Стратегический менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Для обеспечения высокого качества товара и его конкурентоспособности важно не столько выявление брака, как его предупреждение. С этой целью необходимо создание и совершенствование единой системы управления качеством товара. Не может предприятие, поставляющее низкосортную, отсталую продукцию на внутренний рынок, быть конкурентоспособным на внешних рынках. В то же время предприятие, стремящееся удовлетворить потребности своих внутренних заказчиков на уровне самых высоких стандартов, соответствующих современному и перспективному уровню развития мировой науки и техники, заведомо будет конкурентоспособным и на самом требовательном международном рынке. Поэтому базой для оценки конкурентоспособности фирмы должно являться исследование потребностей покупателя, требований рынка.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ 5
Конкурентоспособность фирмы 5
Качество товара 9
Маркетинговая, коммерческая составляющие, патентная частота товара 12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ 16
2.1. Оценка конкурентоспособности с помощью товара — образца 16
2.2. Оценка конкурентоспособности фирмы на базе суждений
потребителей 18
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ 21
ОАО «Компания ЮНИМИЛК» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

Стратегический менеджмент.docx

— 46.38 Кб (Скачать)

Стратегический  менеджмент

ккурсовая  работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                  3

ГЛАВА 1. СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ФИРМЫ       5  

    1. Конкурентоспособность  фирмы                                                                5
    2. Качество товара                                                                                            9
    3. Маркетинговая, коммерческая составляющие, патентная частота  товара                                                                                                           12                                                                                                                   

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ФИРМЫ    16

       2.1.    Оценка конкурентоспособности  с помощью товара — образца         16

       2.2.    Оценка конкурентоспособности  фирмы на базе суждений

                 потребителей                                                                                             18                                                                                                                

ГЛАВА 3.  ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ФИРМЫ                       21        

                ОАО «Компания ЮНИМИЛК»                                                                21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                          24

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                         25 

Введение


Товарная политика занимает одно из ключевых мест в общей системе  маркетинговой деятельности и системе  «маркетинг-микс», содержащей помимо товарной ценовую, сбытовую и стимулирующую  политику, и изучает меры по повышению  конкурентоспособности фирмы, прежде всего ее качественных характеристик, соответствующих запросам конечных потребителей, созданию новых товаров, оптимизации их ассортимента, удлинению жизненного цикла.

Фирма, осуществляя товарную политику, преследует цель производить такие  товары, которые в наибольшей степени  могут удовлетворить потребителя  и которые он предпочтет всем другим аналогичным товарам, т.е. товары, которые  окажутся приоритетными при выборе потребителем продукции на рынке  и будут обладать высокой конкурентоспособностью и высоким качеством.

Для обеспечения высокого качества товара и его конкурентоспособности  важно не столько выявление брака, как его предупреждение. С этой целью необходимо создание и совершенствование  единой системы управления качеством  товара. Не может предприятие, поставляющее низкосортную, отсталую продукцию на внутренний рынок, быть конкурентоспособным  на внешних рынках. В то же время  предприятие, стремящееся удовлетворить  потребности своих внутренних заказчиков на уровне самых высоких стандартов, соответствующих современному и  перспективному уровню развития мировой  науки и техники, заведомо будет  конкурентоспособным и на самом  требовательном международном рынке. Поэтому базой для оценки конкурентоспособности  фирмы должно являться исследование потребностей покупателя, требований рынка.

Именно рынок представляет собой  ту сферу общественных отношений, где  товары, конкурируя между собой, проходят сравнение и проверку потребителем на соответствие его потребностям и  где выявляется отклонение от этих потребностей.

Товар - основа предпринимательской деятельности предприятия, если предприятие не имеет товар, то ему нечего продавать, следовательно, ему не с чем выйти на рынок. Однако, не каждый продукт труда может стать товаром, он прежде всего должен иметь ценность для общества, то есть потребители должны проявить интерес к этому продукту труда. Продукт труда становится товаром также в случае полной его коммерциализации, то есть доведение продукта до такого состояния, когда он полностью соответствует уже существующим требованиям рынка. Например, опытный образец не может являться товаром до тех пор, пока он не будет соответствовать установленным требованиям ГОСТов, не будут устранены все недостатки и т.д.

На рынке  товар определяет судьбу рыночной и  всей хозяйственном политики фирмы-производителя. В силу этого обстоятельства вся совокупность мер, связанных с товаром, то есть его создание, производство и совершенствование, продвижение и реализация на рынках, сервис, а также снятие товара с производства, бесспорно, занимает центральное место во всей деятельности товаропроизводителя.

Фирма не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в конкуренткой среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности.

Изучение  конкурентоспособности фирмы должно вестись непрерывно и систематически. Это дает возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться. В итоге можно вовремя принять то или иное оптимальное решение: снять изделие с производства или модернизировать его, перевести на другой рынок и т.д. Выпуск на рынок нового изделия прежде, чем старое исчерпало все возможности своей конкурентоспособности, нецелесообразен с экономической точки зрения.

Вышеизложенное  определяет актуальность темы курсовой работы. Цель работы - провести исследования и дать оценку конкурентоспособности фирмы.

Для достижения поставленной цели необходимо поставить  и выполнить ряд задач:

    1. определить составляющие конкурентоспособности фирмы;
    2. изучить методы исследования и оценки конкурентоспособности фирмы:
    3. исследовать конкурентов ОАО «Компания ЮНИМИЛК»;
    4. дать оценку конкурентоспособности фирмы ОАО "Компания ЮНИМИЛК" на основе проведенных исследований,
    5. предложить пути повышения конкурентоспособности фирмы ОАО "Компания ЮНИМИЛК".

Глава 1. Составляющие конкурентоспособности  товара


  • 1.1 Конкурентоспособность товара

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность  товара это главный фактор успеха. Конкурентоспособность товара предполагает оптимальное сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания. В связи с чем, одним из важнейших показателей конкурентоспособности предприятия, особенно для производителя, является конкурентоспособность его продукции.

Конкурентоспособность товаров зависит от ряда факторов, в связи с чем, понятие конкурентоспособность достаточно ёмкое. Конкурентоспособность рассматривают, как способность товаров быть проданными. Чтобы удовлетворить различные потребности покупатель приобретает товары, качество и потребительские свойства товаров которых и способны удовлетворить эту потребность. Поэтому конкурентоспособность товаров можно считать и рядом качеств, обеспечивающих преимущества товару на рынке и содействующих его успешному сбыту.

При сравнении  групповых потребительских свойств  и факторе в конкурентоспособности  можно провести аналогию (табл. 1.1.).

Рассматривая  конкурентоспособность в данном аспекте, можно сказать о том, что конкурентоспособность это  более товароведное понятие чем какой - либо другой науки.

В этой связи  и по причине того, какое значение принимает конкурентоспособность  на этапе становления цивилизованного  рынка и по тому, как оно связано  с. потребительскими свойствами данное понятие можно рассматривать, как  новое потребительское свойство с конкретными показателями, которые  характеризуют, товары со всех точек  зрения.

 

                                                                                                           Таблица 1.1

Сравнение потребительских  свойств и конкурентоспособности

Групповые потребительские свойства

Факторы конкурентоспособности

Социальные

Престижность

Функциональные

Технические параметры

Эргономические

Сервисные возможности

Надежность

Имидж фирмы

Безопасность

Имидж фирмы

Эстетические

Дизайн

 

Послепродажное время

 

Цена покупки и потребления


 

Конкурентоспособность можно рассматривать и как  комплексное свойство, характеризующее  способность товара обладать определенной предпочтительностью для потребления с различных точек зрения, как социальных, функциональных, так и экономических. Таким образом "конкурентоспособность" - совокупность только конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для покупателя. Конкурентоспособность товара - степень его притягательности для потребителя. Это свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Конкурентоспособность товара определяется совокупностью  только тех конкретных свойств, которые  представляют несомненный интерес  для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Товар  с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно повысить его стоимость  за счет придания товарам новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.

Конкурентоспособность товара может быть определена только в результате его сравнения с  другим товаром и является относительным  показателем. Она отражает отличие  данного товара 'от товара - конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Для того, чтобы выяснить конкурентоспособность какого - либо товара, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовлетворения своей потребности.

Конкурентоспособность  товара  -  комплекс  потребительских стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочтительность для потребителя по сравнению с аналогичными товарам: других отечественных и зарубежных предприятий.

Конкурентоспособность определяется только теми свойствами которые представляют существенный интерес для покупателя, поэтому  она слагается из таких показателей  как качество продукции, маркетинг  и коммерческая деятельность, цена товара, имидж товара и престижность фирмы.

Существует  много факторов, определяющих конкурентоспособность  товара. Современному предпринимателю, чтобы выжить и процветать, необходимо постоянно следить за поставщиками, потребителями и другими силами, определяющими конкуренцию.

 Для  того чтобы товар был приемлемым  для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик. Существуют следующие основные параметры, характеризующие конкурентоспособность товара (рис 1.1):

Технические параметры включают:

  • параметры назначения — свойства товара, определяющие области применения и функции, которые он предназначен выполнять (например, швейное производство, перевозка грузов, обработка сельхозпродукции);
  • эргономические параметры, характеризующие, соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения различных операций (трудовых, отдыха);
  • конструктивные параметры, отражающие конструктивно технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность, ремонтопригодность и т. п.);
  • эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара (цвет, мода, стиль).

Нормативные параметры. Они характеризуют, свойства товара, регламентируемые обязательными  нормами стандартов на рынке, где  его предполагается продавать. В  случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности.

Экономические параметры. Они связаны с затратами  покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуатационные затраты.

  •        

 

  •            1.2 Качество товара.

Конкурентоспособность товара, прежде всего определяется его качеством. Качество - критерий оценки товара, объединяющий комплекс требований к нему. Понятие "качество" рассматривается как совокупность свойств, обуславливающих пригодность изделия (продукции) удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением в определенных условиях эксплуатации. Качество является первоочередным фактором при определении цены. В зависимости от уровня качества изготовитель устанавливает стоимость товара.

Информация о работе Стратегический менеджмент