Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:25, курс лекций
1. Объект, предмет и задачи социальной педагогики.
2. Связь социальной педагогики с другими науками.
3. Методологические основы социальной педагогики.
4. Принципы социальной педагогики.
5. Понятийно-категориальный аппарат социальной педагогики.
6. Сущность, содержание и задачи процесса социализации человека.
Агенты социализации ребенка этого этапа — родители, члены и друзья семьи, близкие родственники, няни, т.е. люди, которые общаются с ребенком и заботятся о нем. В результате у ребенка формируется привязанность к другим людям.
В детстве (от трех до шести-семи лет) основная форма деятельности — ролевая игра, в процессе которой ребенок «примеряет» на себя различные социальные роли — родителей, воспитательницы, продавца и др. Семью часто дополняет новый социальный институт — дошкольное образовательное учреждение.
Число агентов социализации постепенно увеличивается, сюда подключаются сверстники, учителя, соседи, члены детских организаций, воспитатели летних лагерей, врачи и пр.
Первый подростковый период (от семи до тринадцати лет). Основная форма деятельности — учеба, Основным институтом социализации становится школа, происходит половое созревание.
Дети могут сделать главными агентами своей социализации не родителей, а сверстников. Усиливается влияние воспитательных заведений, школы, средств массовой информации.
Сложность юношеского этапа социализации (13-14 лет – 23-25 лет) обусловлен со сталкиванием с противоположными нормами морали, разнообразными системами ценностей и взглядами на мир, которые несут разные агенты социализации – родители, учителя, сверстники и т.д., Важная задачи – стремление добиться определенного статуса, завоевать авторитет и играть свою социальную роль.
Образовательную деятельность дополняют общение и досуговая деятельность. Начинается половая жизнь.
К этому периоду относится выбор профессии.
Человек чувствует себя членом общества, формируются политические убеждения.
Большую роль играет СМИ и Интернет.
Я.И. Гилинский при определении стадий социализации сделал акцент на трудовую деятельность. Он выделил стадии
Дотрудовая стадия включает два периода:
Трудовая стадия – период зрелости с условными границами. Ведущая деятельность – трудовая деятельность, образовательная деятельность.
Различия между
социализацией детей и
Послетрудовая стадия. Стадия выхода на пенсию. Проблема одиночества.
Средства социализации
Набор средств определяется социумом и его особенностями.
К средствам относится
Воспитание как социальный институт позволяет организовать усвоение членами общества культуры и социальных норм.
Главной его целью является создание условий для целенаправленной социализации членов общества. Этот процесс носит относительно социально контролируемый характер.
Виды воспитания
Воспитание осуществляется на нескольких уровнях (В.И. Гинецинский)
Сущность в том, что общество обеспечивает свое существование и развитие, дает возможность последующим поколениям путем социокультурной имитации воспроизвести культуру, выполнять социальные роли, определенные социальные функции.
Социальное воспитание нацелено на превращение личности в полноправного члена общества в процессе многоуровневого усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе и семье (правовых, экономических, гражданских и бытовых).
Главная цель социального воспитания состоит в ориентации физических, нравственных и духовных сил личности на самовоспитание принятых обществом качеств.
Социальное воспитание отличается от стихийной и относительно направляемой социализации личности социальным действием, направленным на разрешение проблем и на ответное поведение партнеров, предполагающим субъективное осмысление вариантов возможных ответных реакций.
В отличие от непрерывной социализации воспитание дискретно, поскольку искусственно организовано и ограничено местом и временным периодом.
Среди систем воспитания различают основные
Воспитание – процесс многофакт
Выделяют объективные и субъективные воспитательные факторы
Условия социального воспитания.
Планомерное создание условий для социального воспитания, по мнению А.В. Мудрика, возможно в ходе взаимодействия индивидуальных, групповых и социальных субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах:
1) организация социального опыта человека через:
2) образование посредством:
3) индивидуальная помощь человеку в процессе:
Воспитательный процесс – это профессионально организованный целостный образовательно-воспитательный процесс, характеризующийся сменой деятельности, сотрудничеством, культурным содержанием и методами его освоения. Для того чтобы воспитательный процесс дал ожидаемый устойчивый результат, необходимо взаимодействие таких его компонентов, как соответствие потребностям развивающейся личности и образовательным стандартам; правильный выбор цели, задач, методов, средств и форм организации социального воспитания; анализ результатов социально-педагогической деятельности.
Содержание, формы и методы социального воспитания зависят от возрастных особенностей человека.
Методы социального воспитания — это способы накопления развивающейся личностью позитивного социального опыта, содействующие ее самосовершенствованию, самовоспитанию и самоорганизации.
В социальном воспитании пока не выработано собственных специфических методов, в основном это наиболее продуктивные методы, применяемые в педагогике, психологии и социальной работе.
Методы воспитания проявляются: