Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:19, курс лекций
Понятие и разделы специальной педагогики
Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики
Основные термины специальной педагогики
...
Словарь терминов
Выявлением возможных факторов риска занимаются акушеры-гинекологи в медико-генетической или женской консультации при первичном обращении будущих родителей.
Прогнозирование рождения ребёнка с отклонениями в развитии первые 12 недель беременности; предупреждение рождения больного младенца – от 12 недель до родов.
Специалисты осуществляют
выбор оптимальной тактики
Домашние условия более
предпочтительны в организации
- использование имеющихся
возможностей современной
- стимуляция восстановительных и компенсаторных процессов;
- формирование и развитие
возможностей приспособления
- оказание ему медицинской помощи в восстановлении и или развитии профессиональных навыков с учетом специфики нарушения.
В реабилитационной работе используются единые организационно- методические подходы:
- для установления степени нарушений органов и систем организма;
- определение трудоспособности и трудового прогноза;
- разработки плана восстановительных мероприятий.
Содержание реабилитации:
- медикоментозное лечение;- фототерапия;- терапия физическими средствами;- трудотерапия;- арттерапия;- восстановительное оперативное вмешательство;- протезирование, ортезирование;- санаторно-курортное лечение;- физическая реабилитация протезированных лиц.
3. Этапы реабилитационного процесса:
1 этап – восстановительное лечение в стационаре (1-3 мес.);
2 этап – реадаптация,
приспособление к условиям
3 этап – реабилитация,
возвращение к обычной
4. Принципы реабилитационной программы: своевременность, непрерывность; комплексность, разносторонний характер, однонаправленность; индивидуальный подход; профориентация и трудоустройство (для взрослых), адаптация к деятельности (для детей).
Чтобы уменьшить число
лиц с ограниченными
Предмет и задачи специальной психологии
Предмет специальной психологии – аномалии человеческого развития
В спец.психологии выделяются следующие отрасли: тифлопсихология, сурдопсихология, олигофренопсихология, патопсихология (психология распада психической деятельности).
Задачи специальной психологии:
- выявление общих и специфических закономерностей психического развития аномального ребенка в сравнении с нормально развивающимся;
- изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности людей с различными типами нарушений;
- изучение закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности;
- разработка диагностических методики и способов психологической коррекции различных типов нарушений психического развития;
- изучение психологических проблем интеграции и интегрированного обучения;
- психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.
Основные понятия и проблемы специальной психологии
1. Проблема компенсации функций является основной для специальной педагогики.
Компенсация психических функций — возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных.
При этом возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, ранее не участвовавших в осуществлении данных функций. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи.
2. Существуют два типа компенсации психических функций.
У человека наблюдаются оба типа компенсации. Они имеют большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития.
3. Теории компенсации:
А. Адлер:
Л.С. Выготский:
4. Типы нарушений психического развития (по В.В. Лебединскому):
• недоразвитие - ранее время поражения, незрелость мозга.
Пример: умственная отсталость, психические функции недоразвиты, вынужденная недостаточность высших психических функций - мышления, речи;
Параметры,
определяющие тип нарушения психического
развития
(выделены В.В. Лебединским
на основе положений Л С Выготского):
Типы взаимодействия психических функций при нормальном развитии:
Нарушения психического развития могут быть вызваны как биологическими факторами (темперамент, зачатки способностей, особенности протекания внутриутробного периода патология родов), так и социальными (среда, неблагоприятные условия воспитания и др.). Л.С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие данных факторов в процессе развития.
5. Развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка (вывод, сделанный Л.С. Выготским).
Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Общие закономерности развития психики.
Особенности развития психики: необратимость изменений; их направленность; закономерный характер.
6. Закономерности, общие для всех типов аномального развития:
Существуют также специфические закономерности, характерные для всех нарушений физического или сенсорного развития. Пример: при умственной отсталости, общем недоразвитии и задержке психического развития наблюдается ретардация — незавершенность формирования психических функций данного периода.
Наблюдаются закономерности, характерные только для конкретного вида нарушения. Пример: при нарушениях слуха у детей компоненты психики развиваются в иных пропорциях, чем у слышащих сверстников.