Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:25, курс лекций
1. Объект, предмет и задачи социальной педагогики.
2. Связь социальной педагогики с другими науками.
3. Методологические основы социальной педагогики.
4. Принципы социальной педагогики.
5. Понятийно-категориальный аппарат социальной педагогики.
6. Сущность, содержание и задачи процесса социализации человека.
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Оглавление
1. Объект, предмет и задачи социальной педагогики. 2
2. Связь социальной педагогики с другими науками. 3
3. Методологические основы социальной педагогики. 3
4. Принципы социальной педагогики. 4
5. Понятийно-категориальный аппарат социальной педагогики. 5
6. Сущность, содержание и задачи процесса социализации человека. 5
7. Человек, как субъект, объект и жертва социализации. 5
8. Механизмы социализации. 5
9. Институты социализации. 5
10. Институты и факторы социализации. 5
11. Агенты, этапы и средства социализации. 6
12. Воспитание как социальный институт, сущность и задачи социального воспитания. 6
13. Факторы и условия социального воспитания. 6
14. Методы, средства и технологии социального воспитания. 6
15. Социальная среда как фактор социализации. 6
16. Личность как субъект социализации. 6
17. Роль государства в процессе социализации человека. 6
18. Особенности религиозного воспитания. 6
19. Проблемы профессионализма социального педагога. 6
20. Особенности работы социального педагога. 6
21. Современные социальные проблемы детей и подростков в России. 6
22. Особенности современной семьи в России. 7
23. Проблемные семьи и работа с ними. 7
24. Функции и принципы работы социального педагога. 7
25. Методы социальной работы с семьей. 7
26. Формы социальной работы с семьей. 7
27. Модели и алгоритмы работы с семьей. 7
28. Сущность и виды социально-психологической помощи. 7
29. Диагностика семьи. 7
30. Учреждения и службы, работающие с семьей. 7
Термин предложил немецкий педагог Ф.А.В. Дитервег в середине XIX в.
Социальная педагогика изучает в теоретическом и прикладном аспектах социализацию человека под влиянием среды до вступления в период взрослости. При этом она охватывает проблемы социального воспитания (как специально организованного, так и спонтанного), а также самовоспитание и самосовершенствование человека, рассматриваемые и как условие, и как результат эффективного социального воспитания.
Социальная педагогика описывает педагогические закономерности взаимодействия среды и личности, раскрывая влияние конкретных социально-культурных условий среды на процессе становления личности.
Социальная педагогика исследует пути социализации молодого поколения посредством организации социального воспитания.
Цель этой отрасли педагогики – обеспечить научную базу повышения качества и эффективности социально-педагогического содействия в оптимизации взаимодействия человека и общества
В широком значении социальная педагогика охватывает все сферы педагогического познания и деятельности в отношении содержания и средств социализации личности. Узкое значение социальной педагогики ограничивается разработкой содержания и методики социального воспитания индивидов и групп.
Объект социальной педагогики –– взаимоотношения развивающейся личности и социальной среды в процессе социального воспитания.
Предмет социальной педагогики –– процесс социального взаимодействия человека и общества, в ходе которого происходит воспитание и социализация подрастающего поколения.
Можно сказать, что социальная педагогика изучает социализацию под влиянием внешней среды.
Проблемы, которые решает социальная психология
Социальная педагогика изучает закономерности социального взаимодействия
Содержание деятельности социального педагога состоит в содействии развивающейся личности в социализации и улучшение ее взаимодействия с окружающим социумом.
Социализация – процесс усвоения ценностей, норм поведения и отношений с окружающим социумом, в результате человек становится полноправным членом социума.
Задачи социальной педагогики как науки:
Социальная педагогика создает систему социального воспитаний развивающейся личности, конструктивно взаимодействуя с другими науками.
Достижения фундаментальной философии позволяют социальной педагогике выстраивать собственную методологическую и мировоззренческую базу и на этой основе адекватно современным тенденциям интерпретировать сущность и задачи, принципы и функции социального воспитания.
Этика дает представление о путях нравственного формирования человека.
Социальная философия отражает динамику общественных процессов, анализирует новые экономические, политические, семейные, национальные и религиозные отношения.
Психология особенно важна для социальной педагогики, поскольку на основе результатов ее исследований сознания и поведения развивающейся личности стоит система социального воспитания и социализации.
Экономика и политика самым непосредственным образом влияют на процессы социализации развивающейся личности через законодательство и инвестиции.
Физиология представляет в распоряжение социальной педагогики сведения о функционировании систем жизнеобеспечения развивающейся личности и особенностях ее высшей нервной системы.
Социология исследует социальную среду, социальные отношения, закономерности построения социальных групп и сообществ, позволяет планировать и осуществлять процесс социализации личности, регулировать взаимоотношения в семье, учебной группе (коллективе) и пр.
Социальная работе осваивает механизмы профессиональной социальной защиты и помощи нуждающимся категориям населения через посредничество, консультирование, профилактику, координацию этой деятельности
На методологию социальной педагогики в разной степени влияют различные философские подходы
Материалистический подход (экономический детерминизм, материалистическая диалектика и пр.) сегодня утрачивают значение для развивающего влияния на личность.
Гуманистический подход (или органические теории) настаивают на уникальности личности и нацелены на максимальное раскрытие и развитие его генетически заданного потенциала.
Прагматизм (деятельность, действие, дело) - подготовка личности не к жизни вообще, а к деятельности в какой-то практической сфере и личность должна руководствоваться пользой.
Позитивизм придает значение положительному опыту, деятельности и экспериментальному знанию.
Экзистенциальный (
Неотомизм (Фома Аквинский) отдает приоритет в воспитании духовному началу. Основа воспитания – общечеловеческие добродетели, доброта, гуманизм, честность, любовь к ближнему, самопожертвование и т.п., а цель воспитания – смирение, терпение. Формирование качеств основано на религиозной вере.
Бихевиористский подход (поведение) формирует ответственного «управляемого индивида» посредством выработки поведенческих реакций. «Индустриальный человек» должен обладать такими качествами, как деловитость, организованность, дисциплинированность, предприимчивость.
Современное развитие социальной педагогики базируется на следующих принципах (А.В. Мудрик)
Принцип гуманистической направленности воспитания отдает приоритет общечеловеческим ценностям и приятию индивидуальности личности во всех ее проявлениях. Выражается в поддержке личности как субъекта собственного развития, помощи при самореализации в семье, в трудовом коллективе, государственных, социальных, правовых и общественных учреждениях.
Принцип природосообразности воспитания предполагает построение социально-педагогических теорий и практики на основе изучения задатков и способностей личности, содействия ее развитию. Этот принцип реализуется прежде всего в слитности естественных и социальных процессов, отвечающих общим законам развития природы и человека, в индивидуальном подходе к нему
Принцип кулътуросообразности сочетает общечеловеческие, общенациональные и региональные культурные ценности, представляемые личности для выбора в качестве основы ее самоопределения и саморазвития. Реализация этого принципа приобщает детей, подростков, молодежь к различным пластам культуры этноса, общества, мира.
Принцип вариативности социального воспитания исходит из многообразия и мобильности потребностей и интересов личности и общества
Принцип коллективности социального воспитания служит его организационным основанием. Это обусловлено тем, что социальное воспитание через различные коллективы дает растущему человеку социальный опыт взаимодействия с окружающими, может содействовать самопознанию, самоопределению, самореализации и самоутверждению, т.е. опыту адаптации и обособления в обществе.
Принцип центрации на развитии личности в процессе социального воспитания ориентирует, (по мысли А.В. Мудрика), на помощь и содействие ее становлению, обогащению и совершенствованию, отдавая приоритет личности перед группой и коллективом.
Принцип диалогичности социального воспитания исходит из субъект-субъектного подхода к воспитанию и предполагает, что духовно-ценностная ориентация развивающейся личности осуществляется в процессе обмена воспитателем и воспитуемым ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, социальными и пр.) различных мировых культур и конкретного общества,
Принцип незавершимости воспитания связан с незавершимостью развития личности на каждом возрастном этапе. Принцип требует признания каждого возрастного этапа не столько подготовкой к дальнейшей жизни, сколько самостоятельным и социально ценностным
Под влиянием гуманистического подхода в ряде категорий произошли некоторые изменения.
Если раньше подразумевалось активное воздействие педагогики на личность, то теперь педагог содействует.
Воспитательный процесс строится на содействии личности в своей социализации и развитии.
Социально-педагогическое влияние предполагает содействие развивающейся личности в ее социализации посредством организованного и реализуемого во взаимодействии с социальным педагогом социального воспитания.
Термин «социализация» - процесс усвоения человеком норм, правил, особенностей социума, в котором он находится, процесс приспособления человека в конкретных социальных условиях. Это и процесс обособления. Это процесс взаимосвязи.
Развитие личности – это процесс и результат изменения биологического (организм), психического (индивидуальность) и социального (личность) в человеке.
Воспитание – процесс целенаправленного влияния на индивида, людей и группы с целью формирования и развития у них социальных качеств, личностных свойств.
Термином «социализация» американский социолог Т. Парсонс обозначил процесс, который проходит каждый человек на протяжении всей жизни, начиная с момента появления на свет и заканчивая последним днем пребывания на земле, заключающийся в приобретении знаний об обществе и самом себе, развитии навыков и умений, которые позволяют ему жить в обществе, интернализация1 всей его культуры. Только так, во взаимодействии с окружающей средой, индивид становится членом общества, усваивает его нормы и ценности, овладевает социальными ролями.
При этом старшее поколение
передает младшему свои знания, формирует
умения, необходимые для
Социализация реализует две функции: