Лекции по "Специальной педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:19, курс лекций

Краткое описание

Понятие и разделы специальной педагогики
Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики
Основные термины специальной педагогики
...
Словарь терминов

Файлы: 1 файл

Spets_psikhologia.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

Выявлением возможных  факторов риска занимаются акушеры-гинекологи в медико-генетической или женской  консультации при первичном обращении  будущих родителей.

Прогнозирование рождения ребёнка с отклонениями в развитии первые 12 недель беременности; предупреждение рождения больного младенца – от 12 недель до родов.

Специалисты осуществляют выбор оптимальной тактики родов; в первые часы жизни ребёнка проводят его обследование для уточнения  состояния здоровья.

Домашние условия более  предпочтительны в организации лечебно- профилактических мер и ухода за ребёнком.   

  1. Медицинская реабилитация:

- использование имеющихся  возможностей современной медицины  для восстановления до удовлетворительного  уровня нарушенных функций;

- стимуляция восстановительных  и компенсаторных процессов;

- формирование и развитие  возможностей приспособления больного  к новым условиям существования;

- оказание ему медицинской  помощи в восстановлении и  или развитии профессиональных  навыков с учетом специфики  нарушения.

В реабилитационной работе используются единые организационно- методические подходы:

- для установления  степени нарушений органов и  систем организма;

- определение трудоспособности  и трудового прогноза;

- разработки плана  восстановительных мероприятий.

Содержание  реабилитации:

- медикоментозное лечение;- фототерапия;- терапия физическими средствами;- трудотерапия;- арттерапия;-  восстановительное оперативное вмешательство;- протезирование, ортезирование;- санаторно-курортное лечение;- физическая реабилитация протезированных лиц.

3. Этапы реабилитационного процесса:

1 этап – восстановительное  лечение в стационаре (1-3 мес.);

2 этап – реадаптация,  приспособление к условиям существования;

3 этап – реабилитация, возвращение к обычной деятельности; у детей – полное или частичное  преодоление дефекта, компенсация, коррекционно-педагогическая помощь в профилактических целях.

4. Принципы  реабилитационной программы: своевременность, непрерывность; комплексность, разносторонний характер, однонаправленность; индивидуальный подход; профориентация и трудоустройство (для взрослых), адаптация к деятельности (для детей).

Чтобы уменьшить число  лиц с ограниченными возможностями  жизнедеятельности, необходимо: совершенствование  профилактических мер, абилитационных и реабилитационных мероприятий; ранняя диагностика; качественное повышение медицинского сопровождения коррекционного-образовательного процесса.

 

Предмет и задачи специальной психологии

 

  1. Специальная психология, или психология аномального развития, - отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы.

Предмет специальной  психологии – аномалии человеческого развития

В спец.психологии выделяются следующие отрасли: тифлопсихология, сурдопсихология, олигофренопсихология, патопсихология (психология распада психической деятельности).

Задачи специальной  психологии:

- выявление общих и специфических закономерностей психического развития аномального ребенка в сравнении с нормально развивающимся;

- изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности людей с различными типами нарушений;

- изучение закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

- разработка диагностических методики  и способов психологической коррекции различных типов нарушений психического развития;

- изучение психологических проблем интеграции и интегрированного обучения;

- психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.

 

Основные понятия и проблемы специальной психологии

 

  1. Определение компенсации функций 
  2. Типы компенсации психических функций
  3. Теории компенсации
  1. Типы нарушения психического развития      
  1. Общие закономерности психического развития
  2. Закономерности аномального развития

1.  Проблема компенсации функций является основной для специальной педагогики.

Компенсация психических функций — возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных.

При этом возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, ранее не участвовавших в осуществлении данных функций. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи.

2. Существуют два типа компенсации психических функций.

  •       внутрисистемная, осуществляемая   за   счет   привлечения   сохранных нервных элементов пострадавших структур;
  •            межсистемная, связанная с перестройкой функциональной системы   и             включением   в   работу   новых   нервных   элементов и других нервных структур.

У человека наблюдаются  оба типа компенсации. Они имеют большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития.

3.  Теории компенсации:

  • по А. Адлеру;
  • по Л.С. Выготскому.

А. Адлер:

  • компенсация — повышенное, компенсаторное развитие физических,   психических  и  личностных   компонент,   возмещающее некоторый недостаток, реальный или мнимый;
  • формирование   личности   происходит  в  основном   в   первые 5 лет жизни ребенка;
  • человек — биологически не приспособленное существо с изначальным ощущением  неполноценности,  которое усиливается при наличии физического или сенсорного дефекта, являющегося стимулом к сверхкомпенсации;
  • основной психологический закон превращения органической неполноценности: через субъективное чувство малоценности —в стремлении к компенсации и сверхкомпенсации, представляющих собой механизмы и средства нейтрализации и преодоления комплекса неполноценности.

Л.С. Выготский:

  • компенсация — синтез биологического и социального факторов;
  • включение аномальных детей в разнообразную социально значимую деятельность, создание активных и действенных форм детского опыта;
  • понятие структуры дефекта: первичное нарушение влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка; многие вторичные отклонения (при разной первичной причине) проявляются в младенческом, раннем и дошкольном возрасте, носят, как правило, системный характер 
    и меняют всю структуру психического развития ребенка;
  • подчинение специального воспитания социальному, их взаимозависимость;
  • включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества;
  • «частные дефекты не делают еще носителя их дефективным»;
  • компенсаторные возможности  полностью раскрываются  при условии осознания индивидом имеющегося дефекта, уровень компенсации определяется характером и степенью дефекта, резервными силами организма, а также социальными условиями.

4. Типы нарушений психического развития (по В.В. Лебединскому):

• недоразвитие -   ранее   время   поражения,   незрелость   мозга.

Пример: умственная отсталость, психические функции недоразвиты, вынужденная недостаточность высших психических функций - мышления, речи;

  • задержанное развитие — замедление темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией наиболее ранних возрастных этапах, мозаичность поражения — наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохраненные;
  • поврежденное развитие — более позднее, после 2—3 лет, патологическое воздействие на мозг. Пример — органическая деменция: расстройства эмоциональной сферы и личности, нарушения целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта;
  • дефицитарное развитие — тяжелые нарушения отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата;
  • искаженное развитие. Пример - ранний детский аутизм: нарушение последовательности развития функций;
  • дисгармоническое развитие - диспропорциональность психики 
    в ее эмоционально-волевой сфере. Пример - психопатия.

Параметры, определяющие тип нарушения психического развития 
(выделены В.В. Лебединским на основе положений Л С   Выготского):

  • функциональная локализация нарушения - выявляется вид нарушения: общий дефект или "частный дефект". Первый обусловлен регуляторными  системами,   второй   -   недостаточностью  отдельных функций. Нарушения регуляторных систем в определенной степени влияют на все аспекты психического развития, 
    частные   нарушения   нередко   компенсируются   сохранностью регуляторных или других систем;
  • время поражения - определяется характер нарушения психического развития: чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление "недоразвития психических функций", чем позднее — тем более возможны повреждения с распадом структуры психических функций);
  • системное строение нарушения - характеризуются взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами: вторичное нарушение — основной объект психолого-педагогической коррекции аномального развития. Вначале основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект, 
    затем ведущую роль играют вторичные дефекты;
  • нарушения межфункциональных взаимодействий -  появляются при аномалиях психического развития.

Типы  взаимодействия психических функций  при нормальном развитии:

  • временная независимость функций — характерна для ранних этапов онтогенеза;
  • ассоциативные связи ~ чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-временной близости;
  • иерархический тип — обладает пластичностью и устойчивостью, которые  позволяют произвести компенсаторную перестройку психической функции.

Нарушения психического развития могут быть вызваны как биологическими факторами (темперамент, зачатки способностей, особенности протекания внутриутробного периода патология родов), так и социальными (среда, неблагоприятные условия воспитания и др.). Л.С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие данных факторов в процессе развития.

5. Развитие психики аномальных  детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка (вывод, сделанный Л.С. Выготским).

Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Общие закономерности развития психики.

  • цикличность психического развития (сложная организация во 
               времени);
  • неравномерность психического развития  (обусловлена активным созреванием мозга в определенные периоды, а также тем, что отдельные психические функции развиваются на базе ранее сформированных);
  • пластичность нервной системы (на этом основана способность к компенсации);
  • соотношение биологических и социальных факторов.

Особенности развития психики: необратимость изменений; их направленность; закономерный характер.

6. Закономерности, общие для всех  типов аномального развития:

  • снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;
  • трудность словесного опосредствования;
  • замедление процесса формирования понятий.

Существуют  также специфические закономерности, характерные для всех нарушений физического или сенсорного развития. Пример: при умственной отсталости, общем недоразвитии и задержке психического развития наблюдается ретардация — незавершенность формирования психических функций данного периода.

Наблюдаются закономерности, характерные только для конкретного вида нарушения. Пример: при нарушениях слуха у детей компоненты психики развиваются в иных пропорциях, чем у слышащих сверстников.

Информация о работе Лекции по "Специальной педагогике"