Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 11:25, реферат
Стратегический менеджмент - обоснование и выбор перспективных целей
развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в
долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение
намеченных целей.
1. Стратегический менеджмент и его функции..........
1.1 Функции стратегического менеджмента.........
1.2 Основные принципы и тенденции
стратегического управления..............
2. Этапы стратегического менеджмента............
3. Стратегия в зонах хозяйствования..............
4. Перспективное планирование...............
4.1 Определение перспективного планирования.......
4.2 Структурат перспективного (5 летнего) плана........
4.3 Этапы перспективного планирования на
предприятии.....................
Список используемой литературы................
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Сибирский государственный аэрокосмический университет
Имени
академика М.Ф.Решетнева
РЕФЕРАТ
По курсу « Стратегический менеджмент»
На
тему: « Стратегический
менеджмент»
Выполнила:
студентка группы Л-92
Домишева Елена
Проверила:
Степанова
Э.В.
КРАСНОЯРСК
2010
СОДЕРЖАНИЕ
1. Стратегический менеджмент и его функции..........
1.1 Функции стратегического менеджмента.........
1.2 Основные принципы и тенденции
стратегического управления..............
2. Этапы стратегического менеджмента............
3. Стратегия в зонах хозяйствования..............
4. Перспективное планирование...............
4.1 Определение перспективного планирования.......
4.2 Структурат перспективного (5 летнего) плана........
4.3 Этапы перспективного планирования на
предприятии...................
Список используемой литературы................
1.1 Функции стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент - обоснование и выбор перспективных целей
развития предприятия
и повышения его
долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение
намеченных целей.
Самыми главными, перспективными вопросами должен заниматься непосредственно
генеральный директор или хозяин фирмы, которому могут помогать
референты (штаб). В противном случае ему придется в конце концов
уступить место другому лицу, фактически выполняю щему данные функции.
Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций:
а) определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации;
б) определение средств достижение этих целей;
в) сегментация, то есть разделение общей цели на подцели;
г) разработка соответствующих перспективных планов и программ.
Все виды менеджмента взаимосвязаны. Любой менеджер выполняет административные
функции, руководит персоналом, участвует в выборе целей своей деятельности и
средств ее достижения. Директор малого предприятия и тем более
индивидуальный предприниматель сам выполняет все или большинство функций.
Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепить их за
разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях
целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них
характерны особые средства и методы управления, навыки и
приемы.
Стратегический менеджмент - основа управления предприятием. Установление
целей развития и средств их достижения определяет задачи всех видов
менеджмента.
1.2 Основные принципы и тенденции стратегического управления.
Можно выделить основные принципы и тенденции стратегического управления
предприятиями в современных условиях.
1. Разделение управления имуществом (функция собственника) и производством
(компетенция директора, правления, менеджера). Согласно российскому
законодательству в акционерном обществе только собрание акционеров-
собственников может принимать решения об изменении уставного капитала,
продаже, покупке, сдаче в аренду дорогостоящего (более 10% общих активов)
имущества, распределении прибыли (после уплаты налогов), эмиссии ценных
бумаг, реорганизации предприятий, открытии и закрытии филиалов и т.д. В то же
время собственник (в том числе фонд государственного имущества) не вправе
вмешиваться в управление производством (выбор поставщиков, сбыт продукции,
набор и увольнение работников и т.д.). Арендодатель следит за изменением
стоимости своего имущества, соотношением активов и пассивов, прибылей и
убытков, внесением арендной платы, но не может указывать арендатору условия
реализации продукции и распределения доходов.
2. Основой стратегии
предприятия становится
внимание руководителей перемещается из снабженческо-производственной в
финансово-сбытовую сферу.
В условиях кризиса средства можно вкладывать лишь в наиболее надежные и
перспективные проекты, которые не только обеспечат заданный уровень
доходности, но и укрепят рыночные позиции фирмы. Высокий уровень риска
(зависимость ожидаемой выручки от изменения цен на ресурсы, ссудного
процента, темпов инфляции, валютного курса и других независящих от
предприятия факторов) может быть компенсирован повышенной эффективностью
вложений. Для ее оценки в первом приближении используется коэффициент
окупаемости капиталовложений (КОК).
• Оценка эффективности производства в конечном счете характеризует
результативность конкретных проектов и управления предприятием в целом.
Она включает четыре основных этапа:
1) исчисление производственных расходов;
2) определение требуемых инвестиций (капиталовложений);
3) прогнозирование ежегодных доходов с учетом износа активов;
4) определение
срока окупаемости
3. Разделение функций стратегического и оперативного управления
производством. Первые осуществляет руководитель (совет директоров) и штаб
(консультативный совет, не имеющий права давать прямые указания
исполнителям), вторые -правление, директора по производству, маркетингу и
сбыту и т.д., подчиненные им отделы управления.
К числу обязанностей руководителя относится определение общих целей на
основе анализа и прогнозирования рыночных позиций фирмы, утверждение
соответствующих планов и программ, структуры управления, концепции
маркетинга, основных направлений НИОКР. Разработка кадровой, социальной,
финансовой, инвестиционной, закупочной и производственной (что и как
выпускать) политики, координация работы структурных единиц и служб
управления, подбор непосредст-венно подчиненных сотрудников. Вмешательство
генерального директора в оперативное управление поставками, запасами,
календарное плани-рование неприемлемо в рыночной экономике.
Управление имуществом включает контроль за стоимостью иму-щества, активами
и распределением прибыли, определение стратегии маркетинга и обновления
производства. При этом функция стратеги-ческого управления выполняется в
штаб-квартире корпорации, а опера-тивного управления - остается на заводе,
передается в низовые ячейки, в цеха, комплексные бригады и другие
подразделения. В этом нет разли-чия между американскими и японскими
фирмами. Низовые ячейки стали сами заказывать материалы, производить и
отгружать продукцию. В ре-зультате в США, например, корпорации сократили 25%
управленческого персонала.
Усиливается роль финансовых подразделений в выработке стратегических целей.
В условиях компьютеризации финансовая служба объединяется с бухгалтерией. При
отсутствии электронно-
работ бухгалтерии начинают тормозить всю работу фирмы. В развитых странах 92
% фирм отказались от ручной выписки документации, расчетов и т.п. По
существу, внедряется полная компьютеризация этих процессов. Осуществляется
также разделение задач перспективной (на 5 лет и более) и текущей (на 1-3
года) максимизации прибыли.
Благодаря иной стратегической ориентации корпорации Японии существенно
потеснили США на мировом рынке. В 80-х гг. они имели превосходство по таким
показателям, как фондовооруженность труда (в 2-5 раза), средний возраст
металлообрабатывающего оборудования (9,5 лет по сравнению с 17.5), доля
затрат на обновление производства (исследования и разработки, маркетинг,
дизайн и реклама, развитие рынка после начала продаж), удельный вес новых
товаров, затрат на предотвращение брака и т.д. В то же время в корпорациях
США выше скорость оборота средств, текущая рентабельность совокупных активов,
доля собственного и привлеченного капитала по сравнению с кредитами.
К числу методов повышения рентабельности в долгосрочной перспективе относятся
развитие инфраструктуры сбыта и технического обслуживания продукции, снижение
серийности производства (при высокой унификации узлов, деталей,
технологических процессов). Децентрализация управления (при создании
автоматизированной информационной системы), техническое содействие
поставщикам (на основе долгосрочных связей), выделение структурных единиц в
дочерние малые предприятия и т.д.
4. Многообразие
стратегий управления в
и сфер деятельности, где она может рассчитывать на успех. Так, завод
"Импульс"
в Санкт-Петербурге в основу
своей стратегии положил
военной к наукоемкой гражданской продукции. В 1992 г. не дожидаясь общих
программ конверсии, он освоил выпуск, а в 1993 г. - массовое производство
микроволновых печей по цене в 5-10 раз ниже импортных. Алтайский картонно-
рубероидный завод столкнулся с иной ситуацией - сокращение спроса на
строительные материалы и обилие посредников, забирающих основную часть
прибыли. Он добился успеха, выдвинув в качестве главной цели прямые
поставки, в том числе по бартеру и за рубеж.
5. Организация сотрудничества крупного и малого бизнеса. 80-е годы XX века
стали во всем мире периодом возрождения малого бизнеса. Стало очевидным,