Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций

Краткое описание

Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.

Файлы: 30 файлов

Вопросы к зачету.doc

— 42.50 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы к экзамену.doc

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

~$кция 1.doc

— 162 байт (Скачать)

Лекция 1.doc

— 122.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 10.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

Лекция 11.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

      На  уроке могут использоваться устный (фронтальный, индивидуальный, групповой) или письменный опрос, диктанты, изложения, решение задач и примеров и т.д., зачет, зачетная практическая (лабораторная) работа, практикумы, контрольная самостоятельная работа и др. Такие уроки могут проводиться после изучения отдельных разделов и тем изучаемого предмета. Наиболее сложной формой заключительной проверки знаний и уровня обученности учащихся является экзамен по предмету в целом. Последнее время для диагностики состояния обученности детей стали широко использовать всевозможные тесты для определения уровня освоения определенного раздела учебного материала или годового (полного) этапа обучения по предмету.

      Урок  контроля и коррекции обычно состоит  из: вводной объяснительной части (инструктаж учителя и психологическая подготовка учащихся к выполнению предстоящей работы – решению задач, написанию сочинения, диктанта, творческой работы и т.п.); основной части – самостоятельной работы учащихся, оперативного контроля, консультаций учителя для поддержания у учащихся спокойствия и уверенности в своих силах; заключительной части – анализа проведенного контроля и выделения типичных ошибок и проведения коррекционной работы.

      Иногда  уроки этого типа включают организационную  часть; объяснение задания учителем; ответы на вопросы учащихся, выполнение учащимися задания; сдачу выполненного задания (или проверку его выполнения); задание на дом; окончание урока.

      Удобно  проводить специальный урок работы над типичными ошибками учащихся в знаниях, умениях, навыках и  способах организации учебно-познавательной деятельности. Такие уроки позволяют не только проконтролировать знания, но и провести необходимую работу по ликвидации выявленных недостатков.

      Комбинированный урок. Это наиболее распространенный тип урока в современной школе. На нем решаются дидактические задачи нескольких (иногда всех) описанных выше типов уроков. Он представляет собой комбинацию из нескольких уроков, поэтому и получил название – комбинированный.

      В зависимости от характера учебной  ситуации и уровня педагогического  мастерства учителя различные дидактические задачи могут совмещаться, пересекаться, переходить друг в друга, менять свою последовательность.  Структура комбинированного урока может быть любой. Так, в опыте передовых учителей процесс освоения учащимися знаний может происходить в ходе выполнения ими самостоятельной работы, а проверка знаний может вплетаться в организацию занятий и показывать активность школьников в комментировании хода своей работы и уровень их обученности.

      В процессе изучения нового материала  часто организуются его первичное закрепление и начальный опыт применения. При закреплении материала удобно параллельно проводить контроль ранее изученного, а также развивать навыки применения этих знаний в различных, в т.ч. нестандартных, ситуациях. Синтез всех этих структурных элементов урока делает его разнообразным, динамичным и интересным для учащихся.

      Комбинированный урок предъявляет к учителю более  жесткие требования. Кроме подбора  и увязки различных элементов  урока, выбора наиболее сочетаемых друг с другом форм, учителю приходится строго следить за временем, выделяемым на каждый из элементов.

      Уроки освоения новых знаний, формирования и совершенствования умений и  навыков, обобщения и систематизации знаний и умений, контроля и коррекции  знаний представляют собой «укороченный»  комбинированный урок. Инвариантная структура выделенных типов урока состоит обычно из трех частей: 1) организация работы (1 – 3 мин); 2) главной части (усвоение, повторение, закрепление, контроль и т.д.) (35 – 40 мин); подведение итогов и задание на дом (2 – 3 мин).

      В практике школы возможны и другие структурные комбинации элементов  уроков. В связи с усилением  внимания к вопросам активизации  познавательной деятельности учащихся, привлечением их к решению поисковых  и исследовательских задач в  качестве самостоятельного вида урока выдвигается проблемный урок, на котором ведущую роль играет мотивационная активность учащихся. Проблемный урок содержит следующие элементы: 1) организацию учащихся, их психологическую подготовку к активному включению в предстоящую работу – создание проблемной ситуации; 2) формулировку проблемы, выдвижение гипотезы (предположение о том, каким может быть результат) и вариантов решения; 3) поиск практического решения проблемы, обсуждение результатов; 4) комментарии и обобщение учителя; 5) задание на дом; 6) окончание урока – рефлексия и подведение итогов работы. Набор элементов такого урока во многом зависит от частных задач и творчества самого учителя.

      С середины 70-х гг. ХХ в. в отечественной  школе обнаружилась опасная тенденция  снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими основной целью возбуждение и удержание интереса к учебному труду. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

      Анализ  педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Перечислим наиболее распространенные:

  • уроки-деловые игры,
  • уроки-пресс-конференции,
  • уроки-соревнования, уроки-конкурсы,
  • уроки типа КВН,
  • театрализованные уроки,
  • компьютерные уроки,
  • уроки взаимообучения учащихся,
  • уроки творчества,
  • уроки, которые ведут учащиеся,
  • уроки-зачеты,
  • уроки-семинары.

      Формула эффективности урока включает две  составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный урок качественным быть не может.

      В подготовке учителя к уроку выделяют три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете.

      Диагностика заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, потребностей и наклонностей, интересов и способностей.

      Прогнозирование направлено на разработку различных  вариантов проведения будущего урока  и выбор из них оптимальных по принятому критерию.

      Проектирование (планирование) – это заключительная стадия подготовки урока. Она завершается  созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением стимулирующих и управляющих воздействий. Начинающим педагогам следует писать подробные планы-конспекты урока. В плане должны быть отражены:

  • дата проведения урока, его номер по тематическому плану;
  • название темы урока и класса, в котором он проводится;
  • цели и задачи обучения, воспитания и развития школьников;
  • структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
  • содержание учебного материала;
  • учебное оборудование, необходимое для проведения урока;
  • задание на дом.

     Кроме урока в отечественной дидактике  приняты такие формы обучения: экскурсия, практикум и семинары, факультативные занятия, консультации, дополнительные занятия, домашняя учебная  работа, внеклассные и внешкольные  занятия (кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, игры, выставки). Охарактеризуем некоторые из них.  
      Экскурсия - форма обучения, при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью (завод, учреждение культуры, природа, историко-художественные памятники). В зависимости от дидактической цели и содержания предмета обучения экскурсии бывают: вводные при изучении нового материала; сопровождающие его изучение; итоговые при закреплении изученного; производственные, естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие. Методика проведения экскурсии требует, чтобы учитель профессионально определял цели и содержание экскурсии, планировал состав объектов изучения, формы и методы организации деятельности учащихся, способы фиксирования изучаемых явлений, подведение итогов и ряд организационных вопросов.  
      Домашняя учебная работа - это самостоятельная учебная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения. Ее особые функции состоят в развитии умений самостоятельно учиться, определять задачи и средства работы, планировать учение. Она развивает мышление, волю, характер ученика. Домашняя работа выполняет функцию подготовки учащихся к непрерывному образованию. Но главное ее назначение состоит в закреплении знаний и умений, полученных на уроке, отработке навыков, усвоении нового материала. Ученые выделяют такие дидактические условия успешности домашней работы: наличие навыков самостоятельной работы у учащихся, педагогическое руководство и контроль за выполнением домашних заданий. Последнее требует целесообразного дозирования, ограничения объема домашних заданий, четкой формулировки задач и рекомендаций к выполнению, своевременной проверки и оценки.  
      Другие формы внеурочных занятий школьников имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они разнообразны и требуют от учителя эрудиции, творческого подхода.
 

3.Развитие  форм организации  обучения в дидактике  и прогрессивном  педагогичес-ком опыте. 

      В истории становления и развития школьной практики определились различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации массового обучения. Поэтому формы массового обучения часто называют системами.

      Научное обоснование классно-урочная система получила в трудах Я.А.Коменского (XVII в.). В настоящее время классно-урочная форма обучения является преобладающей во всем мире несмотря на то, что основные ее положения разработаны и внедрены около 400 лет назад.

      Для этой формы обучения характерны следующие  элементы:

  • объединение в классы учащихся одинакового уровня подготовки (распределение учащихся в классы по возрастам);
  • постоянный состав класса на весь период школьного обучения;
  • работа всех учащихся класса по одинаковым планам и программам одновременно;
  • обязательность занятий для всех;
  • основной единицей занятий является урок;
  • наличие расписания занятий, перемен, единого учебного года и каникул.

      Несмотря  на широкое признание в мире классно-урочная  форма обучения не лишена ряда недостатков. Наиболее существенные из них следующие: ограниченное количество обучаемых, ориентированность в основном на среднего ученика, невозможность полного учета и реализации в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся. Поэтому не прекращаются в педагогической теории и практике попытки усовершенствовать урок. В частности, были разработаны и апробированы такие варианты классно-урочной формы, как белл-ланкастерская система, батавская система, маннгеймская система.

      Белл-ланкастерская  система взаимного обучения возникла в 1798 г. Основная цель ее состояла в увеличении количества обучаемых одним учителем. Это было обусловлено потребностью крупных машинных производств в большом количестве квалифицированных рабочих. Свое название система получила от имени английского священника Л.Белла и учителя Дж. Ланкастера, которые одновременно применили ее в Индии и Англии. Они попытались использовать самих учеников в качестве преподавателей. Старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучали своих младших товарищей. Это позволяло при малом количестве учителей осуществлять массовое обучение детей. Однако широкого распространения эта система не получила, т.к. при такой организации обучения не обеспечивался необходимый уровень подготовки учащихся.

      Батавская система избирательного обучения появилась в США в конце XIХ в. Она представляла собой попытку исправить такие крупные недостатки классно-урочной формы, как ориентированность на среднего ученика и недостаточный учет индивидуальных особенностей и возможностей детей. Предполагалось проводить избирательное обучение учащихся, разделяя все занятия на две части. Первая часть – проведение обычных уроков, на которых учитель ведет работу с целым классом. Вторая часть – индивидуальные занятия с теми учащимися, которые не успевают и затрудняются в освоении материала, или с теми, кто желает и может глубже изучить учебный материал.

Лекция 12.doc

— 142.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 13.doc

— 169.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 14.doc

— 86.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 15.doc

— 116.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 16.doc

— 183.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 17.doc

— 153.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 2.doc

— 132.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 22.doc

— 146.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 3.doc

— 91.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 4.doc

— 90.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 5.doc

— 104.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6.doc

— 147.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7.doc

— 104.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 8.doc

— 110.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 9.doc

— 148.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция Современное состояние образования.doc

— 135.00 Кб (Открыть, Скачать)

Литература.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

Рабочая программа Педагогика Ин.яз бейзеров.doc

— 490.00 Кб (Скачать)

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ ПЕДАГОГИКА (ИН.ЯЗ).doc

— 168.50 Кб (Открыть, Скачать)

Таблица рассчета баллов по курсу.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тематика Лабораторных работ.doc

— 58.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тематика СУРС.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Темы реферативных работ.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

Типовая учебная программа (Педагогика).doc

— 300.00 Кб (Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"