Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:06, курсовая работа
В данной курсовой работе предметом исследования является деятельность, стратегическая политика в условиях современного рынка промышленного предприятия.
Объект исследования – Общество с ограниченной ответственностью «Челябинский тракторный завод – УРАЛТРАК».
Цель курсовой работы – разработать стратегическую политику компании ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» для повышения прибыльности и эффективности производства и увеличения рентабельности.
Введение _____________________________________________________3
Глава 1. Теоретическая часть
Общая характеристика стратегического менеджмента ____________7
1.1. Сущность и функции стратегического планирования _________7
1.2. Виды стратегического планирования ______________________12
1.3. Система стратегического менеджмента ____________________14
Глава 2. Практическая часть
Управленческое исследование и изучение деятельности ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» _________________________________________________18
2.1. Общие сведения об организации _________________________18
2.2. Оценка внешней среды _________________________________21
2.3. Оценка внутренней среды _______________________________28
2.4. Анализ и оценка деятельности предприятия в целом _________39
2.4.1. Миссия организации и цели ____________________________39
2.4.2. Структура управления _________________________________41
2.4.3. Реклама _____________________________________________47
2.4.4. Кадровая политика ___________________________________48
2.4.5. Финансовое положение ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» ________52
2.5. SWOT – анализ ________________________________________58
2.6. Разработка стратегии ___________________________________61
Глава 3. Итоги по деятельности ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» _______70
3.1. Критическая оценка деятельности предприятия. Разработка проекта совершенствования предприятия и контроль за его реализацией ______________________________________________70
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 81
1. Доведение до всех работников целей и задач, определенных Политикой руководства в области качества через наглядную агитацию и средства массовой информации.
2. Создание условий для мотивации труда каждого работника в процессе деятельности.
3. Использование новейших технологий.
4. Обеспечение стабильного качества продукции путем своевременного анализа несоответствий и принятия корректирующих и предупреждающих действий.
5. Организация работы с поставщиками на взаимовыгодных требованиях к качеству и достижение неукоснительного выполнения этих требований.
6. Постоянное повышение квалификации персонала, совершенствование системы профессиональной подготовки кадров.
Руководство ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» берет на себя ответственность за реализацию Политики в области качества.
2.4.2. Структура управления
Любая фирма по своей сущности является организацией. Каждый работник этой организации имеет определённое место в иерархии персонала, определённые функции, права и обязанности. В зависимости от величины и направленности деятельности фирмы она может иметь различную структуру, но в любом случае будет представлять собой организацию. Для успешного ведения работ на фирме необходимо знать основные её элементы.
Рассматривая организацию как социальный институт, мы можем выделить несколько элементов, составляющих её структуру и определяющих её как особое образование, отличное от многих других.
Ни одна организация, в том числе коммерческая структура не сможет сформироваться и тем более далее существовать, если не будет определена её цель – то, ради чего данная организация формируется, и будет действовать в дальнейшем.
Следующий важный элемент, без которого не может существовать ни одна организация, – её структура. Под структурой организации понимается её архитектоника, наличие отдельных частей и соотношения между ними, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействий между внутренними элементами. В литературе и управленческой практике выделены три основных типа организационных структур:
линейная;
функциональная;
адаптивная.
«Структура управления организацией», или «организационная структура управления» (ОСУ) – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структуры управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов организационная структура управления:
а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;
б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Сегодняшняя структура завода включает в себя головной завод и около 160 самостоятельных предприятий, которые расположены на его территории и являются дочерними и зависимыми обществами ООО «Челябинский тракторный завод – УРАЛТРАК».
К ним относятся: технопарк, где сосредоточено недвижимое имущество и оборудование; инструментальный завод; выведенные на юридическую самостоятельность различные инженерные службы – инженерный центр, два головных специализированных конструкторских бюро, проектное управление, научно-исследовательский отдел, цехи автомобильного и железнодорожного транспорта, ремонтно-строительная фирма, типография и др. Распределение функций между подразделениями указаны в Таблице 2.
Деятельность дочерних предприятий связана, прежде всего, с оказанием услуг головному заводу ООО «ЧТЗ – Уралтрак», а также с производством непрофильной продукции и оказанием услуг сторонним предприятиям.
Существующая на предприятии «ЧТЗ – УРАЛТРАК» ОСУП является линейно-функциональной, так как вся данная система замкнута на линейных руководителях соответствующего уровня (см. Приложение 1).
Генеральный директор, действующий на основании Устава и осуществляющий оперативное руководство заводом, непосредственно штаба не имеет, в его подчинении находится Совет директоров, являющийся исполнительным органом, но данный орган состоит из линейных руководителей. В Совет директоров входят все менеджеры высшего уровня, отвечающий за конкретные направления деятельности завода. Штабом данных менеджеров является совокупность специализированных отделов, во главе с соответствующим линейным руководителем, который отвечает за деятельность отдела в целом и имеет в своем подчинении ряд функционеров, отвечающих за конкретные направления деятельности.
Директор по персоналу отвечает за кадровую и производственную политику на предприятии. Ему подчиняются отдел кадров, который отвечает за работу с кадрами предприятия, охрана завода, а также начальник управления производством, имеющий в подчинении начальников цехов (смотри далее производственную структуру).
Коммерческий директор отвечает за управление процессами снабжения и сбыта. В его подчинении находятся следующие отделы: отдел комплектации, отвечающий за комплектацию изделий покупными полуфабрикатами, транспортное управление, занимающееся организацией и осуществлением перевозок, отдел снабжения производит поставки материалов необходимых для производства, ему подчиняются базы и склады предприятия.
Директор по финансам занимается регулированием отношений, обусловленных экономической средой. Ему подчиняются планово-экономический отдел, занимающийся текущим и перспективным планированием себестоимости изделий и определением цен на них, главный бухгалтер и подчиняющаяся ему бухгалтерия, проводящие учетную политику на предприятии, финансовый отдел, осуществляющий управление денежными потоками на предприятии.
Директор по маркетингу и внешнеэкономическим связям управляет маркетинговой деятельностью на предприятии и развитием внешнеэкономических связей предприятия. Он руководит центром маркетинга, которому подчиняется отдел сбыта, занимающийся процессом отгрузки изделий.
Технический директор (см. Приложение 2) управляет технической политикой на предприятии, у него имеется заместитель технического директора, занимающийся вопросами разработки, внедрения новой техники. Техническому директору подчиняются отдел главного технолога, разрабатывающий технологические процессы на предприятии, отдел технического контроля, занимающийся вопросами качества продукции, отдел надежности и эксплуатации, проводящий испытания изделий, отдел техники безопасности, обеспечивающий безопасные условия труда, отдел инструментального хозяйства (инструментальный завод), изготавливающий необходимый инструмент и технологическую оснастку, отдел главного механика, занимающийся всеми видами механических работ, автоматизированная система управления, осуществляющая автоматизацию работ, отдел главного энергетика, отвечающий за обеспечение завода различными видами энергии, и автоматизированная система управления в данном отделе, пожарная часть, обеспечивающая пожарную безопасность на заводе.
Таблица 2
Распределение функций по подразделениям
Подразделение | Выполняемые функции |
ГСКБ (Головное специализированное конструкторское бюро) | Разработка конструкций, модернизация и внедрение в производство инженерных машин и деталей к ним |
НИО (Научно-исследовательский отдел) | Проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ по разработке, испытанию и внедрению новых материалов для производства |
УГТ (Управление главного технолога) | Разработка и совершенствование технологии изготовления выпускаемой продукции и оснастки |
Цех наладки | Обеспечение наладки и сдачи вновь вводимого или действующего оборудования и оснастки |
Опытный завод | Производство мелкосерийной продукции и опытных образцов новой техники |
УГМех (Управление главного механика) | Обеспечение содержания действующего парка оборудования в технически исправном состоянии |
Цех связи | Обеспечение предприятия всеми видами связи |
ОВЭС (Отдел внешне-экономических связей) | Организация работ по экспорту выпускаемой продукции |
Отдел охраны труда | Организация работы и контроля за соблюдением правил, норм по охране труда, внедрение мероприятий по созданию безопасных условий труда |
Центр управления качеством продукции и сертификации | |
Цех точной механики |
2.4.3. Реклама
Реклама – это неличные формы коммуникации, осуществляемые с помощью платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования.
Рекламодателями выступают не только коммерческие структуры, но и государственные учреждения, университеты, общественные организации, рекламирующие свои цели.
Первый этап разработки плана рекламной деятельности – постановка задач. Задачи рекламы определяются принятой стратегией и подходом к формированию комплекса маркетинга. Их можно классифицировать и по целям: должна ли реклама информировать, увещевать или напоминать.
Информативная реклама преобладает на этапе выведения товарана рынок, когда необходимо сформировать первичный спрос.
Увещевательная реклама приобретает особое значение на этапе роста, когда перед фирмой встает задача формирования избирательного спроса. Часть увещевательных объявлений смещается к категории сравнительной рекламы, которая стремится утвердить преимущество своей марки за счет конкурентного сравнения её с другими марками одного товарного класса.
Напоминающая реклама чрезвычайно важна на этапе зрелости товара. Она заставляет потребителя вспомнить о товаре. Близка к ней подкрепляющая реклама, которая стремится уверить нынешних покупателей, что выбор сделать правильно.
Специалисты отдела маркетинга ООО «ЧТЗ – УРАЛТРАК» разработали бюджет рекламы, который основан на том, чтобы поднять спрос на продукцию завода. Для достижения намеченных показателей сбыта на 2004 год на территории Челябинской области руководству предприятия потребовалось 75 000 рублей.
С 2003 года при разработке своих рекламных бюджетов завод предусматривает рекламные эксперименты, то есть увеличивает или уменьшает по сравнению со средним уровнем интенсивность рекламы на разных территориях. В результате данных мероприятий устанавливается оптимальный уровень затрат на рекламу.
Определив задачи и рекламный бюджет, рекламными агентами предприятия разрабатывается общий творческий подход к рекламе продукций, творческая стратегия. В процессе её создания выделяются три этапа:
1) формирование идей обращения – замысел рекламы ности творческий характер, эффективные рекламные обращения содержат уникальные предложения;
2) исполнение обращения – работники отдела рекламы готовят задание на разработку текста, в котором оговариваются задачи, содержание, аргументация и текст будущего объявления, а также стиль, тон, слова и форму воплощения рекламного обращения. Стиль может быть различным:
Информация о работе Стратегический менеджмент на ОАО "Уралтрак"