Автор: Елена Полено, 07 Октября 2010 в 18:01, реферат
Стратегический менеджмент можно определить как совокупность основополагающих решений, призванных обеспечить соответствие фирмы среде ее развития (и, следовательно, жизнеспособность предприятия в достаточно длительной перспективе).
Примерами решений стратегического типа служат, в частности, выбор рынков и круга производимых товаров, масштабов и географии деятельности, способов ведения конкуренции, деловых партнеров, источников снабжения материалами и концепции маркетинга, технологий и структуры производственных возможностей, организационной структуры, правовой формы и системы управления (включая подбор и воспитание руководителей нужных типов), формирование адекватной организационной культуры и т. п.
Перечисленные решения взаимосвязаны. Допустим, что из-за изменений в спросе и других окружающих условий фирма вынуждена сформулировать заново стратегию продукты рынки. Само собой разумеется, что и новая стратегия должна соответствовать деловым возможностям фирмы структуре производственных мощностей, составу и качеству персонала, потенциалу службы исследований и разработок, доступным каналам сбыта, особым навыкам, являющимся источником конкурентоспособности, и пр. (при том, что во всех этих аспектах, быть может, тоже неизбежны серьезные сдвиги).
Глава
1
Роль и предпосылки систематического стратегического менеджмента Стратегический менеджмент можно определить как совокупность основополагающих решений, призванных обеспечить соответствие фирмы среде ее развития (и, следовательно, жизнеспособность предприятия в достаточно длительной перспективе). Примерами
решений стратегического типа служат,
в частности, выбор рынков и круга
производимых товаров, масштабов и
географии деятельности, способов ведения
конкуренции, деловых партнеров, источников
снабжения материалами и Перечисленные решения взаимосвязаны. Допустим, что из-за изменений в спросе и других окружающих условий фирма вынуждена сформулировать заново стратегию продукты рынки. Само собой разумеется, что и новая стратегия должна соответствовать деловым возможностям фирмы структуре производственных мощностей, составу и качеству персонала, потенциалу службы исследований и разработок, доступным каналам сбыта, особым навыкам, являющимся источником конкурентоспособности, и пр. (при том, что во всех этих аспектах, быть может, тоже неизбежны серьезные сдвиги). (Всякая стратегия есть в этом смысле реакция организации на внешние условия, но реакция не произвольная, а ограниченная компетентностью и конкурентоспособностью предприятия, а также имеющимися в его распоряжении средствами.) Далее, новая
деловая стратегия может В конечном счете о качестве стратегического управления судят по степени, в которой оно обеспечивает равновесие организации с внешней средой, а также внутренние сбалансированность и устойчивость самой фирмы. Одновременно это один из ключевых факторов конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также успешного выполнения им разнообразных требований, которые предъявляют к современной фирме ее многочисленные соучастники потребители, инвесторы, менеджеры, исполнительный персонал, профсоюзы, хозяйственные контрагенты, государственные структуры, заинтересованные общественные движения и пр. Определение
стратегических решений как основополагающих
означает, что существуют также и
нестратегические решения текущие
или оперативные. Это деление
является для курса фундаментальным.
В то же время оно не может быть
строгим и зависит скорее от контекста.
Скажем, решение о найме рядового
сотрудника не является стратегическим.
С другой стороны, найм руководителя
высокого ранга или приглашение
исследователя особой квалификации
могут иметь для фирмы В качестве
существенных признаков стратегических
решений можно отметить следующие
моменты: они зачастую уникальны
и выступают в форме Текущие решения противоположны по своим характеристикам: они более стандартны и повторяемы; принимаются достаточно регулярно; более краткосрочны; связаны преимущественно с поддержанием текущей конкурентоспособности; сориентированы скорее на внутренние процессы; основаны на более точной и детальной информации; менее рискованны и т. п. Сами по
себе стратегические решения и выбор
определенной стратегии не являются
чем-то принципиально новым: испокон
века хороший руководитель должен был
мыслить и действовать в Контекст
и предпосылки были при этом примерно
такими. С одной стороны, большинство
традиционных (связанных с первоочередными
потребностями) рынков достигло к тому
времени фазы насыщения и перестало
расти. В результате прекратился
рост фирм-операторов, ужесточилась конкуренция
между ними и снизилась прибыльность.
Ситуацию усугубило вторжение на
эти рынки иностранных С другой стороны, в это же время открылась масса новых коммерческих и технологических возможностей волна технологических переворотов (в том числе в старых отраслях) в связи с очередным этапом НТР, возникновение множества новых отраслей, интернационализация и последующая глобализация ряда рынков, растущее разнообразие жизненных стилей и потребительских запросов, динамичное обновление последних и т. п. В результате стремящаяся к развитию фирма оказалась перед сложным выбором из большого числа альтернатив, которые с трудом и лишь частично поддавались оценке. (Первой и вполне естественной реакцией американских, например, компаний стала обширная диверсификация, которая превратила их в многоотраслевые комплексы.) Кроме того,
серьезно усложнилось социально- В сумме все эти изменения означали, что внешняя среда фирмы стала на порядок сложнее, динамичнее и непредсказуемее. А последующий ход событий подтвердил, что высокая турбулентность окружения превратилась в постоянно действующий и критически важный для современного предприятия фактор. Одним из ближайших
последствий явилось то, что утратили
работоспособность стандартные
для того времени системы управления
фирмой, поскольку они действовали
преимущественно в режиме простой
экстраполяции привычных Но предварительно
потребуется несколько Во-первых,
современные условия исключают
в большинстве случаев [см. 4, с. 256261],
что типичная стратегическая
реакция состояла в предельно
возможном игнорировании Такая пассивная, строго последовательная и продолжительная адаптация была возможна только потому, что само внешнее окружение фирмы развивалось весьма постепенно и эволюционно, а стратегически значимые разрывы были редкостью. Для нашего
времени типична более высокая
скорость изменений. Не случайно сегодня
только в одном из трех случаев
реактивная (отложенная до наступления
кризиса) стратегическая адаптация
оказывается успешной [см. 9, с. 57]. Поэтому
идеология систематического стратегического
менеджмента постулирует Во-вторых, новые условия формируют новый баланс между стратегической и оперативной работой фирмы (между стратегическими и текущими акциями). Современная фирма ведет как бы двойную жизнь. С одной стороны, она должна выдерживать конкуренцию на уже занятых ею рынках и совершенствовать в этой связи свою текущую деятельность. В противном случае, а именно проиграв в текущей конкуренции и (возьмем предельный случай) обанкротившись, предприятие одновременно лишается и будущего. С другой же стороны, коль скоро частые и радикальные изменения стали основным законом бизнеса, фирма должна столь же настойчиво и систематически изучать и строить свое будущее с тем, чтобы наименее болезненно переходить к нему. Имеются многочисленные
свидетельства [см., например, 40] тому, что
инновации проходят в своем развитии
определенный скрытый период и что
фирмы, не сумевшие распознать истинные
пределы своих технологий и продуктов,
не создавшие инноваций или Таким образом, необходим разумный баланс между настоящим и будущим: не защитив свой сегодняшний бизнес, фирма не имеет будущего; равным образом, не выделив должные ресурсы под будущее развитие, она может лишиться его. Вместе с тем это равновесие вовсе не гарантировано и не достигается автоматически: стратегическая и оперативная работа суть два противоположных типа организационного поведения (творческое, предпринимательское решение совершенно новых проблем в первом случае, и, скорее, рутинная исполнительская деятельность во втором), которые могут различаться до полной несовместимости и взаимного отторжения [см. по этому вопросу 4, с. 234243; 5, с. 3048, 301312]. Нетрудно
также представить себе управляющего,
который настолько перегружен оперативными
задачами и отягощен проблемами текущего
выживания фирмы, что лишен возможности
выполнять функции В первой половине столетия фирма практически не сталкивалась с подобными проблемами: она действовала в спокойной стратегической обстановке и решала по преимуществу оперативные задачи. По этой же причине переход к стратегическому управлению встретил сопротивление и отторжение, поскольку отсутствовали адекватные предпринимательские ресурсы и предпринимательская организационная культура, специальные навыки и опыт, необходимая информационная база, должные ответственность и мотивация и пр. Именно в указанном выше смысле современная фирма должна трансформироваться в организацию, способную совместить предпринимательскую, с одной стороны, и текущую конкурентную деятельность, с другой, и способную гарантировать равноправие стратегических и оперативных решений. Само достижение этого баланса становится актуальной задачей менеджмента. В-третьих,
поскольку условия развития хозяйственных
организаций чрезвычайно Очевидно, что не может быть одинаковой стратегия, скажем, фирмы, доминирующей на рынке, и фирмы, находящейся на периферии последнего; или, допустим, фирмы, входящей в только что зарождающуюся отрасль, и оперирующей на вполне зрелом рынке. Понятно также, что актуальность и концентрация стратегических решений на порядок выше при проектировании нового бизнеса или при реабилитации неудачных проектов, чем в случае дрейфа фирмы в рамках устоявшейся стратегии. Далее, стратегические решения могут приниматься и переопределяться в режиме периодического корпоративного планирования или же спонтанно, от случая к случаю, по мере возникновения стратегических проблем, а зачастую под давлением кризисных обстоятельств. Стратегия может разрабатываться сугубо авторитарно высшим руководством фирмы или же с привлечением широкого круга менеджеров и служащих, а также внешних акционеров, причастных к различным аспектам стратегического плана. Решения могут быть тщательно задокументированы, а могут существовать всего лишь в виде неформального врдения перспектив бизнеса, которое обозначено лидером организации и играет роль стратегических установок для остальных участников. Еще и сегодня
наверняка встречаются условия,
допускающие реактивную адаптацию
фирмы. (Другое дело, что они уже
не столь типичны, о чем косвенно
свидетельствуют приведенные Учитывая
огромное разнообразие условий и
типов организационного развития, теория
стратегического менеджмента В-четвертых, возникновение стратегического менеджмента не означает полный отказ от предшествовавших ему систем управления перспективным развитием. (В этом проявляется, кстати, общая эволюция управления, состоящая в естественном отборе полезных и выбраковке не оправдавших себя форм и методов.) Стратегическое управление вполне преемственно в указанном отношении и сохранило основные достижения предшественников (начиная с аппарата экстраполяции фундаментальных трендов и заканчивая идеями программного подхода). В свою очередь, далеко не все новые идеи и подходы оправдали себя на практике, и отбор, следовательно, продолжается. Кроме того, учтем еще раз, что, если допускают условия, фирма вправе обойтись более простой системой управления, не прибегая к систематическому стратегическому менеджменту. А вот предприятие, функционирующее одновременно как бы в нескольких по сложности средах, скорее всего, нуждается в комбинированной системе управления [см. 4, с. 6264, 296299, 317318]. В-пятых, существует определенный разрыв между нормативной частью теории и реалиями массовой практики управления. Так, по оценке президента Европейского фонда развития менеджмента Д. Шаика, современные бизнесмены и управляющие слабо владеют анализом деловой среды и явно недоиспользуют предоставляемые ею возможности. Кроме того, ощущается определенный дефицит руководителей-предпринимателей и руководителей-лидеров, составляющих, вообще говоря, движущую силу стратегического менеджмента [см. 42, с. 22, 24]. Другие исследователи констатируют неудовлетворительное балансирование оперативной и стратегической работы [см. 9, с. 239]. Все это весомые показатели упомянутого разрыва, учитывая то, что в нормативном смысле стратегический менеджмент ассоциируется с инициативным предпринимательством, дополненным информированными анализом и предвидением. (Здесь уместно сослаться на мнение известного исследователя менеджмента профессора Виссемы, полагающего, что уже в 90-е гг. стратегическое управление могло бы превратиться в стратегическое предпринимательство [см. 11, с. 171178].) Разрыв вполне объясним: теория формировалась прежде всего путем обобщения опыта лучших компаний мира (типа IBM, General Electric, General Motors и др.). Другими словами, она находится ближе к лидирующей, чем к массовой практике. Учтем также, что стратегический менеджмент достаточно новая отрасль управленческой науки, остающаяся пока в стадии становления. |
Введение 1.Роль и предпосылки систематического стратегического менеджмента 2.Эволюция 3.Международные сравнения 4.Структура сложной стратегии 5.Цикл стратегического управления 6.Сегментация и интеграция 7.Конкурентные аспекты 8.Условный пример Литература Приложение