Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:19, курс лекций
Понятие и разделы специальной педагогики
Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики
Основные термины специальной педагогики
...
Словарь терминов
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Понятие и разделы специальной педагогики
Спец.педагогика – составная часть педагогики, одна из ее ветвей.
Как научная дисциплина
наряду с общепедагогическими
Термины «спец. педагогика» и «спец.образование» являются общепринятыми в современной международной теории и практике.
Термин «дефектология» происходит от латинского defectus (недостаток) и греч. Logos (слово, учение). Используется в нашей стране на протяжении 70 лет в качестве титульного названия теоретической и практической области специального образования лиц с отклонениями в развитии.
За рубежом вместо
понятия «дефектология» применяются
более ограниченные понятия «специальные
обучение» и «лечебная
Основные области дефектологии:
- сурдопедагогика - обучение и воспитание глухих, глухонемых и слабослышащих;
- тифлопедагогика
– обучение и воспитание
- олигофренопедагогика – обучение и воспитание УО;
- логопедия – теория
и практика преодоления
3. Коррекционная педагогика – отрасль педагогической науки, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы и средства образования, воспитания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии.
Термин «коррекционная педагогика» введен в начале 90-х гг. 20 в. В качестве альтернативы понятию «дефектология». В современной России коррекционной педагогикой именуются в совокупности дефектология и ее составляющие.
Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики
Объект специальной педагогики – специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социокультурного, педагогического феномена). Спец.педагогика охватывает весь жизненный цикл такого человека.
Предмет специальной педагогики – теория и практика специального образования
- коррекция недостатка;
- его компенсация педагогическими средствами;
- абилитация и реабилитация;
- воспитание чувства собственного достоинства;
- формирование адекватных форм социального поведения;
- достижение максимально
возможной самостоятельной и
независимой жизни и предпосылк
3. Задачи специальной педагогики:
- изучение педагогических
закономерностей развития, обучения
и воспитания личности в
- обобщение передового педагогического опыта работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности;
- разработка новых
методов, средств, форм, систем
обучения и воспитания лиц
с особыми образовательными
- прогнозирование развития
новых образовательных систем
для лиц с ограниченными
- внедрение результатов
научных исследований в
- разработка стандартов,
учебников, концепций и
- исследование, разработка и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений развития, комплексной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья;
- создание необходимой
учебно-методической базы в
Основные термины специальной педагогики
Определение дано ВОЗ (всемирная организация здравоохранения). В испаноязычных и франкоязычных странах используется термин «реадаптация».
Коррекция (от лат. Исправление) – система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении и детей.
Компенсация (от лат. возмещение, уравнивание) – сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченный или нарушенных функций.
Социализация (от лат. общественный) – формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения его социальных ценностей и способов социально положительного поведения. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения.
- специальное образование – дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия;
- лицо с
ограниченными возможностями
- лицо с
особыми образовательными
- недостаток – физический или психический недостаток,
подтвержденный психолого-медико-
- физический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание;
- психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе числе аутизм, последствия повреждения мозга, в том числе УО, ЗПР, создающие трудности в обучении;
- сложный недостаток – совокупность физических и (или) психологических недостатков;
- тяжелый недостаток – физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственным образовательными стандартами ( в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний и навыков;
- специальные условия для получения образования (спец.образовательные условия) – условия обучения ( воспитания), в том числе спец.образовательные программы и методы обучения, индивид.технич.средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- специальное
(коррекционное)
Классификации нарушений развития
- причины нарушений:
- виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;
- последствия нарушений, которые складываются в дальнейшей жизни. Универсальной классификации в настоящее время нет, и каждая предметная область спец.педагогики имеет свои, частные классификации.
Классификация
по локализации нарушения в
определенной системе
-телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);
-сенсорные нарушения (слух, зрение);
- нарушения деятельности мозга (УО, нарушения движений, психические и речевые нарушения).
Классификация по причинам возникновения нарушения:
- врожденное нарушение развития;
- несчастный случай, стихийное бедствие;
производственная травма;
- профессиональное заболевание,
приведшее к возникновению
-дорожно-транспортное происшествие;
- участие в боевых действиях;
- экологическое преступление, болезнь.
Классификация по характеру нарушения позволяет выделить следующие категории лиц с ограниченными возможностями:
- глухие (неслышащие);
- слабослышащие;
- позднооглохшие;
- незрячие;
- слабовидящие;
- с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
- с нарушениями эмоционально-
- с нарушением интеллекта ( УО);
- с ЗПР (труднообучаемые,
с образовательными
- с нарушениями речи ( в том числе тяжелыми);
- со сложными недостатками развития.
Развитие организма ребенка
- эмбриональный период - особенности этого периода: организм очень восприимчив к неблагоприятным факторам окружающей среды; могут возникнуть различные дефекты; от 30-60 % эмбрионов не способны к дальнейшему развитию, что приводит к самопроизвольным выкидышам.
- первый год
жизни – основа его адаптации к внешнему окружению.
Особенности: в процессе родов –обретение
новорожденным относительной независимости;
нервная система отличается гибкостью
и пластичностью, происходит развитие
сенсорных и моторных функций; включение
рефлексов (защитные, ориентировочные,
сосательные, цеплятельный, отталкивания),
обеспечивающих функционирование основных
систем организма; постоянная стимуляция
органов чувств (анализаторов) – норма;
признак поражения отдельных структур
головного или спинного мозга – недоразвитие
или отсутствие врожденных рефлексов,
их появление раньше срока; проявление
зрительного сосредоточения н6а предметах
( на 3-4 неделе первого месяца); развитие
слуховых реакций (этот же период); увеличение
зрительного сосредоточения, появление
самостоятельного поворота глаз, локализации
звука в пространстве, зрительное восприятие
– ведущее в познании окружающего мира
и в общении со взрослым (от 1 до з мес.);
формирование двигательных систем ( под
контролем какого-либо воспринимающего
органа); обретения свободы передвижения.
- возраст
2-3 лет: формирование основ психической и речевой
деятельности; самостоятельное хождение
и координация; увеличение продолжительности
контакта с окружающим миром и восприятия
различных раздражителей.
- возраст 3-5 лет: расширение спектра коммуникативных функций; овладение фразовой речью; приобретение «жизненного опыта», пока еще ограниченного; значительное увеличение роста ( при рассогласовании функций нейроэндокринной и сосудистой регуляции);
- возраст 6-10 лет: вторичное ускорение темпов роста, резкий скачок в физическом и психическом развитии ((психомоторный сензитивный период); к 7-8 годам – интенсивное наращивание мышечной массы, ускорение развития мелких мышц верхних конечностей; к 10 годам – соответствие моторики и координации движений ребенка таким же процесса взрослого человека; заканчивается рост черепа; совершенствуется нервная система, происходит функциональное развитие коркового отдела больших полушарий головного мозга.
Медицинская абилитация и реабилитация