Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:19, курс лекций
Понятие и разделы специальной педагогики
Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики
Основные термины специальной педагогики
...
Словарь терминов
Принципы специального образования
- принцип педагогического оптимизма – раскрытие потенциальных возможностей лиц с особыми образовательными потребностями, опора на идею Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития»;
- принцип ранней
педагогической помощи – обеспе
- принцип коррекционно-
- принцип социально-
- принцип развития мышления, языка и коммуникации как средства спец.образования – удовлетворение потребности в коррекицонно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения;
- принцип деятельностного
подхода в обучении и
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода – организация спец.образовательного процесса на основе учета индивидуальных и специфических особенностей ребенка;
- принцип необходимости специального педагогического руководства – осуществление организационно-управленческих функций в спец.образовательном процессе высокопрофессиональными специальными педагогами.
Методы и технологии специального образования
1. Методы обучения
1. Метод обучения — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования (определение И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина).
Методы специального образования — это психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями (Н.М. Назарова).
Методы обучения включают разнообразные приемы, которые являются их составными частями.
По классификации Ю.К. Бабанского, в процессе обучения детей с отклонениями в развитии используются следующие методы:
К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности относятся:
Методы стимулирования и мотивации учения:
Методы контроля и самоконтроля — различные варианты проверки знаний: устная, письменная и др.
2. В практике специального образования обще педагогические методы используются в определенном сочетании друг с другом. Ведущий на каком-либо этапе обучения метод дополняется другими способами взаимодействия учителя и учеников.
Отбор методов специального образования должен проводиться в соответствии с природой образовательных потребностей детей:
3. Методы воспитания ~ совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.
По А.С. Макаренко, - "инструмент прикосновения к личности".
Прием воспитания - составная часть или отдельная сторона метода.
Методы и приемы воспитания тесно связаны между собой, но в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы.
Средства воспитания - целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач.
По классификации Г.И. Щукиной выделяются следующие группы методов воспитания:
4. На практике методы воспитания выступают в сложном, а иногда и противоречивом взаимодействии. Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств и форм организации воспитательного процесса. Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, насколько воспитатель учитывает:
Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребенка определенного возраста.
Н.М. Назарова отмечает, что наиболее доступны для детей с отклонениями в развитии (нарушения интеллекта, задержка психического развития, речевые и слуховые недостатки) такие методы:
Приучение и упражнение целесообразно сочетать с объяснением, беседой, инструктажем, примером и т. п.
Воспитательные возможности беседы, рассказа, разъяснения на начальных этапах специального образования имеют ограниченный характер в силу речевого недоразвития, интеллектуальной недостаточности, бедности социального опыта детей, имеющих отклонения в развитии. В этом случае более эффективным является метод примера.
Методы
стимулирования поведения и деятельности
детей с особыми образовательными
потребностями должны применяться обоснованно, в соответствии
с воспитывающей ситуацией, с учетом требований индивидуально-
В подростковом и юношеском возрасте педагогически целесообразны методы формирования сознания личности и методы стимулирования.
Согласно ст. 15 Закона РФ "Об образовании" применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам недопустимо.
5. Педагогическая технология пред
Педагогическая технология обеспечивает возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развитии их личностных свойств и нравственных качеств. Она — организационно-методический инструментарий педагогического процесса и не существует в отрыве от его общей методологии, целей и содержания.
Педагогическая технология реализуется в конкретных технологических процессах.
Разработка оригинальных педагогических технологий является в настоящее время одним из самых перспективных направлений развития специальной педагогики.
Профессиональная деятельность и личность педагога системы
специального образования
1.Понятие МСП-патронтажа.
2.Осуществление МСП-патронтажа.
3.Направление деятельности системы МСП-патронтажа.
1. Патронаж — это особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности (по определению Л.И. Аксеновой).
Медико-социально-
предполагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитационной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями в развитии и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. МСП-патронаж как особый вид помощи включает:
2. МСП-патронаж осуществляется ра
Базовая
основа — психолого-медико-
МСП-патронаж формируется как часть системы специального образования, взаимодействуя с научно-методическими учреждениями, образовательными структурами, учреждениями здравоохранения и социальными службами.
3.
Основные направления
Основные виды специальных школ для детей с различными нарушениями развития
- Закон РФ «Об образовании»;
- Закон РФ «О социальной защите инвалидов»;
- Семейный кодекс РФ;
- Постановление Правительства
РФ «Об утверждении Типового
положения о специальном (