Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций
Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.
Большое значение имеет показ красоты родной природы, причудливо сочетающей в себе уплывающую в синеву даль полей, бирюзовое течение рек, спокойную, окаймленную кустами и деревьями гладь озер, неповторимую гамму птичьего пения, величавые массивы леса и т.д. Одним из лучших воспитателей называл природу К.Д. Ушинский. «А воля, а простор, природа... а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, – писал он, – разве не были нашими воспитателями? ...Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога...»4 Для ознакомления учащихся с красотой родной природы проводятся экологические экскурсии, организуются наблюдения за сезонными изменениями окружающего ландшафта, создаются гербарии из местных растений, проводятся выставки картин, посвященные животному миру, и т.д. Вместе с тем необходимо воспитывать активное отношение к сохранению природы, организуя для этого кружки «Друзья природы», «Зеленый патруль», акции «В защиту леса» и т.д. Все это показывает, что эстетическое воспитание учащихся должно занимать видное место в комплексе учебных и внеклассных занятий в начальных классах.
Воспитательная работа по развитию и укреплению эстетических потребностей, стремления к восприятию прекрасного продолжается и в последующих классах, но, разумеется, на более высоком уровне.
Простейшие эстетические представления и суждения, как уже отмечалось, формируются в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства.
В связи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по литературе необходимо использовать произведения музыки и изобразительного искусства.
Эстетическое воспитание не может ограничиваться только учебной работой по литературе, музыке и изобразительному искусству. Эстетикой, приобщением к прекрасному должны характеризоваться занятия и по таким предметам, как математика, физика, химия география и т.д. Эмоционально-выразительное изложение материала учителем, красивые записи на доске, побуждение учащихся к логически стройным суждениям и ответам на вопросы при проверке знаний также имеют немаловажное значение для формирования эстетической культуры. Уместно в этой связи привести мысль Аристотеля: «Математика выявляет порядок, симметрию, определенность, а это важнейшие виды прекрасного». Такие «виды прекрасного» необходимо осознавать и раскрывать каждому учителю по своему предмету.
Исключительно острой проблемой, слабо решаемой в школьной практике, является формирование у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать подлинные высокохудожественные произведения от примитивного ремесленничества, от художественных поделок. Это особенно относится к музыке и изобразительному искусству, когда учащиеся зачастую увлекаются какофонией и бездумным модернизмом и недооценивают классики, а иногда и форм отечественного искусства. Трудности школы здесь усугубляются тем, что средства массовой информации, дискотеки и видеотеки слишком широко популяризируют западную музыку и кинофильмы в ущерб отечественному искусству. Преодолеть эту трудность можно только одним путем – широким использованием классической литературы, лучших образцов современной музыки и художественного творчества.
Будучи
по своей природе существом
Известный композитор Д.Б. Кабалевский выдвинул идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практическому изучению музыкальных произведений, глубокому ознакомлению учащихся с отражением в музыкальных произведениях явлений жизни, нравственности людей. Художник Б.М. Йеменский разработал программу по рисованию, которая вместо традиционного обучения учащихся рисованию отдельных предметов предусматривает побуждение их к творческому отражению окружающей жизни средствами изобразительного искусства. Это существенно улучшает эстетическое развитие учащихся, понимание ими тесной связи искусства с человеческой жизненной практикой.
Важным
средством организации
Для
раскрытия нравственного
Не меньшее
значение для воспитания эстетики поведения
имеют беседы с учащимися о нравственном
этикете, о культуре речи, о внешнем виде
человека и манере его поступков, ознакомление
их с современной модой в одежде, обуви
и прическе. Особенно важно предостерегать
учащихся от утрирования и искажения моды.
В этих целях хороший эффект дают встречи
с модельерами, работниками парикмахерских
и швейных ателье, артистами и другими
деятелями культуры. Эти встречи помогают
школьникам не только осмысливать проблемы
моды и поведения, но и учат их хорошим
манерам, предупреждают ультрамодные
увлечения, способствуют выработке этической
культуры.
3.Гражданская
культура личности,
ее основные компоненты,
пути и средства
формирования гражданских
качеств учащихся.
Культура гражданина, гражданственность – это интегративное качество человека, включающее в себя уважение к личности, государству, его политическим и правовым институтам, любовь к родине и уважение, толерантное отношение к другим людям и народам; стремление и готовность к активной социальной деятельности для блага людей и общества.
Гражданская культура личности является результатом гражданского воспитания, которое можно определить как систему воспитательной работы по формированию качеств, необходимых члену государства, а именно: политической и правовой культуры, а также патриотизма и культуры межнациональных отношений.
Политика – сфера деятельности, регулирующая отношения власти и групп людей, искусство управления государством, в том числе с помощью свода законов, то есть права. Это касается каждого, поэтому необходимо, чтобы выпускники образовательных учреждений обладали гражданским сознанием, политической и правовой культурой. Перечень понятий, передающих содержание гражданской культуры, обширен. Вот некоторые из них: гражданственность, гражданское общество, правовое государство, гражданское поведение, государство, власть, демократия, права и свободы человека и многие другие.
В психологической структуре гражданской культуры выделены три элемента: знания, оценки-отношения, поведение. Основу гражданской культуры составляет политическая культура, которую составляют знания в области политики, взгляды и убеждения, сознательное отношение к общественной и политической жизни страны, стремление участвовать в политической жизни, занимать активную гражданскую позицию, быть законопослушным гражданином, соблюдать законы страны. Это и определяет задачи формирования политической культуры как части гражданского воспитания.
Учащиеся получают знания о государственном устройстве, системе власти, возможностях граждан участвовать в выборах властных структур, влиять на управление и участвовать в нем, объединяясь в партии и движения. Школа, учителя должны способствовать формированию гражданской и политической активности молодежи, стремлению подростков участвовать в жизни страны.
Для решения этих задач у образовательных учреждений имеются различные средства, это прежде уроки по общественным дисциплинам: граждановедению, истории, обществознанию. Во-вторых, это экскурсии в органы власти всех уровней, встречи с политиками и юристами. В-третьих, вовлечение учащихся в политическую, правоохранительную, патриотическую деятельность; пусть ученики вместе с учителями участвуют в политических или общественных акциях. Выработке гражданских навыков способствует участие школьников в детских движениях и организациях, а также организация самоуправления учащихся образовательного учреждения, которое может быть отличной школой гражданской активности, при условии, что педагогический коллектив действительно выделит им сферу их компетенции и не превратит самоорганизацию учащихся в фарс.
Составной частью гражданского воспитания является формирование правовой культуры, а именно: знаний о правовой системе страны, основных юридических норм, стремления соблюдать правовые нормы, быть законопослушным гражданином отечества. Основными задачами правового воспитания являются формирование правосознания, правовой грамотности подростков и молодежи, а также формирование нравственно-правовых чувств, уважения к закону, правового мышления, законопослушности.
Образовательные учреждения дают необходимые правовые знания молодежи на уроках и во внеурочной работе с детьми. Школьники по мере взросления приучаются выполнять правила поведения в обществе, учатся подчиняться требованиям устава школы. Это развивает в них привычку к дисциплине, к самоконтролю. Ученики должны знать, что гражданская и правовая сознательность и ответственность тесно связана с нравственностью: нарушение правовых норм чаще всего происходит на фоне неблагополучного нравственного развития, является следующей ступенью после нарушения нравственных норм.
Остроту проблем правового и нравственного воспитания можно назвать двумя словами: молодежная преступность. Нравственно-правовая ситуация с молодежью находит свое выражение в целом ряде явлений современной жизни молодежи во всем мире, равно и в России: это всякого рода агрессивность, вандализм, экстремизм, разного рода эксцессы националистов всех оттенков, погромы скинхедов, футбольных хулиганов. Есть более «мягкие» формы отклоняющегося поведения: уход от общества в молодежную субкультуру, сверхпогруженность в мир игры, фантазий, так сказать, в безответственное детство. Эти проблемы составляют предмет забот социально-экономической и культурной политики, они требуют серьезных социальных программ, расширения и улучшения деятельности социальных педагогов и работников, а не только усилий школы.
Патриотизм – это «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины». Задачей патриотического воспитания является формирование уважения к культуре, истории своей страны, активной деятельности по сохранению национальной культуры и стремления, готовности делать что-то по мере сил для блага своей страны. И в этом патриотическое воспитание является частью гражданского.
Следовательно,
содержанием работы по воспитанию патриотизма
в школе является изучение школьниками
истории, культуры своей страны, вовлечение
в деятельность по сохранению и развитию
культуры своего народа. Понятия патриот
и гражданин близки, границу между
ними во многих ситуациях трудно провести,
здесь кроется острота проблемы. В Росси
сегодня действуют различные национал-патриотические,
фашиствующие движения и объединения.
Их идеология, патриотизм отличается ненавистью
ко всему неродному и агрессией, что угрожает
общественной стабильности. Поэтому задача
школы – формировать, наряду с патриотическими
чувствами, толерантность в отношении
к другим культурам, национальным особенностям,
религиям. Это тоже составляет часть
гражданской культуры и сознания. Школьникам
необходимо разъяснять суть патриотизма,
патриотического поведения и удерживать
от шовинизма, ненависти ко всякой другой
культуре, народу, человеку.