Лекции по "Специальной педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:19, курс лекций

Краткое описание

Понятие и разделы специальной педагогики
Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики
Основные термины специальной педагогики
...
Словарь терминов

Файлы: 1 файл

Spets_psikhologia.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

 

Принципы специального образования

 

  1. Принципы специального образования – это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями.
  2. Основные принципы спец.психологии:

- принцип педагогического  оптимизма – раскрытие потенциальных возможностей лиц с особыми образовательными потребностями, опора на идею Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития»;

- принцип ранней  педагогической помощи – обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонения ребенка для определения его образовательных потребностей;

- принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования – требует гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности;

- принцип социально-адаптирующей  направленности образования – подчиненность специального воспитания социальному развитию;

- принцип развития мышления, языка и коммуникации как средства спец.образования – удовлетворение потребности в коррекицонно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения;

- принцип деятельностного  подхода в обучении и воспитании  – определение подходов к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в процессе которой появляются психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка;

- принцип дифференцированного  и индивидуального подхода – организация спец.образовательного процесса на основе учета индивидуальных и специфических особенностей ребенка;

- принцип необходимости  специального педагогического руководства – осуществление организационно-управленческих функций в спец.образовательном процессе высокопрофессиональными специальными педагогами.

 

Методы  и технологии специального образования

1. Методы обучения                                                                 2. Использование методов обучения на практике                           3. Методы воспитания                                                                   4. Особенности реализации методов воспитания                     5. Понятие педагогической технологии

1. Метод обучения — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования (определение И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина).

Методы специального образования — это психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями (Н.М. Назарова).

Методы обучения включают разнообразные приемы, которые являются их составными частями.

По классификации Ю.К. Бабанского, в процессе обучения детей с отклонениями в развитии используются следующие методы:

  • организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  • стимулирования и мотивации учения;
  • контроля и самоконтроля.

К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности относятся:

  • перспективные — передача и восприятие учебной информации посредством чувств;
  • словесные — лекция, рассказ, беседа;
  • наглядные — демонстрация, иллюстрация;
  • практические — упражнения, опыты;
  • логические — индуктивные, дедуктивные, аналогии;
  • гностические — организация  и  осуществление  мыслительных операций — проблемно-поисковые, репродуктивные, исследовательские;
  • самоуправления учебными действиями — самостоятельная работа с книгой, приборами.

Методы  стимулирования и мотивации учения:

  • формирование интереса к учению — познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуаций занимательности, эмоциональных переживаний;
  • формирование долга и ответственности в учении - поощрение, порицание и др.

Методы  контроля и самоконтроля — различные варианты проверки знаний: устная, письменная и др.

2. В практике специального образования обще педагогические методы используются в определенном сочетании друг с другом. Ведущий  на  каком-либо этапе обучения  метод дополняется другими способами взаимодействия учителя и учеников.

Отбор методов специального образования должен проводиться в соответствии с природой образовательных потребностей детей:

  • на начальной стадии могут быть ведущими наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения;
  • словесные методы применяются на начальных этапах обучения лишь в качестве дополнительных — вследствие нарушения развития речи при любых отклонениях. В качестве ведущих используются на более поздних этапах овладения материалом в сочетании с наглядными и практическими;
  • логические и гностические методы используются ограниченно — из-за преобладания наглядных видов мышления у детей, имеющих отклонения в развитии;
  • сочетание наглядных и практических методов повышает эффективность коррекционно-педагогической работы.

3. Методы воспитания ~ совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.

По А.С. Макаренко, - "инструмент прикосновения к  личности".

 Прием воспитания - составная часть или отдельная сторона метода.

Методы и  приемы воспитания тесно связаны  между собой, но в зависимости  от  педагогической  ситуации  могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы.

Средства воспитания - целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач.

По классификации Г.И. Щукиной выделяются следующие группы методов воспитания:

  •  формирование сознания личности - рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, эстетическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;
  • организация деятельности и формирование опыта общественного поведения - упражнение,  приучение,  педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;
  • стимулирование поведения и деятельности ~ соревнование, поощрение, наказание.

4. На практике методы воспитания выступают в сложном, а иногда и противоречивом взаимодействии. Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств и форм организации воспитательного процесса. Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, насколько воспитатель учитывает:

  • закономерности и движущие силы воспитания;
  • индивидуально-типологические особенности и уровень воспитанности детей;
  • природу конкретных педагогических ситуаций, в которых оказался ребенок.

Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребенка определенного возраста.

Н.М. Назарова отмечает, что наиболее доступны для детей с отклонениями в развитии (нарушения интеллекта, задержка психического развития, речевые и слуховые недостатки) такие методы:

  • упражнение;
  • приучение;
  • воспитывающие ситуации,
  • арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства).

Приучение и  упражнение целесообразно сочетать с объяснением, беседой, инструктажем, примером и т. п.

Воспитательные  возможности беседы, рассказа, разъяснения на начальных этапах специального образования имеют ограниченный характер в силу речевого недоразвития, интеллектуальной недостаточности, бедности социального опыта детей, имеющих отклонения в развитии. В этом случае более эффективным является метод примера.

Методы  стимулирования поведения и деятельности детей с особыми образовательными потребностями должны применяться обоснованно, в соответствии с воспитывающей ситуацией, с учетом требований индивидуально-дифференцированного подхода к личности ребенка. Так, не следует злоупотреблять поощрением, в противном случае оно может породить зазнайство и самоуспокоенность.

В подростковом и юношеском возрасте педагогически  целесообразны методы формирования сознания личности и методы стимулирования.

Согласно  ст. 15 Закона РФ "Об образовании" применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам недопустимо.

5. Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств (по Б.Т. Лихачеву).

Педагогическая технология обеспечивает возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развитии их личностных свойств и нравственных качеств. Она — организационно-методический инструментарий педагогического процесса и не существует в отрыве от его общей методологии, целей и содержания.

Педагогическая  технология реализуется в конкретных технологических процессах.

Разработка  оригинальных педагогических технологий является в настоящее время одним из самых перспективных направлений развития специальной педагогики.

 

Профессиональная  деятельность и личность педагога системы 

специального  образования

 

1.Понятие МСП-патронтажа.

2.Осуществление МСП-патронтажа.

3.Направление деятельности системы МСП-патронтажа.

1. Патронаж — это особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности (по определению Л.И. Аксеновой).

Медико-социально-педагогический  патронаж  (МСП-патронаж)

предполагает  широкий спектр долгосрочных мер  комплексной реабилитационной  помощи,  ориентированных  на семью ребенка с отклонениями в развитии и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. МСП-патронаж как особый вид помощи включает:

  • диагностику;
  • информационный поиск;
  • помощь в выборе образовательного маршрута;
  • проектирование индивидуальных реабилитационных программ;
  • первичную помощь в реализации планов.

2. МСП-патронаж осуществляется различными психолого-педагогическими медико-социальными учреждениями и службами — как государственными, так и негосударственными (общественные объединения, ассоциации, благотворительные фонды).

Базовая основа — психолого-медико-педагогические комиссии, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения.

МСП-патронаж формируется как часть системы специального образования, взаимодействуя с научно-методическими учреждениями, образовательными структурами, учреждениями здравоохранения и социальными службами.

3. Основные направления деятельности  системы МСП-патронажа (Л.И. Аксенова):

  • помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута (с привлечением возможностей государственных и негосударственных образовательных структур);
  • разработка и реализация коррекционно-развивающих программ в работе с детьми,  которые находятся вне образовательного пространства;
  • реализация  специальных   программ  для  обучения   родителей включение их в коррекционно-педагогический процесс;
  • обеспечение целостного мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации ребенка;
  • содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов (создание вариативных инновационных форм обучения и социализации детей);
  • реализация современных педагогических технологий (в сфере специального образования);
  • поддержка общественно-педагогических инициатив (правовое регулирование свободного развития ребенка);
  • сотрудничество со средствами массовой информации.
  • Таким образом, МСП-патронаж в современных условиях представляет собой новую модель комплексной поддержки аномального ребенка в условиях семьи.

 

Основные виды специальных школ для детей с  различными нарушениями развития

 

  1. Организацию обучения и воспитания детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями регулируют следующие документы:

- Закон РФ «Об образовании»;

- Закон РФ «О социальной  защите инвалидов»;

- Семейный кодекс РФ;

- Постановление Правительства  РФ «Об утверждении Типового  положения о специальном (коррекционном)  образовательном учреждении для  обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

Информация о работе Лекции по "Специальной педагогике"