Лекции по "Социальная педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:25, курс лекций

Краткое описание

1. Объект, предмет и задачи социальной педагогики.
2. Связь социальной педагогики с другими науками.
3. Методологические основы социальной педагогики.
4. Принципы социальной педагогики.
5. Понятийно-категориальный аппарат социальной педагогики.
6. Сущность, содержание и задачи процесса социализации человека.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА.docx

— 118.89 Кб (Скачать)
    1. передача культуры от одного поколения к другому
    2. развитие собственного «Я» индивида

Этот процесс регулируется обществом и государством

Относительно подконтрольная часть процесса социализации включает целенаправленно организованную образовательно-воспитательную деятельность по формированию определенного типа человека, соответствующего требованиям данного общества и государства (т.е. социальное воспитание).

При этом каждый человек  проходит через самоопределение, самореализацию и самоутверждение, которые невозможны без социального воспитания.

Социализация  сегодня – комбинация процессов приспособления и обособления человека в конкретных социальных условиях

Приспособление (социальная адаптация) позволяет индивиду стать подобным остальными членами общества («быть со всема»)

Обособление (индивидуализация) человека в социальной среде позволяет ему иметь собственное мнение («оставаться самим собой»).

Процессы приспособления и обособления, несмотря на их явную противоположность, тесно взаимосвязаны. Социализация человека происходит в постоянном поиске баланса между этими процессами, приемлемого для конкретного индивида. В результате человек становится уникальной личностью со своим опытом социализации, своими взглядами и принципами.

Различают три  связанных вида адаптации

    1. Физическая адаптация – позволяет человеческому организму перестраивать свои функции в соответствии с условиями среды.
    2. Психологическая адаптация – позволяет избежать состояния напряженности, стресса. Человеческая психология приспосабливается, чтобы избежать вредных влияний.
    3. Социально-психологическая адаптация – определяет адаптацию к общению, зависящую от новых условий существования и коммуникативных свойств личности, обеспечивая личности комфортность в социальной среде.

Адаптируясь, человек приспосабливается  к новым условиям существования, а социализируясь, становится личностью. Социализация невозможна без адаптации, так как зависит от ее качества и результатов.

Существуют различные  точки зрения на процесс социализации

    1. Точка зрения Т. Пирсона. Социализация – процесс превращения индивидуума в члена социума. Просто адаптируется пассивно.
    2. Гуманистический подход (А. Маслоу, Роджерс, Олпорт). Социализация – это процесс индивидуализации личности в условиях негативного влияния среды.
    3. Материалистический подход. Социализация – воздействие человека на окружающую среду, в процессе которой человек меняет свою собственную природу.
  1. Человек, как  субъект, объект и жертва социализации.


В процессе социализации индивид  может из объекта или субъекта превратиться в жертву социализации. По мнению А.В. Мудрика2 это связано с дисбалансом между адаптацией человека в обществе и его обособлением в процессе социализации. Так жертвой социализации становится как полностью адаптированный к системе социальных отношений человек (т.е. «растворенный» в обществе конформист), так и не адаптированный к обществу, с девиантным поведением (правонарушитель, диссидент)

Сделать человека жертвой социализации могут дисбаланс между процессами адаптации и обособления, а также неблагоприятные условия социализации: болезнь, травма, пьянство родителей, неблагополучие в семье, одиночество, неудовлетворенность социальным статусом, уровнем образования и т.д.

Последствия столкновения с  неблагоприятными условиями социализации зависят от особенностей человека

    • индивидуальных
      • тип темперамента
      • предрасположенность к саморазрушительному и отклоняющемуся поведению
    • личностных
      • степень устойчивости
      • мера гибкости
      • склонность к рефлексии
      • способность саморегуляции
      • ценностные ориентации
      • экстернальность и интернальность
    • отклонения в развитии
      • психические
      • физические

В результате сбоев в социализации появляются дезадаптированные выпускники детских домов, дети и подростки с психосоматическими отклонениями, дети-алкоголики и наркоманы.

Методы осуществления социализации также могут привести к сбоям и появлению жертв социализации

 

    • злоупотребление властью
    • насилие
    • ханжество
    • лицемерие
    • демагогии

Просчеты в системе  социализации порождают конфликты  поколений, дезорганизацию социальной жизни, распад общества, вырождение культуры. Общество не может функционировать, если его ценности и нормы не принимаются  его членами.

Интериоризация  – переход извне вовнутрь, поэтапное свертывание и овнутривание внешнего действия.

Экстериоризация – переход внутренних, умственных действий в развернутые внешние предметно-чувственные.

Имущественные, социальные, этнические, религиозные различия налагают свой отпечаток на процесс социализации. Например, дети, выросшие в бедных и неблагополучных семьях, дискриминированные по национальному или расовому признаку, часто держатся изолированными группами, не доверяют властям, социальным службам, отличаются девиантным поведением. Любое проявление социальной несправедливости ведет к срыву их адаптационных механизмов.

Социальное неблагополучие наряду с неудавшейся социализацией может привести к низкой самооценке, излишнему конформизму, социальной пассивности, психическим заболеваниям, девиантному поведению. Любые формы девиантного поведения свидетельствуют о рассогласовании личностных и общественных интересов. Часто это приводит к нарушению норм морали и права — преступности, пьянству, наркомании, проституции, суициду. Отклонения в поведении могут быть направлены также против социальной несправедливости, консерватизма, шаблонов, стереотипов.

  1. Механизмы социализации.


Существует ряд подходов

Социобиологи считают основой генетику, которая определяет поведение в обществе

З. Фрейд считал, что развитие личности происходит в виде конфликта между биологическими побуждениями (особенно сексуальными) и нормами культуры, которые, по его мнению, обуздывает именно социализация. Он считал, что цивилизация требует от людей подавления своих биологически обусловленных сексуальных и агрессивных побуждений.

По мнению Б. Малиновского3, человеческие институты, напротив, созданы для удовлетворения потребностей и побуждений людей. Например, институты семьи и брака легитимируют секс, а спортивные организации — агрессию.

Психологические механизмы социализации:

Имитация – осознанное стремление ребенка подражать определенной модели поведения

Идентификация – неосознанное усвоение ребенком чьего-либо поведения, установок и ценностей как своих собственных.

Имитация и идентификация  формируют определенное поведение

Рефлексия формирует оценочные суждения относительно норм поведения, ценностей. Путем рефлексии внешние воздействия переводятся во внутренний мир.

Сегодня различают следующие механизмы социализации:

Традиционный механизм (стихийный) реализуется при неосознанном усвоении человеком ценностей, эталонов поведения семьи и социального окружения (товарищей, коллег, соседей). Инновационность содержания методов и форм социализации содействует развитию творческой индивидуальности, но увеличивет разрыв между поколениями. Результат социализации становится все менее предсказуем. Так, Интернет как мощное средство социализации вывел получение информации из-под контроля не только родителей, учителей, всего общества взрослых, но и государств.

Институциональный механизм осуществляет социализацию личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными институтами — образовательными и воспитательными, производственными и политическими, религиозными и досуговыми, СМИ и др.

Межличностный механизм социализации реализуется в общении молодого человека со «значимыми другими» (родителями, педагогами, уважаемыми взрослыми, сверстниками-друзьями).

Стилизованный механизм социализации зависит от стиля жизни группы людей с определенной субкультурой — типичным для них комплексом морально-психологических и поведенческих черт.

Ресоциализация представляет собой усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.

Социальная  педагогика, содействуя разрешению конфликтов и изменению поведения, ориентирована на ресоциализацию.

  1. Институты социализации.


На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется либо непосредственно, либо через группу.

Институты социализации — конкретные группы, в которых личность приобщается к системе норм и ценностей и которые транслируют социальный опыт.

В наше время такими институтами в период раннего детства (на дотрудовой стадии социализации) выступают семья и дошкольные детские учреждения.

Семья — важнейший институт социализации. Она прививает детям навыки взаимодействия, способствует овладению первыми социальными ролями, нормами и ценностями.

Общество с его традициями и культурными нормами влияет на роль семьи как института социализации.

Дошкольные  детские учреждения закладывают основы дальнейшего становления личности

Социальный институт школа обеспечивает социализацию через усвоение общеобразовательных умений и навыков, общественных ценностей. Школа формирует правила поведения в общественных местах, стремится противодействовать антиобщественному поведению детей. Она формирует гражданина и расширяет возможности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками.

Институты социализации для молодежи – институты, лицеи, колледжи, военные институты, армия, трудовые коллективы.

  1. Институты и факторы социализации.


Ученые называют четыре группы факторов, решающим образом влияющих на социализацию человека

    1. Мегафакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты – это космос, планета, мир
    2. Макрофакторы (этнос, страна, государство, общества) влияют на большие группы людей, живущих в определенных странах
    3. Мезофакторы определяют условия социализации больших групп людей выделяемых
      1. по национальному признаку
      1. по месту и типу населения (регион, город, поселок, село)
      2. по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.). Эти факторы влияют на социализацию не только прямо, но и опосредованно через микрофакторы

Микрофакторы – семья, группы сверстников, микросоциум, организации, осуществляющие социальное воспитание (учебные, профессиональные, общественные и пр.). Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов социализации — родителей, братьев и сестер, родственников, сверстников, соседей, учителей.

  1. Агенты, этапы  и средства социализации.


Агенты социализации – это содействующие социализации институты, отдельные люди и группы, являющиеся носителями определенных норм и ценностей.

Роль и состав агентов  социализации на каждом этапе развития человека различны.

Наиболее интенсивно социализация происходит в детстве и юности. Первыми агентами социализации ребенка, как правило, выступают его родители и члены семьи. При этом развивающаяся личность усваивает специфические элементы культуры, особые знания, навыки, традиции, обряды и т.д. посредством имитации и идентификации.

В младенческие годы (от рождения до трех лет) основная форма деятельности — общение.

Выживание человеческого  младенца обеспечивают другие люди. Для правильного развития ребенка необходимо постоянное проявление любви и родительской заботы. Их отсутствие (депривация) пагубно сказывается на социальных навыках детей и способностях к обучению. Для маленьких детей огромное значение имеет даже минимальное человеческое общение. Так, социальная изоляция становится причиной госпитализма — вредных последствий казенной обстановки детских учреждений для сирот, лишенных родительской ласки и любви.

Информация о работе Лекции по "Социальная педагогика"