Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:06, курсовая работа
В данной курсовой работе предметом исследования является деятельность, стратегическая политика в условиях современного рынка промышленного предприятия.
Объект исследования – Общество с ограниченной ответственностью «Челябинский тракторный завод – УРАЛТРАК».
Цель курсовой работы – разработать стратегическую политику компании ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» для повышения прибыльности и эффективности производства и увеличения рентабельности.
Введение _____________________________________________________3
Глава 1. Теоретическая часть
Общая характеристика стратегического менеджмента ____________7
1.1. Сущность и функции стратегического планирования _________7
1.2. Виды стратегического планирования ______________________12
1.3. Система стратегического менеджмента ____________________14
Глава 2. Практическая часть
Управленческое исследование и изучение деятельности ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» _________________________________________________18
2.1. Общие сведения об организации _________________________18
2.2. Оценка внешней среды _________________________________21
2.3. Оценка внутренней среды _______________________________28
2.4. Анализ и оценка деятельности предприятия в целом _________39
2.4.1. Миссия организации и цели ____________________________39
2.4.2. Структура управления _________________________________41
2.4.3. Реклама _____________________________________________47
2.4.4. Кадровая политика ___________________________________48
2.4.5. Финансовое положение ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» ________52
2.5. SWOT – анализ ________________________________________58
2.6. Разработка стратегии ___________________________________61
Глава 3. Итоги по деятельности ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» _______70
3.1. Критическая оценка деятельности предприятия. Разработка проекта совершенствования предприятия и контроль за его реализацией ______________________________________________70
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 81
Анализ сбыта продукции в Восточноевропейские страны говорит об идеальном соотношении цена – качество производимой техники, поскольку страны Восточной Европы остаются постоянными потребителями, несмотря на протекционистские льготы от Евросоюза. Примерами является рынок Польши, Румынии и других стран. К конкурентным преимуществам предприятия можно отнести: простоту, низкую стоимость, надежность производимой техники. Поэтому вступление России в ВТО не должно снизить темпы экономического роста предприятия.
Основные конкуренты ООО «ЧТЗ-Уралтрак»
На Челябинском тракторном заводе отметили 85-летие своего основного конкурента – японской машиностроительной компании «Komatsu».
Как сообщили агентству «Урал-пресс-информ» в управлении информации ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК», основанная в 1921 году компания, является сегодня конкурентом ЧТЗ на всех рынках бульдозерной техники и строительно-дорожных машин. Свой первый гусеничный трактор G-25 «Komatsu» выпустила в 1932 году, на ЧТЗ же первый трактор был собран в 1930 году, еще до официального пуска завода.
Первые бульдозеры японцы произвели в 1943 году, челябинцы – в 1946 году. Серийные дизельные двигатели ЧТЗ начал выпускать с 1938 года, «Komatsu» – с 1948 года. Обе компании впервые испытали свою технику в Антарктиде в 1956 году. Сегодня по объемам продаж строительно-дорожной техники «Komatsu» является вторым в мире производителем, после американской компании «Caterpillar». В 1986 году бульдозеры ЧТЗ и «Komatsu» с дистанционным управлением участвовали в ликвидации последствий радиационной аварии на Чернобыльской АЭС.
В 1995 году ЧТЗ и «Komatsu» предприняли попытку создания совместного предприятия и в Челябинске даже был собран бульдозер «Komatsu D85A-21».
Таблица 1 | |||
| Возможности |
| Угрозы |
1 | Расширение своей деятельности - строительство и открытие филиалов и обособленных подразделений в регионе присутствия завода | 1 | Нестабильная социально-экономическая ситуация - возникновение кризисных ситуаций, влекущие спад производства и его развития (инфляция, рост безработицы, уровень занятости и др.) |
2 | Модернизация производства и обновление парка технологического оборудования - привлечение новейших изобретений науки и техники (НТП) для усовершенствования производимой продукции | 2 | Ограниченная государственная поддержка, необоснованный государственный контроль - отказ со стороны государства в разрешении на свободную продажу продукции приводит к финансовым потерям и убыткам, тормозит сбыт готовой продукции |
3 | Внедрение в новые, более прибыльные - создание товаров народного потребления на основе использования отходного сырья и материалов (гвоздики, гайки, болты, т.д.) | 3 | Недостаток высококвалифицированных управленческих кадров –в результате слабого профессионального уровня и мастерства руководящих должностей возникают необоснованные расходы на заводе и деструктуризация управленческого аппарата |
4 | Занятие перспективных рыночных ниш – с помощью установления приемлемой цены, качества и надежности продукции завод занимает лидирующее положение на рынке товаров промышленного назначения | 4 | Отсутствие информационного обеспечения деятельности предприятия – лишает возможности быстрого и своевременного усовершенствования механизма управления, сократить время и силы за счет автоматизации ежедневных операций
|
5 | Возможность правильно и быстро получать денежные средства по дебиторской задолженности - определение и анализ размера и удельного веса долгов позволит своевременно взыскать дебиторскую задолженность и использовать в оборотном капитале | 5 | Ограниченный объем рынка - утрата рынков сбыта, сокращение покупателей на основе уменьшения производства продукции, как следствие-потеря прибыли, рентабельности продаж |
6 | Возможность выбора наиболее перспективных инвестиционных предложений - привлечение инвестиций на выгодных условиях с целью развития предприятия | 6 | Появление новых конкурентов - сужение круга потребителей, падение спроса |
7 | Возможность повышения конкурентоспособности продукции "ЧТЗ−УРАЛТРАК" - завоевание широкого сектора рынка покупателей | 7 | Задержки поставок сырья и материалов от поставщиков - приостановка цикла производства, аннулирование договоров с покупателями, невыполнение плана и объемов выпуска продукции, задолженность перед персоналом по оплате труда |
8 | Возможность правильной и быстрой оплаты кредиторской задолженности - ускорение сроков непогашенных сумм, выплат | 8 | Низкое качество поставляемого сырья и материалов - увеличение брака продукции, утрата доверия со стороны покупателя, потеря конкурентоспособности |
9 | Возможность предложить покупателям собственную фирменную систему обслуживания – удобство и постгарантийное обслуживание | 9 | Закупка комплектующих и расходных материалов по завышенным ценам - приводит к увеличению себестоимости продукции, а значит и повышению цен, что обеспечит потерю значимого рынка сбыта |
10 | Повышение квалификации кадров - увеличение производительности труда и оборачиваемости процесса производства | 10 | Недоработки в государственной финансовой сфере - недостаточная эффективность, неориентированность на свободный конкурентный рынок российской сферы междун. денеж. расчетов приводит к созданию сложных бартерных схем и взаимозачетов |
11 | Внедрение современных информационных технологий - единая упорядоченная система совершенствования сбора, обработки, и учета информации | 11 | Неэффективная работа государственнных торговых представительств - из-за безразличия к продвижению российских товаров и отсутствия предложений сбыта продукции со стороны торговых посредников на междун. рынок замедляется продвижение продаж в соседние страны и усложняется работа завода на внешних рынках |
12 | Возможность привлечь к участию в обновленном бизнесе платежеспособных потребителей продукции "ЧТЗ−УРАЛТРАК", иностранных инвесторов, как крупных, так и мелких участников эффективных бизнес-единиц, работающих в едином технологическом комплексе с единой технической политикой | 12 | Отсутствие государственной защиты производителя от "серого" рынка - сложность отслеживания ситуации на «сером рынке», недоработки рос. междунар. законодательства сказывается на репутации завода |
Вывод: Система анализа макроокружения дает необходимый эффект, если она поддерживается высшим руководством и дает ему необходимую информацию, если она тесно связана с системой планирования в организации и, наконец, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии проследить связь между данными о состоянии макроокружения и стратегическими задачами организации и оценивать эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации. Изучение непосредственного окружения завода направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми предприятие находится в непосредственном взаимодействии. ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым он может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию.
2.3. Оценка внутренней среды «ЧТЗ – УРАЛТРАК»
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых, процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Кадры
Перестановка без должной обоснованности руководящих кадров.
Незнание особенностей и потенциала трудового коллектива завода препятствует к неквалифицированным принятиям решений на управленческом и производственном уровне.
Погашение долгов по заработной плате и своевременность выплаты текущей, рост заработной платы.
В данном случае снижается текучесть кадров, со стороны работников наблюдается конкурсные работы, проявляется инициатива в процессе работы, премирование лучших рабочих.
Излишняя численность персонала: в состава «ЧТЗ – УРАЛТРАК» около 21 тыс. работающих; хотя для обеспечения уровня безубыточности необходимо такое количество промышленно-производственного персонала, при котором, условно, на каждого участника производства в совокупном выпуске должно приходиться по половине трактора в год.
У большинства работников «ЧТЗ – УРАЛТРАК» отсутствует настрой на бизнес («что ни делай – больше не заработаешь»).
Проявляется меньшая трудоспособность и наблюдается низкая производительность труда.
С одной стороны, с завода ушло значительное число квалифицированных работников, в основном молодого и среднего возраста, с другой – резко сократилось, а в 1996 – 1997 годах практически прекратилось поступление на предприятие молодых специалистов.
На предприятие вернулась значительная часть ранее уволившихся стажированных квалифицированных работников, возрос приток специалистов по вольному найму.
Для привлечения на завод молодежи начала осуществляться программа поддержки молодых тракторостроителей, обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях, а также программа поддержки детей тракторостроителей.
За 4 года (2000 – 2004) средний возраст тракторостроителей снизился с 50 до 44 лет.
В результате привлечения молодых специалистов с рынка образования и укрепления репутации предприятия возникла необходимость создания программы для детей трактостроителей, в результате чего появляется творческий подход и энтузиазм внутри рабочей обстановки.
Вывод: Кадровый срез внутренней среды ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и содержание отношений между работниками и т.п.
Организация общего управления
Чрезмерная замкнутость подразделений на первых руководителях (не ниже генерального директора).
Невозможность выполнять этими руководителями своих функциональных обязанностей из-за перегрузки.
Наличие множества заместителей генерального директора и директоров с размытыми и/или пересекающимися диапазонами ответственности.
Недостаток данной формы находит отражение на увеличении представительских расходов и конкурентной борьбы между управленцами.
Некоторые аспекты единой службы работы с персоналом разнесены по функциональным подразделениям с различными уровнями подчиненности (отдел кадров, отдел работы с персоналом и отдел организации труда и заработной платы).
Существуют формально жизненно необходимые финансово-экономические подразделения; имеется руководитель, несущий полную ответственность за результаты финансовой деятельности предприятия (финансового директора).
Налажена служба управления развитием
Служба развития определяет в конкретный момент времени ориентацию организации на требования внешней среды.
Производство
1. Производственные мощности сформированы на выпуск крупных партий тракторов с использованием большого числа «жестких» автоматических линий, агрегатных станков и другого специализированного оборудования, что не позволяет в короткие сроки адекватно реагировать на достижения в тракторостроении зарубежных фирм.
2. Станочный парк предприятия, долгое время эксплуатировавшийся в режиме экстенсивного износа.
Обеспечивает необходимое качество выпускаемых изделий и готовой продукции.
3. Модернизация и реконструкция производственных мощностей завода.
Финансовое положение «ЧТЗ – УРАЛТРАК» позволяет направлять собственные средства на техническое переоснащение производства и его переориентацию на мелкую серию.
4. Осуществление разработок и исследований.
Позволяет предприятию создать новые виды качественных и современных конструкций, соответствующие требованиям времени.
5. Снабжение и ведение складского хозяйства.
Склады, отведенные под готовую продукцию, предусматривают хранение товара в необходимых условиях для поддержания её вида и реализации в нужный момент.
«Для того чтобы время простоя нашей техники во всех регионах присутствия ЧТЗ было сведено к минимуму, завод организовал собственные склады – так называемые «Региональные торговые центры ЧТЗ», – рассказал начальник управления по связям с общественностью «ЧТЗ – УРАЛТРАК» Евгений Китаев. – РТЦ расположены в ключевых транспортных узлах, что позволяет доставить продукцию и комплектующие за минимальный промежуток времени при самых низких затратах. Сегодня 15 таких центров обеспечивают продукцией товаропроводящую сеть от Краснодарского края и Санкт-Петербурга до Магадана и Южно-Сахалинска».
Маркетинг
Основная цель службы маркетинга на предприятии заключается в налаживании системы обработки и движения информации между подразделениями, необходимой для обеспечения конкурентоспособности фирмы. Главным назначением маркетинга является обеспечение процесса управления ассортиментом. На эту задачу работают все службы маркетинга – как внешнего, так и внутреннего. Если внешний маркетинг поставляет информацию из внешней среды предприятия, то внутренний как бы исследует свою фирму изнутри.
Маркетинг на предприятии подразделяется на 3 вида:
маркетинг сырья;
маркетинг технологий и производства;
маркетинг готовой продукции.
Определив продукцию, которую предприятию необходимо произвести, нужно подобрать сырье и технологический процесс соответствующего качества. Необходимо найти оптимальное соотношение (цена – качество – количество) одновременно по всем трем подразделениям маркетинга, что помимо цены не меньшую роль играет сервис, что означает не только послепродажные гарантии, но и работу с клиентом.
Зная конъюнктуру рынка, предприятие может определить оптимальную цену. Кроме того, можно одну и ту же продукцию с одинаковой себестоимостью продавать под разными торговыми марками, ориентированные на различные слои потребителей, и по разным ценам.
На ЧТЗ создан Центр маркетинга и продаж
С целью совершенствования торгово-проводящей сети, руководство ЧТЗ приняло решение о кадровых изменениях и реорганизации службы продаж. С 01 июля 2005 года на ЧТЗ создан Центр маркетинга и продаж, возглавил который Ханиф Хайдарович Мингазов, первый заместитель генерального директора, доктор экономических наук, обладающий огромным опытом, волевой и авторитетный в машиностроении руководитель.
В состав ЦМиП вошли четыре управления:
1. управление продаж по России;
2. внешнеторговая фирма;
3. управление продвижения продукции и сервиса;
4. управление заказов и отгрузки.
Задачи, поставленные перед ЦМиП:
увеличение объема продаж инженерных машин;
увеличение производства запасных частей на 30 – 40 %, 100% удовлетворение потребителя запасными частями (в том числе и покупными) с отгрузкой самовывозом в течение 36 – 48 часов, железнодорожным транспортом – не более 11 суток;
снижение сроков отгрузки техники (стандартной комплектации) до 7 суток;
прибытие специалистов завода (в случае рекламационного вызова) на место в течение 72 часов и устранение неисправностей в срок не превышающий 6 суток.
Для выполнения этих задач необходимо:
усилить контроль за исполнением всех технологических операций в производстве комплектующих и на сборке инженерных машин;
жестко регламентировать и строго соблюдать требования входного контроля сырья, материалов и покупных изделий;
продолжить работу по регионализации: четкое закрепление регионов за уполномоченными представителями завода;
Информация о работе Стратегический менеджмент на ОАО "Уралтрак"