Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:19, курс лекций
Понятие и разделы специальной педагогики
Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики
Основные термины специальной педагогики
...
Словарь терминов
- письмо Министерства
образования РФ «О специфике
деятельности специальных (
2. Основные виды специальных школ:
- школа-интернат для глухих детей – специальное (коррекционное) образовательное учреждение 1 вида;
- для слабослышащих и позднооглохших детей – 2 вида;
- для незрячих детей – 3 вида;
- для слабовидящих детей – 4 вида;
- для детей с тяжелыми нарушениями речи – 5 вида;
- для детей с нарушениями ОДА – 6 вида;
- для детей с трудностями в обучении – с ЗПР – 7 вида;
- для детей с умственной отсталостью – 8 вида.
В нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру.
В нашей стране функционируют спец.образовательные учреждения для других категорий детей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности:
- с аутистическими чертами личности;
- с синдромом Дауна;
- хронически болеющих и ослабленных ( санаторные, или лесные школы)
3. Особенности специальных школ:
- обучение в соответствии
со спец.образовательным
- выпускники (коме 8 вида)
получают цензовое образование,
- направление ребенка в специальную школу только с согласия родителей и на основании заключения ПМПК;
- для детей со сложной структурой дефекта создается спец.класс (группа);
- для детей с выраженными
нарушениями в умственном
- обеспечение медицинского и психологического сопровождения силами штатных специалистов, поддерживающих в школе хранительный режим и участвующих в профконсультировании;
- помощь в процессе
адаптации и интеграции
- трудовая и предпрофессиональна
Специальные школы I и II видов
1. Школа для глухих детей.
2. Школа для слабослышащих и позднооглохших детей.
1. В специальных
школах для глухих детей – школ
Начало обучения - с 7 лет.
Здесь дети получают:
Особенности организации обучения:
2. В специальных школах для слабослышащих и позднооглохших детей — школах II вида — организуются два отделения:
Особенности организации обучения в первом отделении:
Особенности организации обучения во втором отделении:
Специальные школы III и IV видов
1. Шкалы для незрячих детей.
2. Школы для слабовидящих детей.
1. Специальные школы для незрячих детей - школы III вида.
Принимаются дети:
Особенности организации обучения:
2. Специальные школы для слабовидящих детей — школы IV вида.
Принимаются:
Ввиду небольшого числа школ III и IV видов возможно совместное обучение незрячих и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией.
Специальные школы V и VI видов
1.Школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
2. Школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
1. Обучение в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи - школах V вида.
Основное общее образование — 10—11 лет.
В 1-й класс принимаются дети в возрасте 7-9 лет, в подготовительный — с 6—7 лет.
При устранении речевого нарушения (по заключению ПМПК) ребенок переводится в обычную школу.
Организуются одно или два отделения:
В этих отделениях могут создаваться классы (группы) для воспитанников с однородными нарушениями речи.
Особенности организации обучения:
2. Школа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — школа VI вида:
- начальное общее образование — 4—5 лет;
- основное общее образование — 6 лет;
- среднее общее образование — 2 года.
Особенности организации обучения:
- наполняемость в группе — до 10 чел.;
- специальный двигательный режим;
Специальные школы VII и VIII видов
1.Школы для детей с трудностями в обучении
2.Школы для детей с умственной отсталостью
3 Специальные классы для детей с глубокой умственной отсталостью.
1. Специальные школы для детей с трудностями в обучении (с задержкой психического развития) — школы VII вида:
По мере коррекции отклонений дети могут переводиться в
обычную школу.
Особенности организации обучения:
2. Специальные школы для детей с умственной отсталостью — школы VIII вида.
Обучение не является цензовым, т. е. имеет специфическое содержание.
Основные направления образовательного процесса:
Особенности организации обучения:
3. В ряде школ создаются специальные классы для детей с глубокой умственной отсталостью (5-6 чел).
Комплектование классов для детей с тяжелой формой интеллектуального недоразвития проводится по трем уровням:
Словарь терминов
Абилитация – первоначальное формирование утраченной способности к чему-либо. Термин происходит от лат.(habilis) – быть способным к чему-либо. Абилитацию целесообразно применять по отношению к детям раннего возраста с отклонениями в развитии.
Дефектология – наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.