Лекции по "Социальная педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:25, курс лекций

Краткое описание

1. Объект, предмет и задачи социальной педагогики.
2. Связь социальной педагогики с другими науками.
3. Методологические основы социальной педагогики.
4. Принципы социальной педагогики.
5. Понятийно-категориальный аппарат социальной педагогики.
6. Сущность, содержание и задачи процесса социализации человека.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА.docx

— 118.89 Кб (Скачать)

Агенты социализации ребенка этого этапа — родители, члены и друзья семьи, близкие родственники, няни, т.е. люди, которые общаются с ребенком и заботятся о нем. В результате у ребенка формируется привязанность к другим людям.

В детстве (от трех до шести-семи лет) основная форма деятельности — ролевая игра, в процессе которой ребенок «примеряет» на себя различные социальные роли — родителей, воспитательницы, продавца и др. Семью часто дополняет новый социальный институт — дошкольное образовательное учреждение.

Число агентов социализации постепенно увеличивается, сюда подключаются сверстники, учителя, соседи, члены детских организаций, воспитатели летних лагерей, врачи и пр.

 

Первый  подростковый период (от семи до тринадцати лет). Основная форма деятельности — учеба, Основным институтом социализации становится школа, происходит половое созревание.

Дети могут сделать главными агентами своей социализации не родителей, а сверстников. Усиливается влияние воспитательных заведений, школы, средств массовой информации.

Сложность юношеского этапа социализации (13-14 лет – 23-25 лет) обусловлен со сталкиванием с противоположными нормами морали, разнообразными системами ценностей и взглядами на мир, которые несут разные агенты социализации – родители, учителя, сверстники и т.д., Важная задачи – стремление добиться определенного статуса, завоевать авторитет и играть свою социальную роль.

Образовательную деятельность дополняют общение и досуговая  деятельность. Начинается половая жизнь.

К этому периоду относится  выбор профессии.

Человек чувствует себя членом общества, формируются политические убеждения.

Большую роль играет СМИ  и Интернет.

Я.И. Гилинский при определении стадий социализации сделал акцент на трудовую деятельность. Он выделил стадии

    • дотрудовую
    • трудовую
    • послетрудовую.

Дотрудовая стадия включает два периода:

    • ранняя социализация (период от рождения ребенка до его поступления в школу)
    • стадия обучения (в школе, вузе, профессиональном училище или техникуме)

Трудовая стадия – период зрелости с условными границами. Ведущая деятельность – трудовая деятельность, образовательная деятельность.

Различия между  социализацией детей и взрослых:

    1. у взрослых изменения больше во внешнем поведении, у детей – внутренние изменения, базовых ориентации
    2. взрослые могут оценивать нормы морали, а дети только способны усваивать их
    3. взрослые понимают, что между черным и белым – оттенки серого, у детей – кардинальность оценки
    4. у взрослых социализация направлена формирование навыков, умений, их совершенствование, а у детей социализация формирует мотивацию поведения.

Послетрудовая стадия. Стадия выхода на пенсию. Проблема одиночества.

Средства  социализации

Набор средств определяется социумом и его особенностями.

К средствам  относится

    • язык, речь агентов социализации
    • бытовые представления
    • продукты материальной культуры
    • элементы духовной культуры
    • традиции, обычаи
    • стиль и содержание общения в семье, группе сверстников, в образовательном учреждении
    • природная среда и т.д.
  1. Воспитание  как социальный институт, сущность и задачи социального воспитания.


Воспитание как социальный институт позволяет организовать усвоение членами общества культуры и социальных норм.

Главной его  целью является создание условий для целенаправленной социализации членов общества. Этот процесс носит относительно социально контролируемый характер.

Виды  воспитания

    • социальное воспитание
    • семейное воспитание
    • коррекционное воспитание – сглаживание дефектов развития (умственного и физического), помогает адаптироваться в социальной среде. Охватывает всю систему деятельности специальных учреждений, все формы и виды классной и внеклассной работы
    • дидссоциативное воспитание– формирует антисоциальное сознание и поведение у членов криминальных, тоталитарных и квазикультовых организаций (сообществ).
    • Религиозное (конфессиональное) воспитание

Воспитание осуществляется на нескольких уровнях (В.И. Гинецинский)

  1. Институцинальный – основывается на культурных ценностях общества, законодательной базе.  Цели воспитания определены Конституцией, Законом «Об образовании», Международной конвенцией о правах человека.
  2. Социально-психологический уровень. Он реализуется на уровне социальных групп, общественных организаций, коллективов.
  3. Межличностный уровень осуществляется в диадных взаимоотношениях: родители, учителя по отношению к ребенку
  4. Интраперсональный уровень – касается процесса самовоспитания.

Сущность в том, что  общество обеспечивает свое существование и развитие, дает возможность последующим поколениям путем социокультурной имитации воспроизвести культуру, выполнять социальные роли, определенные социальные функции.

Социальное воспитание нацелено на превращение личности в полноправного члена общества в процессе многоуровневого усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе и семье (правовых, экономических, гражданских и бытовых).

Главная цель социального воспитания состоит в ориентации физических, нравственных и духовных сил личности на самовоспитание принятых обществом качеств.

Социальное воспитание отличается от стихийной и относительно направляемой социализации личности социальным действием, направленным на разрешение проблем и на ответное поведение партнеров, предполагающим субъективное осмысление вариантов возможных ответных реакций.

В отличие от непрерывной  социализации воспитание дискретно, поскольку  искусственно организовано и ограничено местом и временным периодом.

Среди систем воспитания различают основные

    • социетарную – ориентирована на выполнение социального заказа
    • гуманистическую – ориентирована на личностные и индивидуальные особенности
    • технократическую - предполагает управляемость и подконтрольность, технологичную организацию процесса воспитания, а значит, воспроизводимость и проектируемость результатов. («Стимул – реакция – подкрепление»)
  1. Факторы и  условия социального воспитания.


Воспитание – процесс многофакторный, подверженный влиянию природной среды, общественных ценностей, семьи, образовательной системы и молодежных организаций, повседневной и профессиональной деятельности, искусства и средств массовой информации.

Выделяют объективные и субъективные воспитательные факторы

    • Объективные факторы:
      • генетическая наследственность и состояние здоровья человека
      • социальная и культурная принадлежность семьи, формирующая его непосредственное окружение
      • обстоятельства биографии
      • культурные традиции
      • профессиональный и социальный статус
      • особенности страны и исторической эпохи
    • Субъективные факторы
      • психические особенности
      • мировоззрение
      • ценностные ориентации
      • внутренние потребности и интересы воспитателя и воспитуемого
      • система отношений с социумом
      • организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.

Условия социального воспитания.

Планомерное создание условий  для социального воспитания, по мнению А.В. Мудрика, возможно в ходе взаимодействия индивидуальных, групповых и социальных субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах:

1) организация социального опыта человека через:

    • организацию жизнедеятельности в формализованных группах,
    • стимулирование самодеятельности в формализованных группах,\
    • влияние на неформальные группы;

2) образование посредством:

      • систематического обучения (формального образования — как основного, так и дополнительного),
      • просвещения, т.е. пропаганды и распространения культуры (неформальное образование),
      • стимулирования самообразования;

3) индивидуальная помощь человеку в процессе:

      • оказания помощи в решении проблем,
      • консультаций,
      • создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций,
      • стимулирования саморазвития.
  1. Методы, средства и технологии социального воспитания.


Воспитательный  процесс – это профессионально организованный целостный образовательно-воспитательный процесс, характеризующийся сменой деятельности, сотрудничеством, культурным содержанием и методами его освоения. Для того чтобы воспитательный процесс дал ожидаемый устойчивый результат, необходимо взаимодействие таких его компонентов, как соответствие потребностям развивающейся личности и образовательным стандартам; правильный выбор цели, задач, методов, средств и форм организации социального воспитания; анализ результатов социально-педагогической деятельности.

Содержание, формы и методы социального воспитания зависят  от возрастных особенностей человека.

Методы  социального воспитания — это способы накопления развивающейся личностью позитивного социального опыта, содействующие ее самосовершенствованию, самовоспитанию и самоорганизации.

В социальном воспитании пока не выработано собственных специфических методов, в основном это наиболее продуктивные методы, применяемые в педагогике, психологии и социальной работе.

Методы воспитания проявляются:

    • через непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (пример, авторитет, просьба, совет, поощрение, внимание, огорчение, укрепление веры в собственные силы личности, доверие и др., а также убеждение, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие или недоверие, возмущение, предупреждение, осуждение, нравоучение, требование, приказ, угроза, наказание, взрыв и др.);
    • создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
    • общественное мнение значимой для воспитанника референтной группы, например коллектива (школьного, студенческого, профессионального), авторитетного для него человека (отца, учителя, общественного или государственного деятеля), средства массовой информации;
    • совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру, в том числе длительную воспитывающую игру (объединение скаутов и пр.);
    • процессы обучения, самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи в процессе дружеского и профессионального общения;
    • погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.

Информация о работе Лекции по "Социальная педагогика"