Лекции по "Специальной педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:19, курс лекций

Краткое описание

Понятие и разделы специальной педагогики
Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики
Основные термины специальной педагогики
...
Словарь терминов

Файлы: 1 файл

Spets_psikhologia.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ  ПЕДАГОГИКЕ

 

Понятие и разделы  специальной педагогики

 

  1. Специальная педагогика – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, при помощи общепедагогических методов и средств.

Спец.педагогика – составная часть педагогики, одна из ее ветвей.

Как научная дисциплина наряду с общепедагогическими терминами  использует собственный понятийный аппарат.

Термины «спец. педагогика»  и «спец.образование» являются общепринятыми  в современной международной  теории и практике.

  1. Дефектология – наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

Термин «дефектология» происходит от латинского defectus (недостаток) и греч. Logos  (слово, учение). Используется в нашей стране на протяжении 70 лет в качестве титульного названия теоретической и практической области специального образования лиц с отклонениями в развитии.

За рубежом вместо понятия «дефектология» применяются  более ограниченные понятия «специальные обучение» и «лечебная педагогика», имеющие главным образом практическую направленность.

Основные области дефектологии:

-  сурдопедагогика  - обучение и воспитание глухих, глухонемых  и слабослышащих;

-  тифлопедагогика  – обучение и воспитание слепых  и слабовидящих;

- олигофренопедагогика  – обучение и воспитание УО;

- логопедия – теория  и практика преодоления нарушений  развития речи

3. Коррекционная педагогика – отрасль педагогической науки, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы и средства образования, воспитания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии.

Термин «коррекционная педагогика» введен в начале 90-х гг. 20 в. В качестве альтернативы понятию «дефектология». В современной России коррекционной педагогикой именуются в совокупности дефектология и ее составляющие.

 

Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной  педагогики

 

  1. Субъект специальной педагогики – человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Объект специальной  педагогики – специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социокультурного, педагогического феномена). Спец.педагогика охватывает весь жизненный цикл такого человека.

Предмет специальной  педагогики – теория и практика специального образования

  1. Цели специальной педагогики:

- коррекция недостатка;

- его компенсация педагогическими средствами;

- абилитация и реабилитация;

- воспитание чувства  собственного достоинства;

- формирование адекватных  форм социального поведения;

- достижение максимально  возможной самостоятельной и  независимой жизни и предпосылки для самореализации

3. Задачи специальной  педагогики:

- изучение педагогических  закономерностей развития, обучения  и воспитания личности в условиях  ограниченных возможностей жизнедеятельности

- обобщение передового  педагогического опыта работы  с лицами, имеющими особые образовательные потребности;

-  разработка новых  методов, средств, форм, систем  обучения и воспитания лиц  с особыми образовательными потребностями;

- прогнозирование развития  новых образовательных систем  для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- внедрение результатов  научных исследований в практику  специального образования;

- разработка стандартов, учебников, концепций и программ  для лиц с особыми образовательными  потребностями;

- исследование, разработка  и реализация педагогических  средств и механизмов профилактики возникновения нарушений развития, комплексной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья;

- создание необходимой  учебно-методической базы в подготовке  высокопрофессиональных кадров  для работы с лицами, имеющими  особые образовательные потребности.

 

Основные термины  специальной педагогики

  1. Реабилитация – применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей.

Определение дано ВОЗ (всемирная  организация здравоохранения). В  испаноязычных и франкоязычных  странах используется термин «реадаптация».

  1. Абилитация – первоначальное формирование утраченной способности к чему-либо. Термин происходит от лат.(habilis) – быть способным к чему-либо. Абилитацию целесообразно применять по отношению к детям раннего возраста с отклонениями в развитии.
  2. Создание адекватных условий, учитывающих особенности психологического развития ребенка при разных вариантах и видах нарушений, возможно на основе коррекции, компенсации и социализации.

Коррекция (от лат. Исправление) – система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении и детей.

Компенсация (от лат. возмещение, уравнивание) – сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченный или нарушенных функций.

Социализация (от лат. общественный) – формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения его социальных ценностей и способов социально положительного поведения. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения.

  1. Термины, используемые в области специального образования:

- специальное  образование – дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия;

- лицо с  ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования;

- лицо с  особыми образовательными потребностями – лицо, нуждающееся в спец. педагогической поддержке и специфических методах образования, позволяющих преодолевать ограничения и затруднения, вызванные отклонениями в развитии;

- недостаток – физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого;

- физический  недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание;

- психический  недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе числе аутизм, последствия повреждения мозга, в том числе УО, ЗПР, создающие трудности в обучении;

- сложный недостаток – совокупность физических и (или) психологических недостатков;

- тяжелый недостаток  – физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственным образовательными стандартами ( в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний и навыков;

- специальные  условия для получения образования (спец.образовательные условия) – условия обучения ( воспитания), в том числе спец.образовательные программы и методы обучения, индивид.технич.средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья;

- специальное  (коррекционное) образовательное  учреждение – образовательное учреждение для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

Классификации нарушений развития

  1. Рассмотрим наиболее распространенные основания классификации нарушений развития:

- причины нарушений:

- виды нарушений с  последующей конкретизацией их  характера;

- последствия нарушений,  которые складываются в дальнейшей жизни. Универсальной классификации в настоящее время нет, и каждая предметная область спец.педагогики имеет свои, частные классификации.

 Классификация  по локализации нарушения в  определенной системе организма:

-телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);

-сенсорные нарушения  (слух, зрение);

- нарушения деятельности  мозга (УО, нарушения движений, психические  и речевые нарушения).

Классификация по причинам возникновения нарушения:

- врожденное нарушение развития;

- несчастный случай, стихийное  бедствие;

производственная травма;

- профессиональное заболевание,  приведшее к возникновению ограничения  возможностей;

-дорожно-транспортное  происшествие;

- участие в боевых  действиях;

- экологическое преступление, болезнь.

Классификация по характеру нарушения позволяет  выделить следующие категории лиц  с ограниченными возможностями:

- глухие (неслышащие);

- слабослышащие;

- позднооглохшие;

- незрячие;

- слабовидящие;

- с нарушениями функций  опорно-двигательного аппарата;

- с нарушениями эмоционально-волевой  сферы;

- с нарушением интеллекта ( УО);

- с ЗПР (труднообучаемые,  с образовательными затруднениями);

- с нарушениями речи ( в том числе тяжелыми);

- со сложными недостатками  развития.

 

Развитие организма ребенка

 

  1. Периоды развития организма ребенка:

- эмбриональный  период -  особенности этого периода: организм очень восприимчив к неблагоприятным факторам окружающей среды; могут возникнуть различные дефекты; от 30-60 % эмбрионов не способны к дальнейшему развитию, что приводит к самопроизвольным выкидышам.

- первый год  жизни – основа его адаптации к внешнему окружению. Особенности: в процессе родов –обретение новорожденным относительной независимости; нервная система отличается гибкостью и пластичностью, происходит развитие сенсорных и моторных функций; включение рефлексов (защитные, ориентировочные, сосательные, цеплятельный, отталкивания), обеспечивающих функционирование основных систем организма; постоянная стимуляция органов чувств (анализаторов) – норма; признак поражения отдельных структур головного или спинного мозга – недоразвитие или отсутствие врожденных рефлексов, их появление раньше срока; проявление зрительного сосредоточения н6а предметах ( на 3-4 неделе первого месяца); развитие слуховых реакций (этот же период); увеличение зрительного сосредоточения, появление самостоятельного поворота глаз, локализации звука в пространстве, зрительное восприятие – ведущее в познании окружающего мира и в общении со взрослым (от 1 до з мес.); формирование двигательных систем ( под контролем какого-либо воспринимающего органа); обретения свободы передвижения. 
          - возраст 2-3 лет: формирование основ психической и речевой деятельности; самостоятельное хождение и координация; увеличение продолжительности контакта с окружающим миром и восприятия различных раздражителей.

- возраст 3-5 лет: расширение спектра коммуникативных функций; овладение фразовой речью; приобретение «жизненного опыта», пока еще ограниченного; значительное увеличение роста ( при рассогласовании функций нейроэндокринной и сосудистой регуляции);

- возраст 6-10 лет: вторичное ускорение темпов роста, резкий скачок в физическом и психическом развитии ((психомоторный сензитивный период); к 7-8 годам – интенсивное наращивание мышечной массы, ускорение развития мелких мышц верхних конечностей; к 10 годам – соответствие моторики и координации движений ребенка таким же процесса взрослого человека; заканчивается рост черепа; совершенствуется нервная система, происходит функциональное развитие коркового отдела больших полушарий головного мозга.

 

Медицинская абилитация и реабилитация

 

  1. Медицинская абилитация в раннем возрасте – это система лечебно-профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных, психоэмоциональных и речевых реакций ребенка в соответствии с возрастом. Медицинская абилитация проводится на основе комплексного подхода. В соответствии с этапами онтогенеза проводится профилактическая работа с ребенком его семьей.

Информация о работе Лекции по "Специальной педагогике"