Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:50, курс лекций
Образование как социокультурный феномен
1.Повышение роли образования на современном этапе социально-экономического развития
2.Функции образования.
3.Образование как педагогический процесс.
4.Деятельностный подход в образовании.
Вот почему было бы неправильно утверждать, как это делалось раньше, что только научное мировоззрение позволяет человеку правильно ориентироваться в жизни и создает основу для его активной деятельности. Как показывает практика, люди с религиозным и обыденным мировоззрением верно служат родине, совершают высоконравственные поступки. Поэтому важно, чтобы основу мировоззрения человека составляли идеи нравственности, добра, справедливости, совести и чести. Тем не менее школа, как уже отмечалось выше, должна способствовать формированию у учащихся научного мировоззрения, используя для этого обучение и воспитание. Поэтому в дальнейшем мы и будем вести речь о научном мировоззрении.
А.П. Горячев, характеризуя особенности гуманитарной картины мира как информационно-знакового заместителя реального мира, выделяет кумулятивно-концептуальную, онтологическую, гносеологическую, методологическую, эвристическую, аксиологическую, футурологическую, антропо- и социокультурную функции. В каждой из функций отмечается ряд относительно самостоятельных системных аспектов, которые можно рассматривать в виде функций, взаимно пронизывающих друг друга. В структуре социокультурной функции, к примеру, выделяется 8 аспектов: социально-бытовой; социально-политический; этико-правовой; эстетический; реально-мифологический; информационно-педагогический; философско-идеологический; личностно-праксиологический
Характеристику функций мировоззрения можно дать, на наш взгляд, если трансформировать имеющиеся характеристики функций философии. Это вполне допустимо с учетом того, что философия является общественно-историческим типом мировоззрения. С учетом этих допущений можно выделить такие функции мировоззрения
методологическая функция - выражается в накоплении, систематизации, выработке разнообразных методов познания природы, общества и самого человека;
гносеологическая функция - осмысление природы познания и его возможностей, истинности знания
аксиологическая функция - заключается в ценностном восприятии мира и самого себя;
социальная функция - способствует формированию целостного взгляда на процессы, происходящие в обществе, на место человека в обществе;
-
критическая функция - выражается
в критическом осмыслении
прогностическая функция - выражается в прогнозировании развития окружающего мира и самого себя;
интеграционная функция - заключается в интеграции представлений, верований, убеждений личности, а также путей и средств достижения выбранных жизненных целей
воспитательная функция - способствует социализации личности, ее воспитанию и самовоспитанию.
Человек
овладевает целостным представлением
о мире, если его система взглядов опирается
на единство сознания, переживания, и это
значит, что формирование мировоззрения
зависит от воздействия на интеллект,
волю, эмоции личности, от ее активной
практической деятельности.
Интеллектуальный компонент мировоззрения
предполагает движение от непосредственного,
чувственного отражения действительности
к абстрактному, понятийному мышлению.
Однако понятийное мышление не является
конечным пунктом научного и учебного
познания — вслед за этим начинается восхождение
от абстрактного к конкретному. Это не
простое возвращение к исходному, а к конкретному
— на более высокой ступени развития,
когда предмет постигается глубоко и всесторонне.
При восхождении от абстрактного к конкретному
совершенствуется не просто процесс суммирования,
нанизывания абстракций друг на друга,
а создается синтез, который означает
дальнейшее углубление в сущность явлений
материального мира во всех их причинных
связях и опосредованиях.
В любом результате аналитико-синтетической
деятельности (в понятиях, идеях, теориях)
содержатся и знание, и способ деятельности.
Это разные стороны процесса познания,
но ведущая роль в этом процессе принадлежит
знаниям. Все это требует развивать
учащихся в единстве знания и умения мыслить
и действовать.
Мировоззрение содержит в себе не разрозненные
знания, а их систему, которая отражает,
насколько возможно, структуру современного
научного знания, организуется вокруг
и на основе методологических идей, теорий
и принципов. Усвоенные учащимися системы
знаний находятся в постоянном движении,
соотносятся с другими системами, перестраиваются
в соответствии с задачами познания и
конкретными задачами их применения.
Для того чтобы знания переросли в убеждения,
органически вошли в общую систему взглядов,
доминирующих потребностей, социальных
ожиданий и ценностных ориентации личности,
они должны проникнуть в сферу ее чувств
и переживаний. Положительное эмоциональное
состояние учащихся побуждает их обращаться
к своему личному опыту, к жизни и деятельности
выдающихся ученых и общественных деятелей,
к произведениям литературы и искусства
— ко всему тому, что создает и поддерживает
благоприятный социально-психологический
фон школы.
Готовность и решимость личности достигнуть
поставленной цели непосредственно связаны
с волей. Она представляет собой несводимую
к интеллекту и чувствам сторону сознания,
основной функцией которой является регуляция
поведения и деятельности. Воля в сочетании
с убеждениями и чувствами подводит человека
к обоснованным решениям, действиям и
поступкам.
Наряду с интеллектуальным и эмоционально-волевым
в состав мировоззрения входит практически-действенный
компонент.
Сфера практических действий учащихся
может быть достаточно широкой. Учебно-трудовая
и общественная деятельность вовлекает
учащихся в широкий круг социальных отношений,
вооружает разносторонней информацией,
опытом общения. Она не ведет к чисто внешним
результатам, а перестраивает внутренний
мир школьников, развивает у них потребность
активного созидания как свойство личности.
Недостаточно, чтобы эта деятельность
была общественно полезна, нужно, чтобы
она удовлетворяла самого ученика, соответствовала
пусть не полностью, но в главным чертах
его личному идеалу. Сформировать общественно
значимый мотив — значит превратить объективную
цель деятельности в "реально действующий
мотив" (A.H-Леонтьев), сделать внешнее,
объективное внутренним достоянием субъекта,
вызвать у него потребность к этой деятельности.
Целостный процесс формирования у учащихся
научного мировоззрения обеспечивается
благодаря преемственности в обучении,
взаимопроникающим связям между учебными
предметами. Осуществление межпредметных
связей позволяет увидеть одно и то
же явление с разных точек зрения, получить
целостное представление о нем. Особенно
большое значение в мировоззренческом
плане имеют такие межпредметные взаимодействия,
которые дают учащимся возможность всесторонне
охватить все свойства и связи изучаемых
объектов. К примеру, на основе межпредметной
корреляции у школьников формируются
такие методологические идеи, как единство
живой и неживой природы, общность естественнонаучных
и общественно-исторических основ взаимодействия
человека, общества и природы, единство
антропогенеза и социогенеза и др.
Социальная и профессиональная позиции
педагога являются важнейшим единством
формирования научного мировоззрения.
Успех формирования мировоззрения основывается
во многом на доверии учащихся к учителю.
"Это идеальное юношеское верование,
— отмечал Н.А.Добролюбов, — облегчает
действия учителя и делает его пример
благотворным... Но горе учителю, который
неосторожным своим поведением, проявлением
своих страстей перед учениками разрушил
то обаяние, которым он был окружен в их
глазах... Как только нравственное доверие
потеряно или поколебалось хоть несколько,
тотчас же и слово учителя теряет свою
силу"'.
Только учитель, который всем своим существом
принял возвышающий смысл науки, передовые
идеи века, который сформирован как творческая
личность, может быть духовным наставником
молодежи.
2.Сущность
нравственно-эстетической
культуры личности
как ядра духовной
сферы личности и цели
нравственно-эстетического
воспитания.
В
процессе воспитания личности исключительно
важное значение имеет формирование ее
нравственности. Дело в том, что люди, будучи
членами социальной системы и находясь
во множестве общественных и личных связей
между собой, должны быть определенным
образом организованы и в той или иной
мере согласовывать свою деятельность
с другими членами сообщества, подчиняться
определенным нормам, правилам и требованиям.
Вот почему в каждом обществе вырабатывается
множество разнообразных средств, функцией
которых является регуляция поведения
человека во всех сферах его жизни и деятельности
– в труде и в быту, в семье и в отношениях
с другими людьми, в политике и науке, в
гражданских проявлениях, играх и т.д.
Такую регулирующую функцию, в частности,
выполняют правовые нормы и различные
постановления государственных органов,
производственно-
Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и указания служебных лиц, с одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. Нарушил, например, человек тот или иной закон, опоздал на работу или не выполнил соответствующих служебных инструкций – неси правовую или административную ответственность. В обществе созданы даже специальные органы (суд, прокуратура, милиция, различные инспекции, комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением законов, разных постановлений и обязательных указаний и применяют соответствующие санкции (от лат. sanctio – строжайшее постановление) к тем, кто их нарушает.
Иное дело нравственность, или мораль. Нормы и правила, которые относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу общественного мнения: упреки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьезный характер. Возьмем тот же пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на него может быть наложено административное взыскание (предупреждение, выговор и т.д.). Но если тот же человек опоздал на встречу со своим знакомым и последний был вынужден долго ждать его, никаких санкций не бывает, а знакомый может его только упрекнуть или сделать товарищеское замечание. Как видим, соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. В этике (лат. ethica – обычай, характер) – философской науке о морали – существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.
Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание. Нравственность фашистского тоталитарного государства, например, развращала людей, возбуждала в них человеконенавистничество и вела к деградации личности. Только мораль гуманного и демократического общества, которая сама носит прогрессивный характер, содействует действительному прогрессивному развитию и совершенствованию личности. Именно в этом направлении и происходит моральное развитие мирового сообщества, если иметь в виду преобладающие линии в его нравственной эволюции.
Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Это, как будет показано ниже, имеет большое значение для воспитания. Здесь же подчеркнем следующее положение. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действенности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.
Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.
Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми. Например, согласно морали, каждый человек должен добросовестно относиться к труду, уважать людей труда, беречь общенародное достояние и природу, быть преданным родине, поддерживать достоинство и честь других людей, проявлять коллективизм, правдивость, скромность и т.д. Как видим, все эти нормы и правила определяют те нравственные отношения, которые человек должен проявлять к труду, родине, другим людям и т.д.
Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:
а) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;
б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;
в) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;
г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;
д) отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;
е) отношение к себе, высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность, личное достоинство и т.д.
Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.