Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 12:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка стратегии развития предприятия гостиничного бизнеса.
В курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
• Характеристика стратегии как типа управления;
• Ключевые элементы процесса разработки стратегии;
• Процесс разработки стратегии: методы и этапы;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ………………………………………...……………...................5
1.1. Характеристика стратегии как типа управления ……………….……...5
1.2. Ключевые элементы процесса разработки стратегии ………..………12
1.3. Процесс разработки стратегии: методы и этапы ……………...….......14
2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ГОСТИНИЦА ОКТЯБРЬСКАЯ»……………………………………….……….22
2.1. Характеристика предприятия ОАО «Гостиница Октябрьская»……..22
2.2 Определение ключевых факторов конкурентного успеха …………29
2.3 Анализ внешней среды прямого и косвенного воздействия ……....30
2.4. Анализ макроокружения. PEST-анализ, SWOT-анализ.…………….36
2.5. SNW – анализ «Гостиницы Октябрьская» ……………………….…..44
2.6 Разработка стратегического развития ОАО «Гостиница
Октябрьская»......…………………………………………………………….46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..……48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ………….49
Таким образом, факторы прямого воздействия оказывают сильное влияние на ОАО «Октябрьская», в особенности поставщики, конкуренты и потребители, так как это связано со спецификой деятельности предприятия.
Сравнительный анализ конкурентов
Параметры Для сравнения |
Вес |
Октябрьская |
Яхонт |
Сибирь |
Красноярск | ||||
Бал |
Взвешенный рейтинг |
Бал |
Взвешенный рейтинг |
Бал |
Взвешенный рейтинг |
Бал |
Взвешенный рейтинг | ||
Качество обслуживания |
0.3 |
8 |
2.4 |
8 |
2.4 |
10 |
3 |
7 |
2.1 |
Имидж организации |
0.2 |
10 |
2 |
8 |
1.6 |
10 |
2 |
10 |
2 |
Квалификация персонала |
0.25 |
8 |
2 |
7 |
1.75 |
8 |
2 |
9 |
2.25 |
Ассортимент доп.услуг |
0.09 |
10 |
0.9 |
6 |
0.54 |
9 |
0.81 |
9 |
0.81 |
Интерьер и экстерьер гостиницы |
0.16 |
6 |
0.96 |
7 |
1.12 |
6 |
0.96 |
8 |
1.28 |
Сумма |
1 |
42 |
8.26 |
36 |
7.41 |
43 |
8.77 |
43 |
8.44 |
Проанализировав внутреннюю среду организации, можно сделать вывод, что на рынке гостиничных услуг в г. Красноярске существуют гостиницы деловой направленности, которые являются конкурентами для гостиницы «Октябрьская». Для того, чтобы быть первыми на рынке, нужно совершенствовать свои услуги. Сравнительный анализ конкурентов позволяет увидеть ближайших конкурентов, обладающих схожими компетенциями, удовлетворяющих потребности покупателей на одних и тех же рыночных сегментах и производящих товары и услуги аналогичного качества. «Сибирь», «Красноярск» и «Яхонт» требуют более детального изучения, так как соперничество между компаниями, находящимися в одной стратегической группе более сильное, чем с другими конкурентами.
Профиль характеристик организационной среды.
Факторы среды |
Важность для отросли |
Влияние на организацию |
Направленность влияния |
Степень важности |
А |
Б |
В |
Г |
Д=Б*В*Г |
Уважительное отношение |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
Позитивное отношение к труду |
2 |
3 |
+1 |
+6 |
Квалификация персонала |
2 |
3 |
+1 |
+6 |
Возрастная составляющая персонала |
1 |
2 |
+1 |
+2 |
Новые технологии в управление персоналом |
2 |
3 |
+1 |
+6 |
Появление новых услуг (Интернет в номерах) |
1 |
3 |
+1 |
+3 |
Новые технологии в сфере бронирования номеров |
2 |
2 |
- 1 |
- 4 |
Усовершенствование |
2 |
3 |
+1 |
+6 |
Низкий уровень доходов |
1 |
1 |
- 1 |
- 1 |
Высокий уровень цен энергоресурсы |
2 |
3 |
- 1 |
- 6 |
Высокие налоговые ставки |
2 |
3 |
- 1 |
- 6 |
Инфляция в стране |
3 |
3 |
- 1 |
- 6 |
Высокий уровень конкуренции |
2 |
3 |
- 1 |
- 6 |
Экологический контроль за окружающей средой |
3 |
2 |
+1 |
+6 |
Политическая стабильность |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
Предоставление социально- |
1 |
2 |
+1 |
+2 |
Нормативное регулирование деятельности организации |
2 |
2 |
- 1 |
- 4 |
Контроль за стоимостью национальной валюты |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
Количество иностранных |
1 |
2 |
+ 1 |
+2 |
Формирование возможностей и угроз.
Ключевой фактор |
Характер воздействия фактора на организацию |
Возможная реакция организации | |
Формулировка возможности «+» |
Формулировка угрозы « - » | ||
Уважительное отношение |
Привлечение большого количества клиентов, постоянных клиентов |
Обучение и повышение | |
Позитивное отношение к труду |
Повышение качества услуг в гостинице |
Мотивация и стимулирование персонала | |
Квалификация персонала |
Повышение качества услуг в гостинице |
Подбор | |
Новые технологии в сфере бронирования номеров |
Повышение качества услуг в гостинице, а также привлечение большого количества клиентов, постоянных клиентов |
Разработка новых технологий в управление персоналом | |
Политическая стабильность |
Большой поток иностранных туристов |
Организация должна быть гибкой и приспосабливаться к условиям | |
Контроль за стоимостью национальной валюты |
Влияние на стабильность предприятия |
Организация должна быть гибкой и
приспосабливаться к | |
Инфляция в стране |
За счет повышения цен уменьшается количество клиентов |
Организация должна быть гибкой и приспосабливаться к возникающим условиям | |
Высокий уровень цен энергоресурсы |
Повышение цен на услуги и как следствие уменьшение клиентов |
Уменьшение затрат на электроэнергию за счет применения новых технологий | |
Высокие налоговые ставки |
За счет повышения налогов повышаются цены на услуги и как следствие уменьшение клиентов |
Организация должна быть гибкой и приспосабливаться к возникающим условиям |
Проанализировав «Профиль характеристик организационной среды» и «Формирование возможностей и угроз», можно сделать такой вывод. В гостинице «Октябрьская» могут возникнуть, как возможности, так и угрозы. И организация всегда должна быть готова рассмотреть и предотвратить угрозы, и развивать возможности. Для этого нужно проводить анализ макросреды.
2.4 Анализ макроокружения PEST-анализ, SWOT-анализ
Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительно к отдельно взятой организации. Хотя степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна, что связано с различиями как в сферах деятельности, так и с внутренним потенциалом организаций. (PEST) СТЕП – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.
PEST (СТЕП) - анализ.
PEST факторы |
Характеристика | ||||||
Факторы |
Влияние, +,- |
Реакция организации | |||||
А |
Б |
1 |
В | ||||
Существует стратегия продвижения услуги |
+ | ||||||
Детальная разработка всех нововведений |
+ |
Качественная разработка снижает риски и убытки предприятия в дальнейшем. Стабильность привлекает новые потоки клиентов. Рост прибыли | |||||
Четко вымеренные действия приводят к сокращению затрат | |||||||
Нестабильность курса евро по отношению к рублю |
+
- |
Влияние на формирование цены гостиничной услуги. Услуга дешевле, большее количество клиентов, затраты окупаются массовостью. Услуга дороже, количество клиентов сокращается, позволить услугу могут лишь некоторые слои населения. Есть риск не окупаемости затрат. | |||||
увеличение стоимости на топливо |
- |
Увеличение стоимости услуги трансферта. Сказывается на цене гостиничной услуги | |||||
Увеличение минимального размера оплаты труда |
-
+ |
Увеличение затрат на заработную плату Рост доходов потребителей приводит к росту доходов компании. | |||||
Стабильность налоговой политики |
+ |
Точный расчет затрат на обязательные выплаты по налогам. | |||||
Общий рост производительности |
+ |
Доход от потребителей. Сокращение издержек, рисков, затрат. | |||||
Четкое планирование всей деятельности |
+ |
Позволяет избежать внештатных ситуаций, ведет к сокращению издержек, показывает стабильность предприятия и уровень профессионализма управленцев | |||||
Экономический рост |
+ |
Доходы потребителей растут. Рост туристкой активности населения также растет, растет платежеспособность населения, интерес к качественному отдыху | |||||
Показатель ВВП |
+ |
создание
прочных международных | |||||
Потребление товаров и услуг |
+ |
Покупательская способность отражает экономическое состояние страны и региона в частности. | |||||
Стоимость энергоресурсов |
- |
увеличение стоимости, удорожание обслуживания | |||||
Наличие стабильных межотраслевых экономических связей |
+ |
Стабильные, гарантированные отношения с партнерами, увеличение рабочих мест | |||||
Политическая компонента |
Стабильность политического строя. Демократии |
+ |
Отсутствие барьеров по управлению ресурсами фирмы | ||||
Стабильность внешнеэкономических связей |
+ |
Поддержка международных отношений. Новые контракты. Новые направления, новые рабочие места. Инвестиции как с въездного, так и с выездного туризма. | |||||
Работа предприятия в соответствии с законодательством |
+ |
Стабильность, правовая защищенность работников | |||||
Регулирование занятости населения |
+ |
Создание
дополнительных рабочих мест, возможность
перспективы трудоустройства | |||||
Темпы развития государства |
+ |
Стабильность государства, отсутствие социальных волнений, политических потрясений, все это привлекает потенциальных иностранных клиентов, партнеров, которые способны вести бизнес на территории РФ, отчисляя налоги с бизнеса в казну страны. | |||||
Социальная компонента |
Уменьшение уровня безработицы |
+ |
Безработица уменьшается, уровень доходов растет, покупательская способность растет, растет интерес к гостиницам, предлагающим различные виды услуг: расширение и улучшение гостиничной сферы | ||||
Увеличение уровня образования населения |
+ |
Рост
квалификации сотрудников. Рост эффективности
производства. Рост интереса у клиентов,
более избирательный спрос | |||||
Соц.программы для работников |
+ |
Забота о работниках фирмы, отображает стабильность фирмы на рынке | |||||
Система поощрения персонала |
+
- |
Обучение персонала, премии. Затраты берет на себя компания, предполагая, что они окупятся в будущем, за счет такой своеобразной подготовки и отдыха сотрудников. Прибыль не фактическая, а предполагаемая. | |||||
Демографическая структура населения |
+ |
Большое
количество молодых специалистов, с
большим потенциалом, заинтересованных
в продвижении новых | |||||
Стиль жизни населения |
+ |
Возможность гостинице предоставить широкий ассортимент услуг для любого, даже самого избирательного клиента, в зависимости от его жизненных приоритетов и предпочтений. | |||||
Увеличение уровня доходов населения |
+ |
Предоставление клиентам услуг более высокой ценовой категории, предоставление дополнительных услуг | |||||
Технологическая компонента |
Доступность Интернет технологий |
+
- |
Расширение спектра возможностей, непосредственный контакт с поставщиками, турфирмами из других регионом и городов. Затраты на создание и поддержание сайтов, защиту информации | ||||
Совершенствование оборудования |
+
- |
Увеличение эффективности Затраты на закупку дорогого оборудования | |||||
Сроки внедрения новых идей в жизнь |
+ |
Таким образом, на исследуемую организацию оказывают влияние все СТЭП факторы. Изучая различные компоненты макроокружения, очень важно всегда иметь в виду следующие два момента. Первое — это то, что все компоненты макроокружения сильно влияют друг на друга. Изменения в одной из компонент обязательно приводят, к тому, что происходят изменения в других компонентах макроокружения. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно, с отслеживанием не только собственно изменений в отдельной компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения. Второе — это то, что степень воздействия отдельных компонент макроокружения на различные организации различна. В частности, степень влияния зависит от размера организации, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т.п. Также необходимо иметь список тех внешних факторов, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для организации.
Применяемый для анализа среды метод СВОТ (англ. SWOT) — сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) — является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод СВОТ, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями.
Матрица SWOT – анализа.
Гостиница «Октябрьская» |
Сильные стороны 1. Имидж организации 2. Интерьер и экстерьер гостиницы 3. Качество обслуживания и 4. Стратегия организации 5. Организационная культура 6. Информационные технологии 7. Качество торговой марки 8. Отношения с органами местной власти 9. Корпоративная культура |
Слабые стороны 1. Новые, дополнительные услуги 2. Дистрибуция как система |
Возможности 1. Привлечение большого числа клиентов, постоянных клиентов 2. Повышение качества услуг в гостинице 3. Большой поток иностранных клиентов
|
Сила и возможности (SO) 1. Отправление персонала и 2. Привлечение большого числа клиентов, за счет рекламных акций 3. Разработка новой системы On- |
Слабость и возможности (WO) 1. За счет большого количества
клиентов увеличивается 2. Распространение рекламных |
Угрозы 1. Из - за повышения цен на услуги уменьшается количество клиентов 2. За счет повышения цен на электроэнергию, повышаются цены на услуги и как следствие уменьшение клиентов 3. Повышение налогов влияет на
повышение цен на услуги и
как следствие уменьшение |
Сила и угрозы (ST) 1. Руководство гостиницы должно
разработать вариант бизнес- 2. При изменение ценовой политики услуг гостиницы, стоимость услуг будет увеличиваться, для сохранения спроса необходимо проведение рекламных акций, (например - для клиентов проживающих 3 дня, одна из дополнительных услуг в подарок) 3. Для привлечения клиентов |
Слабость и угрозы(WT) 1. Необходимо вводит новые, 2. Распространение рекламных |
Отбор стратегических направлений развития и мероприятий SWOT- анализа для реализации.
Стратегические мероприятия |
Достигаемые результаты при реализации мероприятий |
Сложности и риски реализации мероприятия |
Отнесение мероприятий в перечень (знак +) | |
Мероприятия для реализации |
Потенциально возможные | |||
Стратегии SO | ||||
Отправка персонала на курсы повышения квалификации |
Высококвалифицированный персонал, который ответственно и качественно выполняет свою работу |
+ |
| |
Привлечение большого числа клиентов за счет рекламных акций |
Большая заинтересованность клиентов и приобретение постоянных клиентов |
Потеря денежных средств в случае провала рекламной акции |
+ |
|
Разработка новой системы On-
|
Повышение числа клиентов за счет быстрого и удобного бронирования |
Потеря клиентов из-за возможных сбоев в программе |
+ | |
Стратегии ST | ||||
Разработка варианта бизнес-плана при убыточном функционирование гостиницы |
Запасной вариант бизнес-плана поможет работать гостинице в обычном режиме и не обанкротится |
Сбой в реализации бизнес-плана может привести к неблагоприятным последствиям для гостиницы, а именно банкротство и потеря клиентов |
|
+ |
Снижение цены на проживание и питание, но повышая цену на доп. услуги |
Большой поток клиентов |
Доп. услуги могут быть не востребованы из-за их дороговизны |
+ | |
Стратегии WO | ||||
Новые, дополнительные услуги |
Увеличение потенциальных |
Часть новых, дополнительных услуг может оказаться не нужными клиентам |
+ |
|
Распространение рекламных буклетов в различных организациях |
Узнаваемость гостиницы и ее
услуг и как следствие |
Потеря денег в случае если главная цель в привлечение клиентов не будет достигнута |
+ |
|
Стратегии WT | ||||
Распространение рекламных буклетов в местах, где собирается платежеспособное население |
Узнаваемость гостиницы и ее услуг |
Платежеспособное население |
+ |
|
Развитие услуг деловой |
Привлечение большего числа деловых платежеспособных клиентов |
Могут оказаться не востребованы, из-за их не надобности деловым людям |
+ |
|