Стратегический менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка стратегии развития предприятия гостиничного бизнеса.
В курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
• Характеристика стратегии как типа управления;
• Ключевые элементы процесса разработки стратегии;
• Процесс разработки стратегии: методы и этапы;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ………………………………………...……………...................5
1.1. Характеристика стратегии как типа управления ……………….……...5
1.2. Ключевые элементы процесса разработки стратегии ………..………12
1.3. Процесс разработки стратегии: методы и этапы ……………...….......14
2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГОСТИНИЦА ОКТЯБРЬСКАЯ»……………………………………….……….22
2.1. Характеристика предприятия ОАО «Гостиница Октябрьская»……..22
2.2 Определение ключевых факторов конкурентного успеха …………29
2.3 Анализ внешней среды прямого и косвенного воздействия ……....30
2.4. Анализ макроокружения. PEST-анализ, SWOT-анализ.…………….36
2.5. SNW – анализ «Гостиницы Октябрьская» ……………………….…..44
2.6 Разработка стратегического развития ОАО «Гостиница
Октябрьская»......…………………………………………………………….46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ………….49

Файлы: 1 файл

голова.docx

— 131.73 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ………………………………………...……………...................5

1.1. Характеристика стратегии как типа управления ……………….……...5

1.2. Ключевые элементы процесса разработки стратегии ………..………12

1.3. Процесс разработки стратегии: методы и этапы ……………...….......14

2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГОСТИНИЦА ОКТЯБРЬСКАЯ»……………………………………….……….22

2.1. Характеристика предприятия ОАО «Гостиница Октябрьская»……..22

2.2 Определение ключевых факторов конкурентного успеха …………29

2.3 Анализ внешней среды прямого и косвенного воздействия ……....30

2.4. Анализ макроокружения. PEST-анализ, SWOT-анализ.…………….36

2.5. SNW – анализ «Гостиницы Октябрьская» ……………………….…..44

2.6 Разработка стратегического развития ОАО «Гостиница

Октябрьская»......…………………………………………………………….46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ………….49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней  среде и связанной с этим неопределенностью  является стратегический менеджмент, позволяющий обеспечить конкурентоспособность  товаров и услуг в долгосрочной перспективе.

Особое значение стратегического  менеджмента обусловлено влиянием ряда объективных факторов, таких, как  ускорение изменений в макросреде, глобализация бизнеса, усиление конкурентной борьбы, развитие информационных систем, изменение роли человеческих ресурсов, появление новых возможностей ведения  бизнеса, широкая доступность современных  технологий, появление новых запросов и изменение позиции потребителей.

Принципы и методы стратегического  менеджмента получают все большее  распространение в индустрии  гостеприимства, являющейся составной  частью сферы услуг, которая, в свою очередь, представляет собой один из важнейших и динамично развивающихся  секторов экономики. Среди отраслей сферы услуг в настоящее время  все большую значимость приобретает  туризм и гостиничный бизнес, который  играет роль катализатора развития всего  народного хозяйства. Индустрии  гостеприимства уделяется особое внимание, как на международном, так и на национальном и региональном уровне.

Стратегическое управление является важнейшей составляющей жизни  современной деловой организации, рассматривающееся как деятельность высшего руководства по управлению организацией в конкурентной рыночной среде и обеспечивающее стратегическую конкурентоспособность и эффективность  решений путем разработки стратегии. Таким образом, тема разработки стратегии  развития организации приобретает  особую актуальность.

При написании курсовой работы объектом исследования послужило предприятие гостиница ОАО «Октябрьская» г. Красноярск.

Предметом исследования в  данной работе является стратегия развития предприятия гостиничного бизнеса.

Целью курсовой работы является разработка стратегии развития  предприятия гостиничного бизнеса.

В курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:

  • Характеристика стратегии как типа управления;
  • Ключевые элементы процесса разработки стратегии;
  • Процесс разработки стратегии: методы и этапы;
  • Характеристика предприятия ОАО «Гостиница Октябрьская»;
  • Определение ключевых факторов конкурентного успеха ;
  • Анализ внешней среды прямого и косвенного воздействия ;
  • Анализ макроокружения. PEST-анализ, SWOT-анализ;
  • SNW – анализ «Гостиницы Октябрьская» ;
  • Разработка стратегического развития ОАО «Гостиница Октябрьская».

Источниками информации послужили: научная и учебная литература, справочная правовая система КонсультантПлюс, ресурсы сети Интернет, внутренняя документация гостиницы ОАО «Октябрьская».

Методы исследования, используемые в данной курсовой работе:

• эмпирический;

• аналитический;

• расчетно-экономический;

Практическая значимость работы определяется конкретными рекомендациями, разработанными для объекта исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Характеристика стратегии развития как типа управления

 

Важнейшая проблема для любой  организации, действующей в условиях рынка – это проблема выживаемости и обеспечение непрерывности  развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств эта  проблема решается различными организациями  по-своему, но в основе ее лежит кропотливая  и трудоемкая работа по созданию конкурентных преимуществ. Содержание и организацию  этой работы раскрывает концепция стратегического управления.

Содержание стратегического  управления состоит во взаимосвязи  следующих категорий: потенциал  организации, стратегия, конкурентоспособность (см. рис. 1.1). [5]

 

Рисунок 1.1 - Взаимосвязь  основных категорий стратегического  управления

Под потенциалом организации  обычно понимается совокупность возможностей организации по выпуску продукции (оказанию услуг). Возможности организации  определяют ресурсы (факторы производства), находящиеся в ее распоряжении:

  • технические ресурсы (оборудование, сырье, материалы);
  • технологические ресурсы (способы изготовления продукции);
  • кадровые ресурсы (численность и квалификация кадров);
  • информационные ресурсы (сведения о системе и внешней среде);
  • объемы перерабатываемой информации, ее достоверность, своевременность и т.д.;
  • финансовые ресурсы (величина и использование денежных средств, финансовое состояние предприятия);
  • организационные ресурсы (применяемые способы принятия решений, организация системы планирования, контроля);
  • временные ресурсы.

Отмечается большая вариантность объединения различных ресурсов в единое целое, приводящая к огромному  разнообразию внутреннего состояния  организации, тем самым увеличиваются  возможности организации, ее потенциал, который зависит как от внутренней среды, так и от внешних условий. Оценить потенциал организации  можно с помощью метода анализа функциональных областей. Степень использования потенциала зависит от стратегии организации, основным принципом которой должно являться «производить то, что будет куплено».[5]

Понятие «стратегия» вошло  в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции  на неожиданные изменения во внешней  среде приобрела большое значение. Слово «стратегия» означает «искусство развертывания войск в бою».

Стратегия - определение  основных и долгосрочных целей и  задач предприятия и утверждение  курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этой цели. Можно наложить ограничение по экономичности использования ресурсов и ограничение по приемлемости рисков. Стратегия представляет собой систему управленческих решений, определяющих перспективные направления развития организации, сферы, форм и способы ее деятельности в условиях окружающей среды и порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей.

Главной задачей разработки стратегии является достижение конкурентных преимуществ и рентабельности организации. В зависимости от выбранного объекта стратегического управления принято выделять следующие виды стратегий:

  • корпоративную стратегию – стратегию организации в целом;
  • бизнес-стратегию – стратегию отдельного стратегического подразделения организации;
  • функциональную стратегию – стратегию функциональной зоны хозяйствования.

На разработку стратегии  помимо потенциала организации влияет ряд факторов, среди которых важнейшим  является миссия и цели организации, состояние рынка, конкурентные преимущества, организационная культура, продукция, компетентность высшего менеджмента  и уровень его притязания.

Конкурентоспособность организации  – это ее способность вести  успешную конкурентную борьбу, противостоять  ей.

Конкурентоспособность организации  определяют ее сравнительные конкурентные преимущества по отношению к другим предприятиям, действующим на данном рынке.

Конкурентоспособной организацию  делают ресурсы (потенциал) и умение продуктивно их использовать (стратегии). Продуктивность предполагает наибольший результат, приходящийся на единицу  продукции и максимизировать ее необходимо не на каждом этапе производства продукции, а за весь период жизненного цикла, иначе говоря, за время осуществления стратегии, в течение которого достигаются стратегические цели. Содержание и предназначение основных категорий раскрывается в процессе стратегического управления.[12]

Процесс стратегического управления состоит из шести этапов и представлен на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 - Процесс стратегического управления

Определение миссии и цели является первым и самым ответственным  решением в стратегическом управлении, поскольку цели служат ориентирами  для всех последующих этапов, и  одновременно накладывают определенные ограничения на направления деятельности организации при выборе стратегии.

Миссия – философия  организации, смысл ее существования. Цель – конкретизация миссии, идеальный  образ желаемого состояния. Через  определение миссии и целей организация  стремится представить свое будущее, направления развития своего бизнеса.

В качестве удобного и апробированного  на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа – дерева целей. Посредством дерева целей описывается  их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели. Дерево целей  предполагает логическую увязку всех целей организации, их наглядность и четкую формулировку.

Анализ внешней среды  представляет собой оценку состояния  и перспектив развития важнейших, с  точки зрения организации, субъектов  и факторов окружающей среды: отрасли  рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может  оказывать непосредственное влияние.

Внешняя среда неоднородна  и дифференцирована по силе, периодичности, характеру влияния на организацию. В ней можно выделить среду  косвенного воздействия (макроокружение) и среду непосредственного окружения.[4]

Задачи анализа внешней  среды состоят в установлении и оценке влияющих факторов, представляющих угрозу или способствующих развитию организации; в изучении изменений, влияющих на текущую деятельность организации, и установлении их тенденций.

Макроокружение создает  общие условия, в которых действует  предприятие, определяя для него и других предприятий границы  допустимого и недопустимого.

Подобно тому, как атмосфера  по разному действует на человека, так и макроокружение в разной степени влияет на организацию в  зависимости от уровня ее «здоровья».

1. При анализе экономических  факторов рассматривают темпы  инфляции (дефляции), налоговую ставку, международный платежный баланс, уровень занятости населения  в целом и в отрасли, платежеспособность  предприятий.

2. При анализе политических  факторов следует следить за  соглашениями по тарифам и  торговле между странами, протекционистской  таможенной политикой, направленной  против третьих стран, нормативными  актами местных органов власти  и центрального правительства,  уровнем развития правового регулирования  экономики, отношением государства  к антимонопольному законодательству, кредитной политикой местных  властей.

3. Рыночные факторы включают  многочисленные характеристики, оказывающие  непосредственное влияние на  эффективность работы организации.  Их анализ позволяет руководству  фирмы уточнить ее стратегию  и укрепить свои позиции на  рынке. Здесь исследуют изменение  демографических условий, уровень  доходов населения, долю рынка,  жизненные циклы товаров, уровень  конкуренции в отрасли и т.д.

4. Руководство организации  обязано постоянно следить за  технологической внешней средой, чтобы не упустить момент появления  в ней изменений. Анализ технологической  внешней среды должен учитывать  изменения в технологии производства, создание новых технологий, применение  новых компьютерных технологий  для проектирования новых товаров.

Информация о работе Стратегический менеджмент