Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:25, курс лекций
1. Объект, предмет и задачи социальной педагогики.
2. Связь социальной педагогики с другими науками.
3. Методологические основы социальной педагогики.
4. Принципы социальной педагогики.
5. Понятийно-категориальный аппарат социальной педагогики.
6. Сущность, содержание и задачи процесса социализации человека.
Этот процесс регулируется обществом и государством
Относительно подконтрольная часть процесса социализации включает целенаправленно организованную образовательно-воспитательную деятельность по формированию определенного типа человека, соответствующего требованиям данного общества и государства (т.е. социальное воспитание).
При этом каждый человек проходит через самоопределение, самореализацию и самоутверждение, которые невозможны без социального воспитания.
Социализация сегодня – комбинация процессов приспособления и обособления человека в конкретных социальных условиях
Приспособление (социальная адаптация) позволяет индивиду стать подобным остальными членами общества («быть со всема»)
Обособление (индивидуализация) человека в социальной среде позволяет ему иметь собственное мнение («оставаться самим собой»).
Процессы приспособления и обособления, несмотря на их явную противоположность, тесно взаимосвязаны. Социализация человека происходит в постоянном поиске баланса между этими процессами, приемлемого для конкретного индивида. В результате человек становится уникальной личностью со своим опытом социализации, своими взглядами и принципами.
Различают три связанных вида адаптации
Адаптируясь, человек приспосабливается к новым условиям существования, а социализируясь, становится личностью. Социализация невозможна без адаптации, так как зависит от ее качества и результатов.
Существуют различные точки зрения на процесс социализации
В процессе социализации индивид может из объекта или субъекта превратиться в жертву социализации. По мнению А.В. Мудрика2 это связано с дисбалансом между адаптацией человека в обществе и его обособлением в процессе социализации. Так жертвой социализации становится как полностью адаптированный к системе социальных отношений человек (т.е. «растворенный» в обществе конформист), так и не адаптированный к обществу, с девиантным поведением (правонарушитель, диссидент)
Сделать человека жертвой социализации могут дисбаланс между процессами адаптации и обособления, а также неблагоприятные условия социализации: болезнь, травма, пьянство родителей, неблагополучие в семье, одиночество, неудовлетворенность социальным статусом, уровнем образования и т.д.
Последствия столкновения с неблагоприятными условиями социализации зависят от особенностей человека
В результате сбоев в социализации появляются дезадаптированные выпускники детских домов, дети и подростки с психосоматическими отклонениями, дети-алкоголики и наркоманы.
Методы осуществления социализации также могут привести к сбоям и появлению жертв социализации
Просчеты в системе социализации порождают конфликты поколений, дезорганизацию социальной жизни, распад общества, вырождение культуры. Общество не может функционировать, если его ценности и нормы не принимаются его членами.
Интериоризация – переход извне вовнутрь, поэтапное свертывание и овнутривание внешнего действия.
Экстериоризация – переход внутренних, умственных действий в развернутые внешние предметно-чувственные.
Имущественные, социальные, этнические, религиозные различия налагают свой отпечаток на процесс социализации. Например, дети, выросшие в бедных и неблагополучных семьях, дискриминированные по национальному или расовому признаку, часто держатся изолированными группами, не доверяют властям, социальным службам, отличаются девиантным поведением. Любое проявление социальной несправедливости ведет к срыву их адаптационных механизмов.
Социальное неблагополучие наряду с неудавшейся социализацией может привести к низкой самооценке, излишнему конформизму, социальной пассивности, психическим заболеваниям, девиантному поведению. Любые формы девиантного поведения свидетельствуют о рассогласовании личностных и общественных интересов. Часто это приводит к нарушению норм морали и права — преступности, пьянству, наркомании, проституции, суициду. Отклонения в поведении могут быть направлены также против социальной несправедливости, консерватизма, шаблонов, стереотипов.
Существует ряд подходов
Социобиологи считают основой генетику, которая определяет поведение в обществе
З. Фрейд считал, что развитие личности происходит в виде конфликта между биологическими побуждениями (особенно сексуальными) и нормами культуры, которые, по его мнению, обуздывает именно социализация. Он считал, что цивилизация требует от людей подавления своих биологически обусловленных сексуальных и агрессивных побуждений.
По мнению Б. Малиновского3, человеческие институты, напротив, созданы для удовлетворения потребностей и побуждений людей. Например, институты семьи и брака легитимируют секс, а спортивные организации — агрессию.
Психологические механизмы социализации:
Имитация – осознанное стремление ребенка подражать определенной модели поведения
Идентификация – неосознанное усвоение ребенком чьего-либо поведения, установок и ценностей как своих собственных.
Имитация и идентификация формируют определенное поведение
Рефлексия формирует оценочные суждения относительно норм поведения, ценностей. Путем рефлексии внешние воздействия переводятся во внутренний мир.
Сегодня различают следующие механизмы социализации:
Традиционный механизм (стихийный) реализуется при неосознанном усвоении человеком ценностей, эталонов поведения семьи и социального окружения (товарищей, коллег, соседей). Инновационность содержания методов и форм социализации содействует развитию творческой индивидуальности, но увеличивет разрыв между поколениями. Результат социализации становится все менее предсказуем. Так, Интернет как мощное средство социализации вывел получение информации из-под контроля не только родителей, учителей, всего общества взрослых, но и государств.
Институциональный механизм осуществляет социализацию личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными институтами — образовательными и воспитательными, производственными и политическими, религиозными и досуговыми, СМИ и др.
Межличностный механизм социализации реализуется в общении молодого человека со «значимыми другими» (родителями, педагогами, уважаемыми взрослыми, сверстниками-друзьями).
Стилизованный механизм социализации зависит от стиля жизни группы людей с определенной субкультурой — типичным для них комплексом морально-психологических и поведенческих черт.
Ресоциализация представляет собой усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.
Социальная педагогика, содействуя разрешению конфликтов и изменению поведения, ориентирована на ресоциализацию.
На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется либо непосредственно, либо через группу.
Институты социализации — конкретные группы, в которых личность приобщается к системе норм и ценностей и которые транслируют социальный опыт.
В наше время такими институтами в период раннего детства (на дотрудовой стадии социализации) выступают семья и дошкольные детские учреждения.
Семья — важнейший институт социализации. Она прививает детям навыки взаимодействия, способствует овладению первыми социальными ролями, нормами и ценностями.
Общество с его традициями и культурными нормами влияет на роль семьи как института социализации.
Дошкольные детские учреждения закладывают основы дальнейшего становления личности
Социальный институт школа обеспечивает социализацию через усвоение общеобразовательных умений и навыков, общественных ценностей. Школа формирует правила поведения в общественных местах, стремится противодействовать антиобщественному поведению детей. Она формирует гражданина и расширяет возможности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками.
Институты социализации для молодежи – институты, лицеи, колледжи, военные институты, армия, трудовые коллективы.
Ученые называют четыре группы факторов, решающим образом влияющих на социализацию человека
Микрофакторы – семья, группы сверстников, микросоциум, организации, осуществляющие социальное воспитание (учебные, профессиональные, общественные и пр.). Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов социализации — родителей, братьев и сестер, родственников, сверстников, соседей, учителей.
Агенты социализации – это содействующие социализации институты, отдельные люди и группы, являющиеся носителями определенных норм и ценностей.
Роль и состав агентов социализации на каждом этапе развития человека различны.
Наиболее интенсивно социализация происходит в детстве и юности. Первыми агентами социализации ребенка, как правило, выступают его родители и члены семьи. При этом развивающаяся личность усваивает специфические элементы культуры, особые знания, навыки, традиции, обряды и т.д. посредством имитации и идентификации.
В младенческие годы (от рождения до трех лет) основная форма деятельности — общение.
Выживание человеческого младенца обеспечивают другие люди. Для правильного развития ребенка необходимо постоянное проявление любви и родительской заботы. Их отсутствие (депривация) пагубно сказывается на социальных навыках детей и способностях к обучению. Для маленьких детей огромное значение имеет даже минимальное человеческое общение. Так, социальная изоляция становится причиной госпитализма — вредных последствий казенной обстановки детских учреждений для сирот, лишенных родительской ласки и любви.