Выявлением возможных
факторов риска занимаются акушеры-гинекологи
в медико-генетической или женской
консультации при первичном обращении
будущих родителей.
Прогнозирование рождения
ребёнка с отклонениями в развитии
первые 12 недель беременности; предупреждение рождения больного младенца – от
12 недель до родов.
Специалисты осуществляют
выбор оптимальной тактики родов;
в первые часы жизни ребёнка проводят
его обследование для уточнения
состояния здоровья.
Домашние условия более
предпочтительны в организации лечебно- профилактических мер и ухода
за ребёнком.
- Медицинская реабилитация:
- использование имеющихся
возможностей современной медицины
для восстановления до удовлетворительного
уровня нарушенных функций;
- стимуляция восстановительных
и компенсаторных процессов;
- формирование и развитие
возможностей приспособления больного
к новым условиям существования;
- оказание ему медицинской
помощи в восстановлении и
или развитии профессиональных
навыков с учетом специфики
нарушения.
В реабилитационной работе используются единые организационно-
методические подходы:
- для установления
степени нарушений органов и
систем организма;
- определение трудоспособности
и трудового прогноза;
- разработки плана
восстановительных мероприятий.
Содержание
реабилитации:
- медикоментозное лечение;- фототерапия;-
терапия физическими средствами;- трудотерапия;-
арттерапия;- восстановительное оперативное
вмешательство;- протезирование, ортезирование;-
санаторно-курортное лечение;- физическая
реабилитация протезированных лиц.
3. Этапы реабилитационного процесса:
1 этап – восстановительное
лечение в стационаре (1-3 мес.);
2 этап – реадаптация,
приспособление к условиям существования;
3 этап – реабилитация,
возвращение к обычной деятельности;
у детей – полное или частичное
преодоление дефекта, компенсация, коррекционно-педагогическая
помощь в профилактических целях.
4. Принципы
реабилитационной программы: своевременность, непрерывность; комплексность,
разносторонний характер, однонаправленность;
индивидуальный подход; профориентация
и трудоустройство (для взрослых), адаптация
к деятельности (для детей).
Чтобы уменьшить число
лиц с ограниченными возможностями
жизнедеятельности, необходимо: совершенствование
профилактических мер, абилитационных
и реабилитационных мероприятий; ранняя
диагностика; качественное повышение медицинского
сопровождения коррекционного-образовательного
процесса.
Предмет и задачи
специальной психологии
- Специальная психология, или психология аномального развития, - отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы.
Предмет специальной
психологии – аномалии человеческого развития
В спец.психологии выделяются следующие отрасли: тифлопсихология,
сурдопсихология, олигофренопсихология,
патопсихология (психология распада психической
деятельности).
Задачи специальной
психологии:
- выявление общих и специфических закономерностей
психического развития аномального ребенка
в сравнении с нормально развивающимся;
- изучение особенностей развития отдельных
видов познавательной деятельности людей
с различными типами нарушений;
- изучение закономерностей развития
личности человека с ограниченными возможностями
жизнедеятельности;
- разработка диагностических методики
и способов психологической коррекции
различных типов нарушений психического
развития;
- изучение психологических проблем интеграции
и интегрированного обучения;
- психологическое обоснование наиболее
эффективных путей и методов педагогического
воздействия на психическое развитие
детей и взрослых с различными типами
нарушений.
Основные понятия и проблемы специальной
психологии
- Определение компенсации функций
- Типы компенсации психических функций
- Теории компенсации
- Типы нарушения психического развития
- Общие закономерности психического развития
- Закономерности аномального развития
1. Проблема компенсации функций является основной для специальной
педагогики.
Компенсация психических функций — возмещение недоразвитых
или нарушенных психических функций путем
использования сохранных или перестройки
частично нарушенных.
При
этом возможно вовлечение в ее реализацию
новых нервных структур, ранее не участвовавших
в осуществлении данных функций. Эти
структуры функционально объединяются
на основе выполнения общей задачи.
2. Существуют два типа компенсации психических
функций.
- внутрисистемная, осуществляемая за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур;
-
межсистемная, связанная с перестройкой функциональной системы и включением в работу новых нервных элементов и других нервных структур.
У человека наблюдаются
оба типа компенсации. Они имеют большое значение в случаях
преодоления врожденных или рано возникших
дефектов развития.
3. Теории компенсации:
- по А. Адлеру;
- по Л.С. Выготскому.
А.
Адлер:
- компенсация — повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некоторый недостаток, реальный или мнимый;
- формирование личности происходит в основном в первые 5 лет жизни ребенка;
- человек — биологически не приспособленное существо с изначальным ощущением неполноценности, которое усиливается при наличии физического или сенсорного дефекта, являющегося стимулом к сверхкомпенсации;
- основной психологический закон превращения органической неполноценности: через субъективное чувство малоценности —в стремлении к компенсации и сверхкомпенсации, представляющих собой механизмы и средства нейтрализации и преодоления комплекса неполноценности.
Л.С.
Выготский:
- компенсация — синтез биологического и социального факторов;
- включение аномальных детей в разнообразную социально значимую деятельность, создание активных и действенных форм детского опыта;
-
понятие структуры дефекта: первичное нарушение влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка; многие вторичные отклонения (при разной первичной причине) проявляются в младенческом, раннем и дошкольном возрасте, носят, как правило, системный характер
и меняют всю структуру психического развития ребенка;
- подчинение специального воспитания социальному, их взаимозависимость;
- включение людей с различными нарушениями в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества;
- «частные дефекты не делают еще носителя их дефективным»;
- компенсаторные возможности полностью раскрываются при условии осознания индивидом имеющегося дефекта, уровень компенсации определяется характером и степенью дефекта, резервными силами организма, а также социальными условиями.
4. Типы
нарушений психического развития (по В.В. Лебединскому):
• недоразвитие - ранее время
поражения, незрелость мозга.
Пример: умственная
отсталость, психические функции недоразвиты, вынужденная
недостаточность высших психических функций
- мышления, речи;
- задержанное развитие — замедление темпов формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией наиболее ранних возрастных этапах, мозаичность поражения — наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохраненные;
- поврежденное развитие — более позднее, после 2—3 лет, патологическое воздействие на мозг. Пример — органическая деменция: расстройства эмоциональной сферы и личности, нарушения целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта;
- дефицитарное развитие — тяжелые нарушения отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата;
- искаженное развитие. Пример - ранний детский аутизм: нарушение последовательности развития функций;
- дисгармоническое развитие - диспропорциональность психики
в ее эмоционально-волевой сфере. Пример - психопатия.
Параметры,
определяющие тип нарушения психического
развития
(выделены В.В. Лебединским
на основе положений Л С Выготского):
- функциональная локализация нарушения - выявляется вид нарушения: общий дефект или "частный дефект". Первый обусловлен регуляторными системами, второй - недостаточностью отдельных функций. Нарушения регуляторных систем в определенной степени влияют на все аспекты психического развития,
частные нарушения нередко компенсируются сохранностью регуляторных или других систем;
- время поражения - определяется характер нарушения психического развития: чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явление "недоразвития психических функций", чем позднее — тем более возможны повреждения с распадом структуры психических функций);
- системное строение нарушения - характеризуются взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами: вторичное нарушение — основной объект психолого-педагогической коррекции аномального развития. Вначале основным препятствием к обучению и воспитанию является первичный дефект,
затем ведущую роль играют вторичные дефекты;
- нарушения межфункциональных взаимодействий
- появляются при аномалиях психического развития.
Типы
взаимодействия психических функций
при нормальном развитии:
- временная независимость функций — характерна для ранних этапов онтогенеза;
- ассоциативные связи ~ чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-временной близости;
- иерархический тип — обладает пластичностью и устойчивостью, которые позволяют произвести компенсаторную перестройку психической функции.
Нарушения психического
развития могут быть вызваны как биологическими факторами (темперамент, зачатки способностей, особенности протекания
внутриутробного периода патология родов),
так и социальными (среда, неблагоприятные
условия воспитания и др.). Л.С.
Выготский подчеркивал единство и взаимодействие
данных факторов в процессе развития.
5.
Развитие психики аномальных
детей подчиняется тем
же основным закономерностям, которые
обнаруживаются в развитии нормального
ребенка (вывод, сделанный Л.С. Выготским).
Психическое развитие — это закономерное изменение
психических процессов во времени, выраженное
в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Общие закономерности развития психики.
- цикличность психического развития (сложная организация во
времени);
- неравномерность психического развития (обусловлена активным созреванием мозга в определенные периоды, а также тем, что отдельные психические функции развиваются на базе ранее сформированных);
- пластичность нервной системы (на этом основана способность к компенсации);
- соотношение биологических и социальных факторов.
Особенности развития психики: необратимость изменений;
их направленность; закономерный характер.
6. Закономерности, общие для всех
типов аномального развития:
- снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;
- трудность словесного опосредствования;
- замедление процесса формирования понятий.
Существуют
также специфические
закономерности, характерные для всех
нарушений физического или сенсорного
развития. Пример: при умственной отсталости,
общем недоразвитии и задержке психического
развития наблюдается ретардация — незавершенность
формирования психических функций данного
периода.
Наблюдаются закономерности,
характерные только для конкретного вида
нарушения. Пример: при нарушениях слуха
у детей компоненты психики развиваются
в иных пропорциях, чем у слышащих сверстников.