Лекции по "Социальная педагогика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:25, курс лекций

Краткое описание

1. Объект, предмет и задачи социальной педагогики.
2. Связь социальной педагогики с другими науками.
3. Методологические основы социальной педагогики.
4. Принципы социальной педагогики.
5. Понятийно-категориальный аппарат социальной педагогики.
6. Сущность, содержание и задачи процесса социализации человека.

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА.docx

— 118.89 Кб (Скачать)

Эффективность использования  методов социального воспитания зависит,

    • во-первых, от компетентности социального педагога и его предпочтений,
    • во-вторых, от его личности, способности и желания оказывать влияние, содействие и помощь ребенку, его семье.

Средства  социального воспитания — это совокупность самых различных материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других средств: знаковые символы, способы коммуникации, мир жизнедеятельности воспитанника, организующие условия воспитания (коллектив, социальная группа), технические средства, культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).

Форма воспитания как способ организации и осуществления предмета, процесса или явления представляет внешние варианты организации конкретного воспитательного акта.

Например, объяснение недопустимости телесных наказаний может проводиться  в форме беседы или диспута, консультации по правовым последствиям подобных мер наказания, а также в форме показа художественного или документального фильма на эту тему.

Технологию социального воспитания составляет система принципов и методов, организационных форм, средств и приемов действия воспитателя и воспитанника, ориентированных на достижение поставленных целей.

  1. Социальная  среда как фактор социализации.


Ребенок под влиянием среды  физически, умственно и нравственно  изменяется, становясь личностью.

Среда – это воздействующее на человека окружение (события в мире, стране, регионе). Среда окружает и воздействует на человека как единое целое: географическое, биологическое, социальное, религиозное, эстетическое, психологическое, химическое.

Ее влияние может быть как позитивным, так и негативным.

Первостепенно для становления личности именно социальное окружение.

Роль социальной среды в формировании личности многопланова. Она:

    • формирует образ, структуру, форму общей картины мира, из которой складывается сознание;
    • демонстрирует нормы и ценности, определяет содержание и формы взаимоотношений с другими людьми, предметами и социальными явлениями;
    • определяет формы социального контроля и санкции за отклонение от социально одобряемых форм поведения, регулирует поведение и влияет на формирование характера;
    • определяет развитие качеств и индивидуальных способностей человека, создавая конкретные условия жизнедеятельности человека, формируя личность.

Становление личности происходит под влиянием факторов различного масштаба — от глобальных (мега-, макро- и мезофакторы) до непосредственно приближенных (микрофакторы).

Макро- и мезофакторы могут влиять на социализацию личности как прямо, так и через микрофакторы. Информация, получаемая и СМИ, влияет на процесс социализации непосредственно, а также через агентов социализации, т.е. тех людей, с которыми индивид непосредственно взаимодействует.

Выделенные группы факторов могут дополнять или противоречить друг другу. В условиях кризиса, бесспорно, доминирующая роль в процессе социализации принадлежит макро- и мезофакторам.

В современной России и  постсоциалистических странах появились принципиально новые мощные каналы социализации молодежи:

    • рынок труда;
    • институт предпринимательства;
    • информатизация всех сфер социальной жизни;
    • становление основ нового типа общества, его базовых характеристик.

Рынок проверяет моральные  и деловые, интеллектуальные и профессиональные качества подрастающих поколений. Деятельность всех социальных институтов нацелена на выработку у молодых людей востребованных на протяжении их активной экономической жизни социальных качеств, которые позволят им нормально жить в нестабильных условиях современного мира.

Существенно изменилась роль ведущих социальных институтов — семьи, системы образования, СМИ:

    • усилилась семейная нестабильность, большинство семей стали малодетными;
    • коммерциализация системы образования делает ее сервисно-ориентированной и ослабляет функцию трансляции культуры подрастающим поколениям;
    • превращение средств массовой коммуникации (в том числе СМИ, Интернет, реклама), использующих новые технологии (мультимедиа, аудиовизуальные средства), в важнейшего агента социализ<span class="L

Информация о работе Лекции по "Социальная педагогика"