Лекции по "Специальной педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:19, курс лекций

Краткое описание

Понятие и разделы специальной педагогики
Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики
Основные термины специальной педагогики
...
Словарь терминов

Файлы: 1 файл

Spets_psikhologia.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

- письмо Министерства  образования РФ «О специфике  деятельности специальных (коррекционных)  образовательных учреждений I – VIII видов».

2. Основные  виды специальных школ:

- школа-интернат для  глухих детей – специальное (коррекционное) образовательное учреждение 1 вида;

- для слабослышащих  и позднооглохших детей – 2 вида;

- для незрячих детей  – 3 вида;

- для слабовидящих  детей – 4 вида;

- для детей с тяжелыми  нарушениями речи – 5 вида;

- для детей с нарушениями  ОДА – 6 вида;

- для детей с трудностями  в обучении – с ЗПР –  7 вида;

- для детей с умственной  отсталостью – 8 вида.

В нормативно-правовых и  официальных документах эти школы  называются по их видовому порядковому  номеру.

В нашей стране функционируют  спец.образовательные учреждения для других категорий детей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности:

- с аутистическими  чертами личности;

- с синдромом Дауна;

- хронически болеющих  и ослабленных ( санаторные, или  лесные школы)

3. Особенности  специальных школ:

- обучение в соответствии  со спец.образовательным стандартом;

- выпускники (коме 8 вида) получают цензовое образование,  соответствующее уровню образования  в массовой общеобразовательной  школе;

- направление ребенка  в специальную школу только  с согласия родителей и на основании заключения ПМПК;

- для детей со сложной  структурой дефекта создается  спец.класс (группа);

- для детей с выраженными  нарушениями в умственном развитии  и сопутствующими другими нарушениями  открываются соответствующие классы;

- обеспечение медицинского и психологического сопровождения силами штатных специалистов, поддерживающих в школе хранительный режим и участвующих в профконсультировании;

- помощь в процессе  адаптации и интеграции оказывает  социальный педагог;

- трудовая и предпрофессиональная подготовка воспитанников.

 

Специальные школы I и II видов

 

            1. Школа для глухих детей.

           2. Школа для слабослышащих и  позднооглохших детей. 

1. В специальных  школах для глухих детей – школах I вида у детей формируют и развивают устную и письменную речь, восприятие и осознание речи окружающих (на слухозрительной основе).

Начало обучения - с 7 лет.

Здесь дети получают:

  • начальное общее образование (в течение 5—6 лет или 6—7 лет — при наличии подготовительного класса);
  • основное общее образование (5—6 лет);
  • полное  среднее  образование   (2   гола,   в  структуре   вечерней школы).

Особенности организации обучения:

  • равноправное обучение языку словесной и жестовой речи;
  • в школах, работающих на билингвистической основе, ведение учебного процесса на языке жестовой речи;
  • индивидуальные  и  групповые  занятия  —  развитие  слухового восприятия, формирование произносительной стороны устной речи;
  • классы для детей со сложной структурой дефекта;
  • наполняемость класса (группы) — до 6 чел.

2. В специальных школах для слабослышащих и позднооглохших детей — школах II вида — организуются два отделения:

  • первое — для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха;
  • второе — для детей с глубоким недоразвитием речи, также связанным с нарушением слуха.

Особенности организации обучения в первом отделении:

  • обучение с 7 лет;
  • наполняемость класса — до 10 чел.;
  • начальное общее образование — 4—5 лет;
  • основное общее образование — 6 лет;
  • среднее общее образование — 2 года;

Особенности организации обучения во втором отделении:

  • образование:
  • начальное  —  5—6 лет или 6—7;
  • основное — 6 лет;
  • среднее — 2 года;

 

  • подготовительный класс (для детей, не имеющих дошкольной подготовки);
  • наполняемость класса — до 8 чел.;
  • индивидуальные и групповые занятия (с применением слуховых аппаратов и звукозаписывающей аппаратуры) по развитию слухового и слухозрительного восприятия; формирование и коррекция произносительной стороны речи;
  • занятия фонетической ритмикой с музыкальным сопровождением.

 

Специальные школы III и IV видов

 

1. Шкалы для незрячих детей.      

2. Школы для слабовидящих детей. 

1. Специальные школы для  незрячих детей  -  школы III вида.

Принимаются дети:

  • незрячие;
  • с остаточным зрением (0,04 и ниже);
  • с более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными болезнями.

Особенности организации обучения:

  • обучение - с 6-7 лет (иногда с 8-9 лет);
  • наполняемость класса — до 8 чел.;
  • общий срок обучения — 12 лет.

2. Специальные школы для слабовидящих детей — школы IV вида.

Принимаются:

  • слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией (учитываются: полезрения, острота зрения вблизи, форма и течение патологии);
  • дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих и часто рецидивирующих заболеваниях зрения; при наличии астенических явлений, возникающих во время чтения и письма на близком расстоянии;
  • дети с косоглазием и амблиопией (острота зрения свыше 0,4). 
    Особенности организации обучения:
  • обучение - с 6-7 лет;
  • наполняемость класса - до 12 чел.;
  • продолжительность общего обучения — 12 лет.

Ввиду небольшого числа  школ III и IV видов возможно совместное обучение незрячих и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией.

Специальные школы V и VI видов

1.Школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. 

2. Школы  для детей с нарушениями    опорно-двигательного аппарата.

1. Обучение в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи - школах V вида.

Основное  общее образование — 10—11 лет.

В 1-й  класс принимаются дети в возрасте 7-9 лет, в подготовительный — с 6—7 лет.

При устранении речевого нарушения (по заключению ПМПК) ребенок переводится в обычную школу.

Организуются одно или  два отделения:

  • первое — обучение детей с общим недоразвитием речи тяжелой степени, а также с общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием;
  • второе — для детей, имеющих тяжелую форму заикания при нормально развитой речи.

В этих отделениях могут создаваться классы (группы) для воспитанников с однородными нарушениями речи.

Особенности организации обучения:

  • специальная логопедическая и педагогическая помощь в процессе обучения и воспитания;
  • специальный речевой режим.

2. Школа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — школа VI вида:

    • обучение в 1-м классе — с 7 лет;
  • начальное общее образование — 4—5 лет;
  • основное общее образование — 6 лет;
  • среднее общее образование — 2 года. 
    Особенности организации обучения:
    • имеется подготовительный класс;
  • наполняемость в группе — до 10 чел.;
  • специальный двигательный режим;
    • обучение и воспитание организовано в единстве с комплексной коррекцией двигательной сферы, речи и познавательной деятельности ребенка.

 

Специальные школы VII и VIII видов

 

1.Школы для детей с трудностями в обучении

2.Школы для детей с умственной отсталостью

3 Специальные классы для детей с глубокой умственной отсталостью.       

1. Специальные   школы   для   детей   с   трудностями   в   обучении (с задержкой психического развития) — школы VII вида:

  • начальное общее образование — 3—5 лет;
  • основное общее образование — 5 лет.

По  мере  коррекции  отклонений дети  могут  переводиться в

обычную школу.

Особенности организации обучения:

  • дети    принимаются    только    в    подготовительный,    1-й    и 2-й классы (в виде исключения - в 3-й кл.)
  • наполняемость учебной группы — до 12 чел.;
  • ребенок при уточнении диагноза обучается в течение года;
  • индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
  • логопедические занятия.

2. Специальные школы для детей с умственной  отсталостью — школы VIII вида.

Обучение  не является цензовым, т. е. имеет специфическое  содержание.

Основные  направления образовательного процесса:

  • социальная адаптация;
  • профессионально-трудовая подготовка (при  усвоении  учениками доступного им объема содержания общеобразовательных предметов).

Особенности организации обучения:

  • итоговый экзамен — по трудовому обучению;
  • по состоянию здоровья некоторые выпускники освобождаются от экзамена;
  • прием в подготовительный или 1-й класс - с 7-8 лет;
  • в  подготовительном  классе  —  подготовка  ребенка  к школе, уточнение диагноза;
  • наполняемость  —  до  6—8   чел.   (подготовительный   класс);  до 12 чел. (в остальных классах);
  • сроки обучения - 8, 9, 10 лет (9 и 10 лет - с классом профессиональной подготовки);
  • возможна углубленная трудовая подготовка (при наличии необходимой материальной базы).

3. В ряде школ создаются специальные классы для детей с глубокой умственной отсталостью (5-6 чел).

Комплектование  классов для детей с тяжелой  формой интеллектуального недоразвития проводится по трем уровням:

  • I — с 6 до 9 лет;
  • II — с 9 до 12 лет;
  • III - с 13 до 18 лет.
  • Особенности организации обучения:
  • не принимаются дети, страдающие психопатией, эпилепсией, другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Такие дети могут посещать консультативные группы вместе с родителями;
  • режим работы класса (группы) — по договоренности с родителями;
  • индивидуальный   образовательный  маршрут   -   в   соответствии с психофизическими возможностями ребенка.

 

Словарь терминов

 

    1. Теория и история специальной педагогики

Абилитация – первоначальное формирование утраченной способности к чему-либо. Термин происходит от лат.(habilis) – быть способным к чему-либо. Абилитацию целесообразно применять по отношению к детям раннего возраста с отклонениями в развитии.

Дефектология – наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

Информация о работе Лекции по "Специальной педагогике"