи
А.А.Журавлев выделяет такие профессионально значимые качества, как сдержанность, уравновешенность, доброжелательность, приветливость, уважительность.
По мнению В.С.Грехнева, профессиональная деятельность требует от учителя максимального терпения, упорства, последовательности, принципиальности, сочетающейся с тактом и гибкостью, а также самодисциплины. Учителю необходимы и особые нравственно-психологические качества: предельная доброта и любовь к детям (естественно, они не должны сводиться к всепрощению и мягкотелости), обостренная совестливость, незыблемая честь и гордость в выполнении своей миссии. На практике все вышеуказанные качества у каждого учителя проявляются по-разному, но для всех должно быть общее: доброта, любовь к детям, уважение к личности ученика.
Особое место среди коммуникативных качеств занимает эмпатия (греч. еmpatheia - сопереживание), которая способствует осуществлению и продолжению общения, а также координации действий. Человек, сопереживающий другому, глубже его познает.
Известно,
что ученики не любят учителя,
маскирующего свои чувства, действия,
поступки. Учащиеся так проранжировали
качества, желательные для преподавателя:
1) доброта, 2) внимательность, 3) чувство
юмора, 4) такт, 5) ровное, справедливое отношение
учителя ко всем и каждому, 6) хорошее знание
предмета, 7) умение передать свои знания.
Каждый
вид деятельности имеет свой предмет,
точно также и педагогическая деятельность
имеет свой.
Предметом педагогической
деятельности является организация учебной
деятельности обучающихся, направленная
на освоение учениками предметного социокультурного
опыта как
основы и условия развития.
Профессиональное мастерство, по словам К.К.Платонова, - это свойство личности, приобретенное в ее опыте как высший уровень проявления профессиональных умений, полученных в данной области на основе гибких навыков и творчества. Важнейшим проявлением профессионального мастерства выступают результаты деятельности педагога. Педагог-мастер по сравнению с другими учителями в равных условиях добивается более высокого уровня воспитанности, развитости и обученности учеников, и, что немаловажно, учащиеся и педагог испытывают чувство радости от успеха, от достижений их совместной деятельности.
Одним
из слагаемых педагогического
Педагогическое мастерство – это не просто сумма необходимых умений. Это умение решать проблемы способами и методами, подходящими к данным условиям и в данное время, умение оптимизировать все виды деятельности, направить их на развитие личности. Мастера отличает способность видеть в любой ситуации не одну, а несколько педагогических задач. Важнейшей составляющей педагогического мастерства являются аналитические умения учителя, помогающие выбирать оптимальное решение, аргументировать его, отвергать ложные решения; умения анализировать, обобщать и делать выводы из своего опыта и опыта коллег.
Педагогическое мастерство включает педтехнику, педагогический такт, способность к импровизации, к экспромту. Приемы и средства у каждого педагога индивидуальны. Например, Ш.А.Амонашвили много раз повторял два слова, пока не нашел нужную тональность, чтобы первый раз учащимся 1-го класса сказать «Здравствуйте, дети». Когда дети устали и нужно снять напряжение, то он говорит им: «Закройте глаза и вспомните самое смешное». Сначала все молчали, потом один за другим стали смеяться. Ученик быстро и правильно решил задачу – педагог подходит к нему и говорит ему «спасибо» и жмет руку. Ученик нашел правильный ответ, а другие еще думают. Тогда учитель наклоняется к ученику, и тот очень тихо, шепотом отвечает. Ученик не ждет всех, он доволен, что справился и получил подтверждение своего успеха.
Проявления
педагогического такта
Таким
образом, педагогическое мастерство проявляется
в деятельности, оно характеризуется
высоким уровнем развития общепедагогических
и специальных умений. Мобильность
знаний, гибкость учителя в использовании
профессиональных навыков и умений выступает
основанием педагогического творчества,
педагогического искусства как высшего
проявления педагогического мастерства.
Суть мастерства заключается в зрелости
личности учителя, его позиции, его способностях.
4.
Уровни развития профессионализма
педагога.
В
профессиональной карьере
учителя выделяются
четыре ступени.
1.Ориентировочная
деятельность предполагает процесс
ознакомления и апробации учителем различных
педагогических средств, методов, технологий,
который, как правило, детерминирован
не содержательным замыслом педагога,
а стремлением «оснаститься» (примерить
на себя) должным образом, чтобы получить
технологически обеспеченный формальный
результат.
Такая деятельность характерна для этапа
профессионального становления молодых
специалистов, лиц, пришедших в коллектив
«со стороны», а также и для опытных педагогов,
пытающихся преодолеть имеющиеся затруднения
или сложившиеся стереотипы преподавателя.
2.Нормативная деятельность осуществляется
педагогом, который уже имеет некоторый
образ результата своей деятельности,
достаточно оснащен и использует имеющийся
арсенал средств для реализации собственного
замысла. Нормативная составляющая - своеобразная
гарантия стабильно функционирующего
образовательного учреждения, однако
ее развивающие возможности явно недостаточны.
Жесткая связка «средство - результат»
не позволяет включить в зону педагогического
внимания внутренние процессы ученика.
Доминирование нормативной
составляющей не способствует
развитию педагогического
творчества.
3.Рефлексивная деятельность
предполагает осознание педагогом своих
возможностей, он видит пути собственного
развития и самосовершенствования. В этот
период педагог полон творческих идей
и замыслов, может выдвигать далеко идущие
цели своего творческого саморазвития.
4.Исследовательская
деятельность - это качественно иной
этап развития пёдагога. Исследование
можно трактовать и как результат, и как
усвоение глубокого рефлексивного анализа
собственной деятельности, как пространство
целесообразного методического поиска
и методического творчества, как пространство
повышения квәлификации. Накопленный
опыт, инновационная и проектная деятельность
школы дают прекрасный материал для реализации
исследовательской позиции, для инициации
индивидуальных исследований. У многих
учителей он завершается защитой диссертации.
|
|
Педагогические
способности – это
В структуре педагогических способностей Н.В.Кузьмина выделяет два комплекса компонентов: проективный и рефлексивный. К проективным способностям, представляющим собой отражение требований педагогических систем к деятельности учителя, относятся: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты, рассмотренные выше. Рефлексивные способности являются условием создания нормальных взаимоотношений учителя с учащимися и состоят из следующих компонентов: 1) особой чувствительности к объекту – ученику как субъекту педагогической деятельности («чувство объекта»); 2) особой чувствительности к степени своего воздействия на другого человека («чувство меры»); 3) особой чувствительности к регулированию системы субъект-субъектных отношений («чувство сопричастности»).