Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:19, курс лекций
Понятие и разделы специальной педагогики
Субъект, объект, предмет, цели и задачи специальной педагогики
Основные термины специальной педагогики
...
Словарь терминов
Компенсация – сложный многоуровневый процесс, включающий восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций.
Коррекционная педагогика – отрасль педагогической науки, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы и средства образования, воспитания и коррекции детей и взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии.
Коррекция – система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении и детей
Лицо с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования
Лицо с особыми образовательными потребностями – лицо, нуждающееся в спец. педагогической поддержке и специфических методах образования, позволяющих преодолевать ограничения и затруднения, вызванные отклонениями в развитии;
Недостаток – физический или психический недостаток,
подтвержденный психолого-медико-
Объект специальной педагогики – специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями (в качестве социокультурного, педагогического феномена)
Психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе числе аутизм, последствия повреждения мозга, в том числе УО, ЗПР, создающие трудности в обучении
Реабилитация – применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей
Сложный недостаток – совокупность физических и (или) психологических недостатков
Социализация – формирование способностей личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения его социальных ценностей и способов социально положительного поведения. В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения
Специальная педагогика – это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых затруднительно или невозможно образование в обычных педагогических условиях, при помощи общепедагогических методов и средств
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение – образовательное учреждение для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Специальное образование – дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия
Специальные условия для получения образования – условия обучения
( воспитания), в том
числе спец.образовательные
Субъект специальной педагогики - человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности
Тяжелый недостаток – физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственным образовательными стандартами ( в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний и навыков
Физический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание
II. Специальное образование лиц с особыми образовательными способностями
Культура профессионального общения – умение организовать правильные взаимоотношения с детьми, их родителями, коллегами;
Мастерство педагога – это высокий уровень творческого овладения современным арсеналом средств психолого-педагогического воздействия; эффективное применение их в процессе всей деятельности.
Метод обучения - система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования
Методы специального образования - это психолого-педагогические способы помощи в становлении и развитии личности человека с ограниченными возможностями
Педагогическая зоркость – способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка;
Педагогическая направленность – собирательное свойство личности педагога, представляющее собой комплекс психологических установок на работу с детьми, имеющими отклонения в развитии, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;
Педагогическая рефлексия – самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
Педагогическая техника – необходимая составная часть педагогического мастерства.
Педагогический оптимизм – основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями, в результативность специального образовательного процесса;
Педагогический такт – чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом. Тактичность педагога в том, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании – определение подходов к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в процессе которой появляются психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка;
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода – организация специального образовательного процесса на основе учета индивидуальных и специфических особенностей ребенка
Принцип коррекционно-компенсирующей
направленности образования – требует
гибкого соответствия коррекционно-педагогических
технологий и индивидуально-
Принцип необходимости специального педагогического руководства -осуществление организационно-управленческих функций в специальном образовательном процессе высокопрофессиональными специальными педагогами
Принцип педагогического оптимизма – раскрытие потенциальных возможностей лиц с особыми образовательными потребностями, опора на идею Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития»;
Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средства специального образования – удовлетворение потребности в коррекицонно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения;
Принцип ранней педагогической помощи – обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонения ребенка для определения его образовательных потребностей;
Принцип социально-адаптирующей направленности образования – подчиненность специального воспитания социальному развитию;
Принципы специального образования – это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями.
Урок — ключевой компонент классно-урочной системы организации обучения, законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (звено, этап, элемент) учебного процесса.
Эмпатия – способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;
III. Современная система специальных образовательных учреждений
Дезаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации
Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья
Инвалидность – постоянная или длительная, полная или частичная потеря трудоспособности; частичная или полная неспособность выполнять какую-либо социальную, производственную или иную деятельность
Патронаж – 1.Оказание медико-социальной помощи одиноким и престарелым больным; 2. Форма профилактической работы, заключающаяся в обследовании условий труда и быта лиц, находящихся на учете, проведение на дому оздоровительных (иногда и лечебных) мероприятий
IV. Педагогические системы специального образования с различными отклонениями в развитии
Абсолютная (тотальная) слепота - полностью на оба глаза выключены зрительные ощущения;
Аграфия - полное нарушение процесса письма
Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Один из наиболее тяжелых и сложных дефектов.
Алексия- полная неспособность овладеть чтением
Амблиопия – понижение зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора; наиболее частая причина — косоглазие.
Аутизм (от греч. autos - сам) - состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности или затруднениями в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.
Аутистические фантазии - результат осознания ребенком в той или иной мере своей несостоятельности, иногда — следствие нарушения сферы влечений и интересов
Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Выделяют несколько форм, в основе которых - нарушение понимания речи или ее производства.
Афония - полное отсутствие
Глухота - полное отсутствие слуха или резкая степень его снижения, при которой восприятие речи невозможно. Глубокое, стойкое двустороннее нарушение, приобретенное в раннем детстве или врожденное
Деменция – нарушение сформировавшего интеллекта. Она возникает в результате травм головного мозга, различных заболеваний (менингита, энцефалита и т.п.). Интеллектуальный дефект при деменции необратим, т.к. произошел распад уже сформировавшихся психических функций
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
Дисграфия - частичное расстройство процессов письма
Дислалия - нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации (обеспеченности) речевого аппарата
Дислексия - частичное нарушение чтения называется
Дисфония - частичное отсутствие голоса
Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
ЗПР – замедление темпа созревания различных психических функций, отставание в развитии психической деятельности. (сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности ( Е.А.Екжанова)).
Ламбдацизм - недостаток произношения звуков л - л'
Логопедия (греч. logos — слово + paideia - воспитание, обучение) - педагогическая наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении средствами специального обучения и воспитания.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне (звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Олигофрения – стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности, возникающее вследствие поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза (эмбриональном, дородовом, природовом, послеродовом до возраста 1,5 – 2 года).
Олигофренопедагогика – одна из отраслей спец.педагогики, разрабатывающая проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации УО детей.
Паралич - потеря двигательной функции какой-либо мышцей или группой мышц вследствие поражения нервной системы
Парез - неполный паралич, ослабление функции какой-либо мышцы или группы мышц вследствие поражения нервной системы.
Практическая слепота - наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется светоощущение или форменное видение.
Риноналия - нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.